"Что можно сделать для улучшения речи ребёнка?
консультация по теме

Жмаева Елена Евгеньевна

Данный материал предназначен для ознакомления родителям и начинающим воспитателям детских садов. В последнее время значительно выросло количество детей с различными проблемами звукопроизношения. Многих объединяет одно - наличие стойких замен оппозиционных звуков. Автор постарался в доступной форме объяснить, как можно частично решить проблему замен у дошкольников. Главное - привлечь внимание родителей к этой проблеме, сделать их полноценными помощниками логопеда, воспитателя, а в дальнейшем -учителя. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему « Что  можно сделать для улучшения речи ребёнка ?»

Оценивая речь детей, родители в первую очередь обращают внимание на произношение. Наша речь – довольно сложное образование, она состоит из словарного запаса (причём, этот словарный запас может быть АКТИВНЫМ, которым ребёнок пользуется, и ПАССИВНЫМ, когда ребёнок может показать называемый предмет, но само слово не использует), грамматики и фонетики.

 Речевое развитие начинается сразу после рождения. От того, сколько вы разговариваете со своим ребёнком, читаете, поёте, зависит  его  речь  в дальнейшем. Разговаривая с младенцем непрестанно, родители создают тот самый фундамент, на котором построится речь в целом. Да, малыш вас ещё не совсем  понимает, либо совсем не понимает, но для него важны интонация,  голос, внимание. Он учится общаться! В современном обществе, к сожалению, культура общения отмирает. Дети слишком перегружены различными новинками прогресса. Прогресс, конечно, отменить нельзя, да и незачем, но необходимо приспособиться к нему. Самое простое, что мы можем сделать для своих детей, - научиться с ними общаться не на уровне обихода (Ешь! Оденься! Ладно, куплю! Не приставай!), а на уровне познания. Не нужно быть знаменитым педагогом, чтобы почитать  сказку на ночь, найдите для этого 10-15 минут перед сном, во время прогулки или похода по магазинам обратить внимание ребёнка на сезонные изменения в природе (капель, снег, траву, цветы и т. д.). За первые 7 лет жизни ребёнок получает столько же информации, сколько за последующие 70. Это научно доказанный факт. Он должен к началу обучения в школе усвоить всю систему родного языка устно. Именно поэтому необходим контроль за тем, как и что говорит ваш ребёнок.

Для примера могу сказать, что дети со стойкими ошибками в падежных окончаниях (конечно, я имею в виду 6-7 лет, не раньше), в школе тоже долго и упорно не могут усвоить падежи. Как было «ежОВ», «мячОВ», «карандашОВ», так может и остаться! Следите за речью детей, исправляйте ошибки, которые слышите.

Для ребёнка, не умеющего читать или только  научившегося и мало читающего, наша речь воспринимается на слух. Если в слове безударная гласная О, то вместо неё мы произносим А (кАрова, сАбака, мАлАко). Не стоит маленькому ребёнку произносить слова по «написанному», поверьте, ваша «сОбака» и его «сАбака» - разные животные. Это особенность восприятия детьми звучащего слова. Сколько раз мне доводилось выслушивать жалобы родителей на тему: «Учим, учим «пОвОрот», а он всё равно говорит неправильно!». Конечно, ведь это слово с точки зрения ребёнка на «пАвАрот» не похоже совсем. В русском языке существуют нормы ОРФОЭПИИ, правильного произнесения слов, не стоит нагружать маленького человека сведениями типа: «В слове «Очки» первый звук О, послушай, вот пойдёшь в школу и будешь это слово писать с буквой О!» Не факт, что именно так он и будет писать, а каша в голове образовалась. Если нужно научить слышать гласные, давайте такие слова, в которых О, А, И слышатся чётко (т. е. что написано, то мы и произносим, например, Осень, Облако –для О; Астры, Аня, Автобус – для А; Иволга, Имя, Ива – для И).  Запомните, что Я, Е, Ю, Ё – не звуки, а только буквы, поэтому, если не знаете, как правильно объяснить их ребёнку, лучше не старайтесь, либо попросите помощи у специалистов. Объяснять эти буквы нужно детям, которые учатся читать: данные буквы нужны для обозначения мягкости согласных на письме, звуков Я, Е, Ю, Ё не существует!

