Главные вкладки

    Методическая разработка по теме:
    ПРОЕКТ «Создание отделения ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья»

    Чукань Татьяна Вячеславовна

    Актуальность :

    Сегодня в России  каждый четвертый-пятый ребенок после рождения переводится в отделение патологии новорожденных. Это дети, испытавшие острую или хроническую гипоксию, имеющие внутриутробные инфекции, выраженную дезадаптацию различного генеза. Эти синдромы у детей могут не иметь органической природы, но без коррекции ведут к формированию минимальной мозговой дисфункции. При ранней и систематизированной реабилитации нормализация состояния нервно-психического развития к году происходит примерно у 20% детей, к двум годам еще у 40%, 30% детей нуждается в более длительной работе с ними, которая к трем-семи годам позволяет преодолеть соматическое нездоровье и плохую обучаемость. Значительное отставание в развитии констатируют обычно не более чем у 10% детей.
    Проблема ранней диагностики и коррекции развития обусловлена рядом противоречий:

    —  недостаточностью специальных психолого-педагогических, социальных и медицинских учреждений

    —  отсутствием ранней психолого-педагогической и социальной поддержки детям с патологией

    —  отсутствием системы психолого-медико-педагогических консультаций и специальных учреждений, обеспечивающих квалифицированными рекомендациями специалистов

    —  отсутствием системы раннего обнаружения детей группы риска 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt.docx22.36 КБ
    Файл rannyaya_pomoshch.pptx1.07 МБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОЕКТ
     «Создание отделения ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья»

    Актуальность :

    Сегодня в России  каждый четвертый-пятый ребенок после рождения переводится в отделение патологии новорожденных. Это дети, испытавшие острую или хроническую гипоксию, имеющие внутриутробные инфекции, выраженную дезадаптацию различного генеза. Эти синдромы у детей могут не иметь органической природы, но без коррекции ведут к формированию минимальной мозговой дисфункции. При ранней и систематизированной реабилитации нормализация состояния нервно-психического развития к году происходит примерно у 20% детей, к двум годам еще у 40%, 30% детей нуждается в более длительной работе с ними, которая к трем-семи годам позволяет преодолеть соматическое нездоровье и плохую обучаемость. Значительное отставание в развитии констатируют обычно не более чем у 10% детей.
    Проблема ранней диагностики и коррекции развития обусловлена рядом противоречий:

    • недостаточностью специальных психолого-педагогических, социальных и медицинских учреждений
    • отсутствием ранней психолого-педагогической и социальной поддержки детям с патологией
    • отсутствием системы психолого-медико-педагогических консультаций и специальных учреждений, обеспечивающих квалифицированными рекомендациями специалистов
    • отсутствием системы раннего обнаружения детей группы риска

    Основной целью  Центра является создание  - Лекотеки  для ранней стимуляции и коррекции развития детей с  патологией.

    Одной из организационных форм  ранней помощи является - лекотека.

    Сущность лекотеки – это структурно – функциональная единица, в которой специалисты реализуют индивидуально – ориентированные  коррекционно – развивающие программы , проводят работу по психологическому сопровождению  семьи, в процессе игровой деятельности.

            В помещении, где проводятся занятия, есть постоянные зоны ( спортивная сенсорная, коррекционно – развивающая).        

     Цели лекотеки:

    • Создание благоприятных условий для развития личности ребенка;
    • Психологическая поддержка семьи ребенка с нарушением развития;
    • Содействие решению психологических проблем, препятствующих поступлению детей в дошкольные учреждения , помощь в адаптации  в семье  и в других социальных группах.

    Задачи:

    1. Создание условий для психологической разгрузки воспитанникам центра;
    2. Организация системы работы по оказанию психологической помощи детям-инвалидам, не посещающих центр;
    3. Оказание помощи родителям, испытывающим психологические трудности;
    4. Помощь и поддержка родителям, имеющих детей-инвалидов.

