Рабочая программа по письму и развитию речи
рабочая программа (8 класс) на тему

Ромашова Валентина Николаевна

Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. Количество часов в неделю - 4, всего - 136.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismo_8_klass.doc288 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Тематическое планирование по предмету ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ в 8 классе составлено на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Издательство: ВЛАДОС, Москва, 2010. Научный руководитель проекта В.В.Воронкова).    

Количество часов в неделю – 4, всего – 136 часов

Плановых контрольных работ по окончании темы: 5

Изложений: 8               Сочинений: 4               Деловое письмо: 6

Административных контрольных работ:  3

Учебник:

 Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Русский язык.  Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- М., «Просвещение», 2008.

Дополнительная литература:

  1. Барылкина Л.П., Давыдова Е.А. Русский язык: Тесты, проверочные работы, мини-диктанты: 4 класс. М.: 5 за знания, 2008
  2. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 7-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2001.
  3. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – 43-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
  4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., «Просвещение» 1991.
  5. Жиренко О.Е. Учим русский с увлечением. М.: АСТ -пресс, 2006.
  6. Зубапрева Л.В. Коррекция письма на уроках 3-4 классы. Волгоград, «Учитель», 2008
  7. Прокопенко М.Е. Русский язык. Чтение: речевые разминки, зрительные диктанты. Волгоград, «Учитель», 2008
  8. Русский язык. 1-4 классы: Развитие устной речи и коррекция письма. Инновационные подходы: конспекты уроков, упражнения, занимательные задания / авт.-сост. И.В. Фомина, И.В. Щербакова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  9. Русский язык и чтение. 5-7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения / авт.-сост. М.Е. Прокопенко. – Волгоград: Учитель, 2009.
  10. Сборник диктантов и изложений, 5-9 классы: коррекционное обучение / авт.-сост. Т.П. Шабалкова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  11. Ткаченко Н.Г. Проверяем свою грамотность. Контрольные работы. – М.: Рольф, 2002.        
  12. Узорова О.В. Полный курс русского языка: все типы заданий, все виды упражнений, все правила, все контрольные работы, все виды тестов: 4-й кл./ О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.
  13. Узорова О.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. М.: Астрель: АСТ, 2007
  14. Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку. М.: Астрель: АСТ, 2002
  15. Узорова О.В. Большой сборник диктантов с правилами всех тем курса начальной школы. М.: Астрель: АСТ, 2002.
  16. Шабалкова Т.П. Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы. Волгоград, «Учитель», 2007

В школе VIII вида в старших (5-9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.  

Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Грамматика и правописание.

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Звуки и буквы.

В 5-9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.

Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки умственно отсталого школьника к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу гак, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т.к. возможности умственно отсталых школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2-4 классах. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5-9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).

Графические навыки у учащихся формируются главным образом во 2-4 классах, хотя внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

  • писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
  • разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
  • различать части речи;
  • строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
  • писать изложение и сочинение;
  • оформлять деловые бумаги;
  • пользоваться школьным орфографическим словарем.

Учащиеся должны знать:

  • главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
  • название частей речи, их значение;
  • наиболее распространенные правила правописания слов.

Содержание программы

Повторение. Предложение.

Простое и сложное предложения. Простые предложения с однородными членами. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но. Сложные предложения с союзами и, а, но.

Слово.

Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е.

Имя существительное. Основные грамматические категории, правописание падежных окончаний имен существительных и единственном и множественном числе.

Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.

Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.

Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи.

Личные местоимения единственного и множественного числа.

1, 2, 3-е лицо местоимений.

Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.

Раздельное написание предлогов с местоимениями.

Глагол. Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее) и числам.

Неопределенная частица не с глаголами.

Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица -шь,

-шься.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

Глаголы на -ся (-сь).

Предложение.

Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении.

Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложений в качестве однородных. Распространенные однородные члены предложений. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом и, союзами а, но, повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах.

Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Обращение. Знаки препинания при обращении.

Связная речь.

Работа с деформированным текстом.

Изложения (с изменением лица и времени).

Сочинения по картине с дополнением предшествующих или последующих событий.

Продолжение рассказа по данному началу.

Составление рассказа по опорным словам.

Сочинение по личным наблюдениям, на основе экскурсий, практической деятельности, имеющихся знаний («История нашей улицы», «Исторические места в нашем районе», «История капельки воды» и др.) – Деловое письмо: объявление (выбор профессии по объявлению), заявление (о приеме на работу), телеграмма, заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги (квартплата, плата за телефон, за свет, за газ и др.).

Повторение пройденного за год.

Словарь.

Антракт, аппарат, бассейн, беречь, бригада, бутерброд, велосипед, гардероб, гастроном, государство, делегат, документ, кабинет, километр, лекарство, литература, манекен, мастер, масштаб, материк, милиция, монтаж, мороженое, мотор, насекомое, население, независимость, паспорт, патриот, планета, платформа, почерк, почтальон, программа, продавец, процент, революция, республика, рецепт, Россия, сантиметр, слесарь, спектакль, стадион, стеречь, температура, токарь, тренер, тренировать, тротуар, универмаг, хирург, хозяйство, центнер, чемодан, экзамен, электричество (57 слов).