Ребёнок с рождения перегружен зрительно, а слуховой анализатор задействован не в полную силу. Мама считает, что с малышом и поговорить не о чем, он ведь не может быть полноценным участником диалога, поэтому, чтобы не плакал, всё чаще и чаще малыша развлекают телевизором, телефоном, планшетом и прочими гаджетами. Скажите, где в реальной жизни или в  обычной возне с игрушками возможна такая быстрая смена картинок, ситуаций и т. д.? Правильно, нигде. Мы невольно приучаем ребёнка к сильным эмоциональным переживаниям.

Наше участие ему и не требуется: сидит, молчит, нажимает кнопки, водит пальчиком. Мама решила почитать малышу книжку, а ему неинтересно, он и не слушает. Его в раннем детстве не приучали слушать хоть что-нибудь, зачем ему слушать сейчас. Не развивается речь, не развивается воображение, не используется тот громадный потенциал, который заложен практически в каждом малыше от природы: необычайная восприимчивость, обучаемость, впитываемость. Поэтому к школе родной язык усвоен, но в общих чертах. Начинаются проблемы: за компьютером может просидеть не один час, а урок не выдерживает, непонятно, неинтересно, не получается. Задумайтесь заранее, пока ваш малыш посещает детский сад, что можно сделать.

Ошибка первая. «Не хочет заниматься!». Представьте себя на его месте: идёте домой после работы с мечтой об отдыхе (у каждого своя мечта), а в квартире на кухне – гора немытой посуды, в комнате – беспорядок, всё вверх дном. И вот вам установка: «Помыть посуду! Убрать в квартире!» Впечатлились? Вот так и ваш ребёнок впечатляется от ваших призывов позаниматься, особенно если он излишне подвижен и активен. Забудьте  вы слово «занятия», попробуйте предложить поиграть, построить, порисовать, но только ВМЕСТЕ. Вот в совместной деятельности потихоньку и позанимаетесь. Каждая мама знает, чем развлечь и увлечь своего малыша, включите воображение. Причём, не нужно много времени, он всё равно долго не усидит на одном месте, достаточно 5-10 минут, для детей постарше – 15-20 минут. Можно даже мультик посмотреть, но тогда не забывайте задавать вопросы о сюжете (кто герой, о чём мультик).

Ошибка вторая. «Не хочет читать  книги, не слушает!». Подбирайте  те книги, которые нравятся ребёнку. Проконсультируйтесь у воспитателя или учителя, какая именно литература рекомендуется для данного возраста. Помните о главном: должен быть интерес, нет интереса, внимание «убежало». Многие родители предпочитают покупать говорящие книги, чтобы ребёнок занимался самостоятельно. Конечно, мы, взрослые должны воспитывать в детях самостоятельность, но когда же мы будем общаться с детьми? Моя бабушка не читала, но мы до сих пор вспоминаем её сказки, которые она рассказывала на ночь, придуманных ею героев. Пусть так, придумывайте сами, но только не пренебрегайте ЖИВЫМ общением. Потом у вас возникнет желание пообщаться, а у ребёнка уже нет. Можно и попробовать и другой вариант. Если ваш малыш любит лепить, строить из кубиков, рисовать и уделяет этим занятиям много времени, попробуйте включать ему сказки, спектакли, чтобы прослушивание аудиозаписей служило как бы фоном для основного занятия. Можно какое-то время побыть рядом, послушать записи, задать вопросы о том, что или кто понравился, о содержании. Без картинок, только на слух воспринимая сказку или рассказ, ребёнок развивает воображение – мощнейший двигатель интеллектуального развития. Малыши зависят от взрослых, они нас любят бескорыстно, поэтому не заменяйте родителей различными техническими новинками. Как видите, я не исключаю из этого списка прослушивание, потому что необходимо научить детей слушать и слышать, поскольку они привыкают к картинкам и только к ним. Читайте своим детям в любом возрасте( пока они сидят рядом), тогда понемногу ребёнок привыкает к книгам.

Ошибка третья. «Поправляем, поправляем, а говорит  всё равно неправильно!». Да, современные дети плохо воспринимают фонетическую сторону родного языка. Но если вы всё время твердите ребёнку, что он неправильно говорит тот или иной звук, а сами не показываете, КАК нужно правильно говорить, затея обречена на неудачу. Нет в речи звука Р («…ыба», «…ебята» вместо рыба, ребята), родители учат: « Скажи : «Р-Р-Р!». Как? Вы показали? Нет. В итоге ребёнок ищет сам, находит – «гыба», «гебята», т. е. начинает картавить. Чтобы требовать, нужно знать, как произносится этот звук.

