Статья "Как сделать презентацию к уроку. Из опыта работы"
статья на тему

Галактионова Галина Анатольевна

Основные правила   и часто допускаемые ошибки  при создании учебной презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как сделать презентацию к уроку.

Ключевой вопрос, вынесенный в заголовок, – «как?». Ответ на него часто предполагает изложение некоторого типового алгоритма, приводящего к желаемой цели. Каждый, кто имеет опыт создания презентаций  знает, что технические вопросы обычно вызывают минимум проблем.  А  вся сложность вопроса «как сделать презентацию» заключена  в том, что целесообразно вынести на слайды, а что имеет смысл просто «сказать словами»; как структурировать информацию, распределяя ее между  слайдами; что разумнее использовать в каждом конкретном случае – текстовый  или иллюстративный материал; как размещать информацию на самих слайдах; как расставлять акценты.

Но прежде чем мы перейдем к их обсуждению, давайте спросим себя:  зачем к данному конкретному уроку нам нужна презентация? Многие ответят - «требуют». Итак, зачем нам может понадобиться презентация на уроке?

  1.  Визуализация.  Необходимость в дополнительной наглядности – самая веская причина .«Лучше один раз увидеть»– это как раз провизуализацию. Компьютер  позволяет визуализировать  то, что трудно или невозможно описать словами,  аккуратнее и нагляднее нарисовать на компьютере, нежели на доске. Использование презентации не исключает применения  раздаточного  материала. Они не заменяют, а отлично  дополнять друг друга.
  2. «Опорный конспект» Презентация может быть отличным каркасом (опорным конспектом) урока. Наличие  ясно объявленной  цели урока, плана облегчает жизнь не только учителю, но и мобилизует учащихся к активной деятельности на уроке.
  3. Оптимизация деятельности учителя. Единожды сделав презентацию, мы облегчаем себе жизнь в будущем.Более того: мы облегчаем жизнь не только себе, но и

коллегам! Презентации, сделанные с помощью     распространенных        программных средств, – замечательный пример открытых сред. Используя труд своих

коллег  не забывайте  сохранять  ссылки на автора и источник.

 

Что такое плохо и что такое хорошо  применительно к презентациям?

        Есть  объективные   критерии  оценки презентаций.     Опыт показывает, что практически 99% от всех недочетов составляют типичные ошибки, на которые мы  необходимо  обратить внимание.

Ошибка № 1: слайдоменты.  Когда на  слайде идет сплошная текстовка. Она совершенно нечитабельна и не воспринимается учащимися. Это скучно и бессмысленно.

Ошибка № 2: «украшательства». Каждый раз, когда у вас возникает желание использовать тот или иной  элемент оформления, сначала  ответьте себе на вопрос: зачем? можно ли обойтись без этого элемента оформления без ущерба для наглядности?  Лишние «красивости», «детальки» отвлекают  внимание учащегося  с главного на  пустое.

Ошибка № 3: бессмысленный фон и отсутствие единообразия. Эти ошибки   являются  типичными. При изготовлении презентаций к уроку часто возникает соблазн подобрать  какой-нибудь фон «по теме» вроде тетрадки в линейку или в клетку,  географической карты и подобных «содержательных» украшательств. В 99%случаев такой фон только мешает восприятию информации. Придерживайтесь одного  выбранного (часто нейтрального) стиля на протяжении всей презентации. Не меняйте  фон и шрифт.   Расположение основных элементов – должно  быть жестким. Если, например, на одном слайде заголовок  «чуть выше и левее», а на другом «чуть ниже и правее», то при переключении  между слайдами заголовок  «прыгает», совершенно  непонятно зачем. Это мешает восприятию информации учащимися.

Ошибка № 4: бессмысленная анимация. Бессмысленная анимация – одна из грубейших ошибок при создании  презентаций.  Милая рожица – и улыбается, и глазки строит, постоянно крутящиеся и вылетающие  заголовки. На мой взгляд , если вы хотите развлечь ребенка, вставьте все это в конце урока после рефлексии.

Ошибка №5: информационная избыточность слайдов. Презентация, подготовленная для детей коррекционной школы (с нарушениями процессов восприятия, концентрации, памяти, часто с пространственными нарушениями) должна быть строго нормирована по  времени и по объему.  

