Конспект воспитательского занятия "Что значит быть настоящим другом"
план-конспект занятия (8 класс) по теме

Воронкова Нурзида Гумаровна

Правило дружбы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kogo_mozhno_nazvat_nastoyashchim_drugom.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Что значит быть настоящим другом»

Цель: Помощь детям разобраться в том, каким должен быть настоящий друг.

Задачи:

1. Определить важные для дружбы нравственные качества и содействовать их формированию.

2. Способствовать развитию критического отношения к себе; побуждать к анализу собственных поступков; прививать навыки терпимости и корректности в общение с друзьями.

3. Воспитывать доброжелательность, уважение  друг к другу.

Ход занятия

      I.Организационный момент.

 -Ребята здравствуйте! Сегодня у вас необычное для вас занятие, потому что буду его проводить я. Надеюсь на наше сотрудничество. Вижу у вас хорошее настроение. Давайте посмотрите друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь слушать.

II. Вступительное слово воспитателя.

( на фоне музыки).

Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.

- Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы?- спросил пастух.

- Мы – дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь- выбирай сам!

Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.

- Ребята, какая проблема стояла перед пастухом? ( кому открыть дверь?)

- Какое решение он принял? ( ответы детей).

- Значить о чем мы будем говорить сегодня на нашем занятие? ( ответы детей)

- И так, сегодня мы должны сказать лучшие слова о дружбе, друзьях. А начнем мы наш разговор с одной из версий возникновения слова друг.

Стихотворение.

Когда еще никто не знал ни слова-

Ни «здравствуйте», ни « солнце» ни «корова»,-

Соседям древний человек привык

Показывать кулак или язык

И корчить рожи, (что одно и тоже),

Но, словом стал гортанный звук,

Осмысленней лицо, умнее руки,

И человек придумал слово « друг»

Стал друга ждать и тосковать в разлуке.

 Ему спасибо за друзей моих.

Как жил бы я, что делал бы без них?

Друзей- людей, которых я люблю,

 Я  никогда ничем не оскорблю

-Да, слово друг известно давно. Дружба это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она нас  делает  лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Но всех ли людей,  которые нас окружают в школе, на улице, можно назвать друзьями? (ответы)

III.Словарная работа « знакомый, приятель, товарищ, друг»

- Посмотрите на доске слова. Можно ли сказать, что речь идет об одном и том же человеке?

-Я прочитаю определение, а вы догадайтесь о ком идет речь.

- О человеке, с которым вы просто здороваетесь на улице, во дворе ( знакомый)

- О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события вы скажите (приятель)

-Об однокласснике, с которым за 8 лет съели пуд соли, скажите ( товарищ)

_ О человеке которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, волнуетесь, переживаете ( друг)

IV. Работа по теме.

- Ребята, давайте определим нравственные качества настоящего друга. На листочках напечатаны качества личности (на каждой парте один лист). Прочитайте их. Поработайте в парах, обсудите и вычеркните те качества личности, которыми настоящий друг обладать не должен.

Доброжелательность, грубость, лживость, терпеливость, уступчивость, отзывчивость,

равнодушие, заботливость, вредность, драчливость, жадность, честность, щедрость,

бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость.

-Теперь перечислите, какими нравственными качествами обладает настоящий  друг?

( карточки с положительными качествами прикрепляются  на доску)

- Да, друг должен обладать этими качествами. Дружба означает близость и взаимное тяготение людей друг к другу. Настоящий друг  лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет бескорыстную помощь.

_ А как вы понимаете бескорыстная помощь? (ответы детей).

_ Ты дружишь с человеком не потому, что выгодно, а потому что он близок к тебе.

Сейчас правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одежке: кто богато и модно одевается с тем и дружат. Но настоящих друзей они таки не находят.

V. Проблемная ситуация « Как выбрать друга»

«…У Миши Андреева было два друга: Олег и Денис. Все в шутку называли их «три

мушкетера» . Они подружились еще в первом классе. У них было много общего:

все трое собирали модели автомобилей, втроем бегали на тренировки в бассейн,

втроем болели за «Спартак», все трое были влюблены в одну и туже девчонку. Но

в седьмом классе их дружба дала трещину, и Мишка понял, что придется выбирать,

с кем дружить: с Олегом или Денисом?

С Олегом было всегда весело, легко и интересно. Родители давали ему деньги на карманные расходы, и Олег не вылезал из игровых автоматов. Он всегда звал с собой Мишку, щедро платил за двоих, и даже угощал мороженным в кафе. Иногда они вдвоем прибегали в «игровуху» вместо школы. И это было прикольно: все пашут на уроках, как негры на плантации, а они как белые люди, трясут « однорукого бандита»

Да еще и выигрывают иногда деньги!

  Дома у Олега всегда были самые новые компьютерные игры, самые последние музыкальные диски. Но главное, у него был совсем взрослый модный прикид. Одним

словом, Олег был крутым пацаном, и Мишка старался подражать ему во всем.

