"Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях" - конспект занятия
план-конспект занятия на тему

Наместникова Светлана Михайловна

Здесь представлен конспект фронтального занятия по автоматизации звука [л].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_frontalnogo_zanyatiya.zvuk_l.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия

Тема. Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях.

Цели: образовательные:

        - формирование практических умений,  навыков пользоваться

        исправленной (фонетически чистой, лексически развитой,

        грамматически правильной) речью;

        - формирование кинестетического образа звуков  Л,  ЛЬ

        (ощущения положения органов артикуляции);

        - уточнение и расширение словаря;

        коррекционно-развивающие:

        - закрепление четкого произнесения звука Л в слогах, словах,

        предложениях;

        - тренировка в различении на слух звуков Л, ЛЬ;

        - развитие фонематического слуха, слухо-речевой памяти,

        артикуляционной, мелкой, общей моторики;

        коррекционно-воспитательные:

        - воспитание культуры взаимоотношений.

Оборудование: символ звука Л, его обозначение, предметные картин-

        ки, фишки.

Ход занятия

  1. Оргмомент. Здравствуйте, дети. Я очень рада вас видеть сегодня такими веселыми, красивыми. Повернитесь, пожалуйста, к нашим гостям и кивком головы поприветствуйте их.

А теперь посмотрите друг на друга и подарите соседу тепло ваших сердец, улыбку, хорошее настроение.

        Садитесь на свои места. Ребята, кто такой любознательный?

        ( человек, который хочет много знать)

  1. Игра «Любознательный».

Ваша задача – быстро и правильно отвечать на мои вопросы.

        - Чем едят суп? (ложкой).

- Чем копают землю? (лопатой).

- Что ночью ярко светит в небе? (луна).

- От чего плачет мама, когда режет салат? (от лука).

- Кто вас учит правильно говорить? (логопед).

- Какой звук встречается во всех этих словах? (Л).

3.Сообщение цели занятия.

Вот сегодня на занятии мы и будем учиться правильно произносить звук Л в слогах, словах, предложениях. Но чтобы наш звук получился четким, правильным, красивым, нам нужно выполнить артикуляционную гимнастику.

4.Артикуляционная гимнастика. Взяли зеркала. Я читаю стишок, вы выполняете упражнения.

Шалунишка-язычок

В доме-ротике живет.

Приоткрыл язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся

А потом пошел гулять

Свою лошадку запрягать.

Затем увидел маляра

Красить потолок пора.

Вот и банка с краской рядом

Обновить заборчик надо.

Приустали и присели

Покататься на качели.

Индюки ходили мимо

Болболтали,   притомили.

Язычок наш погулял

Много нового узнал.

Он немного  притомился

К себе в домик возвратился.

Гимнастику выполнили, сделаем

5.Самомассаж лица. (включаем музыку из ц. «Природа»).

- Ручки растираем (потирают ладони)

- И разогреваем (хлопают в ладоши)

- И лицо теплом своим  (проводят по лицу сверху вниз)

- Нежно умываем

- Пальчики сгребают все плохие мысли (граблеобразными  движениями проводят

        пальцами от середины лба к вискам)

- Ушки растираем

- Сверху вниз мы быстро

- Их вперед сгибаем

- Тянем вниз за мочки

- А потом руками

- Трогаем мы щечки.

6. Артикуляция звука Л.

(Взяли в руки зеркала).

- Узкий кончик языка

- Вверх в зубы упирается

- По бокам от языка

- Воздух пробирается. –Произносим: Л-Л-Л-

-Как вы думаете, звук Л гласный или согласный? (согласный);

        - звонкий или глухой? (звонкий);

        - мягкий или твердый? (твердый).

Правильно. Символ звука Л –летит большой самолет: Л-Л-Л.

Обозначаем звук Л –синим квадратиком с колокольчиком.

А теперь, чтобы наш звук не заскучал, поиграем  с ним в игры.

7. Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Л».

Л, Г, З, Л,ЛА, МА, МУ, ЛУ, АЛ, ИП, УЛ, ЛАСКА, ЛОЖКА, ПИЛА, КОШКА, СТОЛ, БАШНЯ, ПОЛКА»

8. Игра «Закончи слово» (за правильный ответ-фишка).

Звуком Л: сто…, сту…, ба…, по…, уко…, во…, ко…, пое…,  увиде…;

Слогом ЛА: пи…, ма…, де…, ска…, си…, Ми… .

9. Игра «Подарим слова Лане»

Посмотрите,  к нам в гости пришла кукла ЛАНА. У нее сегодня день рождение. Давайте подарим ей подарки-слова со звуком Л и поможем заселить слова в эти красивые домики. (дети называют слова, делят их на слоги и « заселяют» в домики в зависимости от количества слогов .За правильный ответ-фишку).

Лана довольна вашими подарками и говорит вам «спасибо». Давайте попрощаемся с Ланой и отдохнем.

10. Физминутка.         Дети встают около стульчиков, звучит музыка.

Солнышко проснулось,        (дети выполняют соответствующие движения)

Лучами потянулось.

Раскрылись почки,

 Распустились листочки.

Да и ты не зевай

Солнцу щечки подставляй.     Сели на свои места.

11. Отгадывание загадок. Определение позиции звука Л в слове.

Дети, к нам приходил почтальон и принес письмо. Открываю. Оно от Лунтика из мультфильма «Приключения Лунтика». ОН загадал вам загадки. А в словах-отгадках  нужно узнать, где спрятался звук Л : в начале, в середине, в конце слова. Показать на своих схемах.

- В дупле живет

Да орешки грызет. (белка).

        - Сама не ем

        А людей кормлю. (ложка).

-Под крышей – четыре ножки,

А над крышей – суп да ложки (стол).  Молодцы, дети. Вы справились и с этим заданием.

12. Игра «подарим картинки».

Ребята, звук Л бывает твердым и мягким. Мягкий звук ЛЬ тоже согласный, звонкий. Его мы должны произносить нежно, ласково. Если при произнесении звука Л наш язычок узкий, то при произнесении звука ЛЬ наш язык широкий, он прижимается к твердому небу. Вот взяли в руки зеркала, будем сравнивать (дети поочередно произносят данные звуки и сравнивают артикуляцию, находят общее и различие).

А теперь мне нужен один желающий- водящий. (выходит ребенок).

-Я завяжу тебе глаза, в руки дам предмет. Ты должен определить, что это, какой он?. (апельсин, яблоко).

- в слове АПЕЛЬСИН звук Л какой? (мягкий), а в слове ЯБЛОКО? (твердый)

На нашем чудо -дереве выросли картинки. Каждый из вас сорвет одну картинку, правильно произнесет , назовет, какой звук   Л или ЛЬ встречается в этом слове и подарит ее апельсину или яблоку. (за правильное выполнение задания дети получают фишки).

13. Итог и оценка деятельности детей.

Вот и подошло к концу наше занятие.

-Чему мы учились сегодня на занятии?

- А чем еще занимались?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Кто у нас сегодня был самым активным, внимательным? (дети считают свои фишки, и сами определяют победителя).

Мне понравилось , как вы сегодня занимались. Спасибо вам. А теперь попрощаемся со всеми нашими гостями.