Развитие речи и высших психических функций у детей дошкольного возраста.
консультация

Родина Лариса Станиславовна

Выступление перед родителями будущих первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_pered_roditelyami_2010g.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме:

«Развитие речи и высших психических функций у детей дошкольного возраста».        

Учитель-логопед СОШ №22 СУИОП                Родина Л.С.

Какова же функция работы учителя-логопеда?

Учитель-логопед занимается развитием речи, исправлением звукопроизношения, а также развитием ВПФ: памяти, вниманием, мышлением, восприятием.

Сегодня мы будем говорить о речевом развитии детей.

Наших детей иногда называют любознательными исследователями. Они начинают получать информацию сразу же после своего рождения. Ребенок овладевает речью с помощью слуха. Сначала он понимает обращенную к нему речь, а потом начинает говорить сам. То есть речь появляется посредством самонаучения, а не подражения.

В возрасте от 2 до 6 лет процесс познания и обучения протекает стремительно быстро. Наблюдая за своим ребенком, вы видите, что он интересуется абсолютно всем на свете: из чего сделана чашка, как устроена лампочка (особенно это свойственно для мальчиков), почему зимой вода замерзает, а летом нет. Ребенок постоянно задает нам вопросы: «Почему?, «Зачем?», «Отчего?», таким образом, он познает окружающий мир.

К тому моменту, когда ребенок собираются идти в школу, его мозг уже усваивает такое количество сведений о себе, своей семье, окружающем мире, о котором мы, взрослые, даже не подозреваем.

Разговаривая с ребенком, необходимо обращать внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. По данным выдающегося психолога Анатолия Александровича Леонтьева словарный запас 6-ти летнего ребенка достигает 7000 слов. В разговоре ребенок должен использовать сложные предложения, включающие  более 5 слов.

В шестилетнем возрасте у детей в основном завершается этап усвоения грамматической системы языка.

Что же должен знать ребенок в возрасте 6 лет?

  • Ребенок должен правильно отвечать на вопросы: «Что это?», «Кто это?»,
  • образовывать множественное число существительных: «ягода-ягоды»; «носок- носки», «рот-рты», «ухо-уши» ;
  • обобщающие понятия. Например «жираф, лев, верблюд, зебра – это дикие животные»;
  • образование новых слов при помощи уменьшительных суффиксов: «стол-столик», «стул-стульчик»;
  • образование новых слов при помощи увеличительных суффиксов: «рука-ручища», «волк-волчище»;
  • образование новых слов при помощи ласкательных суффиксов: «кошка-кошечка», «заяц-заинька»;
  • название детенышей животных: «у свиньи-поросенок, у лягушки-лягушонок, у совы-совенок, у орла-орленок», у лошади-жеребенок;
  • образование наименование предметов: «Хлеб лежит в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты – в конфетнице»;
  • образование родственных слов: «козел – коза – козленок»;
  • согласование существительных с существительными: «1 птица, 2 птицы, 5 птиц»;
  • соотношение целого и его частей: «чайник: носик, ручка, крышка, дно»;
  • знание предлогов (ручка лежит на тетради, под, над, справа, слева, в);
  • правильно подбирать глаголы (например, кричать, говорить, шептать, петь);
  • глаголы, образованные звукоподражательным путем (комар –пищит, лягушка –квакает, корова –мычит, курица -кудахчет, коза –блеет, лошадь –ржет, гусь –гогочет);
  • образование относительных прилагательных: кофта из шерсти – шерстяная кофта, ботинки из кожи – кожаные ботинки;
  • форма предмета: «арбуз круглый, а яйцо овальное, кубик квадратный, а крыша треугольная»;
  • вкус предмета: «лимон кислый, а торт сладкий»;
  • размер предмета: «дерево высокое, а куст низкий. У жирафа шея длинная, а у собаки короткая»;
  • скорость предмета: «заяц бежит быстро, а черепаха медленно»;
  • характерные особенности предмета: «лев храбрый, а заяц трусливый»;
  • вес предмета: «чемодан тяжелый, а шарик легкий»;
  • образование притяжательных прилагательных: «у кошки хвост кошачий, у козы шерсть козья»;
  • согласование прилагательных с существительными: «крокодил зеленый, елка, ведро, огурцы»;
  • подбор слов с противоположным значением (антонимы): «Грустить – радоваться, медленный – быстрый»;
  • подбор слов близких по значению (синонимы): «метель, пурга, вьюга, буран, метелица»;
  • многозначность слов: «иголка может быть швейной, у ежика, у ели, у шприца»;
  • переносное значение слов: «золотые руки – умелый, работящий человек. Болтлива, как сорока – болтливая женщина, многоговорящая»;
  • происхождение слов: «подснежник – первый весенний цветок, который появляется из-под снега. Подберезовик – гриб, растущий под березой».


