Роль фонематических процессов в развитии речи.
статья по теме

Петрова Татьяна Владимировна

Рекомендации по работе над фонематическими процессами у старших дошкольников.Подготовка к овладению чтением и письмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_fonematicheskoe_vospriyatie.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Роль фонематических процессов в развитии речи.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом.

Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы.

По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».

Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

 Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи.

 Проявления нарушения фонематического  восприятия в устной речи, при чтении, на письме:

При логопедическом обследовании дошкольников нередко выявляются дети 6-7 лет, которые при относительно сохранном произношении и правильном лексико–грамматическом строе речи имеют выраженное фонематическое недоразвитие, оно проявляется:

•    в затруднениях дифференциации акустически близких звуков (например: В-ВЬ, Б-П, З-Ж и т.д.);

 •    неумении определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

 •    невозможности подобрать слово с определённым количеством слогов или с определённым звуком.

При чтении наиболее типичны следующие ошибки:

•    трудности слияния звуков в слоги и слова;

 •    взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих)

 •    побуквенное чтение (Д,О,М)

 •    искажение слоговой структуры слов;

 •    слишком медленный темп чтения;

 •    нарушения понимания прочитанного.

К числу типичных недостатков письма относятся:

•    замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;

 •    пропуски гласных;

 •    пропуски согласных в их стечении;

 •    слияние слов на письме;

 •    раздельное написание частей одного слова;

 •    пропуски, перестановки слогов;

 •    орфографические ошибки;

 Если у ребенка отмечаются хотя бы лёгкие отклонения в развитии фонематического восприятия, то обязательно будут затруднения в овладении чтением и письма.

  Необходима система поэтапного формирования фонематической стороны речи в процессе ознакомления обучающихся со звуками как в случае речевой патологии , так и при речевом развитии в пределах нижней границы речевой нормы.

Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения, поэтому фонематические процессы необходимо развивать!

     В работе по различению близких по звуковому составу слов используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации звуков: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком.

Игры для примера:

 «Подбери пару» - разложить картинки с изображенными предметами, которые произносятся похоже.

«Скажи в рифму» - придумать слова, которые звучат похоже.

«Назови непохожие звуки?» - дом-ком, сок-сом, мука-муха.

«Подскажи словечко» -  читается четверостишье, а последнее слово должен подсказать ребёнок так, чтобы оно подошло не только по звучанию, но и по смыслу.

«Найди картинку» - читается стихотворение или текст, ребенок подбирает картинки, соответствующие смыслу.

      При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими или одним звуком, широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и  близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры: открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением.

Примеры: та-да-ка, па-ба, фа-ва-фа, па-тпа, пту-пта-пто, и т. д.

«Какие звуки меняются?»- ма-ма-му...

    Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется с уточнением произносительного и слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки (с постепенным переходом от акустически далеких к акустически близким), звуки в слогах, словах. Каждому звуку подбирается картинка-образ. Содержание упражнений может предусматривать дифференциацию звуков и развитие слухового внимания.

Для примера:

"Послушай и повтори"-А,О,У,И.

«Различай и повторяй»- предложить повторить только звук «С», или слова с этим звуком.

«Поймай звук» - ребёнок выделяет заданный звук: а)из ряда звуков  б)из ряда слогов  в)из слов г)из фразы, хлопая в ладоши.

«Покажи карточку» -  ребёнок, услышав мягкий звук показывает зелёную карточку, а услышав твёрдый звук –  синюю.

«Хлопни или топни» - ребёнок хлопает на звук «Й», а на «ЛЬ» топает.

«Письма для Томы и Тёмы» - дети отбирают картинки со звуком «Т» - для Томы, а со звуком «Ть» - для Тёмы.

«Две рейки» - отбор картинок по твёрдости-мягкости или по глухости-звонкости.

«Бегите ко мне» - дети подбегают к педагогу, услышав заданный звук;  - подбегают лишь те дети, у которых на картинках есть слова с заданным звуком.

«4 лишний» - выделение лишнего слова по акустическому признаку.

     Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определенное положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, характер звука, количество звуков в звуковом ряду и т. д.). В связи с указанным выше предусматривается определенная последовательность речевого материала при работе над звуковым составом слова:

а) ряд гласных звуков (ау, уа, уаи, ауио и т. д.);

б) слоги без стечения согласных (закрытые - он, ас, ух; открытые - ко, па, ну);

в) слоги со стечением согласных (акс, кту, сло и т. д. );

г) слоги без стечения согласных;

1.     односложные (том, кум, ум, нос);

2.     двусложные (мука, муха, пума, Маша);

д) слова со стечением согласных:

1.     двусложные слова со стечением согласных в середине слова (бочка, ласты, майка, весна);

2.     односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, стоп, план);

3.     односложные слова со стечением согласных в конце слова (фильм, торт, пуск, рост);

4.     двусложные слова со стечением согласных в начале слова (дрова, крупа, стук);

5.     двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова (пломба, брошка, стирка);

е) трехсложные слова (качели, ромашка, пастила, простынка).

     Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на материализацию (использование различных вспомогательных средств - графических схем слова, звуковых линеек, фишек), на речевое проговаривание (при назывании слов), на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание. В процессе работы по данному направлению детям предлагается выполнить следующие задания:

1.     Выделить гласный, согласный звук из ряда других звуков (любым из приемов).

2.     Выделить слог с определенным звуком.

3.     Выделить из ряда слов слова с определенным звуком.

4.     Назвать первый или последний звук в слове, определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец) на слух и с помощью картинок.

5.     Определить последовательность и количество звуков в слове (придумать слова, отобрать картинки с определенным количеством звуков).

6.     Определить местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.

Игры для примера:

«Ходит ёжик вдоль дорожек…» - определение местоположение звука в слове с помощью нарисованной дорожки и игрушки-ёжика. Передвигая ёжика и проговаривая слово наглядно видно, где расположен заданный звук (в начале, в конце или в середине).

«Эхо» - ребёнок повторяет за логопедом первый или последний звук.

«Что сначала-что потом?» - ребёнок называет звуки в слове по порядку.

 «Мы с тобою так играем: слова на "Г" мы выбираем.

-"Гуси, гуси: га,га,га.Есть хотите? -Да,да,да."

   «Лови-не лови» - педагог кидает ребёнку мяч, произнося слово.

Если в слове есть заданный звук, то ребёнок ловит мяч, если нет – отбивает.

«Называй и кидай» - дети придумывают слова на заданный звук и кидают мяч педагогу, одновременно произнося своё слово.

      Надо учитывать и то, что чем большее количество анализаторов использует ребенок при работе с учебным материалом, тем лучше его усвоение, ведь в нашем случае у детей участвует и слуховой, и зрительный, и двигательный анализаторы. Поэтому задания следует предлагать в игровой форме, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками, символами, звуковыми линейками, спец. книгами, опусканием звуков, слогов и восстановление их детьми с опорой и без на предметные картинки, работа с фишками, карточками и т. д. В результате такой коррекционной последовательно спланированной работы, дети не только научаются видеть буквы, слышать звуки родного языка, но и смогут в дальнейшем применить полученные знания и умения, осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы в школе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический материал: "Роль образовательного процесса в развитии эмоций воспитанников".

Данный учебно - методический материал может использоваться в качестве выступлений на методических объединений и педагогических советах. В данном выступлении расмотренны следующие вопросы: понятие эмоц...

Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы голоса, подвижности и дифференцированности дв...

Роль пальчиковых игр в развитии речи ребенка

Нагляная агитация для родителей (консультирование родителей по использованию пальчиковых игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста)...

Роль семейного воспитания в развитии речи дошкольников.

Консультация для родителей о роли семейного воспитания в развитии речи детей....

Роль фонематического слуха в развитии речи детей

В данной консультации раскрывается значение фонематического слуха в развитии ребенка, возрастные нормы развития фонематического слуха. Так же даются рекомендации, как следует развивать фонематический ...

Роль фонематического слуха в развитии речи детей

Роль фонематического слуха в развитии речи детей...