Коррекционно-развивающее занятие по теме "Части речи" (повторение изученного) 4 класс (Vвида)
план-конспект занятия по теме

Жукова Светлана Никодимовна

В настоящее время увеличилось количество учащихся, не справляющихся со школьной  программой. Причины трудностей разнообразны. И порой на уровне школьного логопункта преодолеть их бывает невозможно. В связи с этим, в школах открываются специализированные классы -  V,  VII вида, где программы адаптируеются под учащихся и в учебный план включены занятия со специалистами (уроки коррекции, произношения, развития речи, логоритмика, индивидуальные и подгрупповые занятия с психологом и логопедом). Это большая помощь для ребят в овладении школьными знаниями и возможность дальнейшей успешной адаптации и социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc271.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-развивающего занятия

для учащихся 4 класса (Vвида)

Логопедическое заключение: дисграфия , обусловленная ОНР (III уровень речевого развития)

Тема занятия: «Части речи» (повторение изученного по теме)

Лексическая тема: «Весна»

Цели:

  1. Совершенствовать умение определять части речи
  2. Закрепить и систематизировать знания о различных частях речи
  3. Активизировать и расширять словарный запас
  4. Развивать связную речь
  5. Развивать способность  к обобщению и умение устанавливать логические связи и отношения между понятиями
  6. Развивать воображение и тактильное восприятие
  7. Воспитывать культуру речевого общения, чувства исполнительности, аккуратности.
  8. Развивать коммуникативные навыки.

Оборудование: рабочие тетради, ручки, простые карандаши, карточки с заданиями , наборы смайликов, непрозрачный мешочек с предметами(карандаш, ластик, линейка, мягкая игрушка, мячик, стеклянный пузырёк, очки и др.), мяч

Ход занятия

I часть. Вводная

  1. Оргмомент. Игра «Ассоциации»:

-Подбери слова-ассоциации по теме «Весна»

(тает, март, скворцы, зелёный, проталины, капель, тепло, солнышко, дождь и т.п.)

-Что вы сейчас называли? (слова)

-Чем похожи слова? (тема «Весна»)

-Чем они отличаются? Например, слова: тает, зелёный, скворцы, тепло.

(относятся к разным частям речи)

  1. Введение в тему.

-Сегодня мы будем повторять тему «Части речи». В течение занятия мы заполним таблицу (на доске) (Приложение 1):

II часть.Основная

-Отгадайте загадку:

Вдоль дорожек без труда

Мчится талая вода.

Снег от солнечных лучей

Превращается в... (ручей)

-Объясните, пожалуйста, что такое «талая» вода (дети объясняют)

-К какой части речи относится слово-отгадка? (имя существительное)

-Задайте вопрос к слову? (что? Ручей)

-Что обозначает имя существительное?(предмет)

-Заполним первую строку таблицы (по желанию один учащийся заполняет графы таблицы)

-Давайте составим словосочетание со словом «ручей» (быстрый ручей)

-Задайте вопрос от слова «ручей» к слову «быстрый»? К какой части речи относится слово «быстрый»? (ручей какой? Быстрый, это имя прилагательное)

-Что обозначает имя прилагательное? (признак предмета)

Заполним нашу таблицу (по желанию один учащийся заполняет графы таблицы)

-Подберите другие прилагательные к слову ручей (звонкий, весёлый, шумный, лесной, горный, глубокий, прозрачный, чистый)

-Какое действие может совершает ручей (ручей что делает? Бежит)

-Как называется часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос «что делает?»? (глагол)

-Подберите другие глаголы к существительному «ручей» (журчит, течёт, играет, льётся, переливается, освежает)

(заполняются графы в таблице)

-Как названье дать словам:

Я, ТЫ, МЫ, и НАМ, и ВАМ,

КТО и ЧТО, КАКОЙ и СКОЛЬКО,

НАШ, и ВАШ, и МОЙ, и ТВОЙ,

ИХ, ЕГО, ЕЕ и Свой?

Это, без сомнения,

Всё…… (МЕСТОИМЕНИЯ)

 (В.Волина)

- Чтобы заполнить таблицу, давайте вспомним, на какие вопросы отвечает местоимение и что обозначает.