Календарно-тематическое планирование

Дата

Содержание урока

Цель урока

ЗУН учащихся, формирующихся на данном уроке

Оснащение урока

Домашнее задание

Повторение

Корректи

ровка

I четверть (36 часов)

Повторение (7 часов)

Предложение (7 часов)

1

Предложение. Главные члены предложения.

Повторение определения предложения и  главных  членов предложения  

Знать определение главных и второстепенных членов предложения, уметь находить их в предложении  

Таблица

Упр.2, с.6, правило

Подлежаще, сказуемое

2

Простое и сложное предложение.

 Повторение понятия «сложное  и простое предложение», формирование  умения отличать простые предложения от сложных

 Знать  чем отличаются простые предложения от сложных, уметь  находить их в тексте

Задание в тетради

Определение подлежащего, сказуемого, грамматической основы

3

Сложные предложения с союзами и,а,но и без них

Отработка навыка постановки знаков препинания  в сложных предложениях с союзами

Знать правила постановки знаков препинания в сложных предложениях, уметь различать союзную и бессоюзную связь

Карточки

Упр.7,  с.9

Сложное предложение, основа предложения, союзы

4

Однородные члены предложения

Работа над формированием умения выделять однородные члены предложения

Знать определение однородных членов предложения, уметь находить их в предложении

Упр.11, с.13

 Определение

однородных членов предложения

5

Предложения с однородными членами.

Закрепление понятия Однородные члены предложения

Уметь расставлять знаки препинания при однородных членах, составлять схемы

Карточки

Упр.14, с.14

Определение

однородных членов предложения

6

Р\р. Деловое письмо. Объяснительная записка

Научить правильно писать объяснительную записку.

Знать правила написания объяснительной записки, уметь четко формулировать  основную мысль записки

Упр. 15, с.15

Деловые бумаги

7

Входной контроль знаний Контрольная работа  

Проверка знаний учащихся на начальном этапе изучения программы 8 класса, навыков каллиграфического письма

Знать правила пунктуации, изученные орфограммы

Предложение, пунктуация

Состав слова (16 часов)

8

Состав слова.

Систематизировать знания о частях слова

Знать состав слова, уметь разбирать слова по составу

Презентация, таблица

Упр.19, с.19

Части слова

9

Образование слов при помощи приставок и суффиксов

Учить образовывать слова при помощи приставок и суффиксов

Знать понятия «приставка», «суффикс», уметь образовывать с их помощью новые слова

Карточки

Упр.23, с.21, правило

Значение понятия «приставка», «суффикс»

10

Состав слова. Закрепление

Развитие навыка разбора слов по составу, образовывать новые слова

Знать части слова, уметь выделять части слова, образовывать слова при помощи приставок и суффиксов

Таблица

Упр. 27, с.23

Части слова

11

Орфограммы в корне слова

Развитие навыка нахождения в слове орфограмм, подбирать проверочные слова

Знать орфограммы и способы их проверки, уметь подбирать проверочные слова

Таблица

Упр. 31, с.25

Орфограммы, способы проверки

12

Орфограммы в корне слова. Закрепление

Закрепление навыка нахождения в слове орфограмм, подбирать проверочные слова

Знать орфограммы и способы их проверки, уметь подбирать проверочные слова

Таблица

Упр. 35, с.27

Орфограммы, способы проверки

13

Гласные и согласные в приставках

Углубить знания о приставках, об их роли в словах, дать понятие о единообразном написании приставок

Знать значение приставки, уметь правильно употреблять приставки в словах

Карточки

Упр.39, с.30

Звуки гласные и согласные, части слова

14

Правописание гласных и согласных в приставках.

Углубить знания о приставках, об их роли в словах, дать понятие о единообразном написании приставок

Знать значение приставки, уметь правильно употреблять приставки в словах

Карточки

Упр.42, с.31

Звуки гласные и согласные, части слова

15

Приставка и предлог.  

Закрепление представления о роли приставок в слове и предлогов в речи человека

Знать значения приставок и предлогов, уметь правильно употреблять предлоги и приставки

Таблица, презентация

Упр. 46, с.34

Приставка, предлог

16

Приставка и предлог. Закрепление

Закрепление представления о роли приставок в слове и предлогов в речи человека

Знать значения приставок и предлогов, уметь правильно употреблять предлоги и приставки

Таблица,  

Упр.50, с.36

Приставка, предлог

17

Сложные слова. Соединительные гласные О и Е.

Формировать представление о словах, которые имеют 2 корня, знакомить со способами образования сложных слов

Знать  особенности сложных слов,   умение выделять корни в сложных словах

Карточки

Упр.53, с.38

Корень, соединительные гласные

18

Образование сложных слов

Научить образовывать сложные слова

Знать  особенности сложных слов,   умение выделять корни в сложных словах

Таблица

Упр. 57, с.40

Корень, соединительные гласные

19

Сложные слова. Закрепление

Закрепление знаний по данной теме

Знать  особенности сложных слов,   умение выделять корни в сложных словах

Таблица

Работа по карточкам

Корень, соединительные гласные

 20

Упражнения на закрепление.

