Программа "Сохранение и укрепление здоровья"
рабочая программа по теме

Ермолинская Надежда Андреевна

Программа  «Сохранение и укрепление здоровья» включает в себя  5  блоков:

1. Здоровье детей и основные виды деятельности .

2. Здоровье работников и условия их плодотворного труда.

3. Работа с родителями.

4. Создание здоровьесберегающей среды.

5. Сотрудничество с другими учреждениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_sokhranenie_i_ukreplenie_zdorovya.doc536.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областной конкурс образовательных и профилактических программ, направленных на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся

Номинация: образовательные программы, направленные на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся

Бюджетное  образовательное учреждение

«Нюксенская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа- интернат VIII вида»

Программа

«Сохранение и укрепление здоровья»

2010-2015г.г.

                                         Авторы программы:

                                                               Ермолинская Надежда Андреевна

                                                                            учитель начальных классов и физкультуры

                                                                          БОУ «НСКО школа-интернат VIII вида»

                                                          с.Нюксеница, ул. Советская, д. 9                                      

                                                                   Селивановская Нина Александровна

                                                              учитель коррекционных классов

                                                                       БОУ НМР ВО «Городищенская СОШ»

                                                           с.Городищна, ул.Школьная, д.7

                                                               

Нюксеница

 2014 год

Содержание

Обоснование необходимости реализации программы в ОУ…………….……………..3

Участниками программы…………………………………………………………………3

Основные цели и задачи программы…………………………………………………….4

Научно-методические основы……………………………………………………………4

Технологии, применяемые для реализации программы……………………………….4-5

Методики, используемые при реализации программы………………………………..5-6

Сроки и этапы реализации программы………………………………………………….6

Ожидаемые результаты реализации программы……………………………………….6

Система контроля за выполнением программы………………………………………..7

Критерии оценки программы…………………………………………………………....7

Механизм реализации программы……………………………………………………....8-16

Список использованной литературы……………………………………………………17

ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………………………18-24

ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………………………25-33

ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………………………33

Обоснование необходимости реализации программы в ОУ

В последние годы отмечается значительное ухудшение всех показателей состояния здоровья детей и молодежи. Причинами заболеваний является ухудшение социально-экономической обстановки, обострение проблем рационального питания, снижение уровня здоровья родителей, наследственностью. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни.

В  Законе РФ «Об образовании» четко обозначена ответственность образовательного учреждения за жизнь и сохранность детей, укрепление здоровья детей и забота о нем - одна из главных задач образования.

Предметом исследования, а также целью данной программы является поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Программа предусматривает:

 -  создание условий для физического развития и снижение заболеваемости детей;

        -  выявление потребностей участников программы по охране и укреплению здоровья;

        -  определение приоритетов и планирование мероприятий;

 -  реализация мероприятий;

 - непрерывный мониторинг;

 - оценка программы.

Программа  «Сохранение и укрепление здоровья» включает в себя  5  блоков:

1. Здоровье детей и основные виды деятельности .

2. Здоровье работников и условия их плодотворного труда.

3. Работа с родителями.

4. Создание здоровьесберегающей среды.

5. Сотрудничество с другими учреждениями.

Участниками программы являются: коллектив ОУ, дети с ограниченными возможностями здоровья и их родители.

Программа «Сохранение и укрепление здоровья» рассчитана на период с 2010 года по 2015 год, учитывает своеобразие контингента учащихся школы, условий, возможностей и перспектив работы по данной проблеме.

 Основные цели и задачи программы

Цель программы:

 Создание для всех участников образовательного процесса условий, позволяющих сохранить и укрепить их  здоровье и формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

Задачи:

1. Создать условия для обеспечения охраны здоровья, полноценного физического развития и формирования потребностей здорового образа жизни,  всех участников образовательного процесса.

2. Создать систему учета и контроля состояния здоровья детей.

3. Формировать у детей, учителей и родителей осознанную необходимость заботиться о здоровье, заинтересованное отношение к укреплению своего здоровья; овладевать теоретическими знаниями и практическими навыками по развитию физических качеств, поддержанию нормативного здоровья средствами физической культуры.

4. Улучшать социально – психологический климат в коллективах.

5. Улучшать материально – техническую базу учреждения в соответствии с санитарно – гигиеническими требованиями.

6. Повышать взаимодействия школы с представителями здравоохранения, спорта, культуры, с общественными организациями, с представителями средств массовой информации.

Научно-методические основы разработки программы - это современные технологии образования и воспитания обучающихся, направленные на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, расширение возможностей на сохранение и укрепление их здоровья.

Технологии, применяемые для реализации программы

№ п/п

Технологии

Мероприятия

1

Медико-гигиенические

Контроль и обеспечение гигиенических условий и требований согласно СанПиНа.  Использование методов и методик обучения, адекватных для детей с ОВЗ.

Проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению всех участников образовательного процесса.

Наблюдение за динамикой здоровья обучающихся, организация профилактических мероприятий.

2

Физкультурно-оздоровительные

Реализуется на уроках физкультуры и работе спортивных секций. Закаливание, физминутки, динамические паузы, прогулки на свежем воздухе.  Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий.  Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья.

3

Обеспечение безопасности жизнедеятельности

Формирование и обеспечение функционирования систем безопасности.   Тренировочные мероприятия.

Соблюдение техники безопасности, охраны труда.

Обеспечение пожарной безопасности

4

Экологические здоровьесберегающие

Создание оптимальных условий для жизни и деятельности всех участников образовательного процесса.

Озеленение в классах и рекреациях, благоустройство школьной территории

5

Здоровьесберегающие образовательные

Технология проектной деятельности. Диффиринцированное обучение. Игровая. Проблемное обучение. ИКТ. Технология  КТД. Обучение в сотрудничестве.

6

Социально- адаптирующие и личностно-развивающие

Формирование и укрепление психологического здоровья , повышение психологической адаптации личности.

