ИТОГОВОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В старшей группе: «День рождения медвежонка» (на материале русских народных сказок и лексических тем: Деревья. Ягоды. Дикие животные. Посуда. Мебель.)
план-конспект занятия на тему

Алексеева Светлана Владимировна--

 

Совершенствование умений и навыков словоизменения и словообразования, номинативного и предикативного словаря. Развитие фонематических процессов у дошкольников с речевой патологией старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogov_zanyatie_medvedi.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

компенсирующего вида детский сад №17

ИТОГОВОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

В старшей группе:

 «День рождения медвежонка»

 (на материале русских народных сказок и лексических тем:

Деревья. Ягоды. Дикие животные. Посуда. Мебель.)

                          Учитель-логопед ВКК     Алексеева С.В.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕМА:

Совершенствование умений и навыков словоизменения и словообразования, номинативного и предикативного словаря. Развитие фонематических процессов.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ:

«Деревья. Ягоды. Дикие животные. Посуда. Мебель.».

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ТЕМА:

Развитие навыков связной речи

КОРРЕКЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

  • Развитие творческих способностей на основе предметной и речевой деятельности;
  • Учить устанавливать и закреплять причинно – временные отношения между событиями;
  • Совершенствовать навыки речедвижения, отрабатывать интонационные и выразительные средства;
  • Совершенствовать навыки понимания обращенной речи;
  • Развивать навыки работоспособности с помощью смены видов деятельности, целевых установок и методических условий организации занятия;
  • Актуализация имеющихся знаний детей о диких животных, деревьях, ягодах, посуде, мебели, продуктах питания русских народных сказках.
  • Развивать навыки языкового чутья и словотворчества;
  • Совершенствовать навыки словообразования с использованием знакомых и малознакомых словоформ, тем самым формируя морфологические обобщения;
  • Развитие навыка слогового анализа, синтеза, представлений;
  • Совершенствование навыков звуко – буквенного анализа, синтеза, представлений;
  • Добиваться положительной мотивации при выполнении заданий, опираясь на зону ближайшего развития и имеющиеся конкретные интересы детей.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

  • Учить навыкам коллективной и индивидуальной работы.
  • Учить навыкам самоконтроля.
  • Развивать мотивацию игровой и учебной деятельности.
  • Воспитание личных качеств ребенка, активности, самостоятельности, творчества.

Оборудование

  • предметные картинки по темам: «Деревья», «Ягоды», «Сказки», серия сюжетных картинок, картинки к сказкам  «Три медведя», «Теремок», «Маша и медведь», «Колобок», «Вини-пух».
  • Медвежата (мягкие игрушки)
  • Раздаточный материал для звукового анализа

Организационный момент.

Дети входят на занятие, приветствие – представление.

Л: Ребята, сегодня у нашего медвежонка День рождения. Он пригласил всех своих знакомых медведей и хочет весело отпраздновать этот день. Получили приглашение и ваши медвежата.

А какие они, медведи?

Ответы детей.  (Медведи косолапые, умные, ловкие, быстрые, большие звери).

Л: В каких же сказках живут медведи?

Д:  В сказках «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Вини-пух», «Умка», в «Сказке о трёх медведях» , …

Л: Как вы думаете, где же живет наш именинник?

Д: Наш именинник живёт в лесу.

Л: А что такое лес?

Д: Это место, где много деревьев, ягод, грибов.

Л: Вот туда мы с вами и отправимся. Если я буду называть деревья, вы своих медвежат поднимайте высоко вверх, если ягоды – приседайте с ними.

Сосна, черника, ель, берёза, малина, ежевика,  …

В лесу не одна берёза , а много (берёз). Мы шли между берёзами. Аналогично другие деревья.

Идёт медведь между ёлками, бредёт между берёзками, в овражки спускается, на пригорки поднимается.

Вот, друзья, и волшебный лес,

Полон тайн он и чудес….

Вот преграда на пути.

Течёт речка впереди).

Нужно речку перейти.

Как это сделать?

Д: Построить мост.

Л: А мост мы построим тоже не простой, а из волшебных камешков. Если я произношу гласный звук, вы кладёте красный камешек, если согласный твёрдый – синий, Согласный мягкий – зелёный.

 Мост готов. Можем переходить, но не по  простой, а звуковой дорожке: АУИО, ТА-ДА-ТА-ТА и т.д.

Л: Что мы сейчас сделали?

Д: Мы мост перешли.

Л: Молодцы! Через тёмный лес вперёд
Всех  нас мишка в гости ждёт.

  • Л. Ребята, смотрите избушка
    Стоит на лесной опушке.
    Там три стула и три кружки,
    Три кровати, три подушки.
    Угадайте без подсказки,
    Кто герои этой сказки? 

