Статья "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"
статья по теме

Татьяна Викторовна Кунина

Статья размещена в журн

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_logopeda_i_vospitatelya.docx31.92 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ  РЕЧИ

В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

        Формирование готовности ребёнка к школьному обучению, создание оптимальной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально – волевой сферы, адаптация ребёнка к школе - один из актуальных вопросов дошкольного образования.

В настоящее время отмечается  увеличение количества детей, имеющих речевые трудности. Эти дети при дальнейшем обучении в школе составляют основную «группу риска», несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект.

Устранением речевых трудностей у дошкольников занимается логопед. В его  задачу входит постоянное пополнение, уточнение и активизация словаря детей, формирование звукопроизношения, умение грамматически правильно и точно выражать свои мысли, развитие связной речи. Но чтобы устранить речевые нарушения и сформировать речевую базу, необходимо тесное взаимодействие всех участников педагогического процесса, где ведущая и координирующая роль принадлежит, конечно же,  логопеду. Успех коррекционно-воспитательной работы в группе детского сада определяется строгой, продуманной системой работы всех специалистов. Педагоги  создают у дошкольников своего рода  «фундамент успешности», т.е. максимально  развивают основные познавательные процессы (мышление, память, восприятие). В задачу педагогов входит также создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры детей в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям.

Именно во взаимодействии специалистов реализуется решение  целого ряда не только образовательных, воспитательных задач, но и коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, волевой, речевой сферах.

Давайте рассмотрим особенности совместной работы. На начальном этапе следует чётко разработать план совместной  методической работы педагогов   по проблемам речевого развития, определить  объём и содержание всей речевой работы в с дошкольниками.

Воспитатель вместе с логопедом уделяет  внимание  развитию восприятия, мнестических процессов, мотивации, доступных форм словесно-логического мышления. Особое внимание уделяется  развитию познавательных интересов детей, так как нельзя не учитывать своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими и др.

Реализация указанных задач возможна на основе хороших знаний индивидуальных психофизиологических особенностей детей, что невозможно без систематических бесед специалистов друг с другом. В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за речевой активностью, за использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных грамматических форм и т.д. Благодаря тесному взаимодействию с логопедом каждый  воспитатель  чётко представляет себе уровень развития фонетической стороны речи детей. В этом помогает таблица - «речевой профиль», которая иллюстрирует состояние звукопроизношения  детей в данной группе. Такая таблица, составленная логопедом, не только постоянно находится в поле зрения воспитателей, но и  отражает динамику работы с ребёнком по произношению. В ходе проведения  занятий (и вне их) педагоги постоянно контролируют правильное произношение дошкольников.

При изучении каждой темы воспитателями намечается (совместно с логопедом)  словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи.

Для успешного осуществления речевой работы с дошкольниками важно  использовать  разнообразные виды детской деятельности: экскурсии, прогулки, беседы. Важно закреплять речевые навыки на занятиях по развитию элементарных математических представлений, в различных играх, в свободной деятельности детей, в повторении стихотворений, рассказов, упражнениях на развитие внимания, памяти, логического мышления.         

Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.

        Успех коррекционной работы также зависит от естественной речевой среды в группе. Характеристикой логопедической работы в данной группе является правильно организованная учебно-речевая деятельность как один из путей формирования мотивации к работе над речью. Воспитатель и логопед  вызывают у детей интерес к занятиям через введение игровых моментов, использование наглядных  пособий,  а и также практических действий с предметами. В играх, на занятиях, на природе логопед и воспитатели активизируют детей к наблюдениям окружающей действительности, пытаются устанавливать связи между личным опытом детей и речевым материалом, стимулируют детей  к передаче своих впечатлений.

Игра является основным видом деятельности детей. Таким  образом,  дидактическая игра имеет две цели: одна из них, обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Эти две цели дополняют друг друга  и обеспечивают  усвоение программного материала. Так, например, можно использовать такие игры на развитие слухового внимания: «Угадай, кто кричит?», «Угадай, на чём играют?», «Угадай, что делают?», «Найди пару», «Где мой домик?», игра «IV лишний», «Узнай по описанию», «Телефон», «Отгадай сказку по отрывку».