Работа программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Проведение мероприятий по профилактике вредных привычек

7

Психолого-педагогические

Снятие эмоционального напряжения, через игровые технологии. Проведение физминуток. Сохранение благоприятного микроклимата на уроках. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни. Повышение квалификации работников школы и уровня знаний родителей по проблемам охраны здоровья обучающихся.

Совместное проведение различных мероприятий.

Регулярный анализ данных о состоянии здоровья обучающихся. Ежегодный медицинский осмотр.

Методики используемые при реализации программы:

- ролевые игры;

- использование готовых тематических презентаций;

- классные часы, беседы;

- родительские собрания;

- выпуск газет, плакатов;

- просмотр тематических видеофильмов;

- экскурсии;

- конкурсы и спортивные мероприятия;

- практикумы.

Сроки и этапы реализации программы

Организация работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни осуществляется в три этапа.

Этап

Содержание

Срок реализации

Первый

Анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению

2010-2011

Второй

Организация работы образовательного учреждения по данному направлению

2011-2014

Третий

Реализация программы по формированию, сохранению и укреплению здоровья, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.

2014-2015

Ожидаемые результаты реализации программы

  1. Создание безопасных условий для обеспечения охраны и укрепления здоровья, полноценного физического развития.
  2. Повышение культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
  3. Снижение уровня заболеваемости детей простудными заболеваниями, плоскостопием и нарушениями осанки.
  4. Социальная адаптация (средствами образования) детей с проблемами в развитии и ограниченными возможностями здоровья.
  5. Увеличение количества обучающихся,  отказавшихся от вредных привычек.
  6. Стимулирование внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни и рациональной двигательной активности.
  7. Использование всех возможностей пропаганды здорового образа жизни.
  8. Разработка и внедрение системы мер по сохранению и укреплению здоровья детей в практику работы образовательного учреждения.

Система контроля за выполнением программы

Показатель

Методика

Срок проведения

Ответствен ные

Уровень физической подготовленности обучающихся

Анкетирование, тестирование

Два раза в год (осень, весна)

Учитель физкультуры

Состояние здоровья обучающихся

Анкетирование

Ежегодно

Медицинский работник

Уровень социальной адаптации

Изучение социализированности обучающихся

Ежегодно

Педагог-психолог

Удовлетворённость обучающихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе и результатами образовательного процесса

Изучение удовлетворённостиА.А.Андреев

Ежегодно

Педагог-психолог

Критерии оценки программы:

- соответствие запланированных мероприятий установленным срокам;

- повышение уровня знаний участников процесса о здоровом образе жизни и предупреждении заболеваний;

- внедрение здоровьесберегающих технологий в организацию учебно-воспитательного процесса;

- динамика состояния здоровья детей (соотнесенность детей к группе здоровья);

- информированность работников  о своем здоровье (по результатам заключительного анкетирования).

Механизм реализации программы

1. Здоровье детей и основные виды деятельности школьников

а)  Диагностика

Содержание

Классы

Периодичность

выполнения

Сроки

Ответственные

1.

Медицинские осмотры учащихся врачами

Нюксенской ЦРБ, определение групп здоровья учащихся.

1 – 9

1 раз в год

I четверть

Медицинский работник

2

Мониторинг физического развития учащихся

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

1 – 9

1 раз в год

I четверть

Учитель физкультуры

3.

Медицинские осмотры учащихся, стоящих на учёте, областными специалистами

1 – 9

По мере необходимости

По графику ЦРБ

Медицинский работник

4

ПМПК

1 – 5

1 раз в год

Администрация

5

Анкетирование учащихся ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1 - 9

1 -2 раза в год

В течение года

Социальный педагог

б)  Оздоровление

1.

Оптимизация режима учебного процесса

(соответствие расписания уроков требованиям СанПиНа, построение и ведение уроков, с учётом динамики работоспособности учащихся)

1 - 9

Ежедневно

В течение учебного года

Ответственный за воспитательную работу, учителя

2

Профилактика заболеваемости:

-самомассаж;

-дыхательная гимнастика;

-динамические паузы;

-гимнастика для глаз;

-упражнения для коррекции осанки;

-фиточай;

-ароматизация помещений (чеснок);

- прививки

Ежедневно

В течение учебного года

Вспышки заболева

ний

Учителя, медицинский  работник

3

Организация сквозного проветривания классных комнат до уроков и на переменах

1-9

Ежедневно

В течение года

Учителя

4

Оздоровительно – досуговый лагерь с дневным пребыванием

1 - 8

По возможности

Летние каникулы

Администрация, учителя

5

Контроль за организацией летнего отдыха, труда и занятости школьников

1-9

Ежегодно

В течение года

Классные руководители

в)  Двигательная активность

1

Физкультурные минутки и динамические паузы на уроках

1 -9

На каждом уроке

В течение года

Учителя

2.

Прогулки на свежем воздухе

1 -4

Ежедневно

В течение года

Учитель начальных классов

3

Артикуляционная гимнастика

1-5

Ежедневно

В течение года

Логопед, учитель начальных классов

4

Физическая зарядка

1 -9

До уроков,  ежедневно

В течение года

Учителя

5

Гимнастика для глаз

1 -9

Ежедневно

В течение года

Учителя

6

Пальчиковая гимнастика

1 -4

Ежедневно

В течение года

Учитель начальных классов

7

Спортивный досуг:

план внеурочной деятельности по сохранению и укреплению здоровья ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1 – 9

Еженедельно

В течение года

Учитель физкультуры,

классные руководители

8

Уроки физкультуры

1-9

3 раза в неделю

В течение года

Учитель физкультуры

9

Занятия  ЛФК

1-4

1 раз в неделю

В течение года

Учитель физкультуры

10

Запись учащихся в спортивные секции учреждений дополнительного образования

5-9

Начало года

Классные руководители

11

Дежурство по школе и по классу

1-9

По графику

В течение года

Классные руководители

г)   ЗОЖ

  1

Уроки здоровья

1 - 5

1 раз в неделю

В течение года

Учитель

начальных классов

2

Соблюдение гигиенических правил и норм при работе с компьютером

1-9

По мере необходимости

В течение года

Учителя

3

Профилактика

наркомании, курения, алкоголизма

-Уроки здоровья

-Встречи с фельдшером наркологического кабинета Нюксенской ЦРБ Короткой И.Н.