Давайте разберёмся подробнее. Чтобы научить чему-нибудь язык, надо его потренировать, поделать некоторое время несколько упражнений. Для каждой группы звуков – свой комплекс упражнений. Не думайте, что без упражнений  получится. Есть множество пособий, игр,  они появляются и в печатном варианте, и в компьютерном, и даже для телефонов. Скачайте

 упражнения и делайте понемногу, не перегружая своего малыша, 3-5 минут, но каждый день, результат обязательно будет.

Нужно чётко знать способ произнесения того или иного звука. Без этого тоже дело не пойдёт.

Конечно, куда проще поручить работу со звуками специалисту, НО… логопед, так или иначе, вовлечёт в работу вас (или он не знаток своего дела). Без помощи родителей не справится ни один логопед, даже самый маститый. Поэтому будем учиться тому, с чем вы можете работать  сами.

К 3-4 годам дети начинают говорить  больше и охотнее. Кажется, что говорят они без умолку. Могу обрадовать, это просто замечательно! Мы не замечаем, но они очень внимательно прислушиваются и присматриваются к тому, КАК мы говорим. Им хочется, чтобы взрослые всё понимали, а для этого дети стараются подражать нам. Многие звуки легко показать и попросить повторить: С, Сь, З, Зь, Ль, Щ, Ч. Достаточно попросить ребёнка повторить за вами то или иное слово, выделяя голосом и длительным произнесением какой-нибудь звук (СССССамолёт, ЛЛЛЛиса, мяЧЧЧЧЧ и т. д.). Данный совет сработает, если ваш ребёнок не заменяет один звук другим.

Если же речь изобилует заменами С-Ш, З-Ж, Р-Л, то бесполезно призывать говорить правильно. Сначала необходимо научить ребёнка различать эти звуки на слух. Как раз этого он и не умеет, отсюда и замены. Ребёнок не слышит собственную речь, вернее, не анализирует её настолько, чтобы твёрдо знать: данный звук он произносит неправильно. Когда планомерно ведётся работа по развитию фонематического слуха (анализ звучащей речи), многие звуки в речи появляются сами, хотя до этого ребёнок их активно заменял другими.

Не спешите заставлять его разучивать скороговорки, не поможет. Да, возможно, кому-то и помогло, но это, скорее, исключение из правил. Вы только убедите его окончательно, что действительно ничего не получится!

Сначала нужно разобрать все смешиваемые звуки по звукоподражаниям, способу произнесения и акустическим характеристикам.

Звуки С-Ш.

Как течёт вода? С-С-С – звукоподражание.        

Когда произносим звук С-С-С, губы в улыбке, все зубы видны, язык внизу, широкий, упирается в нижние зубы, воздух холодный (обязательно подставляем ладонь себе или ребёнку, если этот звук ребёнок произносит правильно) – способ произнесения.

Звук С-С-С – согласный (нельзя петь, попели для сравнения звуки А-А-А, О-О-О), глухой (закрываем плотно ушки ладошками и произносим звук М-М-М для сравнения, затем С-С-С), твёрдый (послушать для сравнения звуки Нь, Ль,Пь, затем звук С-С-С) – акустические характеристики.

Необходимо впоследствии отработать и мягкий вариант звука Сь-Сь-Сь. Как объяснить мягкость? На примере звучания других звуков, твёрдых (В-В-В, Д-Д-Д). Ещё можно дать одновременно с прослушиванием потрогать мягкий и твёрдый предмет (вату и камешек, например). Не следует излишне напрягаться, если звук у ребёнка не получается. Старайтесь привлечь его внимание к правильному произнесению звука, больше говорите сами.  

 Вам нужно научить своего малыша СЛЫШАТЬ звук среди других звуков, слогов слов. Дети очень любят игру «Поймай звук»: хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук. Когда вы даёте другие звуки для сравнения с заданным, обязательно учитывайте правило исключения. Если отрабатываем звук С, то среди других звуков, слогов и слов, не будет звуков З, Зь, Сь, Ц, Ш, Ж, Ч, например:

- услышать звук С среди звуков А, М, С, К, С, В, О, С, Н, С, Д, У, С.

