Роль семьи и детского сада в развитии коммуникативной компетентности
презентация к уроку по теме

Татьяна Николаевна Филиппова

В презентации освещен вопрос важности семьи и педагогов в формировании и  развитии коммуникативной компетентности детей с нарушением речи. А так же целеноправленность этого процесса, взаимодействие всех его участников. И для чего нужна та самая коммуникативная компетентность, каковы ее перспективы в будущей жизни ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx649.95 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль семьи и детского сада в развитии коммуникативной компетентности Подготовила : учитель-логопед Филиппова Т. Н.

Слайд 2

Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, человек постоянно запрашивает, передает и хранит информацию, то есть активно занимается коммуникативной деятельностью В научном контексте сочетание терминов « коммуникативная компетентность » впервые было использовано в русле социальной психологии (от лат. competens – «способный») – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений ). В толковых словарях (С. И. Ожегов, Т. Ф. Ефремова и др.) понятие «компетентность» как самостоятельная семантическая языковая единица трактуется чаще всего в значении «уровень владения определенной областью знаний» или «знание и опыт в той или иной области» («Новый иллюстрированный энциклопедический словарь» под редакцией В.И. Бородуллина , А.П. Горкина и др.). Сущность понятия «коммуникация» определяют психологические словари (А. В. Петровский, М.Г. Ярошевский , Р.С. Немов , В.А. Мижериков ) в значении, прежде всего, общения людей и обобщения ими знаний.

Слайд 3

Существует несколько определений коммуникативной компетентности: Петровская Л.А. определяет коммуникативную компетентность как совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения. Емельянов Ю.Я. рассматривает это понятие как ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) средствами социального поведения, а также выделяет меру коммуникативной компетентности - степень успешности задуманных актов влияния и используемых средств произвести впечатление на других. Столяренко Л.Д. рассматривает понятие коммуникативной компетентности как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия . Е.В. Сидоренко считает, что коммуникативная компетентность - совокупность коммуникативных способностей; адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решений коммуникативных умений и коммуникативных знаний.

Слайд 4

Коммуникативную компетентность в дошкольном возрасте можно рассматривать как совокупность умений, определяющих желание ребенка вступать в контакт с окружающими; умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию , умение вести себя в конфликтных ситуациях; умение пользоваться речью; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Слайд 5

Условиями развития коммуникативной компетентности дошкольников являются: социальная ситуация развития ребенка; формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками; совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка. Педагоги и специалисты в первую очередь будут: Развивать средства невербальной коммуникации: мимику, пантомимику, жестикуляцию . Развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации. Учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи. Воспитывать доверительное отношение друг другу. Развивать невербальное воображение, образное мышление.

Слайд 6

Здесь важно сказать и об особенностях детей с речевыми нарушениями, т.к. несовершенство коммуникативных умений, речевая инактивность , которые не обеспечивают процесса свободной коммуникации и, в свою очередь, не способствуют развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствуют овладению знаниями, отрицательно влияют на личностное развитие и поведение дошкольника . Нарушения речевой функции не могут не сказаться отрицательно на развитии процесса коммуникативной компетентности. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения Коммуникативная деятельность, являясь в дошкольном возрасте одной из значимых, не будучи целенаправленно формируема , существенно затрудняет социальную адаптацию ребёнка в среде сверстников и социуме в целом. Поэтому здесь очень важна помощь специалистов, и не только логопеда, но и психолога, дефектолога, воспитателей и конечно родителей. Важно педагогизировать и просвещать их в вопросе коммуникативной компетентности , работать сообща.

Слайд 7

Ребенок с нарушением речи логопед Педагогический коллектив родители

Слайд 9

На протяжении всего детства ребенок воспринимает взрослого как непререкаемый авторитет. Подражает взрослым, копирует их поведение, перенимает привычки и характер. Конечно в первую очередь транслирует отношения, присущие его семье. В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Слайд 10

Ребёнок вырастет, а сформированные у него качества личности, духовно - нравственные ценности, нормы морали останутся. Именно ими будет руководствоваться взрослый человек, проходя свой жизненный путь, делая порой нелегкий выбор. Впечатления, полученные в детстве, подчас определяют дальнейшую работу человека, его жизненный уклад. Ведь семья передает и культурные традиции, и опыт предшественников, который складывался на протяжении многих лет, и закладывает ребенку модель поведения на всю его дальнейшую жизнь. Человек может давно забыть какие-то свои детские переживания, но они, оставшись в области подсознания, могут напомнить о себе.

Слайд 11

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста развивается во времени и пространстве, обусловлена социальными условиями, половозрастными, индивидуальными особенностями детей, предметно-практической деятельностью, организацией учебно-воспитательной работы, спецификой пространства общения. Мы хотим, чтобы следующее поколение было духовно богатым, целостным и нравственным, а посему давайте воспитывать и заниматься нашими детьми – оно наше будущее!

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семейного кафе - "Моя семья".- в детском саду.

В семейном кафе принимают участие все желающие семьи всех возрастных групп детского сада. Предварительная работа предполагает помощь музыкального руководителя семьям при подготовке творческих номеров ...

Развитие коммуникативной компетентности на базе использования коммуникативно- информационных технологий внутри ШМО учителей математики

Выступение - презентация построена на анализе возможности использованиякоммуникативно-информационных технологий для развития коммуникативнойкомпетентности учащихся на уроках математики. Приведены приё...

Современные методы обучения иностранному языку и их роль в развитии коммуникативной компетентности учащихся средней школы. Английский язык

Данная статья затрагивает актуальную в настоящее время проблему компетентностного подхода при обучении иностранному языку. Автором приведены методы обучения, способствующие развитию коммуникативных ко...

Выступление на педсовете. Тема: ««Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста».

Актуальность проблемы определяется тем, что в настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому ра...

Статья о взаимодействии семьи и детского сада как условие развитий музыкальных способностей детей

Что может быть важнее родительского воспитания - правильно, взаимодействие детского сада и семьи...

Родительское собрание на тему «Проблема взаимодействия семьи и детского сада»

Цель:ознакомить с проблемами взаимодействия работы детского сада и семьи, способствовать установлению доверительных отношений между родителями и педагогами в  воспитательно-образовательном процес...