Положение о летней трудовой практике обучающихся
учебно-методический материал по теме

Сорокин Александр Григорьевич

Летняя трудовая практика обучающихся специальной-коррекционной школы-интерната VIII  вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polozhenie_o_letney_trudovoy_praktike_2013-2014.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

МОКУ Падунская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

_________

«___» _____________ 2014г.

Положение

о летней трудовой практике

в 2013-2014 уч.гг.


I. Общие положения

Трудовая практика - важнейшее средство современного воспитания, коррекции и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Настоящее положение регулирует организацию и прохождение обучающимися МОКУ Падунская (специальная) коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII вида трудовой практики.

  1.      Нормативным актом, непосредственно касающимся  организации детского труда в общеобразовательном учреждении, является на сегодняшний день приказ Министерства образования России  от 10 апреля 2002г. №29/2065-п «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ»
  2. Кроме того, в процессе использования труда обучающихся общеобразовательное учреждение руководствуется актами, устанавливающими разрешенные виды работ и нагрузок, а также иные общеобязательные правила в сфере внутришкольного детского труда. К числу таких актов, в частности, относятся:
  • постановление Правительства РФ от 25.02.2000 № 163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет;
  • постановление Минтруда России от 07.04.1999 № 7 "Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную";
  • санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.6.664-97 "Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков", утвержденные постановлением Госкомсанэпиднадзора от 04.04.1997 № 5.
  • санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" утверждённые Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 
  1. Школа вправе обязать учащихся принимать участие в летней трудовой практике лишь в случае, если эта практика является составной частью ее учебного плана.  Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
  2. Содержание трудовой практики определяется этапом обучения и возрастными особенностями учащихся. Трудовой практикой руководит учитель технологии. Администрацией школы-интерната назначается руководитель практики, который составляет общешкольный план подготовки и проведения летней трудовой практики.
  3. Цель практики: социальная реабилитация обучающихся (воспитанников) через включение их в доступный общественно-значимый труд.
  4. Задачи:
  • Формирование навыков культуры труда (соблюдение требований  к организации рабочего места, следование  требованиям  техники безопасности,  ориентировка на требования к качеству выполнения задания, дисциплинированность и ответственность).
  • Воспитание дисциплинированности и ответственности.
  • Совершенствование и закрепление у обучающихся, воспитанников знаний, умений и практических навыков по технологии;
  • Совершенствование  общетрудовых  умений и навыков;
  • Развитие коммуникативных возможностей обучающихся, воспитанников в реальных ситуациях  трудового взаимодействия.

II. Содержание и организация труда обучающихся во время трудовой практики

  1. В соответствии с Базисным учебным планом и Уставом школы летняя трудовая практика является обязательной в школах VIII вида. Действующий в настоящее время учебный план предусматривает проведение трудовой практики с 5 по 9 классы. Именно в это время учащиеся закрепляют профессионально-трудовые навыки, полученные ими на уроках трудового обучения в школьных мастерских.

При подготовке к практике руководитель практики  должен всесторонне изучить условия предстоящей работы учащихся (виды работы, правила безопасности, режим и порядок распределения работы, питание учащихся и т. п.). На   основании   собранных   сведений   он   составляет  план проведения практики. В плане отмечаются сроки практики и часы ее проведения, ответственные за проведение практики. План утверждается директором школы.

  1. Начало работы устанавливает учитель трудового обучения или заведующий учебно-опытным участком в зависимости от погодных условий.
  2. Допускается изменение сроков трудовой практики, её перенос для выезжающих по путёвкам в места отдыха, временно нетрудоспособных, по личным заявлениям родителей.
  3. При организации практики и занятий общественно-полезным трудом обучающихся, предусмотренных образовательной программой, связанных с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.
  4. Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.
  5. Для проведения производственной практики на высоком   уровне  требуется   предварительная  психологическая    подготовка учащихся. На  учебных занятиях по трудовому обучению, в беседах с обучающимися учитель знакомит с формой организации практики, видами труда. Особое внимание уделяется работе с родителями обучающихся. Учителю необходимо провести родительское собрание,  на котором сообщаются задачи практики, виды работы, правила безопасности, режим и порядок распределения работы с учетом их индивидуальных возможностей,  транспортное обеспечение, питание обучающихся, расписание, виды работ, требования к правилам безопасной работы.
  6. продолжительность летней трудовой практики

