Воспитательная программа  «Планета нравственности»
рабочая программа (7 класс) на тему

Леонова Ирина Анатольевна

    Программа нравственного воспитания способствует повышению уровня  нравственных качеств личности, культуры поведения в обществе, формирование  правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим. И наши дети станут высоко – нравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научаться бережно, относиться к труду. Не это ли главная цель работы воспитателя?

   Одной из актуальных проблем в воспитании детей  с нарушениями интеллектуального развития является подготовка таких детей к самостоятельной жизни. Нормально развивающийся ребенок многие социально  значимые навыки и умения усваивает спонтанно, без специального обучения.    Ребенок с нарушениями в развитии нуждается в особой помощи для подготовки  к независимому жизнеустройству. Общая незрелость личности умственно – отсталого ребенка выражается в низком уровне познавательных интересов, повышении внушаемости, недоразвитии воли, а также в искаженной самооценки. Эмоциональная сфера характеризуется бедностью оттенков переживаний, однообразием и малоподвижностью  эмоций. Нередко такой ребенок отличается склонностью к вспышкам гнева, агрессивным реакциям.Таким образом, у меня  возникла идея разработки специальной экспериментальной программы нравственного воспитания, которая поможет создать такую коррекционно – развивающую среду, чтобы в процессе общения воспитателя и воспитанника исправлялись, нейтрализовались, устранялись  негативные  проявления личности, поведения  с одновременным развитием, освоением разнообразных моделей коммуникативного поведения.

        Программа строится, исходя из возрастных и психофизических особенностей учащихся, и направлена на формирование положительного опыта нравственного поведения, а также специально организованного взаимодействия ученика с классным коллективом и другими людьми.

         Актуальность программы заключается в целенаправленном и систематическом воздействии на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям современного общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx70.52 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

Программа

«Планета нравственности»

Разработала воспитатель первой категории

Леонова Ирина Анатольевна

2011 год

1.Пояснительная записка.

В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью            жизни каждого человека, предметом собственных стремлений

и личного счастья".

(И.Ф.  Свадковский ).

     Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не воспитатель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить ребенка от мира жестокости и грубости, познакомить школьника с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.

     Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание.

 Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

     Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

        В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания: беседы. Коррекционные занятия, общешкольные праздники, мероприятия. Конкурсы, кружки, экскурсии и многое другое. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся лекции, диспуты, беседы.

     Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.

 Воспитание - искусство, и это искусство заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, которые входят в его жизнь, он должен чувствовать в них человеческое - разум, мудрость, любовь к людям. Если ребенок этого не переживет, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия.

     Полнота человеческого счастья заключается в развитии всех творческих способностей и сил человека, в богатстве духовной жизни, в сознании того дела, которому отдаешь свои силы. В нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, - включить школьника в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.

Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной. Учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

    Программа нравственного воспитания способствует повышению уровня  нравственных качеств личности, культуры поведения в обществе, формирование  правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим. И наши дети станут высоко – нравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научаться бережно, относиться к труду. Не это ли главная цель работы воспитателя?

   Одной из актуальных проблем в воспитании детей  с нарушениями интеллектуального развития является подготовка таких детей к самостоятельной жизни. Нормально развивающийся ребенок многие социально  значимые навыки и умения усваивает спонтанно, без специального обучения.

   Ребенок с нарушениями в развитии нуждается в особой помощи для подготовки  к независимому жизнеустройству. Общая незрелость личности умственно – отсталого ребенка выражается в низком уровне познавательных интересов, повышении внушаемости, недоразвитии воли, а также в искаженной самооценки. Эмоциональная сфера характеризуется бедностью оттенков переживаний, однообразием и малоподвижностью  эмоций. Нередко такой ребенок отличается склонностью к вспышкам гнева, агрессивным реакциям.

       В соответствии с Законом Российской Федерации  «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и  духовно – целостной ориентации обучающихся,  оказании им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.

    Работая воспитателем в коррекционной школе, я стараюсь быть организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты воспитанников, создавая ситуацию их успеха в результате самостоятельного поиска.

   Таким образом, у меня  возникла идея разработки специальной экспериментальной программы нравственного воспитания, которая поможет создать такую коррекционно – развивающую среду, чтобы в процессе общения воспитателя и воспитанника исправлялись, нейтрализовались, устранялись  негативные  проявления личности, поведения  с одновременным развитием, освоением разнообразных моделей коммуникативного поведения.

        Программа строится, исходя из возрастных и психофизических особенностей учащихся, и направлена на формирование положительного опыта нравственного поведения, а также специально организованного взаимодействия ученика с классным коллективом и другими людьми.

         Актуальность программы заключается в целенаправленном и систематическом воздействии на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям современного общества.

2. Цели и задачи программы.    

           Цель программы: формировать знания и следования на практике нормам этики, нравственным убеждениям, установкам,  отношениям, ценностным ориентациям и нравственным тенденциям поведения.

   Задачи: 1. Отрабатывать опыт нравственных взаимоотношений учащихся в коллективе, учить применять полученные знания в типичных   ситуациях повседневной жизни.