Закрепление знаний по теме «Состав слова»

Знать части слова,   уметь применять на практике знания по теме

Задание в тетради

Части слова

21

Р\р Сочинение по картине «В сельской библиотеке»

Развитие связной устной и письменной речи, навыков каллиграфического письма

Знать правила построения текста, правила пунктуации, уметь излагать свои мысли

Картина И. Шевандроновой «В сельской библиотеке»

Правила написания сочинения

22

Р\р Деловое письмо. Автобиография

Учит правильно составлять автобиографию

Знать правила составления автобиографии, уметь правильно излагать свои мысли

Образец

Контрольные вопросы и задания с.45

Правила составления автобиографии

23

Контрольная работа по теме «Состав слова»

Поверить умение применять на практике материал темы

Знать части слова, уметь применять навыки каллиграфического письма

Части слова

Части речи (114 часов)

24

Части речи

Продолжить знакомство с частями речи, их грамматическими признаками

Знать части речи и их грамматические признаки, уметь различать части речи

Презентация, таблица

Упр. 66, с.50

Части речи

25

Части речи. Закрепление

Отработка навыков определения частей речи

Знать части речи и их грамматические признаки, уметь различать части речи

Таблица

Работа по карточкам

Части речи, грамматические признаки

Имя существительное (15 часов)

26

Имя существительное как часть речи

Формировать умение определять в речи имена существительные, повторить грамматические признании сущ.

Знать значение существительного, уметь находить существительные

Таблица, презентация

Упр.70, с.54

Части речи

27

Имя собственное

Повторение деления имен сущ. на собственные и нарицательные, учить распознавать собственные имена сущ. и правильно их писать

Знать собственные и нарицательные имена существительные, уметь различать их и правильно писать

Таблица

Упр.74,75,  с.57

Собственные и нарицательные имена сущ.

28

Существительные единственного числа с шипящей на конце

Формировать умение  определять род им. сущ.  с основой, оканчивающейся на шипящий звук, тренировать умение  правильно употреблять  мягкий знак  после шипящих.

Знать  правила правописания  мягкого знака после шипящих на конце существительных, уметь определять род им.сущ.

Таблица

Упр.78, с. 59

Род, мягкий знак, шипящие

29

Три склонения имен существительных

Формирование навыка определения склонения существительного

Знать правила определения склонения (1,2,3) уметь определять склонение имен существительных

Таблица

Упр.81, с.61

1,2,3 склонения, род, число, падеж

30

Правописание безударных  падежных окончаний имен существительных

Формирование умения проверять безударные падежные окончания сущ.

Знать падежи, вопросы, уметь определять падежи имен существительных, выделять окончания

Таблица

Упр.85, с.64, правило

Падежи и падежные вопросы, окончание

31

Правописание падежных окончаний существительных в ед.ч.

Работа по закреплению навыков проверки безударных падежных окончаний имен сущ.

Знать падежи, вопросы, уметь определять падежи имен существительных

Таблица

Упр.89,  с.65

Падежи и падежные вопросы

32

Правописание  падежных окончаний имен существительных во множественном числе

Учить определять безударные падежные окончания сущ. во мн.ч.

Знать правила проверки  падежных окончаний, уметь  правильно применять знания на практике

Таблица

Работа по карточкам

Падежи, окончания

33

Правописание имен существительных с шипящей на конце

Познакомить с особенностями написания и употребления формы мн.ч.  с шипящ. на конце

Знать падежи, падежные вопросы, особенности существ. мн.ч. в Р.п., уметь склонять существительные

Таблица

Упр.95, с.69

Мягкий знак, род, падежи

34

Падежные окончания имен существительных в ед.ч. и мн.ч. Закрепление

Отработка навыков  написания и употребления формы мн.ч. существит. в Р.п., слов с ь

Знать падежи, падежные вопросы, уметь склонять существительные

Карточки

Упр. 97, с.70

Падежные окончания

35

Р\р. Сочинение о лесе. Упр.98

Развитие связной устной и письменной речи, навыков каллиграфического письма

Знать правила построения текста, правила пунктуации, уметь излагать свои мысли

План

Текст. Сочинение

36

Несклоняемые имена существительные

Отработка навыка нахождения несклоняемых существительных

Знать особенности несклоняемых существительных, уметь находить их

Таблица

Упр.101, с.73

Падежи

II четверть (29 часов)

37

Несклоняемые имена существительные. Закрепление

Закрепление навыка нахождения несклоняемых существительных

Знать особенности несклоняемых существительных, уметь находить их

Таблица

Упр. 104, с.74

Падежи

38

Упражнения на закрепление

Закрепление и систематизация знаний по теме «Имя существительное»

Знать особенности склонения имен существительных, уметь изменять сущ. по падежам

Таблицы

Контрольные вопросы и задания с.77

Имя сущ., грамматические признаки

39

 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»

Поверить умение применять на практике материал темы

Знать часть речи, уметь применять навыки каллиграфического письма

Текст и задание

Имя сущ., грамматические признаки, пунктуация

40

Р/р. Работа с текстом. Изложение «М.В. Ломоносов»

Развитие связной устной и письменной речи, навыков каллиграфического письма

Знать правила построения текста, правила пунктуации, уметь излагать свои мысли

Текст. Изложение

Имя прилагательное (15 часов)

