ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья по теме

Гончарова Елена Гаврииловна

Сегодня более актуальным является понимание труда, как сферы деятельности, которая снимает ограничения на доступную и целесообразную деятельность для каждого индивида, именно в таком контексте необходимо рассматривать коррекционный потенциал и смысл существования системы специального образования для лиц с ограниченными возможностями. Пути решения этих проблем я вижу в работе по профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов в соответствии с потребностями рынка труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья28.01 КБ

Предварительный просмотр:

ОКСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

                                                                 Автор: Гончарова Елена Гаврииловна,

                                                                               учитель трудового обучения

КУРСК -2012

В настоящее время в силу общего экономического положения в стране задача предпрофильной подготовки школьников решается с большим напряжением. Тем не менее, специальная (коррекционная) школа преодолевает конкуренцию на рынке труда, где юноши и девушки с ограниченными возможностями здоровья не могут предъявить технологические знания, профессиональную мобильность, умение овладевать более сложными операциями внутри того или иного профиля труда, а также освоить смежную или другую профессию.    

        Системный подход к труду людей с ограниченной деятельностью следует понимать значительно шире того понятия, которое вкладывалось в идеологию профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе 50-х – начала 90-х годов. Сегодня более актуальным является понимание труда, как сферы деятельности, которая снимает ограничения на доступную и целесообразную деятельность для каждого индивида, именно  в таком контексте необходимо рассматривать коррекционный потенциал и смысл существования системы специального образования для лиц с ограниченными возможностями. Пути решения этих проблем я вижу в работе по профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов в соответствии с потребностями рынка труда.

        Если нормальному молодому человеку часто довольно сложно сомоопределиться в профессиональном отношении, то большинству детей с ограниченными возможностями здоровья это недоступно вообще. Значительным тормозом в данном случае выступает ограниченность знаний, бедность жизненного опыта, неточность понятий, представлений на фоне незрелости чувств, интересов. В частности, самооценка у таких детей имеет выраженное отклонение от объективного уровня, причем в сторону завышения. А если в выборе профессии допущена ошибка, то в дальнейшем это может не только вызвать тяжелые эмоциональные переживания у ребенка, но и привести к дезадаптации. При выборе профессии необходимо учитывать индивидуальные особенности учебной, теоретической и практической деятельности каждого ученика на разных этапах занятия труду.

Педагогический коллектив нашей школы на протяжении уже нескольких лет занимается проблемами профориентации своих учеников. В настоящее время мною накоплен некоторый опыт обучения девочек швейному делу и ориентации их на профессию швеи.

Основными формами профориентации школьников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы, которым я отдаю предпочтение на уроках профессионально-трудового обучения и во время внеклассной работы, являются: беседы о профессиях, изучаемых в специальной (коррекционной) школе, профессиональном училище-интернате для инвалидов; обсуждения статей, книг, соответствующего содержания; встречи с выпускниками школы, с родителями учащихся; производственные экскурсии; экскурсии в профессиональные училища, библиотеки, музеи, на выставки; проведение праздников труда; организация выставок книг по трудовой тематике, а также выставок детского творчества;  участие детей в работе технических кружков (по специальности) и кружков декоративно - прикладного искусства.

Педагогический коллектив школы старается поддерживать связь со своими выпускниками и прослеживать их устройство в жизни после окончания школы. Это представляет интерес еще и в связи с тем, что в изменившихся экономических условиях выпускникам специальных (коррекционных) школ найти место в жизни стало еще сложнее.

Анализ трудоустройства четырех  последних выпусков обучающихся школы (2007 г.-2011 г.) показал, что большинство выпускников предпочитают продолжить обучение в профессиональном  училище, чем устраиваться на низко квалифицированную работу. (Результаты анализа занятости выпускников представлены в таблице 1).

Таблица 1

Общие показатели занятости выпускников
ОКСКОУ для обучающихся,
 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

Выпускники специальной (коррекционной) школы

Обучаются в ПУ

Работают

Чел.

%

Чел.

%

2007 - 2008 уч. год

23 чел.

18

78,3

3

13

2008 - 2009 уч. год

30чел.

22

73,3

6

20

2009 - 2010 уч. год

19 чел.

17

89,5

2

10,5

2010 - 2011 уч. год

13 чел.

10

77

Нетрудоспособны

2

23

     ИТОГО:

85 чел.