                    2. Развивать нравственные представления учащихся о чуткости, принципиальности, честности, справедливости, дисциплинированности, ответственности и др. Помочь учащимся выделить, осмыслить,  обобщить те нравственные нормы, которые подлежат усвоению.

                    3.Воспитывать самостоятельность, сознательную дисциплину  самокритичность, ответственность не только за себя, но и за коллектив.

3. Особенности структуры и содержания программы.

  Отличительной особенностью данной программы является то, что в ней  выделены четыре раздела:

1.Этика общения.

2. Этикет

3. Этика отношений с окружающими.

4.Этика отношений в коллективе.

Тематическое планирование в 7 классе.

Раздел

Количество часов

  1. Этика общения

8

2. Этикет

8

3. Этика отношений

с окружающими

8

4. Этика отношений

в коллективе

8

Итого:

32

        Тематическое планирование в 8 классе.

Раздел

Количество часов

  1. Этика общения

8

  1. Этикет

8

3. Этика отношений

с окружающими

8

4. Этика отношений

в коллективе

8

Итого:

32

 Тематическое планирование в 9 классе.

Раздел

Количество часов

  1. Этика общения

8

  1. Этикет

8

3. Этика отношений

с окружающими

8

4. Этика отношений

в коллективе

8

Итого:

32

   Программа составлена для учащихся 7-9 классов сроком на 3 года.

 Данная программа ориентирует воспитателя на систематический курс этических занятий с детьми один раз в неделю продолжительностью 40 минут. Структура занятий предполагает ориентацию ребёнка на творческий процесс познания этических норм воспитанного человека путём разнообразных методических форм работы, организуемым воспитателем: игры, диалога, практикума, анализа и обыгрывания ситуаций, эксперимента, творчества, "хитрые" вопросы этикета и др.

             Для успешного и результативного проведения занятий воспитатель должен создать у детей позитивную установку на сотрудничество, обеспечить эмоциональный комфорт, психологическую защищённость ребёнка, актуализировать мотивацию познавательной, поисковой, творческой активности, предоставить возможность апробировать приобретённые знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях. Используя различные методы и средства воспитательного воздействия, в программе важное место отводится чтению и обсуждению художественных произведений, для формирования нравственного чувства ребёнка, т.к. литература обладает большой силой коррекционного воздействия. Средствами художественных  произведений детям ненавязчиво преподаются уроки доброты, сочувствия, справедливости, жалости, побуждая при этом к деятельностному выражению усвоенных знаний.

             Ключевым методическим принципом реализации данной программы является проблемный метод обучения. Проблемное обучение - это метод,  в ходе которого  подача нового материала происходит  через создание проблемной ситуации, которая  является для ребенка интеллектуальным затруднением. Он не может найти  объяснение какому-либо явлению или факту, а способы решения подобных ситуаций, которые он знает, не помогают ему в достижении желаемого, и ребенок вынужден искать новые пути. То есть, педагог создает все условия не только для усвоения ребенком  результатов системы знаний,  но и пониманием пути процесса их приобретения. То  есть, ребенок должен не просто прослушать лекцию или рассказ, как поступить в той или иной ситуации, а прожить определенные события пусть на уровне игры, но сам.

4.Методики и технологии обучения и воспитания.

Модель технологического арсенала представляет собой совокупность следующих методов:

- словесных, наглядных, практических, стимулирующих, исследовательских, проблемных;

- а также приемов мотивации деятельности, создание ситуации успеха, индивидуального  и коллективного выбора.

- к методам психического воздействия следует отнести психологическую поддержку, коррекцию поведения и создания условий для стимуляции деятельности.

   При работе с этими методами предусматриваются следующие формы работы с подростками:

-Групповая работа;

-Тренинг поведения;

-Личностный тренинг;

-Дискуссии;

-Мозговые штурмы;

-Беседы, встречи;

-Лекции;

-Ролевые игры;

-Просмотр и обсуждение фильмов;

-Индивидуальные консультации;

-Тесты;

-Конкурсы;

-Праздники

                                 

5.Условия реализации программы.

Основным требованием  реализации программы является выполнение организационно-педагогических условий;

- организация педагогических мероприятий с  учетом психофизических  особенностей детей;

-создание атмосферы педагогической требовательности и доверия;

-создание социально-психологических условий для развития личности ребенка;

- организация занятий, направленных на формирование нравственных качеств личности детей.

Данная программа разработана на три  учебных года. Начало действия - сентябрь 2011 года, окончание - май 2014 года. В программу вовлечены дети 7 класса в количестве 8 человек.

- Состав группы: постоянный.

- Набор группы: свободный.

- Формы занятий: индивидуальные, групповые.

- Количество занятий в неделю - 1 час.

- Количество занятий в год- 32 часа.

6.Ожидаемый результат:

 1. Учащиеся должны усвоить нравственные представления о личной ответственности за собственное поведение и поведение  одноклассников.

 2.Товарищеские микроколлективы стабилизируются, станут более  устойчивыми.