Класс

5

6

7

8

9

Трудовая практика

(в днях)

10

10

10

20

20

  1. Продолжительность работы обучающихся для учащихся V–VII классов – 2 часа, VIII–IX классов – 3 часа.
  2.  В первый день практики обучающиеся проходят  инструктаж по правилам безопасности труда. Инструктаж рекомендуется проводить в форме беседы.
  3. Во время проведения практики особое внимание следует уделять правильной нагрузке обучающихся, не допуская их физического переутомления. К определению объема трудовых заданий нужно подходить дифференцированно, учитывая не только возраст, но и значительные индивидуальные различия учащихся вспомогательной школы по уровням физических возможностей.
  4. Виды и характер выполняемых работ соответствует программным требования профилей трудового обучения.
  5.  Необходимо также постоянно контролировать отношение школьников к выполняемой работе, своевременно выявлять случаи, когда учащиеся выполняют задание без желания, устанавливать причину таких случаев и предпринимать соответствующие меры.
  6.  Кроме регулярных индивидуальных бесед с обучающимися, учитель проводит коллективные беседы, на которых подводит итоги их работы за день, отмечает успехи  и недостатки.
  7.  В процессе летней трудовой практики  ведется учет и оценка выполненной работы, результаты фиксируются учителем в дневнике практики.

III. Руководство трудовой практикой

  1. Приказом директора школы, ответственным за организацию и проведение трудовой практики назначается инструктор по труду, определяются  руководители трудовой практики, на которых возлагается контроль и ответственность за прохождение обучающимися школытрудовой практики.
  2. Руководителями трудовой практики являются учитель технологии и классный руководитель.
  3. Руководители трудовой практики должны:
  • вести документацию согласно утвержденной номенклатуре дел;
  • организовать обеспечение трудовой нагрузки учащихся с учётом их психофизиологических особенностей, организовать оптимальный режим труда и отдыха; 
  • обеспечить методическое руководство при выполнении работ, предусмотренных трудовой практикой, составить план – график выполнения работ;
  • заносить в дневник по трудовой практике объем выполненных работ ежедневно;
  • нести ответственность за жизнь и безопасность детей во время прохождения трудовой практики.
  1. Заместитель директора по АХЧ должен обеспечить обучающихся необходимым инвентарём, материалами, индивидуальными средствами охраны труда для прохождения трудовой практики.

IV. Права и обязанности обучающихся при прохождении трудовой практики

  1. Перед началом работ (после прохождения инструктажа) обучающиеся расписываются в журнале по охране труда.
  2. В соответствии с заказами и с требованиями руководителя трудовой практики, обучающиеся должны аккуратно и в срок выполнять порученную им работу.
  3. На основании заявления родителей (по уважительной причине) и разрешения директора школы обучающиеся могут быть освобождены от прохождения практики.