Ошибка № 6: необязательные слайды  Необязательные  «проходные» слайды забирают на себя часть времени  и внимания учеников. У школьников  есть некий ресурс внимания .У детей коррекционной школы VIII вида этот ресурс небольшой. Он  зависит от возраста, тяжести дефекта, от  степени сформированности учебных навыков.  Таким образом, если мы добавляем  какой-то необязательный красивенький  слайд, он неизбежно «отщипывает» часть внимания от всех других.

Чтобы презентация  получилась «хорошо» необходимо соблюдать простые  правила-законы:

  1. Структура презентации. Не надо забывать о простых вещах, таких, например, как титульный слайд  презентации. Даже если в реальной работе вы его не станете демонстрировать,  такой слайд  делает презентацию законченным продуктом, что особенно важно, если вы собираетесь поделиться ей с коллегами. Второй слайд раскрывает содержание урока (план урока и цели).
  2. Один слайд – один тезис (факт, мысль, утверждение) Не перегружайте  слайды информацией. Бывает  ситуация, когда на одном слайде необходимо  привести противопоставления. Но чаще встречается ситуация, когда каждый слайд  иллюстрирует одно утверждение, один факт. Это разумный подход .
  3. Все надписи должны быть сделаны в одном направлении (горизонтальном). Шрифт выделенных слов не менее 32кегль, основной текст  не менее 24 кегль.
  4. Изображения должны быть соразмерны с  сопровождающим текстом.
  5. Для учащихся коррекционных школ количество изображений  ограничено (не больше трех),
  6. Изображение не должно быть искаженным (вытянутым), что создает у учащихся ненаучное представление об объекте. Иллюстрация должна быть хорошего качества (пиксельность !).
  7.  Термины и определения необходимо выделять шрифтом и цветным фоном.
  8. Сканированные изображения не должны иметь скошенных углов.

Использование на уроках мультимедийной презентации позволяет с помощью специальных

инструментов (лупа, заливка и т.д.)  акцентировать внимание учащихся,  выделять  из общего частное (территорию на карте, приблизить и увеличить часть растения, животного, наносить на карту надписи  и т.д.). Учебная презентация даёт возможность учителю создавать диаграммы, таблицы, схемы, материал для закрепления и повторения – кроссворды,  ребусы, деформированные тексты. Материал в виде презентации мобилен. Аудивизуальный   материал (вставленное видео) можно остановить, повторить, сопроводить авторским текстом.

Таким образом мультимедийная учебная презентация – мощный инструмент, которым

должен пользоваться каждый  учитель. С помощью учебных презентаций можно решать различные задачи:

  1. Информационную
  2. Иллюстративную
  3. Систематизирующую
  4. Функция закрепления и самопроверки
  5. Интегрирующую
  6. Воспитательную
  7. Коррекционно-развивающую

Желаю всем успехов в творчестве!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как правильно сделать презентацию к уроку

Сделать презентацию сегодня может практически каждый учитель. Но правильно ли мы их делаем?Надеюсь, моя разработка поможет многим коллегам при создании презентаций....

Как сделать презентацию к уроку

Материал предназначен для учителей, учеников и родителей,тех, кто не умеет делать презентации, но очень хочет научиться ....

Как сделать презентацию к уроку

В презентации рассказываются правила создания презентации с точки зрения дизайна и восприятия информации со слайда....

Мастер-класс "Как сделать презентацию к уроку"

Визуализация учебного материала - важная составляющая. Каждый учитель использует на своих уроках презентации, но не каждый знает, как грамотно расположить материал, чтобы усилить учебный эффект. Данны...

Использование презентаций в преподавании математики как средство повышения эффективности урока (Из опыта работы)

В работе описывается преимущества использования презентаций в преподавании математики. Использование мультимедийных презентаций в изучении математики способствует развитию активной деятельности учащих...

Презентация "Использование метода проекта на уроке. Из опыта работы"

Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результат...

Как сделать презентацию к уроку

Из материалов портала "1 сентября". Брошюра "как сделать презентацию к уроку" Авторы: С.Л. ОСТРОВСКИЙ, Д.Ю. УСЕНКОВ...