 3. Произойдёт значительное расширение соуправления, что поможет самоутверждению личности в коллективе.

     Результативность усвоения знаний и умений, полученных на занятиях, будет отслеживаться через педагогические наблюдения с заполнением психологической карты учащихся, анкеты, опросные листы, таблицы оценки, а также используя специальные естественно-экспериментальные ситуации или задания. Основной вид выявления отношения учащихся к нравственным нормам, определяющим нравственные качества - методики по Л.М.Фридману (Приложение №1)

7.Список литературы, используемой в ходе реализации программы.

 1.Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной  школе.  М., "Школа-Пресс" 1994 г.

 2.Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы  в  специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме.  М., 2007 г.

 3. Перминев А.И. и др.  Система воспитательной работы по

   социализации     личности в специальной (коррекционной)  школе –

   интернате. Омск - 2007 г.

 4. Буфетов Н.М. Нравственное воспитание во вспомогательной

 школе. Алма-Ата  "Мектеп" 1988 г.

 5. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 2000 г.

 6. Подласый И.П. Педагогика (2 книга). М., 2001 г.

 7.Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических

 коллективов. "Просвещение", 1988 г.

 8.Бескоровайная Л.С. Этикет для малышей, или "Что такое хорошо

 и что такое плохо". Феникс, 2003 г.

 9. Звездина Г.П. Классные часы в начальной школе. (Программа "Я

 и Мир"). М., 2004 г.

10. Жиренко О.Е. Я - гражданин России! (классные часы по

  гражданскому и патриотическому воспитанию в 1 - 4 классах). М.

  "ВАКО", 2006 г.

11. Бобкова Н.Н. Азбука права. Учитель, 2006 г.

12. Матвеева Е.М. Азбука здоровья. Профилактика вредных

 привычек.  (воспитательная работа в классах коррекции). М.,

"Глобус", 2007 г.

13.Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с д/ш и младшими школьниками. М., 2001 г.

14. Зайцев Г.К. Уроки Знайки. Воспитай себя. "Детство-Пресс", 2001 г.

15.Слободяник Н.П. Формирование эмоционально-волевой

 регуляции у учащихся начальной школы. М., 2004 г.

16. Семенака С.И. Уроки добра: коррекционно-развивающая

 программа. АРКТИ, 2005 г.

17. Купина Н.А.  Азбука поведения  (речевой этикет в стихах,

 рассказах и   картинках). Свердловск, 1991 г.

18. Герасимова В.А. Классный час играючи. Выпуск №5. М., 2004 г.

19.Каиров И.А. Азбука нравственного воспитания. М."Просвещение", 1979 г.

20.Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании  д/ш. - М.: "Просвещение", 1987 г.

21. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. М."Педагогика", 1990 г.

22. Нечаев М.П. Диагностика воспитанности школьников. – М.: ЦГЛ,

      2006 г.

23. Анисимов С.В. Моральные ценности личности. – М., 1994 г.

24. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., Воронеж,

      2001 г.

25. Бондаревская Е.В. Воспитание как гражданина, человека культуры  и нравственности. – Ростов н/Д, 1995 г.

26. Мудрик А.В. Личность школьника и её воспитание в коллективе. –  М., 1983 г.

27. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998 г.

28. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Избр. пед.

  сочинения, Т.1. – М., 1978 г.

29. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. – М., 2000 г.

30. Станчиц М.А. Уроки нравственности. Мн.: Народная асвета, 1991 г.

Содержание воспитательной деятельности

на 2011-2012 учебный год.

Раздел 1. Этика общения

Цель: прививать учащимся знания и навыки культуры поведения и общения с людьми.

Тема

Основные понятия

Технология

реализации

1. Некоторые правила

хорошего тона.

Правила поведения в общественных местах.

Ситуационная игра.

2. Твой стиль поведения

Положительные привычки поведения.

Упражнение - оценка.

  1. Каковы сами - таковы и сани.

Принципы общения и культуры поведения.

Познавательная игра.

  1. Будем делать хорошо и не будем плохо.

Противостояние злу, добрые поступки.

Проблемная игра.

6. А нужны ли правила.

Сказка  Бондаренко

"Доброе слово".

Осознание необходимости соблюдать определённые правила поведения.

Обсуждение некоторых правил.

Работа с литературным источником.

7. Умную речь хорошо и

слушать.

Значение и смысл общения как деятельности.

Урок вежливости.

8. Как вести беседу.

Правила ведения беседы.

Практикум.

Раздел 2. Этикет

Цель: продолжать знакомство детей с понятием ЭТИКЕТ,

вырабатывать  практические навыки поведения

за столом и в общественных местах.

Тема

Основные понятия

Технология

реализации

  1. Школьный этикет.

Правила поведения в школе.

Ситуационная игра.

2. Мода и школьная

одежда.

Правильное представление о моде, школьной одежде.

Тематический разговор, творческое задание.

3. Легко ли быть

вежливым?

Нормы этикета.

Работа со стихотворением С.Маршака "Урок вежливости".

4. У меня зазвонил

телефон.

Правила телефонного этикета.