- услышать  звук С среди слогов МА, ДО, СА, ОС, ВУ, СЫ, КО, ГЕ, СО,

- услышать звук С в словах КОРОВА, САЛЮТ, ОСА, СОМ, ЛАДОНЬ, САМ, ЛУК, КАРТИНА.

Если в словах, предназначенных для сравнения, будут встречаться смешиваемые звуки, ваш ребёнок запутается ещё больше.

Для таких сравнений не требуется много времени, можно возвращаться к заданиям несколько раз. Главное – не торопите ребёнка, не переживайте, сначала неправильных ответов будет намного больше, но наберитесь терпения. Мы все разные, наши дети тоже, у каждого  - свой индивидуальный темп работы, своё восприятие. Кто-то понимает с 10-го раза, кто-то с 80-го, а кто-то и с 1000-го. Это не говорит об уме или глупости, это  индивидуальные особенности человека. Способностей множество, языковые способности одинаковы не у всех, наберитесь терпения. Тем более, что дети с нарушениями речи всегда требуют многократного повторения одного и того же. Если родители нацелены на результат, ребёнок научится обязательно. Все дети, которых я научила, правильной речью обязаны родителям: водили на занятия, выполняли задания, исправляли ошибки и т. д. Не научились те, кто надеялся только на меня, не прикладывая собственных усилий. И это вам подтвердит любой специалист. Нет в нашей работе «волшебной таблетки», есть труд, помноженный на любовь к своему ребёнку. Вам решать, как именно выказывать свою любовь: конфетами, подарками или реальной помощью.

На следующем этапе сложности нужно учить ребёнка определять место звука в слове: начало, середина или конец. Опять-таки правильных ответов будет немного, учите терпеливо и получится обязательно! Самый первый звук – начало слова, самый последний – конец, всё остальное –   середина. Учтите, что труднее всего услышать согласный звук в сочетании с гласным (слог-слияние). Да, действительно, оба звука сливаются для ребёнка в один: С+А=СА, трудно разобраться, где какой. Чтобы ребёнок вас услышал максимально выделяйте голосом и длительным произнесением нужный вам звук: не просто С, а СССССССССС. Тогда будете продвигаться вперёд.

 Исходим из предположения, что ваш малыш звук С произносит неправильно. Тогда за него говорите вы, а он только подтверждает или опровергает ваши слова. Например:

- Послушай, в слове СССАМ есть звук С?

- Да.

- На каком месте мы его произносим: в начале слова, в середине, в конце?

- В середине.

- Послушай ещё раз: СССАМ. Какой первый звук?

- С.

- Где место звука в слове?

- В начале.

Если есть готовые картинки со звуком С, замечательно. Помните, что нужно соблюдать правило исключения. Сейчас  много разнообразных пособий, в которых, к сожалению, не учитывается это правило. Вы берёте картинку, а под ней подпись – САПОЖОК, пытаетесь проговаривать, но безуспешно: для успеха звук Ж должен быть исключён на данном этапе.

Поработали со звуком С, затем со звуком Сь по той же схеме, можно приступать к звуку Ш.

Примерный список слов (картинок), которые можно использовать в работе:

Звук С: салют, самовар, санки, сад, сахар, сапоги, самолёт, лиса, оса, коса, сумка, сухари, сачок, сам, полоса, колбаса, ананас, компас, глобус, автобус, киоск, кекс, турист, артист, скрипка, скатерть, лес, стол, стул, скалка, скакалка, абрикос и т. д.

Звук Сь: сено, сети, семь, селёдка, Сеня, Сима, сядь, десять, бассейн, беседа, беседка, наседка, серьги, середина, синий, сивый, сильный, Максим, повесить, гусь, лось, рысь, весь и т. д.

Обратите внимание, что я не стала давать слова Серёжа, селезень, лосось и др. Не стоит путать ребёнка, ему и так нелегко будет на первых порах справиться с заданиями. Но в словах есть и др. звуки, которые он, скорее всего, тоже не выговаривает, что же делать? Вопрос правомерный. Ничего не делать: мы договорились, говорим сами, малыш слушает. Если работаем со звуком С, а слово САМОВАР, то упор – на звук С, звук Р как бы не замечаем (до поры до времени)

В процессе становления звуков звук Ш более поздний, как правило, многие дети заменяют его звуком С. Не ставьте задачу научить выговаривать данный звук, давайте научим слышать его в чужой речи, а затем и в своей. Поверьте, он обязательно появится, попозже!

