Рабочая программа учителя-логопеда "Программа коррекционно-развивающей работы в группе для детей с общим недоразвитием речи III ур. (с 5 до 7 лет)"
рабочая программа по теме
Данная программа разрабатывалась с учётом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики и исходя из результатов обследования детей с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи».
Программа коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста (с 5 до 7 лет) с общим недоразвитием речи составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», соответствующими направлениями Концепции дошкольного воспитания, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Конвенцией о правах ребёнка, методическими рекомендациями Министерства образования РФ, разработками отечественных учёных в области общей и специальной педагогики и психологии и используя Программу коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) (автор Н. В. Нищева)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 29.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю: ____________________________ Утверждена Педагогическим советом
Директор ГОУ д/д № 7 С. П. Быкова ГОУ д/д № 7 __________________
Государственное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом № 7 для детей с ограниченными возможностями здоровья (VII, VIII вида)
Кировского района Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
III УРОВНЯ (с 5 до 7 лет)»
Автор-составитель:
Учитель-логопед высшей квалификационной категории
Л. В. Иващенко (стаж работы 14 лет)
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2011 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разрабатывалась с учётом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики и исходя из результатов обследования детей с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи».
Программа коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста (с 5 до 7 лет) с общим недоразвитием речи составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», соответствующими направлениями Концепции дошкольного воспитания, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Конвенцией о правах ребёнка, методическими рекомендациями Министерства образования РФ, разработками отечественных учёных в области общей и специальной педагогики и психологии и используя Программу коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) (автор Н. В. Нищева).
Анализ речевых карт показал, что все дети имеют отклонения в речевом развитии: нарушение звукопроизношения, нарушение слоговой структуры слова, нарушение фонематического восприятия, недостаточность фонематического слуха, несформированность фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений, нарушение лексико-грамматического строя экспрессивной речи, несформированность связной речи. В разговорной речи преобладают простые нераспространённые предложения. У детей отмечается низкий уровень развития основных свойств внимания, ограничены возможности его распределения.
Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитие памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания.
Наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется прежде всего в недостаточности координации пальцев рук. У некоторых детей наблюдается отставание в развитии двигательной сферы (двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении движений, и снижении скорости и ловкости их выполнения).
Такой характер нарушений соответствует третьему уровню общего недоразвития речи по психолого-педагогической классификации Р. Е. Левиной.
Известно, что даже элементы общего недоразвития речи могут в той или иной степени оказывать отрицательное влияние на способность ребёнка приобретать новые знания, умения и навыки, усваивать школьную программу.
Таким образом, дети с общим недоразвитием речи составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. «Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа» А. Р. Лурия
Целью Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжёлым нарушением речи: общим недоразвитием речи III уровня в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов (учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО и воспитателей) дошкольного образовательного учреждения. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей.
Задачи:
Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речи и навыками речевого общения, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению в школе.
Коррекционно-развивающие:
- Работать над совершенствованием процессов слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
- развивать общую, ручную артикуляционную моторику;
- осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций;
- обогащать словарь импрессивной и экспрессивной речи, вести работу по формированию семантической структуры слова, организации семантических полей;
- формировать грамматические стереотипы словоизменения и словообразования в импрессивной и экспрессивной речи; совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций;
- расширять возможности участия детей в диалоге, формировать их монологическую речь;
- учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, соблюдая последовательность рассказывания;
- вести работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи, по развитию фонематических процессов;
- формировать мотивацию детей к школьному обучению, учить их основам грамоты.
Воспитательные:
Содержание Программы направлено на всесторонней воспитание и развитие детей, укреплять их здоровье, совершенствовать их физическое развитие. Развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе. Развивать способность к анализу и синтезу, самоконтролю, самооценки при выполнении работ.
Решение конкретных задач коррекционно-развивающей работы возможно лишь в условиях комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов (учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО и воспитателей) дошкольного учреждения.
Условия реализации Программы:
Данная Программа представлена для детей с 5 до 7 лет, рассчитана на 2 года обучения.
Обучение и воспитание по данной Программе рассчитано на пятидневную рабочую неделю (20 часов).
Подгрупповые занятия – 2 раза в неделю.
Индивидуальные занятия – ежедневно.
