Рабочая программа Логопедическое сопровождение детей с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности (1 класс)
рабочая программа на тему

Задачи логопедического сопровождения детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью первого года обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l1kl.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 162

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.Г. ЛАРИКОВА

 

«Согласовано»

Руководитель МО

________________ФИО

Протокол № ___ от

«____»___________20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_________________ ФИО

«____»____________20__ г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СКОШ №162 ___________________ФИО

Приказ № ___ от «___»____20_ г.

Рабочая программа

логопедическое сопровождение детей с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности

 (1 класс)

                                                                                                    Составитель: Макурина Н.А.

                                                                   учитель-дефектолог

Пояснительная записка

Сегодня одной из актуальных проблем является обеспечение психолого-педагогическими программами и технологиями обучения всех категорий детей без исключения, в том числе с серьёзными отклонениями в развитии.

Исторически так сложилось, что долгое время в нашей стране детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью считали необучаемыми. И.П.Павлов указывал на чрезвычайную пластичность высшей нервной деятельности и её огромные возможности, говоря, что ничто не остаётся неподвижным, неподатливым, а всё всегда может изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия. Современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что при определённых условиях психическое, физическое, эмоциональное и социальное развитие детей с тяжёлой умственной отсталостью возможно.

В инструктивном письме Минобразования России от 14.12.2000 №3 предложено открывать в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида классы для детей с глубокой умственной отсталостью.

У глубоко умственно отсталых детей, поступивших в школу, наблюдается не только функциональная незрелость головного мозга, но и серьёзные нарушения тех или иных его отделов, что обусловливает необходимость более целенаправленной коррекционной работы с ними. Глубоко умственно отсталые дети различаются между собой как по степени снижения умственных способностей, так и по качественной структуре самого дефекта. У детей разные склонности, разное развитие моторики и характер эмоциональных проявлений. Коррекционная работа, проводимая с глубоко умственно отсталыми детьми, предполагает также развитие и укрепление у них положительных менее повреждённых качеств.

При обучении и воспитании детей – имбецилов, надо учитывать его индивидуальные особенности и возможности. Методы и приёмы обучения игре, различным видам деятельности значительно варьируют в зависимости от умственных и личностных качеств ребёнка. Не все умственно отсталые дети могут научиться читать, писать, считать. Во многих случаях ребёнок  усваивает элементы грамоты, но эти знания имеют чисто формальный характер. Овладев техникой чтения, имбецилы часто не понимают содержания прочитанного. Письмо часто сводится к механическому копированию знаков. Многие дети не в состоянии овладеть техникой счёта, они зазубривают таблицу сложения, вычитания, даже умножения, не понимая смысл этих действий. К обучению имбецилов грамоте, нужно подходить очень индивидуально, учитывая уровень развития ребёнка. Не следует превращать занятия в бессмысленное, механическое заучивание букв, чисел.

Целью логопедического сопровождения детей с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности в ГБОУ СКОШ VIII вида №162 является:

  1. расширение представлений об окружающем мире,
  2. формирование умений пользоваться речью как средством коммуникации,
  3. повышение самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей возможной социализации.

Логопедическое сопровождение направлено на создание благоприятного климата для развития у обучающихся коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми, воспитание у них интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои способности, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения.

Задачи логопедического сопровождения детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью первого года обучения: 

  1. побуждать ребёнка смотреть в лицо говорящему, реагировать на обращение к нему
  2. учить детей понимать обращённую речь педагога, которая отражает повседневный быт и уклад жизни детей
  3. развивать пальцевую моторику, подготавливая почву для последующего формирования речи
  4. развивать подвижность артикуляционного аппарата
  5. развивать и закреплять элементарные произносительные навыки, добиваться отчётливого произнесения слоговых комплексов и слов с различной интонацией и темпом (на основе подражания)
  6. обучать адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой и др.)
  7. учить использовать доступные знаковые системы (собственная речь, жесты) для реализации в играх, в быту, для сообщения информации о своём состоянии, выражении просьб и др.
  8. закреплять элементарные социальные умения в общении: приветствие, прощание, благодарность
  9. учить повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции
  10. учить называть своё имя и фамилию, имя и отчество родителей, педагогов
  11. учить ребёнка называть окружающие самые необходимые для его жизни предметы
  12. учить осуществлять классификацию предметов по наглядному образцу, знать простые обобщающие слова
  13. называть простейшие действия с предметами
  14. учить действовать на основе подражания двигательному и речевому образцу педагога
  15. сопровождать разные виды деятельности доступными видами речевой продукции: звукокомплексами, словами, простой фразой
  16. учить внятно выражать свои просьбы и желания
  17. учить ребёнка участвовать в беседе, специально организованной педагогом
  18. учить рассказывать наизусть стишки, потешки, участвовать в коротких инсценировках
  19. упражнять в построении простейших фраз по демонстрируемым действиям, по сюжетным картинкам с опорой на вопросы педагога