Ну а с Денисом они встречались теперь редко. Он продолжал ходить на плавание и говорил теперь только о нормативах, да о своих спортивных достижениях. В голове у него было полно всяких планов и целей. Но что самое противное- постоянно критиковал Мишку: за прогулы, за то, что бросил спорт, за то, что не умеет выбирать друзей. Вот Мишка и подумал, что действительно пришла пора выбирать: или Олег

или  Денис.

Как вы думаете какого друга должен выбирать себе Мишка? Кто из них  истинный друг, а кто мнимый?

Примерные ответы детей:

- Конечно нужно прекратить дружбу с Олегом, ничего хорошего из этого не выйдет.

- У Олега родители богатые, пристроят его в жизни, а Мишке всего нужно добиваться своим умом.

-Олег плохой друг, он думает только о себе, а Денис критикует Мишку, значит хочет

- Нужно брать пример с Дениса, у него есть цель, он самостоятельный человек.

-Мишка легко поддается влиянию, поэтому он должен выбрать Дениса, который может оказать на него хорошее влияние.

- Нужно сохранить дружбу с Олегом, помощь ему избавиться от своей пагубной привычки.

-Если Мишка будет дружить с Олегом он может сам стать игроманом.

-Ребята можно ли назвать этих трех мальчиков друзьями?

-Дружеские качества проявляются в поступках. Давайте  обсудим предложенные ситуации, как в них будет действовать настоящий друг, ответим на них и сформулируем правила для настоящего друга.

Учащиеся работают в группах, представляют свои правила, на доске прекрепляются карточки с правилами настоящего друга.

  1. Вера получила приз на конкурсе чтецов. Ее подруга Маша не подходит к ней и не

Поздравляет с победой, потому что сама рассчитывала получить награду.

Какой совет дадите  Маше?

Правило . Не завидуй другу, умей радоваться его успехам.

  1. Володя учиться в 8-ом классе, а его друг Коля в 6-ом классе. Володя решил посещать занятия в спортивной секции по волейболу и зовет с собой Колю

Коля не любит этот вид спорта. Володя обижается и говорит: «Коля раз ты мне друг, тои ты должен заниматься волейболом»

Правильно ли Володя понимает дружбу?

Как вы предложите, поступить Володе.

Правило. Уступай другу.

  1. Петя не смог решить задачу, Коля дал ему списать.

Как на месте Коли поступил бы настоящий друг?

Правило. Помогай другу, если он что-то не умеет делать -научи его.

  1. По мнению Наташи, хорошая подруга- это подруга, которая во всем будет помогать

Наташе, делиться с ней конфетами, булочками, а если нужно сделать что-нибудь

за  Наташу, например , убрать класс, обязательно сделает это.

Для кого выгодна такая дружба?

Какой совет дадите Наташе?

Правило. Истинная дружба бескорыстна.

  1. Петя с первого класса дружит с Алешей, они вместе гуляют, играют, ходят в кино.

Петя часто называет Алешу « конопушкой», потому что на лице у Алеши много веснушек. Алеше это прозвище не нравится, но он ничего не говорит своему другу.

Какой вы совет дадите Алеше?

Какой совет дадите Пете?

Правило. Будь вежлив со своим другом, не давайте ему прозвищ и кличек.

  1. Надя и Маша подруги. На перемене девочки баловались, и Надя уронила цветок.

Дежурный сделал замечание Маше. Надя промолчала. Маше было очень обидно,

но она промолчала и ничего не сказала подруге.

Что посоветуете Наде?

Что посоветуете Маше?

Правило. Если друг в чем-то не прав, скажи ему сразу об этом.

Коля и Дима учатся в одном классе и дружат. Мальчики гуляли во дворе на площадке. У Коли был с собой маркер. Он предложил Диме разрисовать детский домик, ведь их никто не видит.

Что посоветуете Коле?

Что посоветуете Диме?

Правило. Останови друга, если он делает что-то плохое.

- Ребята какие мы составили правила для настоящего друга, прочитайте их.

- Может кто –то добавит еще свои правила.

Прислушайтесь ребята к этим советам. Тогда у вас обязательно будут друзья.

Друзья на всю жизнь.

  • Ребята мы с вами составили правила для настоящего друга, а теперь скажите, как вы думаете легко ли быть настоящим другом?
  • Да, ребята дружба- это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержаться мудрые наставления, о том как сохранить дружбу. На доске написаны три пословицы : «Друга иметь – себя не жалеть»

                          « Друга на деньги не купишь»

                          « Друг познается в беде»

  • Я буду описывать ситуации, а вы постарайтесь подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.
  • Ситуация 1
  • Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор.
  • ( Помогу и скажу: «Друга иметь – себя не жалеть»)
  • Ситуация 2
  • Вы играли футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. Доведу до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».)
  • Ситуация 3
  • Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. ( Подарок не приму и скажу: « Друга на деньги не купишь».
  • Молодцы ребята, вы очень хорошо справились со всеми заданиями, а теперь давайте немного отдохнем.

                 VI. Релаксация « Верный друг»

  Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох.