-Классные часы, индивидуальные беседы ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1-5

5 - 9

5 - 9

По планам воспитательной работы

В течение года

Социальный педагог, медицинский работник

классные руководители

4

Проведение бесед по формированию гигиенических знаний, норм и правил здорового образа жизни среди учащихся

1-9

По планам воспитательной работы

В течение года

Медицинский работник, классные руководители

5

Экскурсии

1 - 9

По мере необходимости

В течение года

Учителя

6

Походы

1 – 9

1 раз в год

I четверть

Классные

руководители

7

Экологические десанты

1 - 9

2 раза  в год

Осень, весна

Учителя

8

Трудовые бригады

7 - 9

По мере возможности

Осень, весна

Администрация

9

Районные выставки, конкурсы

1 - 9

По мере организации

В течение года

Учителя

д)  Психическое здоровье

1

Щадящий режим при обучении

1-9

Учителя

2

На всех уроках применение специальных коррекционных упражнений для развития психических процессов

1-9

Учителя

3

Разноуровневое обучение

1-9

Учителя

4

Индивидуальный подход в обучении и воспитании

1-9

Учителя

5

Осмотры учащихся психиатром 2 раза в год (осень, весна)

1-9

Медицинский работник

6

Создание ситуации успеха для каждого ученика

1-9

Учителя

7

Проведение профилактической работы со старшеклассниками

5-9

Классный руководитель, социальный педагог

8

Охрана психического здоровья: использование приёмов релаксации (музыкальные паузы)

1-9

Учителя

е)  Нравственное здоровье

1

На всех уроках создавать обстановку коллективного творчества, психологического комфорта, воспитывая у учащихся чувства сопричастности, милосердия, сострадания, глубины уважения к старшим, сверстникам и младшим, прошлому, настоящему и будущему своего народа.

В течение года

Учителя

2

Оказывать шефскую помощь престарелым и инвалидам, организовывать для них праздничные поздравления

В течение года

Руководитель клуба «Тимуровец», классные руководители

3

Включать больных детей и инвалидов к посильной для них работе в рамках классных коллективов.

В течение года

Классный руководитель

4

Общественные работы по благоустройству территории школы и села

Осень, весна

Классные руководители

2. Здоровье работников и условия их плодотворного труда

Содержание

Сроки

Ответственные

1.

Создание безопасных условий для педагогов и работников.

Администрация

2.

Своевременно заявлять в УО документы на приобретение путевок в санатории, дома отдыха.

Администрация,

профком

3.

Обеспечивать необходимый уровень работоспособности членов коллектива через факторы:

- создания здорового морально-психологического климата;

- обстановки товарищеской требовательности, доверия, взаимопомощи, ответственности за дела коллектива и отдельных его членов.

Администрация, коллектив

4.

Анкетирование «Мое здоровье»  

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ежегодно

Май

5.

Ежегодно всем работникам учреждения проходить медицинский осмотр и иметь допуск к работе.

1 раз в год

Администрация

6.

Организация дней здоровья в школе и вовлечение в его участие педагогов ОУ.

В течение года

Учитель физкультуры

7

Переподготовка и повышение квалификации педагогов по вопросам культуры сбережения здоровья.

По мере необходимости

Администрация

3. Работа с родителями

Содержание

Периодичность выполнения

Сроки

Ответственные

1

Проведение  родительских собраний посвященных возрастным особенностям обучающихся, проблемам наркозависимости и табакозависимости, профилактике правонарушений несовершеннолетними.

1 раз в год

В течение года

Администрация, классные руководители

2

Анкетирование родителей

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1 раз в год

В течение года

Социальный педагог

3

День здоровья.

1 раз в год

В течение года

Учитель физкультуры

4

Информация о диагностике состояния здоровья учащихся.

1 раз в год

1 четверть

Медицинский работник

5

Школьные праздники, спортивные соревнования.

По мере организации

В течение года

Классные

руководители

4. Создание здоровьесберегающей среды

Содержание

Сроки

Ответственные

1.

Произвести замену морально – устаревшей мебели в кабинетах.

Администрация

2

Издание локальных актов по сохранению и развитию здоровья обучающихся

Ежегодно

Администрация

3

Приобретение аптечки согласно нормам.

Ежегодно

Медицинский работник

4

Организация качественного питания:

- разработка примерного 10 –дневного меню в соответствии с принципами здорового питания;

- витаминизация пищи (витамин «С» в третье блюдо)

- использование йодированной соли при изготовлении обедов;

- обучение учащихся культуре питания (сервировка стола);

-привлечение общешкольного родительского комитета к контролю за организацией питания.

В течение года

1 раз в год

Медицинский работник,

повар

Учитель СБО

Администрация

5

Организация питьевого режима.

В течение года

Медицинский работник

6.

Принять меры по улучшению состояния спортивной базы (нестандартное оборудование).

Администрация, учитель физкультуры

7

Реконструировать спортивную площадку, дополнив её спортивными сооружениями.

Ежегодно

Администрация, учитель физкультуры

8

В случае возникновения инфекционного заболевания в школе проведение пртивоэпидемиологических мероприятий:

- ежедневный контроль за контактными детьми с учетом инкубационного периода заболеваний;

- дополнительные инструктажи сотрудников школы по санитарной обработке помещений и столовой;

- ведение учетной документации.