41

Имя прилагательное как часть речи

Повторение понятия имени прилагательного, его грамматических признаков

Знать значение имени прилагательного,

уметь находить прил. среди других частей речи

Таблица, презентация

Упр. 110, с.83, правило

Части речи, слова, обозначающие признак предмета

42

Согласование прилагательных с существительными

Отработка навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе и падеже

Знать правила согласования прилагательных с сущ., уметь правильно согласовывать в роде, числе и падеже

Таблица

Работа по карточкам

Существительное, прилагательное, согласование

43

Родовые окончания прилагательных

Дать понятие о родовых окончаниях прилагательных

Знать родовые окончания прилагательных, уметь правитьно задавать вопрос к прилагательному

Таблица

Упр. 115, с.87

Род, окончание

 44

Безударные окончания после шипящих у имен прилагательных  

Работа над закреплением знаний о правописании  окончаний прилагательных после шипящих

Знать родовые окончания прилагательных,  особенности правописания окончаний  прил. м.р., ср.с. после шипящих

Карточки

Задание в тетради

Части речи,    падеж, шипящие

 45

Правописание безударных окончаний прилагательных ед.ч.

Формирование умения склонять прилаг. м.р.и ср.р. ед.ч.

Знать падежные вопросы и правила склонения прилагательных

Упр.120, с.89

Части речи, род, число, падеж

46

 Правописание окончаний прилагательных  ед.ч.

Формирование умения склонять прилаг. м.р.и ср.р. ед.ч.

Знать падежные вопросы и правила склонения прилагательных

Карточки

Упр.123, с.91

Части речи, род, число, падеж

47

Правописание падежных окончаний прилагательных мн.ч.

Закрепление навыков правописания падежных окончаний прилагат.

Знать падежные вопросы и правила склонения прилагательных

Таблица

Упр. 126, с.92

Части речи, род, число, падеж

48

Правописание падежных окончаний имен прилагательных ед.ч. и мн.ч.

Закрепление навыков правописания падежных окончаний прилагат.

Знать падежные вопросы и правила склонения прилагательных

Карточки

Упр. 130, с.94

Части речи, род, число, падеж

49

Прилагательные на

–ий, -ье, -ья, -ьи

Познакомить с особенностями  прилагательных на –ий, -ье, -ья, -ьи

Знать особенности прилагательных на –ий, -ье, -ья, -ьи, уметь склонять их

Таблица

Упр.133, с.96

Прилагательное, окончание

50

Склонение прилагательных на  –ий, -ье, -ья, -ьи

Учить изменять по падежам прилагательные м.р., ж.р., ср.с. на  –ий, -ье, -ья, -ьи

Знать особенности прилагательных на –ий, -ье, -ья, -ьи, уметь склонять их

Таблица

Упр.136, с.99

Прилагательное, окончание

51

Склонение прилагательных на  –ий, -ье, -ья, -ьи. Закрепление

Отработка навыка склонения приналагельных на

 –ий, -ье, -ья, -ьи

Знать особенности прилагательных на –ий, -ье, -ья, -ьи, уметь склонять их

Таблица

Упр. 139, с.100

Прилагательное, окончание

52

Упражнения на закрепление.

Закрепление знаний по теме « Имя прилагательное»

Знать  грамматические признаки прилагательного, окончания прилаг.   во всех падежах, уметь изменять прилаг. по падежам

Карточки

Упр.143, с.102

Падежи, окончания прилаг

53

Выполнение практических упражнений

Закрепление знаний по склонению имен прилагательных ж.р.

Знать  окончания прилаг.   во всех падежах, уметь изменять прилаг. по падежам

Картчоки

Упр.147, с.104

Падежи, окончания прилаг.

54

Р\р Сочинение по картине Н. Рериха «Поход князя Игоря»

Развитие связной устной и письменной речи, навыков каллиграфического письма

Знать правила построения текста, правила пунктуации, уметь излагать свои мысли

Картина Н. Рериха «Поход князя Игоря»

Контрольные вопросы и задания с.107

Текст. Сочинение

55

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»

Поверить умение применять на практике материал темы

Знать часть речи, уметь применять навыки каллиграфического письма

Текст работы и задание

Имя прил., грамматические признаки, пунктуация

Личные местоимения (12  часов)

