Уроки русского языка в 5 классе школы I вида
план-конспект урока (5 класс) по теме

Журавлёва Мария Сергеевна

Уроки русского языка в 5 классе школы I вида

 Тема: Распознавание слов, которые различаются гласной буквой в корне.

Урок 1.

Цель: научить детей распознавать слова, которые различаются гласной буквой в корне.

Урок 2.

Цель: закрепить умение детей распознавать слова, которые различаются гласной буквой в корне.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon omofony.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки русского языка в 5 классе школы глухих

 Тема: Распознавание слов, которые различаются гласной буквой в корне.

Урок 1.

Цель: научить детей распознавать слова, которые различаются гласной буквой в корне.

Задачи. 

  1. Образовательно-познавательные:

-познакомить с понятием «омофоны»;

-закрепить умение правописания безударных гласных;

-продолжать формировать орфографическую зоркость.

  1. Коррекционные:

-обогащать словарь на материале урока.

  1. Воспитательные:

-воспитывать внимательность, прививать интерес к родному языку;

Ход урока:

Этапы

Содержание

Примечания

  1. Организация начала урока

-Здравствуйте, ребята.

-Кто дежурный?

-Кого нет в классе?

  1. Основная часть
  1. Повторение изученного.

  1. Работа по формированию орфографической зоркости.

  1. Работа над понятием

  1. Физминутка «Как живешь?»

  1. Комментированное письмо словосочетаний

  1. Задания для самостоятельной работы и индивидуальная работа с  учениками.

-Ребята, с каким правилом мы познакомились на прошлом уроке?

+Спросите меня.

+Спросите Леру.

- Отвечай, Лера.

+Написание безударной гласной.

-В какой части слова?

+В приставке, в корне.

-Как мы пишем приставки?

+Всегда одинаково.

-Как пишем безударные гласные в корне?

+Подбираем проверочное слово.

+Изменяем слово так, чтобы ударение падало на безударную гласную.

-На доске написаны слова, в них пропущены буквы. Что нужно сделать, прежде чем их написать правильно?

+Я хочу ответить.

+Спросите меня.

-Отвечать будет Олег.

+Нужно подобрать однокоренное слово.

-Правильно. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Перепишите слова, вставьте пропущенную букву, подчеркните орфограмму.

-А теперь обменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга. Если найдете ошибку, подчеркните красным карандашом. Скажите товарищу, сколько ошибок он сделал.

+Оля, ты сделала две ошибки, будь внимательней.

+Витя, ты написал все правильно, молодец!

-Давайте прочитаем предложения, написанные на доске, и вставим в слова пропущенные буквы.

-Прочитайте первое предложение.

+ Вокруг деревни раскинулись леса.

-Какую букву нужно вставить?

+Спросите меня.

+Я знаю ответ.

-Отвечай, Маша.

+Букву е. Проверочное слово лес.

-Прочитайте второе предложение.

+ Лиса живёт в норе.

-Какая буква пропущена?

+Я знаю ответ.

+Спросите Никиту.

+Отвечай, Никита.

+Буква и, проверочное слово - лис.

-Посмотрите, в этих предложениях есть похожие слова. Найдите их.

 +Леса и лиса.

 -Почему слова произносятся одинаково, а написали вы их по-разному?

+Это разные слова.

+Эти слова имеют разное значение.

-Такие слова называются ОМОФОНЫ. Сформулируйте правило. Что такое омофоны? Выберите подходящие таблички. Выходи, Витя.

+Омонимы – это слова, которые одинаково произносятся.

-Молодец. Выходи к доске, Катя. Продолжи правило.

+ Омонимы – это слова, которые одинаково произносятся, но имеют разное значение.

-Молодец. Выходи к доске, Даша. Продолжи правило.

+ Омонимы – это слова, которые одинаково произносятся, но имеют разное значение и пишутся по-разному.

-Давайте прочитаем правило вместе, что такое омонимы?

+ Омонимы – это слова, которые одинаково произносятся, но имеют разное значение и пишутся по-разному.

-Давайте разберем остальные предложения (устный разбор).

-Найдите слова омофоны.

+Сидеть - седеть.

+Вела - вила.

+Слезал - слизал.

- Запишите новое правило в тетрадь. Перепишите предложения, перед словами с пропущенной буквой в скобках напишите проверочное слово.

-Запишите словосочетание, запивать лекарство.

-Витя, какую букву ты напишешь в корне? Объясни, почему.

+ Я напишу букву И, проверочное слово пить.

-Откройте дневники. Запишите домашнее задание. Выполнить задание на карточках, выучить правило. Начните выполнять задание. Все, что не успеете, допишите дома.

На доске:

Вр.чи, ш.рфы, м.ря, гр.бы, сн.га, др.зды, ч.сы, р.ды, в.да.

 

На доске:

Вокруг деревни раскинулись л…са. Л…са живёт в норе.

Волосы у отца уже начали с…деть. Хорошо вечером с…деть у костра.