Во время возникнове

ния инфекции

Медицинский работник

9

Обеспечение учебно-методической литературой

В течение года

Администрация

10

Информирование классных руководителей и родителей по итогам медосмотров

После медосмотра

Медицинский работник

11

Профилактика спортивного травматизма

В течение года

Учитель физкультуры

12

Проверка санитарного состояния школы

В течение года

Медицинский работник

13

Инструктажи по ПДД,

правилам пожарной безопасности,

правилам поведения на улице и в общественных местах,

правилам поведения в общественном транспорте,

у водоёмов во время ледостава и ледохода, в лесу.

В течение года

1-9 классы

Классные руководители

14

Знакомство с экстренными службами:

Пожарная -01                     Милиция -02

Скорая – 03                         Газовая -04

1-9

Классные руководители

15

Проведение классных и общешкольных тренировок по пожарной эвакуации

1-9

Отв. за пожарную безопасность, классные руководители

5. Сотрудничество с другими учреждениями

Мероприятия по укреплению здоровья

Сроки

Ответственный

1.

Сотрудничество с медико–педагогической комиссией.

1 раз в год

Администрация

2.

Сотрудничество с «Центром социальной  помощи семье и детям»:

- занятия на тренажёрах;

- выезды по семьям;

- организация занятости детей после уроков;

- участие в конкурсах детского творчества.

Занятость детей, проживающих в интернате (тренажёры, настольный теннис, игры с мячом)

В течение года

Раз в неделю

Социальный педагог

3.

Работа с администрацией поселения:

- озеленение населенного пункта;

- организация вывоза мусора с территории парка в весенне – осенний период.

Весна - осень

Администрация

4.

Сотрудничество со спортивным комитетом по организации  поездок на областные соревнования, участие в районных соревнованиях.

В течение года

Учитель физкультуры

5

Популяризация форм здоровьесберегающей деятельности через средства массовой информации.

В течение года

6

Работники ЦРБ проводят медосмотры,

вакцинацию,

беседы по профилактике наркозависимости, табакокурения.

В течение года

Медицинский работник, социальный педагог

7.

РОВД:

- мероприятия по профилактике правонарушений учащихся;

- беседы с родителями.

В течение года

Социальный педагог

8

В-Устюгский центр психолого–медико-социального сопровождения:

- консультации педагогов по возникающим вопросам сохранения психического здоровья учащихся.

В течение года

Администрация

9

Сотрудничество с районной библиотекой: экскурсии.

В течение года

Классные руководители

10

Сотрудничество с центром занятости заключается в обеспечении трудовой занятостью подростков и её финансировании

В течение года

Директор

11

Взаимодействие с музеем помогает организации патриотического воспитания, что является неотъемлемой частью нравственного здоровья:

материалы экскурсий знакомят ребят с прошлым нашей страны, героями, патриотами нашего Отечества

В течение года

Классные руководители

Список использованной литературы

  1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М., 2005.
  2. Журнал «Школьному психологу и социальному педагогу»
  3. Журнал «ПедСовет»
  4. Зайцева Г.К. Твои первые уроки здоровья. СПб., 1995.
  5. Обухова Л.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. М., 2004.
  6. «Санитарно-эпидемиологические  правила и нормативы»
  7. Федеральный закон «Об образовании»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Примерные анкеты для определения уровня здоровья школьников,

для анализа отношения детей к своему здоровью, здоровому образу жизни.

Анкета для учащихся 1 – 9 классов « Моё здоровье»

Ф.И.О.__________________________________  класс  _______

Ребята! Внимательно прочитайте вопросы и предложенные варианты ответов. Выберите несколько, наиболее подходящих именно Вам. Отметьте их крестиком в графе «ответы». Если вы выбрали ответ «другое» - напишите, что именно.

Вопросы и варианты ответов

Ответы

1

В чём проявляется неблагополучие твоего здоровья?

  1. Плохо сплю
  2. Часто болит живот
  3. Физические недостатки
  4. Часто болит голова
  5. Плохое настроение
  6. Часто простываю
  7. Плохой аппетит
  8. Болезненный внешний вид
  9. Боюсь сквозняков
  10. Другое

2

От кого ты получаешь информацию о здоровье?

  1. От специалистов, врачей
  2. От родителей
  3. От учителей на уроке
  4. От классного руководителя

                 5) От учителя физической  культуры

6) От учителя ОБЖ

7) От одноклассников

8)  Читаю специальную литературу

9)  Ни от кого

10) Другое

3

Что ты делаешь, чтобы быть здоровым?

  1. Хорошо отношусь к другим
  2. Соблюдаю режим дня
  3. Правильно питаюсь
  4. Занимаюсь физкультурой
  5. Закаляюсь
  6. Стараюсь много двигаться
  7. Сплю при открытой форточке
  8. Мою руки перед едой
  9. Ничего не делаю
  10. Другое

Анкета для учащихся 1 – 9 классов «Мой режим дня»

Ф.И.О.__________________________________  класс  _______

Ребята! Внимательно прочитайте вопросы и предложенные варианты ответов. Проконтролируйте в течение недели свой режим дня, записывая каждый день продолжительность ночного сна, время выполнения домашнего задания и время, затраченное на прогулку. Подсчитайте среднее значение за неделю по всем трём вопросам. Выберите наиболее подходящее число из предложенных вариантов. Запишите в графе «ответы».

Вопросы и варианты ответов

Ответы

1

Какова  продолжительность  Вашего  ночного  сна  в  среднем за  неделю?

  1. Менее 9ч
  2. Менее 9ч30м
  3. От 10ч25м до 9ч30м
  4. 10ч30м и более

2

Сколько  времени  Вы  тратите  на  выполнения  домашних заданий в среднем за неделю?

  1. Менее 1ч
  2. 1ч30м и менее
  3. От 1ч до 1ч30м
  4. От 1ч35 м до 2ч
  5. Более 1ч30м
  6. Более 2ч

3

Сколько  времени  занимает  прогулка  на  свежем воздухе (в часах и минутах) в  среднем  за  неделю?