56

Личное местоимение как часть речи

Дать понятие  личных местоимений, их грамматических признаках

Знать  понятие «местоимение», его значение, уметь  находить их в предложении

Таблица

Упр.151, с.111, правило

Части речи

57

Лицо и число местоимений

Учить определять у местоимений лицо и число

Знать  3 лица местоимений, уметь определять лицо и число

Таблица

Упр.153, с.112

Лицо, число

58

Местоимения 3-го лица единственного числа

Повторение рода местоимений 3 лица

Знать местоимения 3 лица и уметь определять их род

Таблица

Упр.156, с.114

Местоимение, лицо, число

59

Склонение местоимений 1-го и 2-го лица

Изучение особенностей  изменения местоимений по падежам

Знать местоимения 1 и 2 лица, уметь склонять их

карточки

Работа по карточкам

Местоимение, лицо, число, падежи

60

  Промежуточный контроль знаний. Контрольная работа

Поверить умение применять на практике материал I полугодия

Знать материал, уметь применять навыки каллиграфического письма

Предложение, пунктуация

61

Склонение местоимений 3-го лица

Формирование навыка склонения местоимений 3-го лица

Знать местоимения 3лица, уметь склонять их

 Таблица

Упр.160, с.117

Местоимение, лицо, число, падежи

62

Правописание местоимений с предлогами

Работа по закреплению навыков правописания местоимений с предлогами

Знать особенности правописания местоимений с предлогами

Карточки

Упр.164, с.119

Местоимение, лицо, число, падежи

63

Местоимения 3-го лица с предлогами

Отработка правописания местоимений  3 лица с предлогами

Знать особенности правописания местоимений 3 лица с предлогами

карточки

Упр.167, с.121

Местоимение, лицо, число, падежи

64

Упражнения на закрепление

Закрепление знаний об отличиях  личных местоимений 1,2,3 лица

Знать классификацию личных местоимений, уметь находить их в предложении

Карточки

Контрольные вопросы и задания с.127

Местоимение, лицо, число, падежи

65

 

  Контрольная работа по теме «Личные местоимения»

Поверить умение применять на практике материал темы

Знать часть речи, уметь применять навыки каллиграфического письма

Текст работы и задание

Местоимение, грамматические признаки, пунктуация

III четверть ( 43 часа)

66

 Р/р. Работа с текстом. Изложение «На воде»

Развитие связной устной и письменной речи, навыков каллиграфического письма

Знать правила построения текста, правила пунктуации, уметь составлять план

План

Работа по карточкам

Текст, изложение, план

67

Р\р Деловое письмо. Заявление

Познакомить с правилами написания заявления

Знать, как пишется заявление, уметь правильно писать заявление

Презентация

Задание в тетради

Текст. Деловые бумаги

Глагол (41 часов)

68

Глагол как часть речи

Расширить  знания о глаголе как части речи и грамматическом значении глагола

Знать , что такое глагол, его грамм. признаки, уметь находить глаголы в тексте

Таблица

Упр.177, с.132, правило

Части речи

69

Роль глагола в речи

 Формировать навыки использования глаголов в речи

Знать грамматические признаки  глагола, уметь определять их

Таблица

Упр.180, с.1135

Глагол, действие предмета

70

Неопределенная форма глагола

Дать представление о неопределенной форме глагола как начальной форме глагола

Знать особенности глаголов в неопределенной форме, уметь ставить глаголы в неопределенной форме

Таблица

Упр.183, с.138

 Глагол, вопросы глаголов

71

Мягкий знак после шипящих на конце глаголов  в неопределенной форме

Работа над формированием навыка правописания  ь после ч у глаголов

Знать  правило правописания ь после ч, уметь различать неопределенную форму и личную форму глагола

Таблица

Упр.187, с. 141

Ь, шипящие, части речи, вопросы

72

Р\р. Работа с деформированным текстом

Развитие связной устной и письменной речи, навыков каллиграфического письма

Знать правила работы с деформированным текстом, правила пунктуации, уметь излагать свои мысли

Презентация

Текст,  творчество

73

Изменение глаголов по временам  

Дать понятие о категории времени, учить определять время глагола

Знать  категории времени, уметь определять время глаголов

Таблица

Упр.192, с.144

Время действия

74

Род и число глаголов прошедшего времени

Отработка навыка изменения глаголов прош. времени по родам и числам

Знать  о числе и роде  глаголов, уметь определять число и род глаголов

Таблица

Упр.194, с.146

Глагол, время глагола, род, число

75

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам

Отработка навыка изменения глаголов прош. времени по родам и числам

Знать  о числе и роде  глаголов, уметь определять число и род глаголов

Карточки

Упр. 196, с.147

Глагол, время глагола, род, число

76

Р\р Сочинение «Как я однажды пообедал»

Развитие связной устной и письменной речи, навыков каллиграфического письма

Знать правила написания сочинения, правила пунктуации, уметь излагать свои мысли

Опорные слова

Задание в тетради

Текст,  сочинение, творчество

77

НЕ с глаголами

Познакомить с орфограммой «Не с глаголами»

Знать правило написания не с глаголами, уметь применять это орфографическое  правило

Презентация, таблица

Упр.199,   с.149

Глагол, частица

78

Правописание частицы НЕ с глаголами

Продолжать отрабатывать  навыки правописания Не с глаголами

Знать правило написания не с глаголами, уметь применять это орфографическое  правило

Карточки

Упр.202, с.151

Глагол, частица

79

Изменение глаголов по лицам и числам

Актуализировать знания об изменении глаголов по лицам и числам

Знать  о лице глаголов, уметь определять лицо глаголов

Таблица

Упр.205, с. 153

Глагол, лицо, число

80

Правописание глаголов 2-го лица единственного числа

Изучение особенностей глаголов 2-го лица

Знать  правила изменения глаголов по лицам, уметь определять лицо глаголов

Таблица

Упр.209, с.156

Глагол, лицо

81

 Правописание глаголов 2-го лица единственного числа. Закрепление

Отработка навыков правописания окончаний  глаголов 2-го лица ед.ч.  