Содержание работы по логопедическому сопровождению детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью первого года обучения: 

  1. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.
  2. Формирование у детей умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.
  3. Развитие понимания речи.
  4. Развитие ручной моторики.
  5. Развитие речевой моторики.
  6. Развитие элементарных произносительных навыков.
  7. Развитие активной речи.

Организация работы по программе

Коррекция нарушений речи учащихся школы VIII вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий.

Учитель – логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся. Занятия с детьми строятся, исходя из особенности восприятия и определённых навыков ученика, достигнутого ими минимального уровня, необходимого для привития социального опыта, так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «примерить» к такому ребёнку. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 20 – 40 минут.

Предлагаемая программа логопедического сопровождения детей с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности 1 класса ГБОУ СКОШ VIII вида №162  с учетом учебного плана 3 часа в неделю, 102 часа в год и программы для коррекционных школ под редакцией И.М. Бгажноковой. Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Материал разбит в соответствии со структурой логопедических занятий.

Примерная структура логопедического занятия

Каждое логопедическое занятие включает в себя следующие этапы:

  1. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.
  2. Работа по формированию умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.
  3. Развитие ручной моторики.
  4. Развитие речевой моторики; длительного выдоха без участия речи.
  5. Развитие элементарных произносительных навыков.
  6. Развитие понимания обращённой речи.
  7. Снятие психоэмоционального напряжения через организацию динамической паузы.
  8. Развитие активной речи.
  9. Подведение итога занятия с целью получения обратной связи от обучающихся, которая предполагает эмоциональную и познавательную оценку приобретённых знаний, умений и навыков.

Ожидаемые результаты

В работе с детьми с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности предполагается опираться на его возможность достичь оптимального для него уровня развития. Постоянное сопровождение помогает в решении одной из главнейших проблем, затрудняющих обучение и адаптацию - это дезориентация: в пространстве, времени, непосредственной ситуации, в событиях, в требованиях и правилах поведения.

Конечной целью логопедической работы в школе VIII вида с детьми с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности  является развитие коммуникативных и социальных навыков. Подготовка этих детей к жизни и работе в условиях социума, приобщение к доступному им общественно полезному труду, максимальное овладение ими навыками самообслуживания, формирования умения ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно.

Методическое обеспечение программы

Литература, используемая логопедом в работе над программой:

  1. Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.
  2. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.
  3. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.
  4. Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.
  5. А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 1987.
  6. Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.
  7. М.Ф.Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989.
  8. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. Пособие для учителя. Москва, Владос, 2004г
  9. Е.Д. Худенко, Т.С. Мельникова, С.Н. Шаховская Как научить ребёнка думать и говорить? НПФ «Унивсерв» Москва, 1993
  10.  Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Эксмо», 2003.
  11. Г.А.Каше, Р.И.Шуйфер, Н.А.Никашина, Э.А.Евлахова. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960.
  12. М.М.Безруких, С.П.Ефимова. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучению письму. – Тула, 1997.
  13.  Е.Н.Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб., 2009.

Учебные пособия для работы с детьми:

  1. О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. – М., 2003.
  2. И.А.Смирнова. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. – СПб., 2004.
  3. Н.И.Соколенко. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. – М., 1966.
  4. Л.Н.Ефименкова, Н.Н.Садовникова. Формирование связной речи у детей-олигофренов. – М.: «Просвещение», 1970.
  5. А.И.Богомолова. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.

Планирование логопедической работы

с группой СНР умеренной и тяжёлой степени 1 класс

Развитие связной речи.