Д: (3 медведя).

Л: Какая посуда стояла у них на столе?

Д: Кружки, ложки, тарелки.

Л: У Михаила Потапыча была не кружка, а  (кружищА), а у Мишутки _маленькая кружечка.

У Михаила Потапыча была не ложка, а  (ложища), а у Мишутки _маленькая ложечка.

Попросим трёх медведей указать к Мишутке дорогу. Отправимся с ними вместе.

Физминутка.

3.Речь с движением:

По полянке мишка шел Движения указат., средн. пальцев

                                                 обеих рук в такт слогам

И в бочонке мед нашел. Соединяем одноимённые пальцы

                                                 обеих рук  в «бочонок»   

Лапкой мед он доставал….имитация движения

Язычком его лизал.       Лакательное движение языком

Нету меда!                   Крепко сжать ладошки в кулачок

Где же мед?       Выпрямить напряженные пальцы

Ищет мишка — не найдет. Ладони развести

Hyжнo обязательно    Движения указательными пальцами

                                                 обеих рук в такт слогам

Мишке быть внимательным.

Л: Ребята, смотрите, ещё одна избушка, может быть здесь живёт наш Мишутка?

В доме Маша побывала,
Стулья все переломала,
Все постели перемяла,
Всю посуду разбросала.

Да, в этом домике живёт другой медведь, из сказки «Маша и медведь». Давайте и этого мишку пригласим с собой, а Машу попросим испечь пироги с начинками из разных ягод.  Маша испекла вкуснейшие пироги. Какие пироги испекла Маша? (Вкуснейшие).

Из малины – начинка (малиновая)

Из земляники – (земляничная)

Из ежевики – (ежевичная) и т.д.

Отправляемся к путь.

Идём между ёлками, бредёт между берёзками, в овражки спускаемся, на пригорки поднимаемся. Мишка нас уже совсем заждался.

Выставляется картинка «Мишка с мамой ждут гостей».

Л: «Чем же заняты наши герои?»

Д: Медведица накрывает на стол. Поставила чашки, самовар, угощения. Мишутка смотрит в окно, выглядывает гостей.  Вдруг слышит, в двери стучат:

Л: каждый медвежонок постучится столько раз на сколько частей можно разделить его слово – подарок. (Мёд, малина, молоко, макароны, медаль, машина и т.д.)

Что же ответит нам Мишутка?

 Д: Мишутка ответит: «Входите гости дорогие!»

Л: Мы поздравим его и подарим подарки. С каких звуков  начинаются эти слова?.

Д: Эти слова начинаются со звуков М-Мь.

 «Мёд, малина, молоко, макароны, медаль, машина,и т.д. (выделение первого звука). Медведице же маме подарим цветок, название которого вы угадаете, если соберёте слово по звукам (М,А,К).

Звуковой анализ слова МАК.

Мишутка был очень рад гостям.

Он расспрашивал  об их жизни (рассказы детей о своих медведях).

Потом они вместе пили чай  с конфетами и танцевали.

 Итог занятия. Сюрпризный момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие в начальной школе по работе над дислексией и дисграфией на материале русской народной сказки "Снегурочка"

В занятии показана работа над содержанием сказки.Совершенствуется навык чтения, уточняется понимание лексических значений слов.Коррегируется внимание и память через иллюстрации к сказке. Автоматизируе...

Литературоведческая пропедевтика (на материалах русских народных сказок)

В статье рассматривается один из методических аспектов работы с данным учебником. А именно пропедевтика изучения литературоведческих понятий на примере русских народных сказок....

Интегрированное занятие на материале русской народной сказки «Репка»

Интегрированное занятие с учащимися 5 и 3 классов, имеющими сложную структуру дефекта на материале русской народной сказки «Репка»...

Интегрированное занятие для детей старшей группы "День Победы"

Интегрированное занятие для детей старшей группы "День Победы"...

Урок русского языка в 5 классе. Учимся писать сочинение (после изучения русских народных сказок на уроках литературы).

.Урок русского языка в 5 классе. Учимся писать сочинение (после изучения русских народных сказок на уроках литературы)....

Научно-практическая работа на тему«Стилистические, лексические, жанровые особенности английских, башкирских, русских народных сказок. Выявление общего, единичного, частного в них»

Сказки разных народов  имеют определенные  сходства,  но при этом  у каждой свои лексические, стилистические, жанровые особенности. И, конечно, они очень интересные....

Сценарий Новогоднего утренника в старшей группе "День рождения Деда Мороза"

Создать сказочную атмосферу праздника у детей,погружение в деятельность театрализации при подготовке новогоднего праздника....