Владея этими знаниями, ребенок даст отличный результат и поможет предупредить возникновение проблем со школьной успеваемостью.

Для того, чтобы предотвратить трудности во время обучения в начальных классах, необходимо развивать речь ребенка в дошкольном возрасте.

Я бы хотела порекомендовать следующие книги, в которых подобраны игры и задания, позволяющие устранить пробелы в развитии грамматического строя речи, обогатить словарный запас, развить интерес к слову, речи:

  1. Галина Петровна Шалаева «Родная речь», «Занимательная грамматика», «Занимательная арифметика».
  2. Ирина Викторовна Скворцова «Логопедические игры».
  3. Виктория Семеновна «Альбом по развитию речи».

Параллельно с развитием речи у ребенка развиваются ВПФ: память, мышление, восприятие, внимание – это основы, на которых строится речь.

Мышление подразделяется на:

  • Наглядно-образное,
  • Наглядно-действенное,
  • Вербально-логическое.

Для проверки наглядно-образного мышления ребенку предлагают собрать пазлы.

Наглядно-действенное мышление характеризуется сборкой пирамидки.

Вербально-логическое мышление. Перед ребенком раскладываются картинки одного рассказа, но не последовательно. Задача ребенка: разложить последовательно и составить рассказ (карточки №5).

Восприятие подразделяется на:

  • Зрительное,
  • Слуховое,
  • Пространственное,
  • Временное.

Обследуя зрительное восприятие ребенку предлагается исправить ошибку, допущенную художником («Занимат. Грамматика», стр. 11).

Слуховое восприятие проверяется ритмическим рисунком: / // ///.

Пространственное – нарисовать круг, и предложить ребенку дорисовать что-нибудь, чтобы получилась картинка.

Временное проверяется вопросами, типа: «Что было перед зимой?», «Что наступает после ночи?». «Назови соседей четверга».

Для того, чтобы ребенок запомнил дни недели, советую приобрести настенный календарь.

Память подразделяется на:

  • Слухоречевую,
  • Зрительную,
  • Тактильную и двигательную.

Слухоречевая память. Ребенку предлагают прослушать 10 одно-двусложных слов, а затем воспроизвести в любом порядке.

Зрительная память. 6 цифр (букв) раскладывают перед ребенком. Через 15с цифры (буквы) убирают, а ребенок пишет по порядку цифры (буквы).

Тактильную и двигательную проверяют, проводя игру «Волшебный мешочек».

Чтобы проверить внимание и память вашего ребенка, задайте вопросы, типа:

Назови свое имя.

Назови свою фамилию.

Назови свое имя и фамилию.

Назови свою фамилию и имя.

И в заключении, хочу вспомнить хорошо знакомые всем слова: «Все мы родом из детства» и пожелать Вам, родителям терпения в совместной кропотливой работе со специалистом по преодолению тех или иных проблем у ребенка во благо его будущей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование авторского дидактического материала "Разноцветные пуговки" для развития и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста.

Использование авторского дидактического материала "Разноцветные пуговки" для развития и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста....

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....

Проект по развитию речи с использованием технологии хромотерапии для детей дошкольного возраста с нарушением речи "Цветные сказки".

Практико-ориентированный проект для детей 5-6 лет с нарушением речи.проект направлен на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. Проект "Цветные сказки&qu...

Коррекция высших психических функций у детей с нарушением интеллекта на уроках «Игра, игротерапия» и «Развития психомоторики и сенсорных процессов».

Коррекция высших психических функций у детей с нарушением интеллекта на уроках «Игра, игротерапия» и «Развития психомоторики и сенсорных процессов»....

Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста с ОВЗ с помощью магнитного театра «Репка»

Предлагаю Вашему вниманию задания, которые я использую в своей работе по развитию внимания, восприятия, памяти, мышления, речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)...

Особенности развития высших психических функций у детей с РАС

Особенности развития высших психических функций у детей с РАС...