Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Краеведы"
рабочая программа по краеведению по теме

Сенокос Ольга Викторовна

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Краеведы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedy.docx31.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей (законных представителей)

«Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей (законных представителей),

с ограниченными возможностями здоровья №27, VIII вида»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«Краеведы»

Киселевск, 2013

Пояснительная записка

Школьный музей является тематическим систематизированным собранием подлинных памятников истории, культуры и природы, комплектуемых, сохраняемых и экспонируемых в соответствии с действующими правилами.

Школьные музеи являются структурным подразделением школы, создаются в школах всех профилей, в школах-интернатах, детских домах, внешкольных учреждениях детьми под руководством педагогов и при участии общественности.

Подлинные памятники истории, культуры и природы, хранящиеся в фондах школьных музеев, являются общественной собственностью, входят в состав музейного фонда России и Государственного архивного фонда России и подлежат государственному учету в установленном порядке.

Цель программы:

Способствовать осуществлению комплексного подхода к воспитанию гражданских, патриотических качеств личности, воспитывает бережное отношение к памятникам истории, культуры, природы.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

-        создать информационное и образовательное пространство, способствующее нравственному становлению личности воспитанника, формированию его гражданских патриотических чувств через получение краеведческих знаний;

-        расширить знания учащихся в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

-        развивать интерес    к    исследовательской    деятельности    по изучению родного  края, обычаев и традиций русского  народа;

-        показать богатую историю жизни народов Сибири, основу традиций, заложенные старшим  поколением, их обычаев;

-        обеспечить возможность показа основных этапов истории нашего города и края, школы, истории района, истории жизни учителей и школьников школы;

-        обеспечить организацию воспитательного процесса на основе патриотизма и глубокого уважения к истории школы, края, Родины;

-        способствовать  пониманию  основ  русской  культуры   народов Сибири;

-        знакомить с народным календарем, праздниками, народным фольклором;

-        формировать навыки реставрации предметов старины, обеспечивать сохранность и рациональное использование школьного музейного фонда;

-        использовать собранный краеведческий материал в учебной и внеучебной деятельности;

-        способствовать формированию исторически объективного подхода к оценке событий и фактов истории России;

-        воспитывать бережное отношение к памятникам истории, культуры и природы родного края;

-        проводить культурно-просветительскую работу среди учащихся;

-        способствовать осознанию учащимися своей сопричастности к делам предков и ответственности за будущее своей земли;

-        осуществлять взаимосвязь с городскими краеведческим музеем, Домом туризма, творчества, с другими кружковыми объединениями.

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей с нарушениями познавательной сферы.

Программа «Краеведы» разработана на три года занятий с учащимися среднего и старшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.

Программа первого года рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), 7 класс.

Основной формой работы являются внеурочные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации внеурочной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий).

Ожидаемые результаты

Освоение детьми программы «Краеведы» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

- учебно-познавательного интерес к краеведческой работе, как одному из видов поисково-исследовательской и собирательской работы школьников;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства со старинны бытом, национальными традициями, народным костюмом;

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Учащиеся получат возможность для:

- коррекции внимания, воображения, памяти, мышления, речи;

- устойчивого познавательного интереса к краеведческой деятельности;

- осознанных основ истиннорусской культуры, традиций, обычаев как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать полученные знания для дальнейшей социализации,  самореализации, и самоопределения личности;

- эмоционально-ценностного отношения к фольклору, народным праздникам, традициям и обычаям, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- находить предметы, представляющие историческую ценность, овладеть навыками реставрации.

- выбирать материалы, средства для создания интерьера русской избы. При создании интерьера учитывать народные традиции, правила оформления русской избы;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых технологиях, планировать свои действия;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания поделок посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Учащиеся получат возможность научиться:

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- пользоваться народными пословицами, поговорками.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- различать старинные предметы, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в ведении домашнего быта;

- реставрировать предметы старины, рационально использовать их;

- применять художественные средства, материалы в декоративно-прикладном искусстве.

Учащиеся получат возможность научиться:

- понимать культурно-историческую ценность традиций и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию;

Учащиеся получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Через систему краеведческой работы предполагается воспитать в будущем гражданине России:

-        чувство гражданственности и патриотизма, гордость за свой народ, за свою Родину;

-        нравственный и культурный потенциал, способность корректировать свое общение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение строить свою  жизнь гармонично и нравственно;

-        чувство личной ответственности за все происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни;

-        готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни;

-        готовность и способность к реализации личностного потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм и возможности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Оценка планируемых результатов освоения программы

Отслеживание знаний, умений, навыков и уровня духовно-нравственного воспитания разного вида контроля, тестирования, рубежный контроль.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях, создании портофолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки могут быть:

•        однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

•        постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

•        тематические - по итогом изучения разделов, тем;

•        итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, иллюстрации, эскизы и т.п.


Учебно-тематическое планирование

Учебный план занятий по программе «Краеведы»

Номер разделов

Название разделов

Всего

I.

Музееведение

9

II.