67

78,8

13

21,2

Согласно требованиям программы и используя различные виды внеклассной работы, учителя трудового обучения специальной (коррекционной) школы готовят своих учениц к обучению в профессиональном училище-интернате для инвалидов  Комитета социального обеспечения Курской области по профессии швея.

Эта специальность представляется интересной по нескольким причинам:

  • во-первых, она оказывается доступной, так как небольшой набор необходимых трудовых операций можно отрабатывать на протяжении достаточно длительного времени. Это дает возможность выработки устойчивого навыка;
  • во-вторых, эта профессия позволяет каждой швее-мотористке  иметь  свое рабочее место в цехе на предприятии. Это положительно действует на выпускниц специальной (коррекционной) школы, что создает перспективы для профессионального и духовного роста детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • в-третьих, трудовая деятельность проходит в соответствии с техникой безопасности, материальным обеспечением, санитарно-гигиеническими условиями, что содействует скорейшей социальной адаптации выпускников школы.

Важную роль в профориентации играют экскурсии на производство. В нашей школе они проводятся регулярно для ознакомления обучающихся с различными рабочими профессиями. Девочек, обучающихся швейному делу, знакомим с предприятиями швейного производства. В течение 20 лет мною были проведены экскурсии на швейные фабрики «Швея», «ВОГ»; швейные объединения «Сейм», «Текстиль»; на учебно–производственный комбинат Сеймского округа; в ателье города «Стиль», «Шарм», «Эксклюзив».

Основная цель экскурсии состоит в том, чтобы дать школьницам общее представление о современном производстве, познакомить со структурой швейных фабрик, объединений, ателье, с условиями и спецификой работы на них, но главное – наглядно продемонстрировать производительный труд и рассказать о его сущности, о современной технике и технологии производства.

Методика проведения экскурсий предполагает подготовку к экскурсии, её проведение и подведение итогов.

Подготовку к экскурсии я начинаю с составления плана её проведения и выбора объекта, т.е. предприятия, которое учащиеся должны будут посетить. Исходя из цели экскурсии, определяю вопросы, на которые воспитанницам следует обратить особое внимание. Намечая план маршрута, тщательно продумываю, как обеспечить безопасное передвижение учащихся по территории предприятия, как сделать экскурсию менее утомительной и в то же время более содержательной. Перед началом экскурсии напоминаю обучающимся о правилах поведения в общественных местах.

Чтобы повысить активность воспитанников во время экскурсии, необходимо дать им план поведения и вопросы, на которые нужно будет ответить по окончании экскурсии, а также индивидуальные задания.

Привожу пример задания к экскурсии для обучающихся.

ЗАДАНИЯ К ЭКСКУРСИИ

  1. Записать в тетради название предприятия.
  2. Записать названия рабочих профессий.
  3. Какие виды работ выполняются в основных цехах предприятия.
  4. Выяснить, сколько операций должна выполнять швей за смену.
  5. Запомнить или записать названия швейных машин и цехов.
  6. Спросить о зарплате.
  7. Что больше всего вам понравилось на предприятии.

Есть задания, касающиеся приемов работы. Например:

  1. Как сидят работницы за машинами?
  2. Как располагают руки во время работы?
  3. Когда производят обрезку концов ниток?
  4. Когда наматывают нитки на шпульку?

Ход экскурсии зависит от учебных задач, стоящих перед  воспитанниками. Если обучающиеся должны познакомиться только с оборудованием, то всё внимание сосредотачиваю на нем, если же с технологическими процессами, то акцентирую на них.

В конце экскурсии подвожу её итоги: напоминаю план экскурсии, её основные задачи и выясняю, что узнали и увидели обучающиеся, смотрю записи, обращаю внимание на поведение детей во время поездки.

По итогам экскурсии воспитанницы готовят устные или письменные отчеты.

Надо отметить, что большинство девочек с интересом относятся к таким поездкам и проявляют профессиональную наблюдательность.

Таким образом, производственные экскурсии играют важную роль в вопросах профориентации, способствующие социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, формированию социально полезной личности, помогают выпускникам решать вопросы трудоустройства и их включение в трудовую жизнь.

Литература

1. Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.Н. Проблемы социальной адаптации детей – сирот с нарушениями интеллекта. Дефектология. 1998, №1.

2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В. Воронковой – М.: Просвещения, 1994.

3.Копылова Т.Г., Лашина О.Л. Система профориентационной работы в коррекционной школе YIII вида. Дефектология. 2006, № 5.

4. Коррекционная педагогика. Под редакцией Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.

5. Программы для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) учреждений YIII вида: Сборник 2. Под ред. В.В. Воронковой – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.