РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья на тему
В.А. Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Лаптева Елена Геннадьевна
учитель-дефектолог,
КОУ Омской области
«Большеуковская специальная (коррекционная)
школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
В.А. Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…”.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Она имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. О необходимости и важности развития мелкой моторики чаще говорят и пишут тогда, когда речь идет о маленьких детях. Это оправданно тем, что в раннем возрасте идет бурное развитие головного мозга. Наиболее активное созревание двигательной коры происходит в первый год жизни ребенка и продолжается в моторном поле до 3 лет [1].
У детей с отклонениями в развитии очень бедный опыт практической деятельности с предметами, бедный запас знаний об окружающем мире, нарушено сенсорное восприятие, пространственные представления. Дети, поступающие в специальную (коррекционную) школу не посещали дошкольные образовательные учреждения, пришли в школу не подготовленными к обучению ни психологически, не физически. Поэтому большая ответственность за подготовку к обучению в школе, адаптацию, развитие всех психофизических функций детей с ограниченными возможностями ложится на учителя начальных классов и учителя-дефектолога.
Поступая в первый класс, дети с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и "зеркальное" письмо, когда ребенок не различает понятия "лево", "право", "лист", "страница", "строка", не укладываются в общий темп работы. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации дополнительных занятий, цель которых - подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.
Если учесть, что в первые четыре года обучения в школе у детей окончательно формируются мелкие мышцы рук, идет интенсивное развитие речи, развиваются такие психические процессы как внимание, память, мышление. Из сказанного следует, что развитию моторики детей следует уделять специальное внимание. Необходимость в этом испытывают не только первоклассники, осваивающие сложнейший навык письма, но и все учащиеся начальных классов, а также дети других возрастных групп, поскольку развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития.
Комплекс по развитию мелкой моторики включает в себя следующие упражнения: статические (удержание приданной пальцам определенной позы), динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др. Для получения максимального эффекта эти упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев [2].
В качестве традиционных форм работы по развитию мелкой моторики рук оставляем самомассаж кистей и пальцев рук (с использованием предметов и без них); графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, соединение по точкам, графический диктант, продолжение ряда; игры на развитие тактильного восприятия типа «Чудесный мешочек»; игры с пластилином, песком, крупами, рисование мелками, рисование цветным песком.
Как дополнительные средства используются бумага (поделки-оригами, папье-маше и др.), набор камушков гладких не менее 40 штук — для игры в камушки, пластилин, цветные карандаши, цветные ручки, фломастеры, нитки, спички или счетные палочки.
Таким образом, как показывает практика, проводя систематическую работу по развитию мелкой моторики руки детей с ограниченными возможностями здоровья, школьники начинают хорошо владеть карандашом и ручкой, у них появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость. Дети учатся действовать по словесным инструкциям, обретают уверенность в своих действиях. У них формируются необходимые каллиграфические умения.
Литература:
- Микадзе Ю.В. Нейрофизиология детского возраста: Учебное пособие. — СПб: Питер, 2008. // Сб. ст. по исследованиям психических явлений.
- Придворова В.С. Для чего нужна мелкая моторика и как её развивать. // Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье. URL: http://doshvozrast.ru/index.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИКТ как средство развития познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья
Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения соврем...
Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья
Развитие мелкой моторики влияет на развитие речи....
Обобщение опыта по теме:"Взаимодействие педагогов в развитии познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья."
Обобщение опыта работы в проведении интегрированных уроков в специальной коррекционной школе-интернате 8 вида...
Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с...
Проект "Школа для родителей «Нетрадиционные упражнения для развития речевых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья» и мастер-класс "Весёлый ветерок" 02.04.2014 г.
Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи детей....
Рабочая программа развития познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики
Программа нацелена на коррекцию, имеющихся у школьников с ограниченными возможностями здоровья недостатков развития и составлена с учётом индивидуальных особенностей каждого учаще...
«Арттерапия в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
В связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка с проблемами в развитии при коррекционном воздействии наблюдается комплексное использов...