Продолжительность учебного года с 01 сентября по 31 мая.
Четыре недели в году (2 недели в сентябре, 2 недели в мае) отводятся на проверку знаний и умений детей.
Предполагаемые результаты на конец 2 года обучения:
К концу второго года обучения дети должны овладеть произношением всех звуков речи (допускается в единичных случаях неправильное произношение трудных по артикуляции звуков позднего онтогенеза и связанное с аномалией в строении артикуляционного аппарата).
К концу второго года дети могут:
- Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
- Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.
- В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.
- Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
- Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
- Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
Информационно-методическое обеспечение Программы
- «Программа воспитания и обучения в детском саду»/ под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой : М.: «Мозаика-синтез», 2005.
- «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» /Н. В. Нищева: СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.
- «Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи»/ под ред. Л. В. Лопатиной: СПб.: «ЦДК проф. Л. Б. Баряевой», 2009.
- «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» Ч. 1 Первый год обучения (ст. группа)/ Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина : М.: «Альфа», 1993.
- «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» Ч. 2 Второй год обучения (подгот. к школе группа)/ Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина : М.: «Альфа», 1993.
- «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи»/Н. В. Нищева: СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
- «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма» /Л. Г. Милостивенко: СПб.: Фирма «Стройлеспечать», 1995.
- «Ступеньки к школе» Обучение грамоте детей с нарушениями речи /Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова: М.: ТЦ «Сфера», 1999.
- «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе/ О. С. Гомзяк: М.: «ГНОМ и Д», 2010.
- «Говорим правильно в 5-6 лет» Сюжетные картины для развития связной речи в старшей логогруппе/ О. С. Гомзяк: М.: «ГНОМ и Д», 2009.
- «Говорим правильно» Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе/ О. С. Гомзяк: М.: «ГНОМ и Д», 2007.
- «Говорим правильно» Картинный материал к конспектам занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе /О. С. Гомзяк: М.: «ГНОМ и Д», 2007.
- «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты фронтальных занятий I, II, III период обучения в старшей логогруппе./ О. С. Гомзяк: М.: «ГНОМ и Д», 2009.
- «Говорим правильно в 5-6 лет» Альбомы (1, 2, 3) упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы./ О. С. Гомзяк: М.: «ГНОМ и Д», 2009.
- «Говорим правильно» Конспекты фронтальных занятий I, II, III период обучения в подготовительной к школе логогруппе./ О. С. Гомзяк: М.: «ГНОМ и Д», 2007.
- «Говорим правильно» Альбомы (1, 2, 3) упражнений по обучению грамоте детей подготовительной к школе логогруппы./ О. С. Гомзяк: М.: «ГНОМ и Д», 2007.
- Серия:Уроки логопеда. «Учим буквы (для детей 5 – 6 лет)» Рабочая тетрадь./Спб.: ИД «ЛИТЕРА», 2008.
- «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет» Сценарии занятий / Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова: М.: ТЦ «Сфера» 2004
- «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР»/ З. Е. Агранович: СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001
- «Уроки логопедии» Комплексы артикуляционной гимнастики /З. А. Репина, В. И. Буйко: Екатеринбург: «ЛИТУР», 1999
- Серия:Уроки логопеда. «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика» / Т. А. Воробьёва, О. И. Крупенчук: Спб.: ИД «ЛИТЕРА», 2007.
- Серия:Уроки логопеда. «Исправляем произношение» Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств для детей 4 – 7 лет./ Т. А. Воробьёва, О. И. Крупенчук: Спб.: ИД «ЛИТЕРА», 2007.
- Серия:Уроки логопеда. «Пальчиковые игры» для детей 4 – 7 лет /О. И. Крупенчук: Спб.: ИД «ЛИТЕРА», 2008.
- Серия: Готовимся к школе. «Научиться пересказывать? Это просто!» для детей 5 – 7 лет / Л. Е. Белоусова: Спб.: ИД «ЛИТЕРА», 2009.