Обучающее занятие - практикум.

5. Экзамен "Хитрый

этикет".

Правила телефонного этикета.

Опросник.

6. Не для того в гости

идут, что  дома

нечего обедать.

Правила поведения в гостях и за столом.

Обучающее занятие-игра.

7. "Хитрые"  вопросы

этикета.

Поведение в гостях и за столом.

Опросник.

8. День рождения -

светлый  праздник.

Этические нормы поведения. Умение дарить и принимать подарки.

Практикум.

Раздел 3. Этика отношений с окружающими.

Цель: включить учащихся в осмысление принципов отношений

к окружающим, основанных на доброжелательности и уважении  другого человека.

Тема

Основные понятия

Технология

реализации

1. Мы одна семья.

Правильное представление об отношениях в семье.

Психологическая игра.

2.Если станем дружно

жить, не придётся

нам тужить.

Необходимость уважительного отношения к окружающим.

Урок вежливости.

3. Человек -  кузнец

своего счастья.

Приносить людям пользу, создавать хорошие отношения среди окружающих, в семье, чтобы тебя уважали и т.п.

Обсуждение рисунков ребят "Что такое счастье?". Работа с литературным источником.

4. Познай людей и

самого себя.

"Закон". "Беззаконие".

Упражнение.

5. Наши добрые дела.

Нравственные качества, проявляемые в поступках.

Прозаический калейдоскоп.

6. "Достоинство".

"Достойный человек", "не уронить достоинства", "достоин похвалы" и др.

Проблемно-поисковая ситуация.

7. Уважая себя,

уважайте других.

Терпимое отношение к другим людям.

Ситуационная игра. Чтение отрывка рассказа В.Осеевой "Просто старушка".

8. Поделись радостью.

Умение делиться радостью с окружающими, делать приятное людям.

Игра.

                                                   

Раздел 4. Этика отношений в коллективе.

Цель: включить детей в осознание гуманистических принципов

отношений  друг  к другу.

Тема

Основные понятия

Технология

реализации

  1. "Ночной поезд"

Сплочение детей в группе

Игра

2. Когда на меня

оказывают

давление.

"Давление". Источники влияния и давления, положительные и отрицательные последствия.

Чтение и анализ рассказа "Розовое платье".

3. Твой друг.

Правила дружбы, важность истинных друзей в жизни человека.

Анкета.

4. Дружбой дорожить

умейте!

Товарищество, дружба. Доброжелательность, снисходительность, стремление понимать друг друга.

Игра - занятие.

5. Методика №2.

"Веер".

Определить уровень знаний учащихся

о коллективизме.

Опросник.

6. Товарищество и

дружба.

Умение поддерживать дружбу.

Этюд "Дружба".

7. "Терем-теремок".

Гуманизация  групповых   взаимоотношений.

Игра.

8. Я и МЫ. Работа

над понятием

"равноправие".

Помочь детям осознать себя частью целого, воспитывать чувство коллективизма.

Круговая беседа.

Содержание воспитательной деятельности

на 2012-2013 учебный год.

Раздел 1. Этика общения

Цель: прививать учащимся знания и навыки культуры поведения и общения с людьми.

Тема

Основные понятия

Технология

реализации

1. Познай себя.

Самопознание, самовоспитание.

Упражнения: «Цвет настроения», «Я рад с тобой общаться».

Анкета: «С тобой приятно общаться».

2. Сотвори себя сам

(Положительные и

отрицательные эмоции).

Поведение в разных ситуациях общения.

Упражнение - оценка.

3. Ярмарка достоинств.

Потребность гармоничного общения друг с другом.

Разговор по теме.

Тест: «Будь человеком».

4. Общение и его роль

в трудных жизненных

ситуациях.

Уровни общения людей.

Составление фраз-паролей общения.

5. Навыки общения.

Характеристика понятия «общение».

Ситуации ошибок ролевого общения.

6. Общение и уважение.

Характеристика понятия «уважение».

Беседа с игровым блоком.

7. Общение в жизни

человека.

Общение требуется каждому человеку, чтобы чувствовать себя человеком.

Тест-игра.

8. Объявление: «Ищу

друга».

Преодолевать барьеры в общении.

Тематический разговор, творческое задание.

Раздел 2. Этикет

Цель: продолжать знакомство детей с понятием ЭТИКЕТ,

вырабатывать  практические навыки поведения

за столом и в общественных местах.

Тема

Основные понятия

Технология

реализации

1.  Как вести себя

в школе.

Нормы культурного поведения в школе.

Ситуационная игра.

2. Этот удивительный

этикет  (Умеешь ли

ты выбирать и

дарить подарки?)

Культурные потребности, культура выбора и дарения подарков.

Инсценировка «День рождения».

3. Закон, по которому

мы живём. Устав

школы.

Основной закон школы.

Познавательно-развлекательная игра: «Брейн-ринг».

4. Посоветуемся с

зеркалом.

«внешний вид», «опрятность».

Беседа.

5. «Язык мой!».

«жаргон», «словечки», «нецензурные слова».

Обсуждение некоторых правил.