  1. 4ч и более
  2. 3ч30м и более
  3. 3ч и более
  4. От 3ч55м до 3ч30м
  5. От 3ч25м до 3ч
  6. От 2ч55м до 2ч30м
  7. Менее 3ч30м
  8. Менее3ч
  9. Менее2ч30м

Анкета для родителей «Здоровье моего ребёнка»

Ф.И.О.________________________________  класс, в котором учится сын (дочь)  _______

Уважаемые родители! Внимательно ознакомьтесь с содержанием анкеты. В зависимости от характера ответа вам следует подчеркнуть да или нет.

Вопросы

Ответы

1

Бывают ли головные боли (беспричинные, при волнении, после школы, после физической нагрузки).

да

нет

2

Бывает ли слезливость.

да

нет

3

Бывает ли слабость, утомляемость после занятий в школе и дома.

да

нет

4

Бывает ли нарушение сна (плохое засыпание, чуткий сон, ночное недержание мочи, трудное вставание).

да

нет

5

Отмечается ли при волнении повышенная потливость или появление красных пятен.

да

нет

6

Бывают ли головокружения, неустойчивость при перемене положения тела.

да

нет

7

Бывают ли обмороки.

да

нет

8

Бывают ли боли, неприятные ощущения в сердце, сердцебиения, перебои.

да

нет

9

Отмечалось ли когда-либо повышения давления.

да

нет

10.

Бывает ли часто:

насморк

да

нет

кашель

да

нет

потеря голоса

да

нет

11

Бывают ли боли в животе.

да

нет

12

Бывают ли боли в животе после приёма пищи.

да

нет

13

Бывают ли боли в животе до еды.

да

нет

14

Бывают ли тошнота, отрыжка, изжога.

да

нет

15

Бывают ли нарушения стула (поносы, запоры).

да

нет

16

Бывала ли дизентерия.

да

нет

17

Была ли болезнь Боткина (желтуха).

да

нет

18

Бывают ли боли в пояснице.

да

нет

19

Бывают ли когда-нибудь боли при мочеиспусканиях.

да

нет

20

Бывают ли реакции на какую-нибудь пищу, запахи, цветы, пыль, лекарства (сыпь, отёки, затруднение дыхания).

да

нет

21

Бывает ли реакция на прививки (сыпь, отёки, затруднение дыхания).

да

нет

22

Часто ли бывают жалобы на боли в мышцах после физкультурных занятий, тренировок?

да

нет

Дата ______________________  Подпись заполнявшего анкету _________________________

По результатам определения физического развития и физической подготовленности школьников заполняется следующая анкета.

Анкета «Физическое развитие и физическая подготовленность учащихся»

Класс ________________                           Дата заполнения ____________________________

Показатели

Мальчики

Девочки

Всего

n

%

n'

%

n

%

Количество учащихся в классе

Определяет врач

Нормальное физическое развитие

Дисгармоничное ФР

Дефицит массы тела

Избыточная масса тела

Низкий рост

Освобождены от уроков ФК

Определяет учитель физкультуры

Физическая подготовленность выше среднего

Физическая подготовленность средняя

Физическая подготовленность ниже среднего

Инструкция по заполнению анкет ЗОЖ

Анкета ЗОЖ предназначена для оценки знаний учащегося основ здорового образа жизни.

При ответах на вопросы учащиеся 3-4 классов внимательно читают вопрос и отмечают крестиком в свободных клетках те ответы, которые им кажутся правильными.

Учащиеся 5-9 классов на вопрос 1 в свободные клетки вписывают баллы от 8 (самое важное) до 1 (наименее важное для него). На вопрос 2 учащиеся отмечают 4 наиболее важных для себя ответа. При ответе на остальные вопросы учащиеся выбирают один из вариантов ответа. Не должно оставаться ни одного вопроса без ответа. При ответе на вопросы п.8 в анкетах ЗОЖ 5 –9 классов сначала следует ответить на 1-й вопрос — отметить свободные клетки в первом столбике в соответствии с ответом, затем на 2-й вопрос - отметить клетки во 2-м или 3-м столбиках.

Анкета для учащихся 3—4 классов «Здоровый образ жизни»

Класс_______________  Пол  М     Ж     Дата заполнения анкеты 20___г.

1.        Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе  с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь. Отметь, какими из перечисленных ниже предметов не стоит делиться даже с лучшим другом?

мыло         зубная щетка         полотенце для рук

мочалка         зубная паста                шампунь

тапочки         полотенце для тела

2.        На дверях столовой вывесили два расписания приема пищи – одно из них правильное, а другое содержит ошибки. Отметь правильное расписание.

Завтрак

08.00

09.00

Обед

13.00

15.00

Полдник

16.00

18.00

Ужин

19.00

21.00

3.        Оля, Вера и Таня не могут решить — сколько раз в день нужно чистить зубы. Как ты думаешь, кто из девочек прав. Отметь тот ответ, который тебе кажется верным:

Зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить

Изо рта все скопившиеся за день остатки пищи

Зубы нужно чистить утром и вечером  

Зубы нужно чистить по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день

4.        Тебя назначили дежурным. Тебе нужно проследить за тем, как соблюдаются правила гигиены твоими друзьями. Отметь, в каких случаях ты посоветуешь им вымыть руки:

Перед чтением книги         Перед посещением туалета

После посещения туалета         После того, как заправил постель

Перед едой         Перед тем, как идешь гулять

После игры в баскетбол         После того, как поиграл с кошкой или собакой

5.        Как часто ты посоветуешь своим друзьям принимать душ? Отметь:

Каждый день        Два-три раза в неделю         1 раз в неделю

6.        Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь? Отметь:

Положить палец в рот          

Подставить палец под кран с холодной водой

Намазать ранку йодом и накрыть чистой салфеткой

Анкета для учащихся 5 – 9 классов «Здоровый образ жизни»

Класс_______________  Пол  М     Ж     Дата заполнения анкеты 20___г.

