коррекционно-развивающее занятие "Лиса и волк"
план-конспект занятия по теме

Храмцова Галина Геннадьевна

Занятие было проведено во 2 классе специальной коррекционной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Задания были направлены на коррекцию познавательных процессов у младших школьников и развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lisa_i_volk.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

«Лиса и Волк» по страницам русской народной сказки

Цель. Развивать внимание, память. Мышление, речь. Пространственную ориентацию, речь учащихся.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, магнитная доска.

                                             Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Тема урока.

Сегодня я предлагаю вам вспомнить русскую народную сказку «Лиса и Волк», а заодно по ходу сказки выполнить развивающие задания.

Итак…….

Жили себе дед да баба. Дед и говорит бабе:

-Ты баба пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой.

 А ну-ка , ребята, скажите, какие названия рыб вы знаете?

-Назовите рыб, которые водятся в реках Дальнего Востока. (слайд)

Рассказ учителя о царь-рыбе  калуге (слайд)

Вы, наверно слышали такое мнение, что рыбаки всегда преувеличивают. В стихотворении А. Усачёва «Эх!» преувеличивают не только рыбаки.

-Эх, - вздыхали рыбаки,-

Это разве судаки?

 Раньше вытащишь, бывало,

 Хвост, бывало, в полруки!

                     -Эх, - вздыхали судаки,-

Раньше были червяки!  

Червяком одним, бывало,

Наедалось полреки!

- Эх, - вздыхали червяки,-

Раньше врали рыбаки!

Мы послушать их, бывало,

Сами лезли на крючки!

Какие преувеличения вы услышали в стихотворении?

Что нас в стихотворении заставляет улыбнуться?

3. Графический диктант. Рыбка.

Давайте с вами изобразим рыбку по клеточкам.

Дорисуйте рыбке необходимые детали, раскрасьте её.

Наловил дед полный воз рыбы. Едет домой и видит: лисичка свернулась калачиком, лежит на дороге.

Дед слез с воза, подошёл, а лисичка не ворохнётся, лежит, как мёртвая.

А вот и портрет плутовки.( слайд)

4. Рисование по памяти.

-Из каких геометрических фигур составлено изображение.

Посмотрите внимательно и постарайтесь запомнить увиденное. (учащиеся рисуют по памяти).

-Вот славная находка!  Будет моей старухе воротник на шубу. Взял дед лису и положил на воз, а сам пошёл впереди.

А лисичка улучила время и стала выбрасывать из воза всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке.

5. Игра «Исчезновение рыбок».

Предлагаю вам сыграть в игру «Исчезновение рыбок».

( На магнитной доске 8 рыбок разного цвета. По команде дети открывают глаза, запоминают расположение и цвет рыбок в течении 15 секунд, закрывают глаза. Учитель снимает одну рыбку. Дети открывают глаза, определяют, какого цвета рыбка исчезла, записывают в тетрадь, после чего учитель показывает исчезнувшую рыбку и просит поднять руки тех, у кого правильный ответ. Таким же образом из числа оставшихся рыбок исчезает другая. И так далее ещё 1-2 раза.

Повыбросила всю рыбу и сама потихоньку ушла. Дед приехал домой и зовёт бабу:

-Ну, старуха, знатный воротник привёз тебе на шубу!

Подошла баба к возу: нет на возу ни воротника, ни рыбы….

Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мёртвая. Погоревал, погоревал, да что ты будешь делать! А лисичка тем временем собрала по дороге всю рыбу в кучу, села и ест.

Приходит к ней волк.

5. Пословицы, поговорки.

Вспомним пословицы и поговорки, связанные с серым хищником.(слайд)

-Как волка не корми, он всё в лес глядит.

-Волка ноги кормят.

-Лиса семерых волков проведёт.

( чтение пословиц, объяснение смысла, запомнить как можно больше предложений и назвать их по памяти)

-Здравствуй, кумушка, хлеб да соль…

- Я ем свой, а ты подальше стой.

-Дай мне рыбки.

- Налови сам, да ешь.

-Да я не умею.

- Эка! Ведь я же наловила. Ты, куманёк, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: « Ловись,  рыбка, и мала и велика, ловись рыбка и мала и велика!» . Так рыбка тебя сама за хвост и будет хватать.

Пришёл волк на реку, опустил хвост в прорубь, сидит и приговаривает:

- Ловись,  рыбка , и мала , и велика ! Ловись, рыбка, и мала, и велика!

А лисица ходит рядом с волком и приговаривает:

- Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!