Знать  правила изменения глаголов по лицам, уметь определять лицо глаголов

Таблица

Упр.213, с.158

Глагол, лицо

82

Глаголы 3-го лица

Изучение особенностей глаголов 3-го лица

Знать  правила изменения глаголов по лицам, уметь определять лицо глаголов

Таблица

Работа по карточкам

Глагол, лицо

83

Глаголы на –тся и –ться

Познакомить  с условиями наличия и отсутствия ь в глаголах

Знать условия написания ь в глаголах, уметь находить слово, к которому относится глагол  и ставить  от него вопрос

Таблица

Упр.221, с.163

Глагол, вопросы

84

Правописание глаголов на –тся и –ться

Продолжить знакомить  с условиями наличия и отсутствия ь в глаголах

Знать условия написания ь в глаголах, уметь находить слово, к которому относится глагол  и ставить  от него вопрос

Таблица

Упр. 224, с.164

Глагол, вопросы

85

Упражнения на закрепление

Работа по  закреплению знаний личных окончаний глаголов

Знать  правила изменения глаголов по лицам, уметь определять лицо глаголов

Карточки

Упр.228, с.166

Глагол, грамматические призанки

86

Р\р Изложение «Шоколадный торт»

Развитие связной устной и письменной речи, навыков каллиграфического письма

Знать правила построения текста, правила пунктуации, уметь излагать свои мысли

План

Задание в тетради

Текст. Изложение

87

Р\р Сочинение «Мой день рождения»

Развитие связной устной и письменной речи, навыков каллиграфического письма

Знать правила написания сочинения, правила пунктуации, уметь излагать свои мысли

Опорные слова

Текст. Сочинение

88

Спряжение  глаголов

Познакомить с понятием «спряжение глагола»

Знать , что такое спряжение, уметь определять спряжение глагола

Таблица

Упр. 235, с.171

Глагол, лицо, число

89

Личные окончания глаголов I и II спряжения

Отработка  навыка определения спряжения

Знать , что такое спряжение, уметь определять спряжение глагола

Таблица

Упр. 239, с.173

Глагол, лицо, число, спряжение

90

Р\р Сочинение по картине «Утро на берегу озера»

Развитие связной устной и письменной речи, навыков каллиграфического письма

Знать правила написания сочинения, правила пунктуации, уметь излагать свои мысли

Картина А.А. Митрофанова «Утро на берегу озера»

Текст. Сочинение

91

Ударные и безударные окончания глаголов

Дать представление о том, что выбор буквы в безуд. личном окончании глагола зависит от его спряжения

Знать особенности глаголов   I и  II спряжения,  уметь определять спряжение

Таблица

Упр.243, с.175

Глагол, лицо, число, спряжение

92

Проверка безударных личных окончаний глаголов

Учить различать  глаголы I и  II спряжения, правильно выбирать буквы  в окончании

Знать особенности глаголов   I и  II спряжения,  уметь определять спряжение

Таблица

Упр.246, с.177

Глагол, лицо, число

93

Проверка безударных личных окончаний глаголов. Закрепление

Отработка навыка различения    глаголов I и  II спряжения, правильно выбирать буквы  в окончании

Знать особенности глаголов   I и  II спряжения,  уметь определять спряжение

Карточки

Упр.249, с.179

Глагол, лицо, число, спряжение

94

Правописание личных окончаний глаголов II спряжения

Формирование умения написания личных окончаний глаголов    II спряжения

Знать особенности глаголов   I и  II спряжения,  уметь определять спряжение

Таблица

Упр.253, с.180

Глагол, лицо, число, спряжение

95

Правописание личных окончаний глаголов I спряжения

Формирование умения написания личных окончаний глаголов    II спряжения

Знать особенности глаголов   I и  II спряжения,  уметь определять спряжение

Таблица

Упр.255, с.181

Глагол, лицо, число, спряжение

96

Различие личных окончаний глаголов I и  II спряжения

Отработка навыка различения    глаголов I и  II спряжения, правильно выбирать буквы  в окончании

Знать особенности глаголов   I и  II спряжения,  уметь определять спряжение

Карточки

Упр.258, с.183

Глагол, лицо, число, спряжение

97

Правописание безударных окончаний глаголов 1 лица множественного числа I и II спряжения

Формирование навыков правописания безударных окончаний  глаголов 1 л., мн.ч.

Знать особенности  окончаний  глаголов 1 лица, ед.ч.  I и  II спряжения,  уметь определять спряжение

Таблица

Упр. 261, с.184

Глагол, лицо, число, спряжение

98

Правописание безударных окончаний глаголов 2 лица единственного числа I и II спряжения

Формирование навыков правописания безударных окончаний  глаголов 2 л., ед.ч.

Знать особенности  окончаний  глаголов 2 лица, ед.ч.  I и  II спряжения,  уметь определять спряжение

Таблица

Упр.264, с. 186

Глагол, лицо, число, спряжение

99

Правописание безударных окончаний глаголов 2 лица множественного числа I и II спряжения

Формирование навыков правописания безударных окончаний  глаголов 2 л., мн.ч.

Знать особенности  окончаний  глаголов 2 лица, мн.ч.  I и  II спряжения,  уметь определять спряжение

Карточки

Кабота по карточкам

Глагол, лицо, число, спряжение

100

Правописание безударных окончаний глаголов 3 лица единственного числа I и II спряжения

Формирование навыков правописания безударных окончаний  глаголов 3 л., ед.ч.