 (заполняются графы таблицы)

-Каким местоимением можно заменить имя существительное «ручей»? (Он)

-Как называется часть речи, отвечающая на вопросы: как? когда? куда? откуда? зачем? (наречие)

-Что обозначает наречие? (признак действия)

-Подберите признак к глаголу из таблицы: бежит (как?) (Весело)

 (заполняются графы таблицы)*

-Подберите другие наречия к слову «бежит» (быстро, медленно, стремительно, красиво, легко, босиком)

  1. Закрепление знаний о частях речи.

Игра с мячом «Не зевай – быстрее называй!»

-Я называю, что обозначает слово, а вы – какая это часть речи:

Логопед: признак предмета

Ученик: имя прилагательное

Логопед: признак действия:

Ученик: наречие и т.п.

-Я называю часть речи и бросаю мяч, а вы – пример:

Логопед: существительное

Ученик: ручка и т.п.

-А теперь я называю слово, а вы – к какой части речи оно относится:

Логопед: весенний

Ученик: прилагательное и т.п.

  1. Игра  «Волшебный мешочек»

В мешочке находятся разные предметы (карандаш, ластик, линейка, мягкая игрушка, мячик, стеклянный пузырёк, очки и др.)

-Достань предмет из мешочка и ответь на вопросы: что это? какой (-ое, -ая, -ие)? что может делать? как?

(устно у доски)

  1.  Игра «4-й лишний»

-Лишнее слово записать в тетрадь:

оттепель, май, перелётные, ласточки

играть, дружить, веселиться, смех

печально, грустный, интересный, замечательный

учитель, учить, преподаватель, ученик

мальчик, мой, день, оркестр

  1. Задание «Цепочка»

(Первый ученик называет  слово, следующий по цепочке добавляет своё, составляя связное предложение)

Например:1-й Арина 2-й весело3-й бежит 4-й по 5-й тропинке.

-Запишите получившееся предложение. Определите части речи.

  1. Работа на карточках

-Составить 2-3 предложения из слов:

 ясное весеннее утро, дышать, солнце, гулять, синее небо, светить, поля, грачи, на, свежий воздух, легко, деревья, почки, скоро, одеться, дымка,  появиться.(набор слов одинаковый, только слова написаны в разной последовательности)

        - Запишите предложения в тетрадь. Определите части речи.

(Примерные ответы: Ясное весеннее утро, на синем небе светит солнце. Хорошо гулять на свежем воздухе. Дети легко одеты. На полях дымка. Скоро прилетят грачи, на деревьях распустятся почки.)

III часть. Заключительная

Рефлексия

-Что для вас было самое интересное? (трудное?) (ответы детей)

-Оцените свою работу на занятии (смайлики)(см. Приложение 3):

-Кому всё было легко, просто и понятно —выбирает смайлик (1)

-Если вы затруднялись в выполнении заданий — смайлик (2)

-Если вам было трудно и вы не справлялись с заданиями — смайлик (3)

           -Спасибо за работу.

* заполненная таблица (см. Приложение 2)

  Приложение 1

Часть речи

На какой вопрос отвечает?

Что обозначает?

Пример

Приложение 2

Заполненная таблица

Часть речи

На какой вопрос отвечает?

Что обозначает?

Пример

Имя существительное

Кто? Что?

предмет

ручей

Имя прилагательное

Какой? Какая? Какое? Какие?

признак предмета

быстрый

Глагол

Что делать? Что сделать? Что будет делать?

действие предмета

бежит

Местоимение

Кто? Что?

Указывает на предмет, но не называет его

он

Наречие

Как? Когда? Куда? Откуда?

признак действия

весело

    Приложение 3

                  Смайлики для рефлексии:

                         1                                    2                                    3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

Программа коррекционно-развивающих внеурочных занятий (кружковой работы) «Развивайка - 1» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН)

Материал содержит программу формирования нейропсихологического пространства проблемного ребёнка и адресован педагогам-психологам специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида...

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе

Рабочая    программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для 1 – 4 классов

Программа разработана на основе:Закона «Об образовании»;Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования;Инструктивного письма Минобразования ...

«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с задержкой психического развития» 1 -4 класс

Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...

«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с задержкой психического развития» 5- 9 класс

Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...