6. Что такое  «телефонный разговор».

Правила телефонного этикета.

Практикум.

7. Ура! Гости!

Правила приёма гостей.

Практикум.

8. Правила поведения в

библиотеке.

Практические навыки поведения.

Работа с литературным источником «Книжка про книжки» С. Маршак.

Раздел 3. Этика отношений с окружающими.

Цель: включить учащихся в осмысление принципов отношений

к окружающим, основанных на доброжелательности и уважении

другого человека.

Тема

Основные понятия

Технология

реализации

1. Уважение к человеческому труду.

Уважительное отношение

к человеческому труду, как высшей ценности.

Беседа.

Анкета: «Каждый выбирает на вкус».

2. Спешите делать добро.

Положительные черты характера, добрые отношения к людям.

Ярмарка  полезных советов.

Анкета: «Доброта».

3. Как воспитывать в себе сдержанность.

Уважительное отношени

к окружающим. Корригировать отрицательные реакции

на замечания.

Игра: «Перекрёсток мнений».

Психологическая игра: «За что я себя люблю, за что я себя ругаю».

4.  Дружба.

Поговорить о дружбе, перечислить важные для дружбы качества.

Ситуации.

Упражнение: «Продолжи предложение».

5.  Кого можно назвать другом?

Положительное и отрицательное влияние друзей друг на друга.

Упражнение: «Занимательный квадрат».

6. Учусь говорить «НЕТ!»

Основные способы и приёмы отстаивания собственной позиции и сопротивления давлению социальной среды.

Проблемно-поисковая ситуация.

7. Уважая себя,

уважайте других.

Терпимое отношение к другим людям.

Ситуационная игра.  Работа с литературным источником.

8. Культура разных народов. Что поможет людям различных

народностей жить в мире.

Воспитывать уважение к традициям и культуре разных народов.

Аукцион идей.

Раздел 4. Этика отношений в коллективе.

Цель: включить детей в осознание гуманистических принципов

отношений  друг  к другу.

Тема

Основные понятия

Технология

реализации

1. Дружный класс. Без агрессии.

О добрых  взаимоотношениях  в классе; о том, как важно уважать себя и других; о том, как не позволять обижать себя и других.

Примеры ситуаций.

Фрагменты к/ф режиссера Р. Быкова «Чучело».

2. Агрессия и агрессивное поведение.

Кто и почему чаще всего становится жертвой агрессии? За что дразнят.

Круговая беседа. Обсуждение фрагментов к/ф «Чучело».

3. Как улучшить взаимоотношения в классе. Принятие правил.

Правило крошки Енота.

Просмотр м/ф «Крошка Енот». Обсуждение и принятие правил всем классом.

4. Пойми меня.

Стимуляция поведенческих изменений.

Игра-шутка.

5. Мои проблемы.

Отработка навыков решения проблем.

Ситуационные игры.

6. Обиды. «Я обижаюсь, когда…»

Бесполезность накопления обид.

Игра-тренинг.

7. Критика.

Правильное реагирование на критику.

Игра-упражнение.

8. Методика №3. «Разложи картинки».

Нравственная сторона взаимоотношений в коллективе.

Опросник.

Содержание воспитательной деятельности

на 2013-2014 учебный год.

Раздел 1. Этика общения

Цель: прививать учащимся знания и навыки культуры поведения и общения с людьми.

Тема

Основные понятия

Технология

реализации

1. "Обычные поступки".

Культура общения.

Инсценировка.

2. Уверенное и

неуверенное

поведение.

Выработка уверенного поведения, негативного отношения к агрессии.

Ситуационная игра.

3. Общение в моей

жизни.

Значение общения в

жизни человека.

Тест-игра.

4. Барьеры общения.

Вербальные барьеры общения, поиск альтернативных вариантов.

Разыгрывание сюжетов.

5. Умение слушать. Тест: «Умеете ли вы слушать?».

«Слушать» и «слышать».

Урок вежливости.

6.Доброе слово о себе и других.

Воспитывать умение вести дискуссию.

Ситуационная игра, вопросы для обсуждения.

7. Обсуждаем, но не осуждаем

Коррекция недостатков характера – ябедничества, клеветы.

Решение ситуативных задач. Дискуссия.

8. Искусство спора.

Развивать навыки полемического общения.

Дискуссия.

Сюжетная игра.

Раздел 2. Этикет

Цель: продолжать знакомство детей с понятием ЭТИКЕТ,

вырабатывать  практические навыки поведения

за столом и в общественных местах.

Тема

Основные понятия

Технология

реализации

1."Хитрые" вопросы

этикета.

Умение встречать гостей.

Опросник.

2. Золотые правила

этики.

"Этика", "культура поведения".

Чтение и обсуждение рассказа "Бабочка".

3. Школа вежливых

наук.

Вежливость. Правила поведения в общественных местах.

Этикет в стихах.

4. Правила поведения

на школьном дворе.

Практические навыки поведения.

Работа с литературным источником «Совет наоборот Григория Остера».

5. Настоящий

мальчишка, какой он?