Как шипит змея? Ш-Ш-Ш. – звукоподражание.

Если ваш малыш змей не любит (бывает и такое, возьмите другое звукоподражание).

Как шумят деревья? Ш-Ш-Ш. Как мясо жарится на сковородке? Ш-Ш-Ш.

Это ваш ребёнок и ваше право выбрать, что подходит именно вам.

Когда мы  произносим звук Ш,  губы слегка округлены , язык вверху, широкий, кончик языка поднят вверх вместе с боковыми краями, образуя так называемую «чашечку», воздух тёплый (подносим ладошку ребёнка к своему рту, даём почувствовать воздушную струю) – способ произнесения. 

Звук Ш – согласный (его нельзя петь, для примера попеть гласные звуки подольше А-А-А, И-И-И), глухой (закрыть ушки ребёнка ладошками, он для сравнения произносит звонкие звуки В-В-В, Б-Б-Б), всегда твёрдый (опять-таки для сравнения сначала даём послушать мягкие звуки Ть-Ть-Ть, Мь-Мь-Мь) – акустические характеристики. 

 При определении глухости-звонкости есть  один нюанс. Если звук Ш сам на себя не похож, то как ребёнок его произнесёт с ладошками на ушах, чтобы понять присутствие голоса или его отсутствие? Тогда берём пальчики малыша, подносим к горлу, к тому месту, где расположены голосовые связки, и даём почувствовать вибрацию связок, а затем – её отсутствие. Не нужно давать  анатомию, просто расскажите, что в этом месте живёт голос.

Помните, говорите вы, ребёнок слушает! Особенно, если данный звук он произносит неправильно, и вы об этом знаете.

«Поймай звук!»

 среди звуков: Р, П, Ш, К, Ш, Т, М, Ш, Ш, В, Д, Т, Ш, В, Ш;

среди слогов: МА, КА, ШУ, ШИ, ВУ, ТА, ТУ, ШЕ, ША, ДО, ШИ, МА, РА, ШО;

среди  слов: ШУБА, ВАЛЕНКИ, МАШИНА, ЛОПАТА, ШАПКА, ШАРФ, ЛАМПА, ЛАНДЫШ, ШТОРЫ, МАЛЫШ, ВЕТЕР;

Слова и картинки  можете брать другие, но помните о правиле исключения. Не должно быть звуков Ж, С, Сь, З, Зь, Щ! Иначе вы запутаете ребёнка ещё больше!

Определяем место звука Ш в слове. Исходим из предположения, что звук Ш ваш малыш не говорит или же говорит неправильно. Говорите вы, ребёнок соглашается или не соглашается. Например:

- На каком месте в слове ЛАНДЫШШШ звук Ш?

- На первом?

- Послушай: ЛЛЛАНДЫШШШ. Какой первый звук? Л. А где Ш? ЛАНДЫШШШ.

- В конце.

Не пугайтесь, ошибок будет много, нужно потерпеть, результат будет обязательно!

При работе  со звуками С, Сь или Ш можно просить ребёнка подбирать слова с этими звуками. Как это выглядит? Например:

- Придумай слово со звуком С?

- СУБА.

- Послушай, как звучит: ШШШУБА. Ты слышишь звук С?

- Нет.

- Правильно, в слове ШШШУБА нет звука С? А в слове  СССАД есть?

- Да.

Эти диалоги будут повторяться вновь и вновь, не сразу вы придёте к правильным ответам. Не думайте, что у меня всё по-другому, просто я знаю, что ситуация изменится когда-нибудь, верьте в себя и  в ребёнка. 

Примерный список слов (картинок), которые можно использовать в работе:

Звук  Ш: каша, Маша, Наташа, Миша, Паша, Алёша, шум, шутка, кошка, лягушка, камыш, кувшин, подушка, шапка.

Помните о правиле исключения. Не должно быть никаких СТАРУШЕК, СТИШКОВ и т. п.

На заключительном этапе собираем сведения о двух смешиваемых звуках и начинаем сравнивать.

Как течёт вода? С-С-С. Как шипит змея? Ш-Ш-Ш.

Когда произносим звук С губы в улыбке, а звук Ш – губы круглые. Когда произносим звук С, язык внизу, а звук Ш – язык вверху. Когда произносим звук С, воздух холодный, а звук Ш – тёплый.

Акустические характеристики звуков С-Ш практически совпадают (только что звук Ш не бывает мягким, он всегда твёрдый), но повторить стоит.