Знать особенности  окончаний  глаголов 3 лица, ед.ч.  I и  II спряжения,  уметь определять спряжение

Карточки

Упр. 268,269, с.188

Глагол, лицо, число, спряжение

101

Правописание безударных окончаний глаголов 3 лица единственного и  множественного числа I и II спряжения

Отработка навыков правописания безударных окончаний  глаголов 3 л., ед.ч. и мн.ч.

Знать особенности  окончаний  глаголов 3 лица, ед.ч. и мн.ч. I и  II спряжения,  уметь определять спряжение

Таблица

Упр.273, с.191

Глагол, лицо, число, спряжение

102

Р\р. Деловое письмо. Письмо в стенгазету

Развитие связной устной и письменной речи, навыков каллиграфического письма

Знать правила написания  письма, правила пунктуации, уметь излагать свои мысли

План

Упр.275, с.192

Письмо, стенгазета

103

Способы проверки безударных окончаний  существительных, прилагательных и глаголов

Познакомить со способами проверки безударных окончаний

Знать способы проверки безударных окончаний, уметь применять на практике знаний

Таблица

Упр.279, с.194

Части речи, окончание

104

Способы проверки безударных окончаний  существительных, прилагательных и глаголов. Закрепление

Отработка умения проверять безударные окончания

Карточки

Упр. 282, с.196

Части речи, окончание

105

Упражнения на закрепление

Закрепление знаний глаголе, его грамматических признаках

Знать часть речи, грамматические признаки, уметь  определять спряжение глаголов

Карточки

Контрольные вопросы и задания с.201

Глагол, грамматические признаки глагола

106

Контрольная работа по теме «Глагол»

Поверить умение применять на практике материал темы

Знать часть речи, уметь применять навыки каллиграфического письма

Текст  для работы и задание

Глагол, грамматические признаки глагола

107

Р\р Сочинение «Случай на рыбалке»

Развитие связной устной и письменной речи, навыков каллиграфического письма

Знать правила написания сочинения, правила пунктуации, уметь составлять план

План

Задание в тетради

Текст, сочинение

108

Р\р  Деловое письмо. Анкета

Познакомить с правилами заполнения анкеты

Знать, как заполняется анкета, уметь правильно и развернуто отвечать на вопросы анкеты

Образец

Текст, анкета

IV четверть (28 часов)

Предложение (22 часа)

109

Нераспространенное и распространенное простое предложение

Повторение определения главных и второстепенных членов предложения

Знать определение главных и второстепенных членов предложения, уметь находить их в предложении

Таблица

Упр.290, с.206, правило

Определение подлежащего, сказуемого и второстепенных членов

110

 Нераспространенное и распространенное простое предложение. Обобщение

Повторение понятия «сложное и простое  предложение», формирование  умения отличать простые предложения от сложных

Знать особенности сложных и простых предложений, уметь находить их в тексте

Таблица

Упр. 293, с.208

Предложение, члены предложения

111

Р\р Изложение «Дом древних людей»

Развитие связной устной и письменной речи, навыков каллиграфического письма

Знать правила написания изложения, правила пунктуации, уметь составлять план

Текст

Упр.295, с.209

Текст, изложение

112

Запятая при однородных членах

Повторение правила постановки  знаков препинания при однородных членах

Знать понятие однородных членов, постановку знаков препинания при союзе и, уметь находить их в предложении

Таблица

Упр.300, с.212

Однородные члены

113

Повторяющийся союз и при однородных членах

Повторение правила постановки  знаков препинания при однородных членах

Знать понятие однородных членов, постановку знаков препинания при союзе и, уметь находить их в предложении

Таблица

Упр.303, с.213

Однородные члены, союз

114

Знаки препинания при однородных членах

Закрепление правила постановки  знаков препинания при однородных членах

Знать понятие однородных членов, уметь находить их в предложении

Карточки

Работа по карточкам

Основа предложения, однородные члены предложения

115

Нераспространенные и распространенные однородные члены

Познакомить с  понятием «нераспространенные и распространенные однородные члены»

Знать  отличие нераспр. и распр. однородных членов, уметь  находить однородные члены в тексте

Таблица

Упр. 309, с.217, правило

Однородные члены предложения

116

Нераспространенные и распространенные однородные члены. Закрепление

Работа над закреплением навыка   различать нераспростр. и распр. однородные члены

Знать  отличие нераспр. и распр. однородных членов, уметь  находить однородные члены в тексте

Таблица

Упр.312, с.218

Однородные члены предложения

117

Обращение

Дать понятие об обращении, его роли в речи, научить составлять предложения с обращениями

Знать, что такое обращение, уметь составлять предложения с обращениями

Таблица

Упр. 316, с.220

Знаки препинания, обращение

118

Речевой этикет при обращении

Дать понятие  о роли обращения в речи, научить составлять предложения с обращениями

Знать, что такое обращение, уметь составлять предложения с обращениями

Презентация

Упр.320, с.223

Знаки препинания, обращение, этикет

119

Знаки препинания при обращениях

Отработка навыка постановки знаков препинания при обращении,  научить составлять предложения с обращениями

Знать, что такое обращение, и постановку знаков препинания при  обращении,  уметь составлять предложения с обращениями