Самовоспитание воли, выносливости, силы и т.д.

Клубный час.

6. Красота от многих

болезней оберегает.

Умение отличать доброту от безобразных поступков.

Чтение и обсуждение сказки.

7.Осторожно! Двери закрываются!

Формировать способность взаимодействовать с другими людьми и получать от этого удовольствие.

Беседа по теме. Обыгрывание ситуаций.

8.Поделись с другим.

Коррекция активно-волевых дефектов; развивать навыки общения.

Сюжетно-ролевая игра.

Раздел 3. Этика отношений с окружающими.

Цель: включить учащихся в осмысление принципов отношений окружающим, основанных на доброжелательности и уважении  другого человека.

Тема

Основные понятия

Технология

реализации

1. Право на ошибку.

Помочь в осознании того, что каждый человек имеет право на ошибку и возможность исправить её.

Круговая беседа.

2. Живи в согласии с

другими.

"Сотрудничество", терпимость друг к другу.

Упражнение.

3. Подари другому радость.

Развивать симпатию к другому человеку.

Работа с литературным источником. Стихотворение М. Карена  «Радость».

4.Сочувствие и жестокость.

Коррекция недостатков характера – жестокости, зла, безразличия; развивать навыки анализа и самоанализа.

Тестирование. Решение проблемных ситуаций.

5.Чтобы стать человеком, надо любить других.

Формировать нравственное поведение в социуме, создавать условия для сознательного выбора поступка

Работа с литературным источником «Легенда о Ларра»

М. Горький

6.Я в мире, мир во мне.

Создавать условия для формирования в коллективе атмосферы добра и милосердия;

Дискуссия

о милосердии.

7.Подросток – характер, проблемы.

Формировать основы внутренней убеждённости в необходимости реализовать свои возможности в соответствии с нормами общества; развивать мотивацию достижений на основе самоанализа.

Круговая беседа.

8.Вместе веселее.

Формировать коммуникативные модели общения, взаимный интерес; выработать мотивы действий; коррекция настороженности, непонимания других.

Совместная трудовая деятельность.

Раздел 4. Этика отношений в коллективе.

Цель: включить детей в осознание гуманистических принципов

отношений  друг  к другу.

Тема

Основные понятия

Технология

реализации

1. Методика№3.

"Разложи

картинки".

Нравственная сторона взаимоотношений в коллективе.

Опросник.

2. Методика №4.

"Справедливость".

Выяснить правильность понимания учениками категории "справедливость".

Чтение рассказа "Чашка" с последующей беседой по вопросам.

3. Методика №7.

"Что важнее?"

Определить ценностно-ориентационное единство класса.

Анкета.

4. Критика.

Правильное реагирование

на критику.

Игра-упражнение.

5."Давайте жить

дружно!"

Развивать навыки позитивного социального поведения. Показать важность способности ладить с другими.

Игра-упражнение.

6.Методика №8.

"Наши

отношения".

Выявление степени удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни классного коллектива.

Опросник.

7.Я смогу, я сумею.

Коррекция воли; формировать волевые качества – настойчивость, самообладание; развивать навыки саморегуляции.

Тренинг

8.Подчиниться или не согласиться?

Коррекция недостатков характера – неустойчивости, противоречивости; развивать навыки анализа.

Тест – беседа. Беседа – рассуждение.

Приложение №1

Методы изучения нравственной воспитанности школьника.

(по Л.М.Фридману)

       При определении критериев уровней нравственной воспитанности  будем исходить из следующих положений:

1.Нравственная воспитанность человека характеризуется нравственными знаниями (понимание того, что значит быть нравственным), отношение к ним (стали ли эти знания потребностями и мотивами личности, вошли ли в систему её ценностных ориентаций и установок) и нравственным поведением (в какой степени эти отношения реализуются личностью в конкретных поступках и действиях).

2.В жизни человека его знания, отношения и поступки тесно связаны между собой, образуют единство, которое выражается в некоторых личностных качествах (коллективизм, добросовестность, самокритичность и т. д.).

3.Наличие у учащихся этих нравственных качеств можно считать критерием нравственной воспитанности.

    Уровень развития у школьников того или иного нравственного качества можно установить, изучив представления (знания) ученика о соответствующих этому качеству нравственных нормах, его отношение к ним, а также устойчивость в силу проявления этих отношений в конкретной деятельности. Соответственно могут быть выделены следующие уровни:

     1 уровень. Неясное, расплывчатое представление о нравственных нормах, составляющих основу нравственного качества.

     2 уровень. Знание нравственных норм, составляющих суть нравственного качества, но эти нормы не стали мотивами поведения личности, отношение к ним либо отрицательное, либо неопределённое (неустойчивое).

     3 уровень. Чёткое и правильное представление о нравственных нормах, определяющих структуру нравственного качества, активно-положительное отношение к ним со стороны личности, но недостаточно устойчивое проявление нравственного качества в поведении.

      4 уровень. Устойчивое проявление в поведении хорошо осознаваемого нравственного качества.

