Коррекция познавательной деятельности на уроках трудового обучения.
методическая разработка по теме

Никитина Малика Нематовна

Новые направления трудового обучения умственно отсталых детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция познавательной деятельности на уроках трудового обучения.

Новые направления трудового обучения умственно отсталых детей.

     На современном этапе развития специального образования для детей с ограниченными возможностями встаёт проблема социализации их в обществе, которая позволила им оптимально и адекватно войти в жизнь, общественную деятельность, чувствовать себя необходимыми и полезными членами общества. В этой связи особую значимость приобретает их трудовая подготовка, целью которой является обучение учащихся определённым трудовым знаниям и умениям, необходимым для полной социальной адаптации интеграции учащихся. А, следовательно, появляется необходимость совершенствования трудовой подготовки глубоко умственно отсталых школьников. Нами была разработана программа <<Технология изготовления кукол>> рассчитанная на учеников начальной школы, целью которой является обучение учащихся изготовление кукол из папье-маше, развитие трудового умения и навыков, развитие мелкой моторики рук и коррекция нарушений психических процессов учащихся. Специфика данной технологии заключается в том, что ребёнок овладевает в процессе изготовления кукол разнообразными ручными операциями, у него развивается координация движения обеих рук, так как обе руки выполняют в основном одинаковые движения (обёртывание бумаги, выкладывание и наклеивание слоев и т.д.).  

          Трудясь над изготовлением куклы, ребёнок имеет возможность через образ куклы выразить свои чувства и опыт. Возможность играть с куклой делает труд радостным и желанным. Достигается эффект наибольшей заинтересованности ребёнка в труде. Это позволяет наилучшим образом сформировать необходимые трудовые навыки, корректировать в процессе труда индивидуальные личностные проявления каждого ученика.

Работа с бумагой- это работа с материалом легко доступны учащимся, обладающим конструктивными и классическими свойствами. Изготовления изделий из папье-маше способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер у ребёнка,  подготавливает его к выработке навыков письма, способствует эстетическому развитию, подготавливает руку учащегося к профессиональной трудовой деятельности, развивает творчество и воображение ребёнка.

          В процессе всех занятий учащиеся значительно расширяют свой кругозор, словарный запас, знакомясь с названиями инструментов, материалов, трудовых процессов. Изготовление самой куклы способствует упражнениям в вычислениях, в сопоставлении и отработке понятий <<больше>>, <<меньше>>, <<уже>>, <<короче>>, <<длиннее>>. Закрепляется геометрических материал, учатся подбирать цвета к образу героя.

      Ведущие психологи и дефектологи Выготский Л.С., Леонтьев А.Н.,  Лебединский В.В. утверждают что, познавая реальный мир в его социальных связах и отношениях, и будучи ограничены в возможностях непосредственно включения себя в эти структуры, ребёнок активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой проекции, обеспечивающей ребёнку возможность самовыражения, наполнения опыта и его коррекции  в процессе самостоятельной игры с игрой других, длительное время являются куклы. Вовлекая детей в коллективные игры с куклами(разыгрывание кукольных спектаклей) мы даём возможность ребёнку в условиях коллективной творческой деятельности выразить себя, свои чувства и переживания. Игра с куклой позволяет решать такие важные психокоррекционные задачи, как расширение репертуара самовыражения ребёнка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекцию отношений в системе родитель-ребёнок, отношений детей в коллективе.

         Разыгрывание сюжетов с куклой за ширмой помогает детям преодолеть робость, застенчивость, служит тренировкой внимания, памяти, развивает речь, мышление, эмоциональность. Насыщенная положительными эмоциями игра с куклами позволяет обеспечивать автоматизацию усвоенных поведенческих навыков, способствует формированию правильных навыков общения у детей.

Труд, как вид человеческой деятельности представляется очень богатым и сложным процессом, в котором, так или иначе, участвуют (анализаторы, органы чувств), перерабатывающие (мозг), так и моторные (исполнительные функции).  

        У умственно отсталых детей все эти процессы недоразвиты или нарушены.

Одной из специфических задач коррекционной школы является коррекционная направленность трудового обучения. Благодаря трудовому обучению, у школьников расширяется круг представлений, совершенствуется познавательные способности, формируется основные процессы умственно деятельности, развивается способность воспринимать и чувствовать красоту и преображающую силу труда, умение создавать красивые вещи, осуществляется физическое воспитание учащихся.

Уроки трудового обучения только тогда имеют коррекционное значение, когда они правильно спланированы и интересны для учащихся. Чтобы уроки проходили на достаточно высоком уровне, учитель должен располагать возможностью повышать свою профессиональную, методическую подготовку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность на уроках трудового обучения

Игра наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоци...

Доклад-ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

      Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам тру­дового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и огра...

Формирование умения планировать свою деятельность на уроках трудового обучения учащихся 6-7 классов школы 8 вида.

—Новые задачи, которые ставятся ФГОС перед системой образования,  затрагивают модернизацию многих ее составляющих: изменение метода обучения, изменение результатов обучения и их оценки. Для учите...

Доклад" Коррекция речевых нарушений на уроках трудового обучения" (швейное дело)

В докладе описаны речевые нарушения и их исправления на уроках трудового обучения (швейгое дело)....

Коррекция познавательной деятельности на уроках ремесла с глубоко умственно отсталыми детьми

В процессе трудового обучения дети должны освоить изготовление клеевых и сборных коробок, научиться в течение продолжительного времени выполнять определённую работу, у них необходимо сформироват...

Проектная деятельность на уроках трудового обучения в школе VIII вида.

Отчёт по теме самообразования "Проектная деятельность на уроках трудового обучения"....