1.        Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой

         жизни? Оцени их, проставив баллы от 8 (самое важное) до 1 (наименее важное для

        тебя).

Иметь много денег                 Много знать и уметь

Быть здоровым                 Иметь любимую работу

Иметь интересных друзей                 Быть красивым, привлекательным

Быть самостоятельным (самому решать,        что делать и самому обеспечивать себя)

Жить в счастливой семье

2.        Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными?

        Из приведенного перечня условий выбери и отметь 4 наиболее важных для тебя.

Регулярные занятия спортом

Хороший отдых

Знания о том, как заботиться о своем здоровье  

Хорошие природные условия (чистый воздух, вода и т.д.)

Возможность лечиться у хорошего врача

Деньги, чтобы хорошо питаться, отдыхать, посещать спортивный зал и т.д.

Ежедневное выполнение правил здорового образа жизни

(соблюдение режима дня, регулярное питание, занятия физкультурой и т.д.)

3.        Что из перечисленного присутствует в твоем распорядке дня?

Ежедневно

Несколько раз в неделю

Очень редко, никогда

Утренняя зарядка, пробежка

Завтрак

Обед

Ужин

Прогулка на свежем воздухе

Сон не менее 8 ч

Занятия спортом

Душ, ванна

4.     Можно ли сказать, что ты заботишься о своем здоровье? (отметь нужное).

Да, конечно         Скорее да, чем нет      Скорее нет, чем да □      Нет

  1. Интересно ли тебе узнавать о том, как заботиться о своем здоровье? Отметь один

       ответ.

Да, очень интересно         Скорее интересно, чем не интересно

Скорее неинтересно, чем интересно         Не интересно

  1. Откуда ты узнаёшь о том, как заботиться о здоровье?

Часто

От случая к случаю

Никогда

В школе

Дома

От друзей

Из книг и журналов

Из передач радио и телевидения

7. Как ты оцениваешь сведения о здоровье, которые узнаёшь...

Интересно

Не всегда интересно

Не интересно

В школе

Дома

От друзей

Из книг и журналов

Из передач радио и телевидения

8.        Какие мероприятия по охране и укреплению здоровья проводятся в твоем классе?

        Какие из них ты считаешь интересными и полезными?

Проводятся

Интересно

Не интересно

Уроки, обучающие здоровью

Лекции о том, как заботиться о здоровье

Показ фильмов о том, как заботиться о здоровье

Спортивные соревнования

Викторины, конкурсы, игры на тему здоровья

Праздники, вечера на тему здоровья

Паспорт здоровья и физического развития учащегося

БОУ «Нюксенская СКО школа-интернат VIII вид»

Показатели

          Динамика показателей по классам

1класс

2класс

3класс

4класс

5класс

6класс

7класс

8класс

9класс

С     М

С     М

С     М

С     М

С

М

С     М

С     М

С     М

С     М

1.Длина тела (см)

2.Масса тела (кг)

3.Осанка

4.Подтягивания на перекладине (раз)

5. Наклоны туловища (кол. за 30сек)

6.Прыжок с места (см)

7.Бег (сек)

-30метров

-60метров

-100метров

-1000метров

-2000метров

-3000метров

8.Гибкость (см)

9. Отжимания (кол. раз)

10. Метание мяча.

11.Вис (сек)

12.Прыжок в длину с разбега.

13.Прыжки на скакалке (30 сек)

14. Острота зрения:

-правый

-левый

14.Реакция Манту

15.Медицинская группа

16. Хронические заболевания.

17. Заболевания в учебном году (дни)


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

План внеурочной деятельности по сохранению и укреплению здоровья

Мероприятие/

место проведения

2011-2012/

результат

Мероприятие/

место проведения

2012-2013/

результат

Мероприятие/

место проведения

2013-2014/

результат

День здоровья. Поход. «Весёлые старты»

Приняли участие 20 человек

Весёлые старты.

Приняли участие 24 человека

День здоровья «Весёлые старты»

Приняли участие 24 человека

Беседа «Мой новый режим дня»

Участие в «Кроссе нации»

Приняли участие 13 человек

Беседа «Влияние режима дня на здоровье человека»

Участие в областных соревнованиях по лёгкой атлетике/ Великий Устюг

Драчёв С. - 6м

Тяпинов О. – 7м

Попова Н. – 5м

Участие в районных соревнованиях по плаванию в честь открытия ФОКа.

Приняли участие 3 человека

Участие в межрайонных соревнованиях по футболу.

2 место

Практическое занятие «Предметы гигиены: расчёска. Пользование и хранение»

День здоровья.

«Весёлые состязания»

Приняли участие 24 человека

Беседа «Утренняя зарядка для укрепления здоровья»

Участие в районных соревнованиях по стрельбе из пневматической

винтовки

Приняли участие 20 человек

Участие в межрайонных соревнованиях по лёгкой атлетике среди обучающихся СКШ VIII вида/ Великий Устюг

Выростко П.

200м -1м,3х10- 2м

30м- 3м

Колупаев Н.

4х10-3м,60м-2м

400м-3м

Попова Н.

5х10-3м, 60м-3м

Беседа «Я веду здоровый образ жизни, а ты?»

Беседа «В здоровом теле – здоровый дух»

Беседа «Гигиена и здоровье»

Беседа «Я и моё настроение»

Школьный шашечный турнир.

Приняли участие 22 человека

Участие в районных соревнованиях по стрельбе из пневматической винтовки.

Приняли участие 13 человек

Участие в районных соревнованиях по стрельбе из пневматической винтовки

Приняли участие 23 человека

Беседа «Личная гигиена девочки»

Беседа  «Курение и другие вредные привычки»

Классный час «Болезни, их причины и связь с образом жизни».

Участие в соревнованиях по плаванию/ Череповец

Попова Н. – 1м

Попова Г. – 2м

Участие в конкурсе рисунков ЦСПСиД «Мы против наркотиков»

«Весёлые старты»

Приняли участие 19 человек

Практическое занятие «Предметы гигиены: носовой платок. Пользование и хранение».