Карточки

Упр.324, с.226

Обращение, знаки препинания

120

Знаки препинания при обращениях. Закрепление

Закрепление навыка постановки знаков препинания при обращении,  научить составлять предложения с обращениями

Знать, что такое обращение, и постановку знаков препинания при  обращении,  уметь составлять предложения с обращениями

Карточки

Упр.327, с.229

Обращение, знаки препинания

 121

Сложные предложения

Повторение понятия «сложное предложение», формирование  умения отличать простые предложения от сложных

Знать особенности сложных предложений, уметь находить их в тексте

Таблицы

Упр.330, 331, с.231

Основа предложения

122

Сложные предложения с союзами и без союзов

 Закрепление умения отличать простые предложения от сложных

Знать особенности сложных предложений, уметь находить их в тексте

Таблицы

Упр.334, с.232

Основа предложения

123

Запятые в сложном предложении и при однородных членах

 Формирование навыка отличать  сложные предложения от предложений с однородными членами

Знать особенности сложных предложений и предложений с однородн. членами, уметь находить их в тексте

Карточки

Упр.338, с.235

Сложное предложение, однородные члены

124

Союзы и союзные слова в сложном предложении

Формирование навыка постановки знаков препинания  в сложных предложениях

Знать правила постановки знаков препинания в сложных предложениях, уметь различать союзную и бессоюзную связь

Таблицы

Упр. 343, с.237

Основа предложения, союзы

125

Запятые в сложных предложениях с союзами и союзными словами

Отработка навыка постановки знаков препинания  в сложных предложениях

Знать правила постановки знаков препинания в сложных предложениях, уметь различать союзную и бессоюзную связь

Таблицы

Упр.347, с.239

Основа предложения, союзы

126

Сложные предложения с союзами и союзными словами

Закрепление  знаний по составлению сложных предложений

Знать правила постановки знаков препинания в сложных предложениях, уметь различать союзную и бессоюзную связь

Карточки

Упр. 352, с.242

Сложное предложение, союзы

127

Упражнения на закрепление

Повторение и систематизация знаний о предложении

Знать отличие простого и сложного предложения, уметь  находить части сложного предложения

Таблицы

Контрольные вопросы и задания с.247

Предложение, основа предлоджения

128

Контрольная работа по теме «Предложение»

Поверить умение применять на практике материал темы

Знать простые и сложные предложения, однородные члены, уметь применять навыки каллиграфического письма

Текст работы, задание

Предложение, пунктуация

129

Р/р. Деловое письмо. Объявление

Развитие связной устной и письменной речи, навыков каллиграфического письма

Знать правила написания объявления, правила пунктуации, уметь излагать свои мысли

Образец

Упр.360, с.246

Объявление

130

Итоговый контроль знаний. Контрольная работа

Поверить умение применять на практике материал учебного года

Знать материал  учебного курса, уметь применять навыки каллиграфического письма

Текст работы, задание

Предложение, пунктуация

Повторение (6 часов)

131

Орфограммы в словах

Обобщение и систематизация орфограмм

Знать орфограммы в разных частях слова, уметь находить их и подбирать проверочные слова

Таблицы

Упр.366, с.252

Орфограммы, части слова

132

Структура простых и сложных предложений

Повторение структуры простого и сложного предложения

Знать отличие простого предложения и сложного, уметь выделять  части сложного предложения

Таблица

Упр. 370, с.255

Предложение, основа предложения

133

Знаки препинания в простых и сложных предложениях

Отработка навыка постановки знаков препинания  в сложных предложениях

Знать правила постановки знаков препинания в сложных предложениях, уметь различать союзную и бессоюзную связь

Карточки

Упр. 377

Части сложного предложения

134

Сложные предложения с союзами и союзными словами

Отработка навыка постановки знаков препинания  в сложных предложениях

Знать правила постановки знаков препинания в сложных предложениях, уметь различать союзную и бессоюзную связь

Таблица

Упр.380, с.259

Сложное предложение, союзы

135

Сложное предложение. Обобщение

Закрепление навыка постановки знаков препинания  в сложных предложениях

Знать правила постановки знаков препинания в сложных предложениях, уметь различать союзную и бессоюзную связь

Презентация

Упр. 384, с.261

Сложное предложение, пунктуация

136

Р\р Изложение «Мать и сын»

Развитие связной устной и письменной речи, навыков каллиграфического письма

Знать правила построения текста, правила пунктуации, уметь излагать свои мысли

План

Текст, план,  изложение

Общее количество часов - 136

Тематическое планирование составила:                В.Н. Воробьева



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе для обучающихся по программе 8 вида

Рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе для обучающихся по программе 8 вида...

Рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе для обучающихся по программе 8 вида

Рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе для обучающихся по программе 8 вида...

Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  письму и развитию речи  для  5  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида

Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида...

рабочая программа по письму и развитию речи, чтению и развитию речи

рабочая программа по письму и развитию речи для обучающихся с ОВЗ...

Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 5 класс

Название курсаПисьмо и развитие речи Класс5 Количество часов175 ч (5 часов в неделю) СоставительЕремина Е.В. Цель курсаЦели программы:  Развитие речи, мышления, воо...

Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 7 класс

Название курсаПисьмо и развитие речи         Класс7 «б» Количество часов140 ч (4 часа в неделю) СоставительЕремина Е.В. Цель ку...