СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ школы VIII ВИДА
статья по теме

Сабирзянов Раиф Эльфатович

В данной статье рассказывается об основных нормативно - правовых документах Международного уровня при работе с детьми ОВЗ. Описаны специальные образовательные условия для детей данной категории. Методики и технологии по адаптивной физкультуре. В кратком содержании представлен материал о предыстории адаптивной физической культуры. Также описываются физиологические основы детей с ОВЗ и возможности для дальнейшей компенсации их физических функций организма. Показано влияние о правильно организованных занятиях по физической культуре с детьми ОВЗ. Представлены специальные условия в процессе проведения уроков физической культуры и условия, обеспечивющие оптимальный двигательный режим в работе с детьми данной категории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ школы VIII ВИДА

Согласно Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1993) и Конвенцией о правах ребенка (1989) всем детям (в том числе имеющих дефекты в психическом и физическом развитии) должно быть гарантированно право на образование, развитие и воспитание.

Д.В. Зайцев (2000), Н.М. Назарова (2000), Е.А. Екжанова (2005), Е.А. Стребелева (2005) подчёркивают, что коррекционно-образовательный процесс для детей с ограниченными возможностями обязан проходить в специальных образовательных условиях. К ним относятся: учёт специфических особенностей детей данной группы, существование современных специальных образовательных программ, индивидуальный подход к каждому ребёнку (подбор специальных средств, методов образования, компенсации и коррекции), создание адекватной среды жизнедеятельности, осуществление коррекционно-педагогического процесса различными специалистами (педагоги, психологи и т.д.), обеспечение медицинскими, психологическими и социальными услугами.

Физическое развитие учащихся коррекционных школ имеет разную степень выраженности, следовательно, условия воспитания и обучения таких детей могут существенно различаться.

Умственная отсталость  является одной из форм нарушения индивидуального развития, а именно психического, физического и социального аспекта здоровья. Следовательно, такие дети образуют специальную социальную группу, в которой имеется физический и (или) психический недостаток. Эти отставания можно скорректировать и компенсировать используя всевозможные специальные индивидуализированные методы обучения и воспитания, а частности физическое воспитание (А.С. Самыличев (1991), Евсеев (2003), Шапкова (2003)).

Развитие учащегося коррекционной школы  связано с организацией процесса физического воспитания и влияет на состояние всей личности аномального ребёнка, в том числе и его умственный компонент. Ещё Н.А.Добролюбов (1896) писал, что естественное правильное, здоровое развитие всех сил организма гораздо более значит для умственной деятельности, нежели всевозможные искусственные внушения.

Особое внимание следует уделить работам советских дефектологов-олигофренопедагогов Д.И. Азбукина, А.Н. Граборова, Г.М. Дульнева, И.Г. Еременко (1983, 1985), которые огромное значение уделяли вопросам физического воспитания детей с ограниченными возможностями.

Они указывали на положительное влияние средств физической культуры в коррекционно-воспитательной работе. Исправление дефектов и развития личности ребенка  возможно за счёт правильной постановки физического воспитания.

На первоначальном этапе в процессе занятий решаются образовательные (аномальный ребёнок получает знание о цвете, форме и т.д.), воспитательные (формирование интереса и преемственности к занятиям физическими упражнениями) и оздоровительные (профилактика плоскостопия, осанки) задачи.  Школьный возраст является сенситивным для коррекции недостатков развития и самой личности в целом. Физиологической основой коррекции недостатков развития аномальных детей признается компенсация, то есть замещение патологически нарушенных функций центральной нервной системы новыми нервными механизмами. Сущность процессов, лежащих в основе компенсации, раскрывается на основании учения И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, Е.М.Веденского и их учеников по рефлекторной деятельности нервной системы.

Н.П. Вайзман (1997) указывал, что коррекционные мероприятия в системе коррекции психомоторных расстройств у детей с нарушением интеллекта необходимо связывать с физиологической теории уровневой организации движений Н.А. Бернштейна. Её смысл заключается в поиске области поражения, недоразвития и нарушения согласованной деятельности отдельных церебральных систем, то есть структуры уровневых поражений и нейродинамического состояния. Предполагается опора на сохранные нижележащие церебральные уровни. Автор также отмечает, что для успешной коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении, следует учитывать особенности функционального состояния мозга таких детей.

Общее положительное влияние правильно организованных занятий физическими упражнениями на развитие школьников хорошо известно. Существует большое количество примеров из практики, когда при помощи специально подобранных физических упражнений исправляются различные патологии (нарушения речи, построение движений и т.д.).


Мышечная деятельность в процессе выполнения физических упражнений стимулирует физические процессы, формируя новое функциональное состояние, характеризующееся приспособлением к дефекту, компенсацией нарушенных функций, адаптацией вегетативных систем к физической нагрузке, улучшением деятельности сохранных функций, в частности сенсорных систем, и т.п.