Теперь нужно учить различать звуки на слух. Можете показать и буквы, но помните, что если звук СССС, то буква ни в коем случае не «ЭС», а тоже ССС. И если звук ШШШ, то и буква не «ШЭ», а ШШШ. Сколько бедных детей мучаются затем в школе, безуспешно пытаясь прочитать СА: они читают, как их научили «ЭС-А», поэтому ССС и ААА не могут слиться в слог. Звук и буква должны называться одинаково! Тяжело придётся с мягкими звуками, но всё равно звук Сь и буква ССС. Да, звука два, а буква одна, объясняйте.

Упражнение «Хлопнули и топнули» (услышали звук С – хлопнули, услышали звук Ш – топнули).

Среди слогов: СА, ША, ШУ, ШИ, СЭ, СО, ША, ШУ, АС, ОШ, ОС, ИШ.

Среди слов: САМ, ШУТКА, ШУБА, ШИЛ, САХАР, МАСЛО, ШКАФ, САНКИ, ШАРФ, КОШКА, МЫШКА, ГЛОБУС, ЛЕС.

Обратите внимание, что пока не берутся слова СУШКИ, ПРОСТОКВАША, ПАСТУШОК. Почему? Ещё время не пришло.

Работаем дальше.

- В слове КОШШШКА есть звук ССС?

- Да.

- Послушай ещё раз. КОШШШКА. Есть звук ССС?

- Нет.

- А в слове СССАЛЮТ есть звук ССС?

- Да.

- На каком месте в слове СССАЛЮТ звук ССС: в начале, в середине, в конце?

- В начале.

Не удивляйтесь тому, что на первых порах вы будете и задавать вопросы, и отвечать на них. В этом и состоит процесс ОБУЧЕНИЯ. Ребёнок привыкнет к заданиям, начнёт вслушиваться в звучащую речь и не обманет ваших ожиданий.

Далее можно переходить к словам, в составе которых есть и С, и Ш. Как быть, если по-прежнему у вашего ребёнка вместо САША получается САСА? Опять всё на вас.

- Послушай, какой звук я произношу  сначала: С или Ш? СССУШШШКИ.

- ШШШ.

- Послушай ещё раз: СССУШШШКИ. Какой первый звук?

- ССС.

- Какой звук раньше произношу, ССС или ШШШ? СССМЕШШШНОЙ.

При значительных трудностях произнесения рекомендую записывать звук буквой. Например:

- Послушай: ШШШУСССТРЫЙ. Какой первый звук? Запиши букву. Это буква Ш. Это буква С. Какою букву ты напишешь? Правильно: Ш.

Не произносите слово со смешиваемыми звуками по слогам. Это самая распространённая ошибка. Когда ребёнок повторяет вслед за вами слог за слогом, нет работы самого ребёнка, он не думает. Результат: по слогам повторил,  слово целиком не скажет – снова замена. Ребёнок должен сам прослушать слово несколько раз и сам расставить акценты: сначала С, потом Ш, или наоборот. Слово должно быть произнесено целиком, тогда процесс пойдёт на пользу. Вы можете помочь ему с предварительным анализом, т. е. объяснить несколько раз, порядок звуков: какой произносится раньше, какой позже.

Обратите внимание, что я выделяю звуки длительно. Если этого не делать, ребёнок вас может и не услышать. Наша речь – линейная последовательность звуков, т. е. все звуки расположены как бы по линеечке. В таком ряду звуки влияют друг на друга, поэтому если дополнительно их не выделять, можно толком и не расслышать. Мы ведь учим детей, а не взрослых, многое для них – диковина.

 Примерный список слов (картинок), которые можно использовать в работе:

Звуки С-Ш: смешно, страшно, путешествие, старушка, страшилка, пушистый, душистый, пастушок, смешок, стишок, шесть, спешить, простокваша, раскладушка, распашонка, пустышка.

Звуки З-Ж

Сначала отрабатываем звук З.

Как звенит звонок? З-З-З – звукоподражание.

Когда произносим звук З, губы в улыбке, все зубы видны, язык внизу, за зубами, широкий, воздух холодный (помните, что при неправильном произнесении звука воздушную струю показываете у себя?) – способ произнесения.