V. Охрана труда и техника безопасности

  1. Директор школы, ответственный за организацию и проведение трудовой практики, руководители трудовой практики  или лица их заменяющие организуют трудовую практику в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда, техники безопасности, санитарии, согласовывают виды работ, условия труда, несут личную ответственность за безопасность обучающихся.
  2. Обучающиеся допускаются к участию в трудовой практике после предварительного обучения безопасным приёмам труда, проведения с ними инструктажа с регистрацией в журнале установленной формы.
  3. Запрещается привлечение обучающихся к работам, не предусмотренных программными требованиями по профилям трудового обучения, а также противопоказанным их возрасту, связанными с применением ядохимикатов, а также с подъёмом и перемещением тяжестей свыше норм, установленных для подростков с ограниченными возможностями здоровья.
  4. При несчастных случаях, происшедших с обучающимися в процессе трудовой практики, им оказывается срочная медицинская помощь. Несчастные случаи и причины, приведшие к ним, расследуются и учитываются в соответствии с «Положением о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками» от 1.10.90г. № 639. Организационно-технические причины несчастного случая должны быть немедленно устранены и приняты к предотвращению подобных случаев в дальнейшем,
  5. Контроль за обеспечением здоровых и безопасных условий прохождения трудовой практики обучающимися осуществляет ответственный за проведение трудовой практики, администрация школы, медицинский работник.

 


МОКУ Падунская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

_________

«___» _____________ 2014г.

План подготовки к проведению летней  трудовой практики руководителя практики

Мероприятие

Сроки

1

Ознакомиться с приказом директора школы, о назначении ответственного за организацию и проведение трудовой практики

III четверть

2

Ознакомиться с информацией о летней трудовой практике в базисном учебном плане для школ VIII вида и уставе школы

III четверть

3

Ознакомить с планом подготовки к трудовой практике руководителей практики их числа учителей технологии и классных руководителей

22.03-01.04 в каникулы

4

Ознакомить с планом работы, целями и задачами летней трудовой практики руководителей практики их числа учителей технологии и классных руководителей

22.03-01.04 в каникулы

5

Составить тематическое планирование летней трудовой практики и ознакомить с ним руководителей практики

Апрель

6

Совместно с учителями технологии подготовить инвентарь, оборудование, спецодежду для учащихся.

Апрель, май

7

Проведение инструктажа по охране труда с руководителями практики.

Апрель, май

8

Разработка журнала инструктажа учащихся по технике безопасности во время летней трудовой практики. Выдача журналов руководителям практики (прошит, пронумерован).

22.03-01.04 в каникулы

9

Совместно с классными руководителями провести родительское собрание, с целью информирования о сроках и задачах летней трудовой практики

Апрель

10

Разработать мероприятия по организации охранительного режима (питьевой режим, время для отдыха)

Апрель, май

Форма плана, как и его построение, может изменяться в зависимости от решаемых задач, применяемых методов и средств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о работе летней трудовой практики. Лагерь труда и отдыха "Дружный" 2013

Опыт деятельности ЛТО «Дружный»  показывает, что это одна из лучших форм занятости подростков  в летнее время.  Это, главным образом, привлечение подростков к разнообразной деятельности...

Отчет о работе летней трудовой практики. Лагерь труда и отдыха "Дружный" 2013

  Опыт деятельности ЛТО «Дружный»  показывает, что это одна из лучших форм занятости подростков  в летнее время.  Это, главным образом, привлечение подростков к разнообразно...

Дневник летней трудовой производственной практики

Данный материал содержит шаблоны квитанций заказов, учёта выполненных работ, бланки заказов, сведения о материально-технической базе образовательного процесса, план и анализ работы  швейной масте...

Формирование трудовых ценностных ориентаций обучающихся сельской школы через организацию летней трудовой практики в условиях модернизации образования

Основная цель работы: формирование трудовых ценностных ориентаций обучающихся через организацию летней трудовой практики.  Задачи:- изучить и разработать нормативно-правовую базу по ор...

Положение о летней трудовой практике

В нашей сельской школе школе работа не прекращается даже в период летних каникул. Учащиесся вместе со своими классными руководителями на вверенной им территории, сажают цветы, поливают. Наши совместны...

«Организация летней трудовой практики обучающихся с ОВЗ"

В материале представлен опыт работы по организации летней трудовой практики. Даны методические рекомендации ....

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕЙ ТРУДОВОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Проблема развития социально-трудовых навыков у детей с нарушением интеллекта приобретает в настоящее время особое значение. Не секрет, что большинство выпускников школ-интернатов, детских домов не мог...