Особое место в работе воспитателя занимает организация подвижных игр для детей с речевыми нарушениями, ввиду того, что дети данной категории часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Планируя работу по организации игровой деятельности, воспитатель должен четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры. Подвижные игры, которые обычно составляют часть физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на прогулке, на праздничных утренниках, в час развлечений.

Игры с движением необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. В них часто встречаются присказки, четверостишия, они могут предваряться считалкой для выбора водящего. Такие игры способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности и координации движений, положительно влияют на психологическое состояние детей.

Работа воспитателя по обучению детей сюжетно-ролевой игре – также необходимый элемент педагогической деятельности в логопедической группе. В сюжетно-ролевых играх воспитатель активизирует и обогащает словарь, развивает связную речь. Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию коммуникативно-речевых навыков, стимулируют общительность детей, воспитывают социальные навыки и умения.

В процессе коррекционной работы воспитатель уделяет большое внимание развитию мелкой моторики. Воспитатель предлагает детям сложить мозаику, фигуру из спичек, застегнуть пуговицу,  завязать шнурки, собрать рассыпанные пуговицы или маленькие шарики, карандаши разного размера и т.д.

Так как  работа логопеда  строится по определенным лексическим темам, то  совместно разрабатывается каждая тема. Продумывается отбор  лексики, материал, на котором следует её закрепить, грамматические категории, которые естественно вписываются в данную тему, дидактические и ролевые игры, введение лексики в  режимные моменты, какую можно использовать художественную литературу.

Организация такого взаимодействия в настоящее время  является актуальной задачей педагогической теории и практики.  

Список литературы

  1. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. «Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении». Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006;
  2. Бондаренко А.К. «Дидактическая игра в детском саду» - М.: Просвещение, 1991;
  3. Нищева Н.В. «Система корреционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» С-Пб: Детство-пресс, 2005, 655 с.;
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду  под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой М.: Мозаика-Синтез. 2007. 303с
  5. Т.Б.  Филичева  Г.В.  Чиркина  «Подготовка  к  школе  детей  с   общим  недоразвитием речи в условиях специального детского сада». -  М.,1993  
  6. [Электронный ресурс]. «Организация логопедической работы в дошкольном учреждении», http://xreferat.ru/71/4784-2-organizaciya-logopedicheskoiy-raboty-v-doshkol-nom-uchrezhdenii.html;
  7. [Электронный ресурс]. «Взаимодействие логопеда и воспитателя»,   http://logomag.ru/blog/logovosp/85


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь работы педагогов дошкольного образовательного учреждения при организации коррекционно-воспитательного процесса с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Аннотация: в данной статье раскрывается вопрос о необходимости такой организации коррекционного обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи, которая способствовала бы преодолению всего симпт...

Система работы по реализации программы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении

Система работы по реализации программы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения

В данной работе приведена исчерпывающая информация о здоровьесберегающих техологиях, используемых учителем-логопедом в дошкольном образовательном учреждении....

Презентация "Система работы отрядов ЮИД по предупреждению ДДТТ в дошкольных образовательных учреждениях г. Каменск - Шахтинский"

Презентация "Система работы отрядов ЮИД по предупреждению ДДТТ в дошкольных образовательных учреждениях г. Каменск - Шахтинский"...

«Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи с учётом ФГОС».

В работе раскрыты основные принцыпы и формы взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями в ДОУ в условиях ФГОС....

Статья "Содержание работы с детьми с ОВЗ в условиях компенсирующего дошкольного образовательного учреждения"

На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в стране находится под пристальным вниманием педагогических сообществ, родителей не случайно 2009 год был объявлен «Годом равных во...

Использование элементов изотерапии в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения

Дети должны жить в мире красоты, игры,сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.В.А. Сухомлинский...