Звук З – согласный (его нельзя петь, для примера попеть гласные звуки подольше А-А-А, И-И-И), звонкий (закрыть ушки ребёнка ладошками, он для сравнения произносит глухие звуки К-К-К, П-П-П),  твёрдый  (опять-таки для сравнения сначала даём послушать мягкие звуки Ть-Ть-Ть, Мь-Мь-Мь) – акустические характеристики.

Звук Зь отрабатывается точно так же, помните? Для сравнения звучания даёте послушать сначала твёрдые звуки, потом Зь-Зь-Зь.

«Поймай звук»

среди звуков: Р, М,З,И,З,Л,З, Д,З, П,В, З,М, Л, К, З;

среди слогов: ВА, ЗУ, ПА, ЗЫ,КА, МО, ЗА, ЗО, ЗУ, РА, ЗЫ;

среди слов: ЗАБОР, ЛОПАТА, КОЗА, ЗАЙКА, МИМОЗА, ЛУК, ЛАДОНЬ.

Помним про правило исключения: нет и не будет слов со звуками С, Сь, Зь (если это звук З и З, если это звук Зь), Ж, Ш, Щ.

Ещё один нюанс. Звук З на конце слова оглушается. Поэтому, сколько бы вы ни старались внушить, что АРБУЗ со звуком З, понять ребёнку это будет сложно. Золотое правило помните: если ребёнок должен УСЛЫШАТЬ, то давайте такие слова, в которых звук слышится, а не искусственно вами произносится. Много ли встречали вы людей, говорящих по-писаному? Они, наверняка, иностранцы. В слове АРБУЗ звук З не слышен! При определении места звука в слове берём начало слова и середину. Принцип работы вам известен, сами говорите значительно больше ребёнка.

 Примерный список слов (картинок), которые можно использовать в работе:

Звук  З: забор, завод, зайка, запах, запад, зарядка, замок, звонок, здание, зрение, глаза, зонт, зоркий, зов, золото, мимоза, гроза, тазы, зубр, зубы, берёза.

Звук Зь: зима, земля, зелень, зеркало, корзина, резинка, музей, друзья, гроздья, земляника, бузина, бензин, кизил, резеда.

Звук Ж

Как жужжит жук? Ж-Ж-Ж – звукоподражание.

Когда мы произносим звук Ж, губы округлены, язык вверху, кончик языка и боковые края подняты вверх, образуя так называемую «чашечку», воздух тёплый (помним, при неправильном произнесении звука Ж демонстрируем всё на себе) – способ произнесения.

Звук Ж – согласный (его нельзя петь, для примера попеть гласные звуки подольше А-А-А, И-И-И), звонкий (закрыть ушки ребёнка ладошками, он для сравнения произносит глухие звуки К-К-К, П-П-П), вседа  твёрдый  (опять-таки для сравнения сначала даём послушать мягкие звуки Ть-Ть-Ть, Мь-Мь-Мь) – акустические характеристики. Если звук Ж неправильно произносится, то даёте прочувствовать силу голоса, положив пальчики  ребёнка на своё горло.

 Звук Ж на конце слова тоже оглушается. Поэтому, сколько бы вы ни старались внушить, что НОЖ со звуком Ж, понять ребёнку это будет сложно. Давайте такие слова, в которых звук слышится, а не искусственно вами произносится.  При определении места звука в слове берём начало слова и середину. Принцип работы вам известен, сами говорите  больше ребёнка.

«Поймай звук»

среди звуков: П, Д, Ж, М, Д, Ж, Р, К, Л, Ж, Ж, А, О, Б, Ж.

среди слогов: РА, ЖУ, ЖЕ, ДА, МА, ЖИ, ЖА, ТА, ЖУ, ГО.

среди слов: ЖИРАФ, ПИЛА, ЛАК, ЖИВОТ, ЛЫЖИ, ЖАРА, КАПЛЯ, КЛЕТКА, ПОЖАРНЫЙ, ЖИЛЕТ, РАДУГА, ЖАЛОБА.

Опять-таки исключаются такие слова как: СЛОЖУ, СХОЖУ, ПОСИЖУ, САПОЖОК. Это не означает, что в обычной речи вы должны избегать их, просто для работы не  берите.

 Примерный список слов (картинок), которые можно использовать в работе:

Звук Ж: лужа, кожа, баклажан, жаба, дружба, ежи (или ёжик, но не ЁЖ!), ножи ( ножик, но не НОЖ!), моржи, жираф, ежевика, пиджак, урожай, жаворонок, жакет, жилет, пожар, надежда, одежда, Жора, Жанна.