История родного края

10

III.

Истоки национальной культуры

21

IV.

Моя семья – моя Отчизна

22

V.

Фольклор

8

Итого

70

Музееведение        9

  1. Вводное занятие. Выборы Совета и актива музея, утверждение плана работы.
  2. Знакомство с поисковой, собирательной, исследовательской деятельностью
  3. Работа в школьном музее. Основные разделы школьного музея. Теоретические занятия.
  4. Учет и хранение собранного материала. Работа с Книгой учета музейных предметов и инвентарной книгой.
  5. Пополнение фондов и экспозиции музея.
  6. Подготовка лекторской группы. Формирование лекторской группы. Разработка тематических экскурсий.
  7. Пополнение фондов. Реставрация изделий.
  8. Отчет Совета и актива музея.
  9. Отчет об итогах работы (Итоги конкурсов). Награждение активных краеведов.

История родного края        10

  1. Источники знаний по истории родного  края
  2. Россия и ее символы.
  3. Заочное путешествие «Моя малая Родина»
  4. Заочное путешествие «Памятные места нашего города»
  5. «Ими городится Киселевск»
  6. «Край родной навек любимый» экскурсия по Киселевску.
  7. Заочное путешествие по страницам прошлого Киселевска
  8. Экскурсия в краеведческий музей
  9. Экскурсия в школьный музей. Школа № 24
  10.  Экскурсия в этнографический музей. Школа № 31.

Истоки национальной культуры        21

  1. Народная культура
  2. Языческие праздники и православные
  3. Три Спаса в Христианском календаре
  4. Из истории вышивки
  5. Традиции встречи Нового года
  6. Народные художественные промыслы
  7. Новогодняя игрушка из ларца
  8. Национальные зимние забавы
  9. Татьянин день, история возникновения.
  10. Рождественские встречи
  11. Крещение
  12. Русское зодчество
  13. День Святого Валентина
  14. Масленица
  15. Что такое пост
  16. Вербная неделя
  17. Благовещение
  18. Великий четверг. Праздник Святой Пасхи.
  19. День Победы
  20. Летние праздники
  21. Троица. Яблочный Спас. Медовый Спас. Ильин день.

Моя семья – моя Отчизна        22

  1. Моя родословная
  2. Я и мои дедушка и бабушка
  3. Профессии наших родителей
  4. Праздник пожилых людей
  5. Встреча с педагогами-ветеранами «С уважением к сединам вашим»
  6. Виды домашнего труда
  7. История и секреты сибирской кухни
  8. Устройство русской избы
  9. Народная медицина
  10. Понятие соотечественники. Национальные особенности жизни людей, патриотизм.
  11. Мои земляки. Встреча с интересными людьми.
  12. Моя улица, ее имя.
  13. Конкурс знатоков-краеведов.
  14. Мой город в годы Великой Отечественной войны.
  15. Уроки мужества.
  16. Образ домашней жизни хлебосольство.
  17. Рецепты старой кухни
  18. Домашняя утварь
  19. Как строили наши деды
  20. Старый бабушкин сундук
  21. История школы – наша история.
  22. Российская символика.

Фольклор         8

  1. Посиделки на завалинке. Экскурсия в школьный музей.
  2. Осень в русском фольклоре «Осенины».
  3. Фольклорные праздники
  4. Рождественские посиделки.
  5. Праздник «Масленица».
  6. Весенние посиделки.
  7. Пословица недаром молвится
  8. Конкурсная программа «Лапти-лапоточки»

Список литературы

  1. Музейная педагогика, в сб. Музееведение. Музеи исторического профиля. М., 1988.
  2. Музей и образование: Обзорная информация. М., 1989.
  3. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю.. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. Сб. Культурно-образовательная деятельность музеев. М., 1997. ИПРИКТ, Каф. Музейного дела.
  4. Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. М., 1999. ИРРИКТ, Каф. Музейного дела.
  5. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО Издательство «Детство-пресс», 2011. – 192 с.
  6. В.В.Воронкова. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.
  7. В.И. Гарбузов. Практическая психотерапия.
  8. А.Ц. Гаршаев. Этапы нравственного становления ребёнка.
  9. О.С. Богданова. Нравственное воспитание школьников.
  10. Л.М. Фридман. Методы изучения личности и ученических коллективов.
  11. Т.П. Грибоедова. Нравственное развитие личности школьника: подходы диагностики.
  12. Программы коррекционно-воспитательной работы. Кемерово 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Тропинка к своему «Я»» 1 класс.

Занятия разработаны на основе авторской программы О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему «Я». Начальная школа 1 – 4 и  программы «Жизненные навыки» под  ред. С.В. Кривцовой.Цель курса психо...

Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Тропинка к своему «Я»» 2 класс.

Занятия разработаны на основе авторской программы О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему «Я». Начальная школа 1 – 4 и  программы «Жизненные навыки» под  ред. С.В. Кривцовой.  Цель курс...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Уроки нравственности"

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному воспитанию. 1-4 классы. Апробирована. Программа направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, ко...