    Основные участники проекта

    1. Воспитанники центра
    2. Дети- инвалиды
    3. Дети дошкольного возраста не посещающие детский сад.
    4. Коллектив сотрудников центра

         Ожидаемый результат

    Создание ранней  психолого-педагогической  помощи позволит ослабить или предотвратить последствия  патологии, если:

    - организация и содержание программы коррекционной помощи будут соответствовать потребностям ребенка с  патологией и его семьи;

    - при реализации содержания программы сотрудники центра и родители будут готовы работать междисциплинарной командой;

    - родители, получившие помощь в  Центре, будут активно реализовывать в жизнь полученные знания и умения, добиваться положительной динамики в развитии ребенка;

    - организация, содержание и структура программы будут строиться с учетом как общедидактических принципов, так и специальных.

         Посещение данной комнаты положительно скажется на психическом здоровье детей дошкольного возраста, окажет благоприятную эмоциональную направленность. Необычная развивающая среда создаст новые условия и возможности обучения  детей, доставит много радостных минут и счастливых мгновений детям инвалидам, детям переживших стресс и трудности в семье.

         Систематическая работа комнаты психологической разгрузки позволит оказывать релаксационные паузы большому количеству населения  .

    Отличительной чертой нашей системы коррекционного воздействия является интеграция социально-психологических, педагогических и терапевтических программ ранней помощи, где центром работы является психическое и соматическое здоровье, развитие личности ребенка с  патологией при непосредственном участии родителей, особенно матери, поскольку материнское общение имеет решающее значение для раннего психического и соматического здоровья.

    Реализация проекта рассчитана на 5 лет 2012-2017 г.г.

    Разработать гибкую систему функционирования Центра исходя из потребностей семьи и общества (домашнее визитирование 0-1 мес.; консультационная группа; группа кратковременного пребывания от 1 мес. до 1 года; коррекционные группы от 1 до 3 лет; общеобразовательные группы от 3-7 лет).

    - Мотивировать родителей и членов семьи на активное участие в воспитании и обучении собственного ребенка, раскрывать значимость психолого-медико-педагогической работы для стимуляции развития ребенка (предусматривается организация занятий, семинаров, дискуссионных групп, тренингов для вхождения семьи в работу Центра, которые проводятся не только специалистами, но и родителями, имеющими опыт воспитания детей с особенностями развития).

    - Выявить внутрисемейные отношения, диагностировать типы воспитания, осуществлять коррекционную работу.

    - Разработать и апробировать различные методы раннего выявления, диагностирования психомоторных нарушений и оценки уровня развития ребенка.

    - Оказывать психолого-медико-педагогическую помощь детям раннего возраста с неврологической патологией и семье.

    ПОЭТАПНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ

    Первый этап.

    Представляет собой надомную работу с ребенком, имеющим  патологию, от рождения до 1 месяца. Специалист приходит в семью 1-2 раз в неделю. Содержание его работы включает в себя различные формы стимуляции психомоторного развития и обучение родителей способам ухода и общения с новорожденным ребенком, оказание семье консультативных услуг.

    Второй этап.

    Представляет собой создание и организацию постоянно действующей медико-психолого-педагогической консультационной группы для детей раннего возраста от 1 мес. до 3 лет .

    В состав консультационной группы включаются все специалисты коррекционного центра: психолог, логопед,учитель - дефектолог,  воспитатель, инструктор по  ЛФК, педиатр, невропатолог и другие.

    Третий этап.

    Представляет собой создание группы кратковременного пребывания, основная функция которой заключается в создании специальных условий для формирования у ребенка раннего возраста с  патологией возрастных, типичных видов деятельности, а также осуществляется коррекционная работа с целью последующей интеграции этих детей в общеобразовательные дошкольные учреждения.

    Четвертый  этап.

    Представляет собой создание постоянно действующих групп компенсирующего вида для детей с  патологией в возрасте от одного до трех лет.

    Работу  в Центре отделения  ранней психолого-медико-педагогической помощи необходимо построить  в тесном сотрудничестве с детской поликлиникой, женской консультацией,  муниципального управления здравоохранения, дошкольными образовательными учреждениями.