Практическое занятие «Своевременное пользование туалетом. Мытьё рук после посещения туалета»

Ролевая игра «Суд над сигаретой»

Беседа «Личная гигиена юноши»

Экскурсия в ФОК.

Участие в областных соревнованиях среди людей с ОВЗ по ОФП

Приняли участие 3 семьи. Семья Белоусовой В.-3м

Участие в районных соревнованиях по игре в дартс.

Приняли участие 21 человек

Участие в районном турнире по шашкам.

Приняли участие 21 человек

Классный час «Чем опасны водоемы в холодное время года. Меры предосторожности при движении по льду водоемов»

Беседа «Правила закаливания организма»

Школьные соревнования по игре в «Дартс»

Приняли участие 21 человек

Участие в районных соревнованиях по игре «Дартс»

Приняли участие 22 человека

Участие в районных соревнованиях по стрельбе из пневматической

винтовки.

Приняли участие 21 человек

Практикум «Поведение во время еды. Правила приёма пищи».

Классный час «Спорт и моя семья»

Классный час «Нет вредным привычкам»

Участие в районных соревнованиях по плаванию, посвящённых закрытию Года спорта.

Приняли участие 4 человека

Школьные соревнования по игре в шашки.

Приняли участие 20 человек

Участие в районных лыжных соревнования «Лыжня Нюксеницы»

Попова Н. – 3м

Беседа «Скажи,  нет курению!»

Беседа «Будь особенно внимательным на дорогах в зимнее время»

Беседа «Профилактика ОРВИ»

Школьные соревнования:

-Дартс;

- отжимания;

- наклоны туловища;

- прыжки на скакалке;

- чеканка теннисного мяча.

Приняли участие 18 человек

Классный час « Хорошие зубы – залог здоровья»

Спортивный праздник «Весёлые состязания»

Приняли участие 8 человек

Беседа «Как уберечь себя от обморожения»

Участие в первенстве области по лыжным гонкам.

Тяпинов О.- 1м

Бондарь И. – 1м

Выростко П. – 5м

Жолобова В. – 2м

Овчаренко В.- 3м

Пантюхина А.-1м

Лобазова В. -2м

Жигалов Д. – 3м

Классный час «Здоровый образ жизни – что это?»

Участие в районном конкурсе рисунков «Здоровые лёгкие – радостная жизнь»

Классный час «Как живет наш организм, из чего состоит тело человека»

Соревнования по НВП:

сборка – разборка автомата, одевание противогаза, стрельба из пневматической винтовки

Приняли участие 8 человек

Участие в конкурсе литературно – художественного творчества и социальной рекламы «Нет вредным привычкам»

Беседа «Курить – здоровью вредить»

Участие в соревнованиях по лыжным гонкам Нюксенского поселения .

Попова Н. – 4м

Участие в первенстве области по лыжным гонкам.

Приняли участие 7 человек

Попова Н.-1м

Попова Г. -2м

Драчёв С.- 2м

День здоровья:

Каток, тренажёрный зал

Приняли участие 17 человек

Школьные соревнования по лыжным гонкам.

Приняли участие 20 человек

Школьные соревнования по НВП.

Приняли участие 18 человек

Беседа «Чистота – залог здоровья»

Классный час «Курить – здоровью вредить»

День здоровья

Приняли участие 22 человека

Школьный конкурс детского рисунка «Зимние виды спорта»

Участие в районных соревнованиях по лыжным гонкам «Закрытие зимнего сезона»

Попова Н. – 2м

Попова Г. – 6м

Школьные соревнования по игре в «Дартс»

Приняли участие 14 человек

Беседа «Пути передачи инфекционных заболеваний.

Классный час «Для чего нужна зарядка»

Школьные соревнования по настольному теннису.

Приняли участие 9 человек

Школьные соревнования по дартсу

Приняли участие 22человека

Тренинг «На что похоже моё настроение»

День здоровья на коньках.

Приняли участие 13 человек

Беседа «Профилактика отравлений»

Беседа «Мой внешний вид»

Школьная викторина о спорте.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Приняли участие 11 человек

День здоровья: соревнования по стрельбе, ОФП

Приняли участие 21 человек

Участие в областных соревнованиях по плаванию среди учащихся СКШ/

Вологда

Попова Н. – 1м

Попова Г. – 2м

Пантюхина А. – 2м

Колесниченко В. – 2м

Участие в областных соревнованиях по настольному теннису/ п.Молочное

Попова Г. -2м

Тяпинов О.- 9м

Выростко П.- 10м

Классный час «Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности»

Беседа «Внимание! Клещ!»

Беседа «Наше здоровье. Витамины»

Участие в школьном этапе Президентских состязаний

Приняли участие 24 человека

Час подвижных игр на свежем воздухе»

Участие в районных соревнованиях по стрельбе из пневматической винтовки.

Приняли участие 22 человека

Беседа ««Нет вредным привычкам»

Участие в соревнованиях по легкоатлетическому троеборью среди специальных коррекционных школ восточных районов Вологодской области/

Великий Устюг

Жолобова В.

Лобазова В.

Тяпинов О.

Колупаев К. – 3м

Попова Н.

Попова Г.

Колесниченко В.- 1м

Экскурсия в музей «Лекарственные растения»

Практическая работа «Ориентирование на местности»

Участие в школьном этапе Президентских состязаний

Приняли участие 23 человека

Участие в школьном этапе Президентских состязаний

Приняли участие 22 человека

Участие в Первенстве области по лёгкой атлетике.

Бондарь И.-1м-400м

Киселёв А. – 3м – 400м

Приняли участие 5 человек

Беседа «Домашняя аптечка»

Классный час «Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности на природе»

Спортивные соревнования для детей – инвалидов.