   

                Итак, для того чтобы установить уровень нравственной воспитанности школьника, надо прежде всего выяснить степень понимания им тех нравственных норм, которые определяют то или иное нравственное качество личности. Изучить нравственные знания можно с помощью анкет, интервью, бесед, а также используя специальные естественно-экспериментальные ситуации или задания.

                                                     

Методика № 1. « Что такое хорошо и что такое плохо?»

Цель: установить нравственные представления учащихся (о чуткости,

принципиальности, честности, справедливости,

дисциплинированности, ответственности).

Ход выполнения: Ученикам предлагается  в письменном виде

                                 привести хорошо известные им примеры:                                                                                

1.Совершенного тобой или кем-то другим принципиального поступка.                                                                                                          

2.Зла, сделанного тебе другими.                                                                      

3.Доброго дела, свидетелем которого ты был.                                                  

4.Совершенного кем-то бесчестного поступка.                                                              

5.Справедливого поступка твоего знакомого.                                              

6.Безвольного поступка известного тебе человека.                                            

7.Проявленной кем-то из твоих друзей безответственности.

Обработка полученных данных.

      Качественный анализ ответов учащихся позволяет определить степень сформированности у них   понятий о некоторых нравственных качествах, которая может быть оценена как:                                                      

 1) неправильное представление;                                                                        

 2) правильное, но недостаточно полное и четкое;                                      

  3) полное и четкое представление о нравственном качестве.

                                                                                                                                                                       

Методика №2. «Веер»                                                                                                      Цель: определить уровень знания норм и принципов нравственных      представлений.

      Ход выполнения: Учащиеся 7-9 классов отвечают на вопросы воспитателя, которые написаны на цветных листах бумаги, из которых составлен веер. Вытаскивая из «веера» по очереди листки, они предлагают свой вопрос всему классу, становясь ведущим на то время, пока обсуждается вопрос. Содержание вопросов может быть разным в зависимости от того, какие именно нравственные качества изучаются. Например, для того чтобы выяснить представления учащихся о таком важном качестве, как коллективизм, можно включить в «веер» следующие вопросы:

1.Что значит жить в коллективе и быть коллективистом?

2.Какие дела объединяют людей в коллектив?

3.Каким бы вы хотели видеть коллектив вашего класса?

4.Какие требования нужно выполнять каждому, чтобы по праву называться членом коллектива?

5.Кого из известных вам людей можно назвать настоящими коллективистами? Почему? Расскажите о них подробно.                                      

 Для изучения представлений учащихся о других нравственных качествах аналогичным образом можно составить соответствующую группу вопросов. 

        Обработка полученных данных. В ходе обсуждения воспитатель фиксирует высказывания детей, а затем проводит их анализ с точки зрения соответствия норм. При этом можно использовать ту же классификацию уровней, что и в предыдущей методике.                                                    

Методика № 3. «Разложи картинки».                                                                      Цель: выяснить, осознают ли дети нравственную сторону

взаимоотношений в предметной деятельности.

Ход выполнения. Каждому ребёнку даётся набор картинок, на которых изображены различные поступки детей. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых изображены хорошие поступки, с другой – плохие. Затем ребёнок объясняет, почему он считает одни поступки хорошими, другие – плохими. Сюжеты картинок подбираются в связи с конкретной задачей, выдвигаемой педагогом (т.е. в соответствии с исследуемым нравственным качеством).

     Обработка полученных данных. Все вопросы, замечания, высказывания, ответы и пояснения, а также особенности поведения учеников во время работы и последующей беседы записываются дословно и подробно. Их последующий анализ даст педагогу представление о восприятии детьми нравственных категорий, о понимании ими существа моральных понятий.                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                 

                                             

           Методика № 4. «Справедливость».

Цель: выяснить правильность понимания учениками категории

«справедливость».

Ход выполнения.

Вариант 1. «Чашка» (для младших школьников).

          Детям вслух читается рассказ «Чашка»: « В 5 классе было 25 ребят, а чашек было 24. Новеньких чашек с голубыми незабудками, с золотыми каёмочками по краям. А двадцать пятая чашка была совсем старая. Картинка на ней сильно стёрлась, и краешек в одном месте был чуть-чуть отбит. Никто не хотел пить чай из старой чашки, но она всё равно кому-нибудь доставалась.                                                                                                        - Хоть бы она скорей разбилась, противная чашка,- ворчали ребята. Но вот что случилось. Дежурной была девочка Лена, и всем она поставила новые чашки. Удивились ребята. А где же старая чашка? Нет, она не раскололась, не потерялась. Лена взяла её себе. На этот раз чай пили тихо, без ссор и слёз.                                                                 - Молодец, Лена, догадалась сделать так, чтобы всем было хорошо,- думали ребята. И с тех пор дежурные пили чай из старой чашки. Её так и называли «наша дежурная чашка».

  После чтения этого рассказа с учащимися проводится беседа по следующим вопросам:

 1.Как одним словом можно назвать поступок Лены?

 2.Выбери карточку со словом, которое наиболее точно говорит

    о поступке Лены. На карточках написаны слова «вежливо», «смело»,

    «справедливо», «скромно».