Птичка в…ла гнездо. Дорожка в…ла к озеру.

Кот сл…зал сметану. Мальчик сл…зал с дерева.

Обвести мелом слова лиса и леса.

Вызвать ученика к доске, он выбирает табличку.

На доске написано:

Омофоны – это слова, которые... но…и…

Таблички на выбор:

-произносятся одинаково

-имеют одинаковое значение

-имеют разное значение

- пишутся по-разному

-пишутся одинаково

.

Словосочетания под запись:

Запивать лекарство, запевать песню, проживать на даче, прожевать мясо, слезать с дерева, слизать сметану, отварить картофель, отворить дверь. 

карточка, правило выуч.

Учитель раздает карточки с заданиями.

1. Исправь ошибки.

Мальчик полоскал собаку.

Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону.

Все спустились с горы, а Витя всё слизал.

Мама отварила дверь.

  1. Вставь пропущенные буквы.

Ч…стота комнаты – ч…стота колебаний.

Ув…дать в лесу – ув…дать л…су.

Прим…рять платье – прим…рять друзей.

Посв…тить стихи другу – посв…тить фонариком.

  1. Организация окончания урока

- Ребята, что мы повторили? Что сегодня узнали нового?

За 5 минут до конца урока остановить, задать вопросы, поставить оценки.

Урок 2.

Цель: закрепить умение детей распознавать омофоны.

  1. Образовательно-познавательные:

-закрепить  понятие «омофоны»;

-закреплять умение применять на практике правила правописания безударных гласных;

-продолжать формировать орфографическую зоркость.

  1. Коррекционные:

-развивать умение задавать вопросы, отвечать на вопросы.

  1. Воспитательные:

-воспитывать внимательность, прививать интерес к родному языку.

План урока:

I.Организация начала урока.

II. Основная часть:

  1. Повторение пройденного материала. Ученики рассказывают правило о безударных гласных в корне, объясняют понятие омофоны, приводят примеры омофонов. Учитель записывает пары омофонов на доске, ученики составляют с ними предложения.
  2. Упражнение «Буратино»

Мама простыни ст(и/е)рала 
И на речке пол(о/а)скала. 
К дочке кошка подбежала, 
Дочка кошку пол(о/а)скала. 
Гири брат мой поднимает, 
Свою силу разв(и/е)вает, 
А на крыше мой флажок 
Разв(и/е)вает ветерок. 
К старости наш дедушка очень пос(и/е)дел. 
Он в саду на брёвнышко сел и пос(и/е)дел. 

  1. Объяснительный диктант. Дети записывают предложения под диктовку и объясняют орфограмму.
  2. Самостоятельная работа. Объясняя правописание слов, Петя Двойкин подобрал вот такие слова для проверки: Хв.стливый – хвост, л.вина – улов, м.лодушный – молодость, укр.тить – краткий, сож.ление – жить.

-Какие  ошибки допустил Петя Двойкин в написании слов?

III. Организация окончания урока. Домашнее задание, оценка работы учеников.

Урок 3.

  1. Образовательно-познавательные:

-закрепить  понятие «омофоны», правило написания безударной гласной;

-закреплять умение применять на практике правила правописания безударных гласных;

-продолжать формировать орфографическую зоркость.

  1. Коррекционные:

-развивать умения задавать вопросы, отвечать на вопросы.

  1. Воспитательные:

-воспитывать внимательность, прививать интерес к родному языку.

План урока:

I.Организация начала урока.

II. Основная часть:

  1. Повтор правил: безударная гласная в корне, приставке. Понятие омофоны, омоформы, омонимы.
  2. Самостоятельная работа. Ученики переписывают текст с карточки, раскрывают скобки, вставляют пропущенные буквы, подчеркивают орфограмму, выделяют часть речи, в которой пропущена буква(корень, приставка), выписывают пары омофонов, омоформ, омонимов.

III. Организация окончания урока. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы по теме "Социально-трудовая направленность уроков русского языка в коррекционной школе VIII вида"

Материал содержит обобщение опыта работы по теме, включает теоретическую часть и различные виды практических работ с учащимися 5 - 9 классов коррекционной школы на уроках русского языка....

«Использование информационных технологий на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида»

Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятел...

«Использование информационных технологий на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида»

Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятел...

Освоение методики развития речи на уроках русского языка в коррекционной школе V вида

Освоение методики развития речи  на уроках русского языка в коррекционной школе V вида...

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII вида

Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, отсюда развивается познавательный интерес к русскому языку...

Методическая разработка урока русского языка в коррекционной школе VIII вида на тему: Частица не с глаголами

Цель: формирование представлений о частице НЕ и ее употреблении с глаголами. Задачи:1.     Коррекционно –образовательные:- формировать представление о частице НЕ и ее употребл...

Творческий урок по русскому языку ( 10 класс -школа VIII вида)

Тема урока : "Правописание обращений"...