На занятиях решаются задачи:

  1. формирование умения называть своё имя и имя учителя,  по произнесенному имени показывать учеников своего класса, соотносить названия предметов с реальными предметами, находящимися в классе, в школе, дома;
  2. развитие мотивации на высказывание и повторение отдельных слов, обозначающих просьбы и действия;
  3. формирование понимания смысла  коротких простых сюжетов (сказок, потешок и т.д.);
  4. проговаривание вслед за учителем чистоговорок;
  5. обучение детей высказываться предложением, состоящим из одного слова, из двух слов, постепенно усложняя фразу.

        Тематика:

Игрушки (пирамидка, кубики, мяч, кукла, мишка, машина, лопатка, ведерко).

Я сам, мое тело (уметь показывать части тела у себя и товарища: руки, ноги, голова, туловище, пальцы и т.д.

Элементарные наблюдения за погодой (тепло, холодно, осадки, ветер).

Временные представления (утро, день, ночь).

Экскурсии по школе, на школьный двор (элементарные наблюдения за живой природой).

Одежда (платье, брюки, рубашка).

Обувь (туфли, тапочки, ботинки).

Формирование элементарных навыков чтения.

На занятиях решаются задачи:

  1. развитие у детей слухового внимания и способности к звукоподражанию,
  2. привитие навыков правильно сидеть, вставать, слушать учителя,  обращаться с просьбами.

Вся работа должна проводиться в виде игр и игровых упражнений.

Развитие слухового внимания.

Различение звуков окружающей действительности.

Игры с движениями, направленные на подведение к восприятию звуков речи (едет машина, плачет ребенок, летит самолет, едет поезд, скачет лошадка).

Дыхательная гимнастика и артикуляционные упражнения.

Специальные упражнения для всех артикуляционных органов (статические, динамические).

Работа над звукопроизношением.

Отработка всех гласных звуков и простых по артикуляции согласных.

Фронтальная отработка трудных для произношения звуков.

Формирование элементарных навыков письма.

На занятиях решаются задачи:

  1. развития и коррекции мелкой моторики
  2. развития зрительного восприятия и пространственной ориентировки;
  3. привитие навыков правильно сидеть, вставать, слушать учителя, воспитателя и выполнять их инструкции;
  4. формирование умения пользоваться карандашом и ручкой.

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки.

Учить узнавать предмет по контуру и соотносить его с реальным предметом (мяч, кубик, один и несколько).

Узнавать «зашумленные», заштрихованные предметы.

Определять начало-конец строчки, верх-низ страницы тетради, учебника.

Учить различать цвета: черный, синий, красный, белый, зеленый.

Работать с разрезными картинками из 2-3 частей.

Развитие мелкой моторики рук (подготовка к письму).

Проводить специальные упражнения для развития и укрепления мелкой моторики на вытянутых и согнутых руках, статически и в динамике. Обводить по шаблону или трафарету геометрические фигуры, по возможности раскрашивать или штриховать их. Работать с мозаикой, с «сухим бассейном», сортировать фасоль и горох. Складывать геометрические фигуры из палочек, составлять орнамент из геометрических фигур. Шнуровать. Работать с проволокой и тесьмой по нарисованному контуру. Развивать тактильное восприятие: игры на распознавание мягкого-твердого, холодного-теплого, большого-маленького.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Ручной труд" 5 класс для учащихся с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности

Рабочая программа "Ручной труд" 5 класс для учащихся с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности разработана в 2017 году учителем Е. Н. Гамольской и используется в ГБОУ ...

Рабочая программа "Мир растений" (5-9 классы) для учащихся с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности

Рабочая программа  "Мир растений" (5-9 классы) для учащихся с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности разработана в 2017 году учителем Е. Н. Гамольской и испо...

Рабочая программа "Развитие речи" 5 класс для учащихся с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности

Рабочая программа "Развитие речи" 5 класс для учащихся с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности разработана в 2017 году учителем Е. Н. Гамольской и используется в СП №...

Рабочая программа "Живой мир" 5 класс для учащихся с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности

Рабочая программа "Живой мир" 5 класс для учащихся с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности для учащихся с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточност...

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) 8 «Б» класса 2022- 2023 учебный год

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  (вариант 2) 8 «Б»  класса 2022- 2023 учебн...