 3.О каком ещё справедливом поступке ты можешь рассказать?

                                                 

Вариант 2. «Содружество борцов за справедливость»

(для старшеклассников)

      Учащимся предлагается создать в классе содружество «борцов за справедливость».  Для этого необходимо сначала выработать кодекс правил, которым будут следовать члены содружества, и за которые они будут активно бороться. Правила должны быть направлены на достижение справедливых решений во всевозможных ситуациях, возникающих в среде учащихся. Каждый из членов содружества самостоятельно разрабатывает такой кодекс, а затем, после совместного обсуждения, определяют наиболее важные правила.

    Игра будет более интересной, если ввести в неё определенные ритуалы, атрибуты, придать ей таинственность, скрытность.

 

   Обработка полученных данных: Анализируя выработанные каждым школьником правила и их соответствие нравственным нормам, педагог может определить степень сформированности представления о справедливости. (Оценку уровня понимания можно дать, используя те же критерии, что и в методике № 1).

                                                                                                                                       

Методика № 5. «Наши отношения».

Цель: выявление степени удовлетворённости учащихся

различными сторонами жизни классного коллектива.

Вариант 1.

Ход выполнения. Учащимся предлагается по семибалльной шкале оценок (от “абсолютно удовлетворён, полностью согласен” – 7 баллов, до “абсолютно не удовлетворён, совершенно не согласен – 1 балл) ответить на вопросы анкеты (таблица №3). Можно выбрать один ответ. Ответы анонимы (см.таблицу №3).

 Обработка полученных данных. Вычисляются среднегрупповые показатели по каждому вопросу. Кроме того, можно вычислить и средний коэффициент удовлетворённости учащихся жизнью классного коллектива. Для этого достаточно просуммировать все индивидуальные показатели и поделить их на количество уч-ся принимавших участие в опросе. Коэффициент будет принимать значение от 7 (максимальное) до 1 (минимальное).

                                       

Вариант 2.

  Ход выполнения. Учащимся предлагается ознакомиться с 6 утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с их мнением. Всего проводится три серии. Опрос анонимный.

   

1 серия.

  1. Наш класс очень дружный и сплочённый.
  2. Наш класс дружный.
  3. В классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
  4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
  5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.
  6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

                                                   

2 серия.

  1. У нас в классе принято нести ответственность друг за друга. Все мы боремся за искоренение недостатков.
  2. В нашем классе недостатки и плохие поступки беспокоят большинство учащихся.
  3. В нашем классе виновные в нарушении дисциплины и лодыри осуждаются только активом класса.
  4. Наш класс в общем-то не обращает внимания на нарушителей дисциплины и лодырей. За свои поступки они отвечают только перед педагогами.
  5. Мы стараемся ”не выносить сор из избы”, т.е. делать так, чтобы о наших поступках как можно меньше знали педагоги.
  6. В нашем классе кто как хочет, так себя и ведёт. Мы особенно не обращаем внимания ни друг на друга, ни на требования педагогов.

3 серия.

1. В нашем классе принято помогать друг другу без напоминаний.

2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.

4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда заставляет учитель.

5. В нашем классе не принято помогать друг другу.

  Обработка данных: Каждая из трёх серий вопросов направлена на выявление различных сфер взаимоотношений учащихся в группе:

1 серия – взаимоприемлемость друг друга (дружба, сплочённость или, наоборот, конфликтность);

2 серия – взаимоответственность (или безответственность);

3 серия – взаимопомощь (или её отсутствие).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательное мероприятие на нравственно-этическую тему с применением технологии коллективно-творческой деятельности"Загляни в мамины глаза".

Воспитательное мероприятие на нравственно-этическую тему с применением технологии коллективно-творческой деятельности Загляни в мамины глаза Цели: Познакомить с праздником, который посв...

Взаимодействие школы и семьи направленное на создание общей воспитательной среды для нравственного развития детей

Родительское собрание на тему: Взаимодействие школы и семьи направленное на создание общей воспитательной среды для  нравственного развития детей....

Программа воспитательной работы по нравственному воспитанию "Мы все нужны друг другу"

Пояснительная записка   Воспитанный человек… Это понятие охватывает многие качества, в том числе и умение вести себя в обществе так, чтобы общение с окружающими было взаимно приятным и непринуж...

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ «Ты мне нужен»

Воспитанный человек…Это понятие охватывает многие качества, в том числе и умение вести себя в обществе так, чтобы общение с окружающими было взаимно приятным и непринужденным. В семье, на работе, в го...

Воспитательная программа духовно-нравственного направления «Уроки доброты и миролюбия»

Воспитательная программадуховно-нравственного направления«Уроки доброты и миролюбия»...

воспитательная программа по нравственно-эстетическому направлению «Воспитай в себе человека!» (на 2 года)

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственнос...

Программа "Планета физически и нравственно здоровых ребят"

ЦЕЛЬ:   формирование здорового образа жизни ребенка, на основе повышения уровня знаний о физическом, психическом, нравственном здоровье и выработки поведенческих навыков,  сохраняющих з...