На заключительном этапе собираем сведения о двух смешиваемых звуках и начинаем сравнивать.

Как звени звонок? З-З-З. Как Жужжит жук? Ж-Ж-Ж.

Когда произносим звук З  губы в улыбке, а звук Ж – губы круглые. Когда произносим звук З, язык внизу, а звук Ж – язык вверху. Когда произносим звук З, воздух холодный, а звук Ж – тёплый.

Акустические характеристики звуков З-Ж практически совпадают (только что звук Ж не бывает мягким, он всегда твёрдый), но повторить стоит.

Теперь нужно учить различать звуки на слух. Можете показать и буквы, но помните, что если звук ЗЗЗ, то буква ни в коем случае не «ЗЭ», а тоже ЗЗЗ. И если звук ЖЖЖ то и буква не «ЖЭ», а ЖЖЖ. Помните, что в школе дети читают, как их научили: «ЗЭ-А», поэтому ЗЗЗ и ААА не сольются  в слог. Звук и буква должны называться одинаково! Тяжело придётся с мягкими звуками, но всё равно звук Зь и буква ЗЗЗ. Да, звука два, твёрдый и мягкий, а буква одна, объясняйте.

Упражнение «Хлопнули и топнули» (услышали звук З – хлопнули, услышали звук З – топнули).

В слогах: ЗА, ЖА, АЗА, ОЗО, ЖУ ЖИ, ЗЫ, ЖУ, ЖЕ, ЗО, ЗЫ.

В словах: ЖАННА, ЗМЕЯ, ЗАБОТА, ЗАКАТ, ЖУК, ЗАПАД, ЗАВТРАК, ДЕЖУРНЫЙ, ХОЖУ, ЗАКОЛКА, ЖИТЬ, ОТЖИМ.

Далее можно переходить к словам, в составе которых есть и З, и Ж. Как быть, если по-прежнему у вашего ребёнка вместо ЖЕЛЕЗО получается ЗЕЛЕЗО? Опять всё на вас.

- Послушай, какой звук я произношу  сначала: З или Ж? ЖЖЖЕЛЕЗЗЗО.

- ЗЗЗ.

- Послушай ещё раз: ЖЖЖЕЛЕЗЗЗО. Какой первый звук?

- ЖЖЖ.

- Какой звук раньше произношу, ЗЗЗ или ЖЖЖ? ЖЖЖИЗЗЗНЬ.

При значительных трудностях произнесения рекомендую записывать звук буквой. Например:

 Послушай: ЖЖЖИЗЗЗНЬ. Какой первый звук? Запиши букву. Это буква Ж. Это буква З. Какою букву ты напишешь? Правильно: Ж. 

Примерный список слов , которые можно использовать в работе:

Звуки З-Ж: зажигать, зажим, жалюзи, зажёг, зажигалка, железо, жизнь.

Аналогично разбираем и звуки Р-Л, С-Ц, Ч-Щ, Й-Ль и т.д.

Если у вас возникли вопросы по предложенному материалу, обращайтесь на сайт, попробую объяснить, в чём проблема.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что можно сделать из снега...

Данная презентация раскрывает возможности учащихся в создании снежных фигур....

Что можно сделать из осенних листьев :)

Такие чудесные аппликации можно сделать из осенних листьев, ну а сначала надо сходить на экскурсию, полюбоваться осенней природой и собрать эти самые листья :) Вдохновляйтесь :)http://www.ellf.ru/crea...

"Вторая жизнь вещей или что можно сделать из клубка и лоскутка"

Со временем наши вещи стареют: изменяется форма, появляютс протёртые места, проходит мода, вещи становятся малы. В каждом доме, наверняка, найдутся ненужные вязаные вещи: шапки, варежки, свитера и про...

Ученик пришел без сменной обуви или не в форме. Что можно сделать?

В некоторых школах дежурные учителя или директор, встречающие утром детей в школе, заворачивают тех, кто явился без сменной обуви или не в форме. Имеют ли они на это право? Что говорит закон? Для...

Круг сообщества, разрешение конфликтов на тему «Что можно сделать, чтобы наш класс стал дружным?»

Методическая разработка плана-конспекта мероприятия "круг сообщества" на тему: «Что можно сделать, чтобы наш класс стал дружным?». Учащимся необходимо учиться разрешать...