Игры на логопедических занятиях для автоматизации и дифференциации звуков.
материал на тему

Филиппова Екатерина Геннадиевна

 

 При проведении логопедических занятий мы часто сталкиваемся с необходимостью разнообразить приёмы своей работы. Важно не только реализовать поставленные перед логопедом задачи занятия, но и длительное время удержать внимание детей на учебном материале.

 

Для малышей занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны. К тому же, у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро устают.

 

Игры на логопедических занятиях помогают разнообразить работу на одном из этапов постановки звуков, сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.

 

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на логопедических занятиях для автоматизации и дифференциации звуков.

 При проведении логопедических занятий мы часто сталкиваемся с необходимостью разнообразить приёмы своей работы. Важно не только реализовать поставленные перед логопедом задачи занятия, но и длительное время удержать внимание детей на учебном материале.

Для малышей занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны. К тому же, у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро устают.

Игры на логопедических занятиях помогают разнообразить работу на одном из этапов постановки звуков, сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи.

Доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников.

Ниже приведены примеры упражнений на стадии автоматизации и дифференциация звуков.

1. Автоматизация изолированного звука

Закрепление поставленного звука осуществляется на вербальном и невербальном материале: последовательное договаривание ребенком стихотворных фраз, а также самостоятельное произнесение звука при выполнении упражнений со зрительной опорой:

Также для закрепления поставленного звука и для формирования правильного вдоха и длительного выдоха используются пособие «Дорожка». На данной «дорожке» имеются «пробелы», которые сигнализируют ребенку сделать остановку и сделать вдох.

 При этом логопед обязательно следит, чтобы при вдохе ребенок не поднимал плечи и не делал так называемый «насыщенный» вдох, при котором кожные покровы лица начинают краснеть.

2. Автоматизация звука в открытых и закрытых слогах

Материал для автоматизации преследует не только цели закрепления правильного звука, но и развитие мелкой моторики и активизации межполушарного взаимодействия. Логопед просит ребенка при произнесении звука ставить пальцы на кружки нарисованной ладони соответственно. Сначала отрабатывается правая, затем левая рука, а потом одновременно обе руки.

 Используя пособие «Улитка» логопед имеет возможность в горизонтальной прорези квадрата, который находится в середине «улитки», помещать изображение комара (звук З), змеи (звук Ш) и т.д. Ребенок ставить указательный палец на начало «завитка улитки» и произносит заданный звук. При необходимости сделать дополнительный вдох – останавливается, делает вдох и продолжает движение пальца.

3. Автоматизация звука в открытых и закрытых слогах

Дидактическое упражнение «Пальчики здороваются»

Оборудование: связанные шерстяные наперстки с буквами.

Содержание: На каждый палец ребенка одеваются наперстки (4 — наперстка с согласной буквой на указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец, 1 — с гласной буквой, на большой палец). Педагог просит ребенка, прикасаясь противопоставленными пальцами к большому пальцу, начиная с указательного и заканчивая мизинцем, проговаривать нужный слог. Например, СА, ЗА, ЗЫ

Дидактическое упражнение «Ножки»

Данная методическая разработка способствует развитию статических и динамических движений пальцев рук. Ребёнок при выполнении этого задания должен не только удерживать пальцы рук в позиции «ушки», но и попеременно переставлять пальцы по кружкам. При этом указательный и средний палец выполняют роль «ножек», которые «идут» по дорожке: указательный палец «наступает» на зеленый кружок, если согласный звук мягкий, а средний – на красный кружок (гласный звук). На синий – если согласный звук твёрдый, — и на красный.

Например: «песенка маленького насосика» (звук Сь),- указательный палец на зелёный кружочек. Заданный гласный звук (Я, Ё, И и т.д.) средний палец на красный кружок.

Ребенок «ставит ножки» на линию старта и по команде логопеда начинает «звуковую дорожку». Если ребенок произнес автоматизированный звук неправильно – он возвращается к началу дорожки и начинает всё с начала.

4. Дифференциация звуков в словах

Для этого можно использовать стихи, в которых перед ребенком стоит выбор движения по стрелке. Взрослый читает четверостишие, а ребенок соединяет линией объект и предмет стихотворения. Примером может служить материал на различение звуков  С – Ш.

В клетке живет старая, умная… КРЫСА

 А у нашего дома совсем старая, дырявая… КРЫША

 У строителя на голове … КАСКА

 В кастрюле на обед …. КАШКА»

5. Определение звука в слове

Дидактическое упражнение «Домик»

Эту игру можно использовать для формирования звукового анализа.

Логопед предлагает ребенку разложить предлагаемые ему предметные картинки на два домика: в одном «живут» картинки, в предлагаемом варианте, со звуком Р, в другом – в которых нет этого звука.

Также  логопедические игры:

Игра «Божья коровка»

Цель: Закреплять умение выделять в слове первый и последний звук.

Материал: Кружочки из картона черного цвета.

Ход игры

Взрослый называет слово. Ребенок определяет первый звук и кладет фишку (черный кружок) на левое крылышко, затем определяет последний звук и кладет фишку на правое крылышко.

Игра «Что за стук?»

Цель:  Развивать динамический праксис, слуховое внимание.

Варианты игры:

1. Ребенка просят простучать ритм с опорой на одну из схем.

2. Взрослый стучит согласно одной из схем, а ребенок угадывает, какую мебель делает столяр (на каком дереве сидит дятел, кто из животных играет на барабане, какую обувь ремонтирует сапожник и т.д.)

Игра «Цветущий кактус»

Цель: автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки в словах, развивать навыки самоконтроля.

Страницы  3 и 5  распечатывать на одном листе с двух сторон, аналогично поступить со страницами 4 и 6. Перед тем как начать игру, потребуется вырезать все цветочки.

Ход игры:

Перед ребенком расположить цветы так, чтобы были видны только предметные картинки. Логопед просит ребенка отыскать только те картинки, в названии которых есть звук [Ш] (С, Р, Л). Если задание выполнено верно, то цветы окажутся одного цвета, если их перевернуть.

Когда все картинки будут перевернуты, ребенка просят вспомнить, что было изображено на картинке.

Ребенка можно попросить определить, где находится заданный звук в слове (в начале, середине или конце


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в 1 классе "Дифференциация звуков с-ш""

Данный урок разработан для учащихся школы VIII вида....

Использование мнемотаблиц на индивидуальных логопедических занятиях по автоматизации и дифференциации звуков.

практический материал по автоматизации и дифференциации звуков с использованием мнемотаблиц....

Конспект занятия/ цикл занятий Постановка, автоматизация и дифференциация звука [Р]

Цикл занятий по постановке, дифференциации и автоматизации   звука [Р],[Р`] разработана  для  детей начальной школы. Цикл занятий имеет социально-педагогическую направленность....

Конспект логопедического занятия в 1 классе :Дифференциация звуков [ С],[С\'].

             Конспект логопедического занятия по теме:...