Волк спрашивает лису:

- Что ты , кума всё говоришь?

- А я тебе помогаю, рыбку на хвост нагоняю.

6.Работа с выражениями.

Выражения « ловись рыбка, и мала и велика», « мёрзни, мёрзни волчий хвост» стали крылатыми, и теперь их произносят в разных житейских ситуациях. Такими же крылатыми стали и другие выражения из русских народных сказок. Вы их тоже, конечно знаете. Продолжите, пожалуйста.

-Избушка, избушка встань по-старому, как мать поставила: ( к лесу задом, ко мне передом)

-И я там был, мёд , пиво пил…( по усам текло, а в рот не попало)

-Ни в сказке сказать…..(ни пером описать)

-Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается)

-Не садись на пенёк …(не ешь пирожок)

Сидел волк целую ночь в проруби, хвост у него приморозило.

Под утро хотел подняться - не тут-то было. Он и думает: « Эка, сколько рыбы привалило - и не вытащить!»

А в это время идёт баба с ведрами за водой. Увидела волка и закричала:

-Волк, волк! Бейте его!

Волк-туда, сюда, не может вытащить хвост.

Баба бросила вёдра и давай его бить коромыслом. Била-била, волк рвался-рвался, оторвал себе хвост и пустился наутёк.

« Хорошо же, - думает, - ужо я отплачу тебе, кума!».

А лисичка забралась в избу, где жила эта баба, наелась из квашни теста, голову себе тестом вымазала, выбежала на дорогу, упала и лежит- стонет.

Волк ей навстречу:

-Так вот как ты учишь, кума, рыбу ловить! Смотри, меня всего исколотили.

А лиса ему говорит:

-Эх, куманёк! У тебя хвоста нет, зато голова цела, а мне голову разбили. Смотри: мозг выступил, насилу плетусь.

- И то правда, - говорит волк. – Где тебе, кума,  идти, садись на меня, я тебя довезу. Села лисица волку на спину . Он её и повёз. Вот лисица едет на волке и потихоньку поёт:

- Битый небитого везёт. Битый небитого везёт!

- Ты чего, кума, всё говоришь?

- Я , куманёк, твою боль заговариваю. И сама опять:

- Битый небитого везёт. Битый небитого везёт.

Глупого волка стоит пожалеть: редко кому удаётся лису перехитрить.

Давайте вспомним лекарственные растения, которые помогут волку снять боль от ушибов, синяки залечить. Расшифруйте их названия.

7. Расшифровать названия растений.

Для этого из каждой строчки выпишите те буквы, которые в данной строке не повторяются.

С

И

Л

И

У

О

С

О

К

П

Р

О

Л

Р

Ы

Р

Н

Ь

У

Б

У

О

Д

Я

У

Г

А

   

( лук, полынь, бодяга)

Лук. Свежий сок или натёртая кашица лука репчатого применяется в виде компресса.

Полынь горькая. Свежую траву истолочь и прикладывать к ушибам. Не допускать высыхания. Часто менять или смачивать водой.

Бодяга. Размешать две столовые ложки бодяги в порошке в одной столовой ложке воды. Полученное тесто наложить на место ушиба и перевязать. Менять два раза в день.

Итог занятия.

Сказка закончилась, и наше занятие тоже подошло к концу. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...

Методические рекомендации "Организация развивающей среды и проведение коррекционно-развивающей работы детей и подростков с природой на прогулке"

Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарноеучреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развит...

Мастер-класс «Взаимодействие педагога с родителями. Помощь в создании предметно-развивающего пространства в условиях семьи в целях повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми»

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме организации развиваюшей среды и игрового пространства дошкольников в условиях семьи.Тематический план проведения мастер-класса:1....

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" Коррекционно - развивающая программа для детей с УО "Развитие познавательных способностей"

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР " Развитие познавательных способностей" (5-6 класс)Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" (...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с воспитанником дошкольного возраста с ОВЗ «День рождения пчёлки Жужжи» с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича.

закреплять умение считать в пределах 5, соотносить цифру с количеством предметов; уточнить, расширить элементарные представления о форме, цвете; учить различать количественный и порядковый счет, прави...

Рабочая программа КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ)» в 5, 6 классах основного общего образования специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

Специфические трудности освоения программного материала, обусловленные парциальной недостаточностью высших психических функций, характерные для обучающихся с ЗПР, определяют необходимость специальной ...

Применение инновационных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Л.А. Струковой с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома: Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - это целостна

Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - этоцелостная система взаимодействия всех его участников: ребенка, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социал...