Отмеченные изменения на органном и системном уровнях можно объективно зарегистрировать, дать им количественную и качественную оценку. Опираясь на концепцию единства структуры и функции, можно с уверенностью утверждать, что положительные перестройки в организме происходят и на более тонких морфологических уровнях и являются отражением реакций организма в соответствующих функциям структурах, о чем свидетельствует одно из важных положений общей патологии: «Ни один из факторов среды не может прямо влиять на ту или иную функцию, он меняет ее только опосредованно - через воздействие на структуры, вырабатывающие эту функцию» (Саркисов Д.С., Пальцев М.А., Хитров Н.К., 1995). Специалистами по физическому воспитанию установлено, что некоторые физические упражнения влияют на формы тела человека. Ряд исследователей освящали вопросы коррекции деформаций и различных отклонений в формах тела при помощи физических упражнений (В.В.Гориневский, С.М.Иванов, В.К.Крамаренко, В.К.Стасенков и др.). В свою очередь, развитие произвольных движений индивида, а также их восстановление после патологических нарушений зависит от характера двигательной деятельности (А.Н.Леонтьев, Л.В.Запорожец, А.Р.Лурия и др.).

Таким образом, для развития моторики у школьников  важно обеспечить оптимальный двигательный режим в окружающих его условиях.

Одним из важнейших аспектов в работе учителя является включение в физкультурный процесс дозированной помощи, так как, во время занятий могут появиться задания, которые ребёнок не в состояние выполнить.

По мнению Г. Ф. Кумарина, аномальным детям обеспечивается активное, заинтересованное, комфортное состояние в процессе выполнения учебных занятий в том случае, если препятствия, вставшие в процессе деятельности, оказываются преодоленными, а поставленная цель в итоге достигнутой.


Исходя из идей Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии ребенка выполнение учебных заданий, необходимо отметить, что задания должны быть доступными (в силу их пола, возраста, диагноза, физической подготовки) и выполняться самостоятельно. Но неподготовленность к этому многих аномальных детей благоприятно преодолевается в условиях специальной помощи от преподавателя.                                                                                             В результате сотрудничества ребёнка со взрослыми реализуется восхождение школьника от того, что на уровне «зоны ближайшего развития» он может делать с помощью взрослого, к тому, что на уровне «зоны актуального развития» он сможет сделать сам. Если индивид самостоятельно справляется с учебными заданиями, то, для того чтобы стимулировать его развитие, нужно повысить для него трудность заданий. Таким образом, оказание дозированной помощи каждому школьнику нужно для решения конкретных заданий с ориентацией на последующие самостоятельные действия. В.М. Мозговой, А.А. Дмитриев, А.С. Самыличев в своей совместной работе определяют принципы коррекционно-воспитательной работы. По их мнению, недостатки психического и физического развития, а также моторику реально исправить только с учетом их индивидуальных особенностей аномальных детей. Главенствующий принцип коррекционно - воспитательной работы состоит в том, что коррекционная работа не ограничивается лишь исправлением недостатков развития аномальных детей, она направлена на их общее развитие.

Следовательно, в процессе занятий физической культурой формулируют специальные условия, которые необходимо выполнять:

1. Физическая культура в коррекционных школах обязана разносторонне влиять на организм т.е. должна укреплять здоровье, двигательную функцию, оказывать локальное воздействие на исправление недостатков.

2. При составлении конспекта урока необходимо учитывать пол, возраст, диагноз и влияние физической нагрузки на ребёнка.

3. При выполнении физических упражнений необходимо задействовать умственную деятельность учащихся. Это важно для овладения двигательными умениями и навыками.

4. Коррекцию и развитие движений осуществлять на основе формирования двигательных умений и навыков, необходимых для жизни и трудовой деятельности в их единстве.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерные технологии как средство коррекции письменной речи учащихся школы VIII вида (статья)

В данной статье  изучаются проблемы использования информационных технологий в обучении детей с нарушениями письменной  речи.В разделе  «Компьютерные технологии в специальном образ...

Доклад "Нравственное воспитание учащихся школы VIII вида"

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношени...

Портфолио индивидуального сопровождения учащихся школы VIII вида

  В Портфолио представлены примерные образцы документов для психолого-педагогического и медико-социального сопровождения учащихся с психическим недоразвитием и задержанным психическим разв...

Индивидуальный подход на уроках математики в школе VIII вида

Индивидуально-дифференцированный подход на уроке математике...

Обобщение педагогического опыта «Реализация компетентностного подхода в физическом воспитании учащихся начальной школы: спортивно-образовательный комплекс»

Авторская работа по обобщению педагогического опыта: «Реализация компетентностного подхода в физическом воспитании учащихся начальной школы: спортивно-образовательный комплекс». В рамках курсовой...