    Софинансирование проекта включает : сухой бассейн, мячи массажные, комплект многофункциональных мягких  модулей, сенсорная тропа для ног, тренажеры

    Финансовое состояние проекта

    Участие МБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» в софинансировании  проекта составляет 25 % - 57 000 рублей,  необходимые средства составляют 230 000 рублей, что включает в себя:
    ремонт помещения- 150 000 рублей  и приобретение сенсорного оборудования на сумму 80 000 рублей.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ПРОЕКТ «Создание отделения ранней помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья»

    Слайд 2

    Актуальность : Недостаточность специальных психолого-педагогических, социальных и медицинских учреждений и психолого-педагогической поддержки детей с нарушением в развитии Отсутствие квалифицированных специалистов Отсутствие системы раннего выявления детей группы риска

    Слайд 3

    Цель проекта Основной целью является - создание отделения для ранней стимуляции и коррекции развития детей с нарушениями в развитии. Создание благоприятных условий для развития личности ребенка; Психологическая поддержка семьи ребенка с нарушением развития; Помощь в адаптации детям, поступающих в дошкольные учреждения

    Слайд 4

    Задачи: Создание условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья ( лекотека ); Организация системы работы по оказанию психологической помощи детям-инвалидам, не посещающих образовательные учреждения; Помощь и поддержка родителей, имеющих детей с ОВЗ.

    Слайд 5

    Основные участники проекта Дети с ОВЗ Специалисты Родители

    Слайд 6

    Ожидаемый результат

    Слайд 7

    Создание отделения ранней психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ путем: Разработки программы коррекционной помощи детям с ОВЗ; Создания междисциплинарной команды специалистов; Сотрудничества родителей со специалистами с целью получения положительной динамики в развитии ребенка; Оснащения материально- технической базы.

    Слайд 8

    Реализация проекта: 2012-2017 г.г.

    Слайд 9

    ПОЭТАПНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ

    Слайд 10

    Первый этап. Надомная работа с ребенком, имеющим нарушение развития, от рождения до 1 месяца.

    Слайд 11

    Второй этап. Создание и организация постоянно действующей медико-психолого-педагогической консультационной группы для детей раннего возраста от 1 мес. до 3 лет .

    Слайд 12

    Третий этап. Создание группы кратковременного пребывания.

    Слайд 13

    Четвертый этап. Создание постоянно действующих групп компенсирующего вида для детей с нарушением в развитии в возрасте от одного до трех лет.

    Слайд 14

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ ОРГАНИЦАЦИЯМИ Детская поликлиники Дети и родители Женская консультация МАУ ДО ДЮЦ Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции Дошкольные учреждения города и района Управление образования и охраны детства Средства массовой информации

    Слайд 15

    Возможные препятствия для реализации проекта:

    Слайд 16

    Отсутствие оборудования для лекотеки и комнаты психологической разгрузки

    Слайд 17

    Пузырьковая колонна

    Слайд 18

    Сухой душ

    Слайд 19

    Сухой бассейн

    Слайд 20

    Звездная сеть с контроллером

    Слайд 21

    Подушечки с гранулами

    Слайд 22

    Потолок «Звездное небо»

    Слайд 23

    Световой проектор

    Слайд 24

    Панель «Бесконечность»

    Слайд 25

    Софинансирование проекта включает : сухой бассейн, мячи массажные, комплект многофункциональных мягких модулей, сенсорная тропа для ног, тренажеры

    Слайд 26

    Финансовое состояние проекта Участие МБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» в софинансировании проекта составляет 25 % - 57 000 рублей, необходимые средства составляют 230 000 рублей, что включает в себя: ремонт помещения- 150 000 рублей и приобретение сенсорного оборудования на сумму 80 000 рублей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нормативно-правовые акты, гарантирующие право получения детям с ограниченными возможностями здоровья адекватного их возможностям образования

    В данной презентации представлены международные, федеральные и региональные документы в области защиты прав и свобод ребенка...

    Особенности социальной помощи учащимся с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) школе

    Приоритеты  социально-педагогической деятельности образовательного учреждения в соответствии с требованиям ФГОС ...

    Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников

    В рамках проблемы интеграции в общество детей с ограниченными возможностями в развитии важно учитывать социальные последствия, выражающиеся в ограничении жизнедеятельности и социальной недостаточности...

    Возможности игры в развитии жизненной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья

    Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее.  В Концепции Специального Федерального государственного стандарта большое внимание удел...

    Возможна ли организация проектной деятельности на уроках СБО для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)?

    Проектная деятельность на уроках СБО с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

    Методические возможности применения Аудиохрестоматии в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

    P { margin-bottom: 0.21cm; } В статье рассматриваются методические аспекты использования всероссийского образовательного медиапроекта «Аудиохрестоматия. Мировая литература голосами мастеров сцены...