Приняли участие 6 человек

Классный час «Безопасное поведение на воде»

Участие в первенстве области по лёгкой атлетике/ Вологда

Приняли участие 6 человек

Попова Н. – 3м

Тяпинов О. – 3м

Мероприятие/

место проведения

2013-2014/

результат

Мероприятие/

место проведения

2014-2015/

Результат

Классный час  «Мой новый режим дня»

Беседа-практикум «Здоровье и учебная нагрузка»

День здоровья. Поход.

Приняли участие 15 человек

Занятие «Сон. Гигиена сна»

Практическое занятие «Мытьё лица и рук»

День здоровья. Поход.

Участие в «Кроссе нации»

Приняли участие 8 человек

Участие в «Кроссе нации»

Беседа «Соблюдение режима дня в учебное время»

Беседа « Гигиенические требования при подготовке к выполнению домашнего задания»

День здоровья в ФОКе (тренажёрный зал, бассейн)

Приняли участие 13 человек

Школьные соревнования по стрельбе из пневматической винтовки .

Беседа «Что такое здоровье?»

Занятие «Чтобы нам не болеть»

Час спортивных игр на свежем воздухе

Беседа «Как бросить курить»

Беседа « Наркомания и здоровый человек»

Школьные соревнования по игре в шашки.

Школьные соревнования по игре в шашки

Приняли участие 15 человек

Беседа «Зачем мы спим?»

Участие в областных соревнованиях по ОФП, посвящённые Дню Матери/Вологда

Семья Лобановой И.-2м

Семья Белоусовой В. – 2м

Семья Белоусова В.– 1м

Беседа – практикум «Первая помощь при ДТП»

Беседа «Как укрепить иммунитет»

Участие в областных соревнованиях по ОФП, посвящённые Дню Матери/ Вологда

Беседа-практикум «Глаза устали» (разучивание упражнений для снятия напряжения с глаз).

Занятие «знакомство с законами НЕ»

Школьные соревнования по стрельбе из пневматической винтовки.

Приняли участие 13 человек

Школьные соревнования по Дартсу

Школьные соревнования по Дартсу.

Приняли участие 15 человек

Профилактическая беседа «Только я сам могу уберечь свой организм».

Беседа «Что нужно знать о здоровье?»

Беседа «Забавы и здоровье»

Час здоровья  «Защита крепости»

Лыжная прогулка.

Урок здоровья «Здоровая семья – здоровые дети»

Приняли участие 11 человек

День здоровья: футбол на снегу, лыжная прогулка.

День здоровья: футбол на снегу, лыжная прогулка.

Приняли участие 13 человек

Занятие «Утренняя зарядка и я».

Беседа «Прогулка. Её роль в укреплении здоровья»

Занятие «Сам себе я помогу» (польза закаливания, одежда по погоде)

День здоровья на катке.

Приняли участие 12 человек

День здоровья на катке.

Час здоровья «Лыжная прогулка»

Занятие «О вредных привычках»

Школьные соревнования по ОФП

Приняли участие 11 человек

Школьные соревнования по ОФП

Участие в областной спартакиаде по лыжным гонкам/ Великий Устюг

Бондарь И. – 1м

Тяпинов О. – 2м

Выростко П. – 2м

Овчаренко В. – 2м

Шитов Д. – 1м (2д)

Киселёв А. – 2м (2д)

Жигалов Д.

Команда – 2м

Занятие «Глаза – главные наши помощники»

Школьные соревнования по настольному теннису

Приняли участие 10 человек

Участие в областной спартакиаде по лыжным гонкам.

Участие в районном смотре художественной самодеятельности (гимнастические пирамиды)

3 м

Беседа-рассуждение «Какая пища полезней?»

Занятие «Курение и проблемы здоровья»

Школьные соревнования по настольному теннису

Президентские состязания

Приняли участие 13 человек

Беседа «Меры безопасного поведения на водоёме»

Классный час «О вредных привычках и в шутку и всерьёз»

Беседа «Модно, но вредно»

Устный журнал «Откуда берутся болезни?»

Президентские состязания

Час подвижных игр с мячом.

Классный час «Охрана природы – охрана здоровья»

Участие во второй областной летней спартакиаде по лёгкой атлетике/Вологда

Приняли участие 5 человек

Участие во второй областной летней спартакиаде по лёгкой атлетике/Вологда

Спортивный час на свежем воздухе.

Весёлые старты

Занятие «Советы доктора Воды»

Час спортивной игры

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Мониторинг физического развития обучающихся

Учреждение БОУ «НСКО школа-интернат VIII вида»                               Директор школы (Ф.И.О)_______________________________

Дата                                                                                                                  Учитель физической культуры (Ф.И.О.)_____________________

Количество учащихся в  школе -                                                              

Количество учащихся, принявших участие в мониторинге                                                                                                    М.П.

Фамилия, имя

Пол,

м/д

Возраст

(лет)

Показатели физического развития обучающихся

Бег 1000 м

(мин)

Бег 30 м

(сек)

Подтягивание

на перек-

ладине

(мальчики,

кол-во раз)

Поднимание

туловища из положения

лежа на

спине

(девочки кол-во раз)

Прыжок в

длину с

места

(см)

Рез.

балл

уровень

Рез

балл

уровень

Рез

балл

уровень

Рез

балл

уровень

Рез

балл

уровень

1

2

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровый образ жизни, как система индивидуального поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья.

.   «Лучшего средства от хвори нет — делай зарядку до старости лет», — гласит древняя индийская пословица....

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

Здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочной деятельности учителя....

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Из опыта работы школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни.

В данной публикации представлен опыт работы школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни. ...

Обобщение опыта работы классного руководителя по теме "Сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни"

Муниципальный этап Педагогического марафона классных руководителей «Учительство Подмосковья-воспитанию будущего поколения России"Описание опыта работы классного руководителя 6  класса...

УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

Работа во внеурочное время с детьми с ограниченными возможностями  здоровья. Формы и методы работы...