- Развитие звуковой культуры речи у дошкольников» Логопедические игры и упражнения / О. А. Новиковская: СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002
- «Логопедические игры для дошкольников» / С. А. Васильева, Н. В. Соколова: М.: «Школьная пресса», 2001
- «Коррекция нарушений слоговой структуры слова» Альбом для индивидуальной работы с детьми 4 – 6 лет./ Т. А. Ткаченко: М.: «ГНОМ и Д», 2002
- «Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет» / Н. С. Четверушкина: М.: «ГНОМ и Д», 2003
- «Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах» / О. С. Яцель: М.: «ГНОМ и Д», 2006
- «Учимся правильно употреблять предлоги в речи» Демонстрационный материал к пособию «Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах» / О. С. Яцель: М.: «ГНОМ и Д», 2006
- Речевые карты для обследования детей с ОНР от 4 до 7 лет/ Н. В. Нищева: СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008
- Картинный материал к речевой карте ребёнка с ОНР от 4 до 7 лет. Наглядно-методическое пособие/ Н. В. Нищева: СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008
- Логопедическое пособие для занятий с детьми / А. И. Богомолова: ИЗДАТ-ШКОЛА. М.:ТОО «издательство Библиополис» СПб., 1996
- «Вводим звуки в речь» Картотеки заданий для автоматизации звуков («С, З, Ц»; «Ш, Ж»; «Ч,Щ»; Л, Ль»; «Р, Рь»)/ Т. С. Перегудова, Г. А. Османова: СПб.: «КАРО», 2006
- Диафильмы, аудио, видео и компакт-диски с фрагментами кинофильмов, телепередач, отражающих жизнь и разнообразную деятельность людей и их взаимоотношения, жизнь и повадки животных, особенности растительного мира и т. п.
- Картотеки литературного материала: тексты чистоговорок, стихотворных диалогов и т.д.
- Касса букв и слогов. Слоговые таблицы.
- Демонстрационный материал «Азбука от А до Я» автор Гимпель И. А.
- Раздаточный материал по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР (звуковые пеналы, пеналы с полосками и знаками препинания для составления схем предложений)
- Предметные картинки.
- Сюжетные картинки для обучения повествовательному рассказу.
- Серии сюжетных картинок для обучения повествовательному рассказу.
- Тематические серии картин по лексическим темам.
- Демонстрационные схемы для обучения детей рассказыванию.
- Разнообразные дидактические игры и пособия по развитию речи детей 5 – 7 лет.
- Настольно-печатные игры по развитию речи для детей 5 – 7 лет.
- Разнообразные мозаики, пазлы, конструкторы, шнуровки, обводки, альбомы для развития графических навыков (штриховка, обводка по пунктиру, раскрашивание).
- Музыкальные инструменты (колокольчик, дудочка, погремушка, металлофон и т. д.) для развития слухового восприятия.
- Разнообразные дидактические игры и пособия на развитие зрительного восприятия, внимания и памяти.
Список используемой литературы при составлении Программы:
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой : М.: «Мозаика-синтез», 2005.
- «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» / Н. В. Нищева: СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.
- «Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи» / под ред. Л. В. Лопатиной: СПб.: «ЦДК проф. Л. Б. Баряевой», 2009.
- «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» Ч. 1 Первый год обучения (ст. группа) / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина : М.: «Альфа», 1993.
- «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» Ч. 2 Второй год обучения (подгот. к школе группа)/ Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина : М.: «Альфа», 1993.
- «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи»/ Н. В. Нищева: СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
- «Рабочая учебная программа в дошкольном образовательном учреждении» Методические рекомендации. / Штекляйн С. Н., Хабарова Т. В.: СПб.: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность в средней группе для детей, имеющих общее недоразвитие речи.
Коррекция предложно-падежных форм у дошкольников четырёхлетнего возраста с ОНР....
Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с общим недоразвитием речи.
Материал о роли дидактических игр в работе по развитию речи детей дошкольного возраста....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Осень»
В данном конспекте представлено подгрупповое занятие по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Занятие проводится по лексическо...
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи "В поисках Немо"
Данное занятие нацелено на активизацию и закрепление словаря по лексической теме "Животный мир морей и океанов", закрепление умения употреблять в речи простые и сложные предлоги, а также развитие...
Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). Н.В. Нищева
Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полное взаи...
Презентация программы по логопедической ритмике "Раз словечко,два словечко" для детей с общим недоразвитием речи.
В презентации содержится информация о программе по логопедической ритмике "Раз словечко,два словечко"...
Организованная образовательная деятельность в средней группе для детей с общим недоразвитием речи
laquo;Сказка заговорила»....