   Представь себе, что ты гуляешь по небольшой тропинке в лесу. Ты слышишь плеск воды, подходишь к мосту под мелкой спокойной речкой, останавливаешься посредине моста и смотришь вниз на воду. На ее поверхности видишь свое отражение.

И вдруг ты чувствуешь, что ты не один. Есть еще кто-то неподалеку, и ты чувствуешь, что  его присутствие тебя успокаивает. На воде ты видишь, как рядом с твоим отражением появляется еще одно. Ты чувствуешь что это кто-то, кто очень хорошо к тебе относиться и тебя понимает. Это может быть взрослый человек, а может быть, это какое-то животное или кто-то, живущий в твоем воображении. Это не важно, главное- ты чувствуешь, что это твой верный друг, который давно знает тебя и которому ты можешь доверять. (30 сек.)

Через какое-то время он начинает говорить о тебе, о твоей жизни. Твой друг говорит тебе, что ты в любой момент можешь прийти к нему вновь, когда тебе нужна будет его помощь, совет или понимание.

 Теперь поблагодари своего друга за поддержку и попрощайся с ним.

Медленно пройди к маленькому мосту. Еще раз посмотри на свое отражение в воде. Ты помнишь о том , как было приятно, когда ты оказался на этом мосту не один, как это хорошо , когда у тебя есть человек, которому можно полностью доверять.

А теперь потянись, напряги и ослабь свое тело. Медленно открой свои глаза.

VII. Самоанализ и саморефлексия.

- Ребята отдохнули, а теперь давайте каждый из вас подумает и сделает для себя вывод, насколько он обладает качествами настоящего друга. Ваши откровенные записи предназначены только для вас , их никто не будет смотреть. Возьмите листочки на которых записаны противоположные нравственные качества. Оцените себя. Поставьте крестик на шкале самооценки ближе к тому качеству, которое у вас больше развито.

Лживость    скупость  доброжелательность   заботливость  вежливость

Честность    щедрость  драчливость                  равнодушие   грубость

-Посмотрите и подумайте, что вам нужно в себе изменить. Возьмите листочек и напишите то качество, которое вам мешает быть настоящим другом. Выбросите эти листочки, будем верить, что вы сможете искоренить в себе то, в чем признались только себе.

VIII. игра «Знаю ли я своего друга»

-Ребята наверняка среди вас есть те, кто считает себя друзьями (поднимите руки)

Сейчас мы узнаем хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним. Знаете ли что они любят, чем интересуются, о чем мечтают?

Участвует пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним их ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга. (одному из участников завязывают глаза)

-Какой урок у него любимый?

- На чем он любит кататься?

-Какое время года у него любимое?

-Какой вид спорта он любит?

-Что он любит поесть?

-Кем хочет стать когда вырастет?

Если ответы не совпадают посоветовать больше интересоваться жизнью друг друга.

IX. Подведение итогов.

-Ребята наше занятие подошло к концу. Хочется верить, что это занятие заставило вас еще раз задуматься о значимости дружбы, о том , каким надо быть человеком ,

чтобы рядом всегда были друзья. Хочется услышать ваше мнение. Как вы считаете

полезным ли был для вас сегодняшний разговор? Что запомнилось больше всего?

Примерные ответы детей.

-Полезно было узнать, что есть мнимые друзья. Понял, что и у меня есть такие друзья.

-Полезно было узнать признаки настоящей дружбы, это позволит более строго выбирать друзей.

-Понял , что у меня пока только приятели , а настоящего друга нет.

-Запомнилась игра.

Свое занятие мне бы хотелось закончить стихотворением.

Я хочу пожелать вам:

Никогда не меняйте друзей

Их нельзя разменять, как монету.

Вы поймете это поздней-

Ближе друга на свете нету.

Никогда не теряйте друзей

Ту потерю ничем не измеришь

Старый друг не вернется к тебе.

Новым другом его не заменишь.

И не стоит друзей обижать-

Станет раной на сердце обида.

Хоть друзья и умеют прощать,

Дверь в их сердце будет закрыта.

Дружбу надо беречь всегда,

Это чувство длиннее века

Лучший друг не продаст никогда,

Просто преданней нет человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме "Что значит быть настоящим человеком"

Цель - расширить представление обучающихся о человеческих качествах, способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера....

"Что значит быть настоящим другом"

Классный час для 6 класса. Полность классный час можно скачать по ссылке Ссылка для скачивания...

Час гражданско-правовых знаний "Что значит "быть настоящим гражданином"?"

Цели и задачи: помочь уяснить, какие основные признаки представляют содержание понятия «гражданственность»; формирование у школьников гражданских качеств, чувства ответственности и гражданского долга ...

Методическая разработка ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА В 6"Б"КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ НАСТОЯЩИМ ДРУГОМ?»

Методическая разработка классного часа "Что значит быть настоящим другом"....

Методическая разработка к занятию в 9 классе по теме "Как быть настоящим другом"

Урок направлен на развитие коммуникативных УУД по теме "Дружба"...