Использование самомассажа в логопедической работе с детьми ЗПР.
статья на тему

Шикарева Олеся Сергеевна

Данная статья адресована учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям, работающим с детьми с задержанным развитием. В ней рассказывается о самомассаже, который оказывает благоприятное воздействие на организм человека, а так же даны практические рекомендации для его проведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_saomassazha.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

Использование самомассажа в логопедической работе.

Шикарева О.С.

Учитель-логопед ОКОУ «Обоянский центр»

 

     В современных условиях, связанных с качественным изменением состава детей в дошкольных учреждениях возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса. В нашем учреждении, ОКОУ «Обоянский центр» прибывают дети, которые имеют заключения: системное недоразвитие речи (разной степени тяжести) при задержанном развитии с минимальными дизартрическими нарушениями. Поэтому в своей работе мы используем самые разнообразные методы и средства развития не только речевых возможностей ребенка, но и интеллектуальных. Одним из таких средств является самомассаж.

     Логопедическим массажем занимаюсь 3 года и считаю, что за этой методикой огромное будущее. Его благоприятное воздействие на организм человека (как местное, так и общее) отмечают многие авторы (А.А. Бирюков, В.И. Васичкин и др.). При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов.

     Массаж позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга.

     Родителей нужно специально обучать приемам логопедического массажа лица и языка. Это дает возможность в более быстрые сроки подготовить ребенка к постановке звуков. А детей следует обучать элементарным приемам самомассажа.

     Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией,  это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.

     Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц, повышение активности мозга.

     Нами были подобраны упражнения для детей дошкольного возраста, которые комплексно могут влиять на развитие речи и интеллектуальных возможностей ребенка. Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, многие массажные комплексы проводятся со стихотворным текстом.Обучая детей самомассажу, логопед показывает каждый приём на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный приём самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля, а затем и без него. Когда приёмы будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или тихую музыку. Процедура самомассажа проводится в игровой форме. Самомассаж  может проводиться детьми после утренней гимнастики, занятия по релаксации, дневного сна. Самомассаж может быть включён в логопедическое занятие, при этом приёмы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.

     1.Общий самомассаж мышц головы, шеи, туловища (можно включать как физминутку). 

- «Ёжик»

 На комод забрался ежик

 У него не видно ножек.

 У него, такого злючки,

 Не причесаны колючки:

 И никак не разберёшь-

 Щетка это или ёж?

Тут и мыло подскочило,

И вцепилось в волоса,

 И юлило, и мылило, и кусала как оса.

 А от бешеной мочалки,

 Я помчался как от палки,

 А она за мною мчится,

 И кусает как волчица.

- «Барашек»

 Нет, барашек, ты не прав!

 Не показывай свой нрав.

 Гребешок скорей возьми

 И кудряшки расчеши.

     2. Самомассаж пальцев рук.

Самомассаж пальцев рук улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снять напряжение, улучшает работу головного мозга.  Психоневрологи советуют всю интеллектуальную нагрузку давать только на фоне «разогретых рук».

- Упражнения в сухом бассейне, с су-джоком, с грецкими орехами…

- Кинезиологические упражнения: «Ладонь – кулак», «Игра на пианино», «Колечки».

- «Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,

Мерзнут ручки –ой, ой,ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

- «Точим ножи» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз.

Ножик должен острым быть.

Будем мы его точить,

Чтобы чистил нам морковку

И картошку на готовку.

     3.Самомассаж мышц лица (щёк, губ).

Он благоприятно воздействует на организм человека. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи  и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов.

- Наши щёчки не простые (погладить ладонями щёки сверху вниз).

Наши щёчки золотые (с некоторым усилием потереть щёки круговыми движениями).

Смышлёные (слегка пощипать щёки)

Учёные (пальцевой душ)

Замечательные (погладить ладонями щёки в направлении сверху вниз).

- Самомассаж с помощью теннисных мячиков, бигудей.

- Артикуляционные упражнения – как приёмы самомассажа:

Надуй и сдуй шарик - надуваем и сдуваем щеки,

Загони мяч в ворота — языком надавливаем в одну щеку, затем в другую,

Салют – надуваем щёки воздухом и слегка ударяем по ним кулаками – воздух с шумом вырывается наружу.

 Пароход – сжать губы, надуть щёки, затем выпустить воздух через губы, произнося звук «П».

Рыбка – несколько раз подряд широко открывать, а затем быстро закрывать рот, надувая щёки. В результате будут слышны тихие хлопки, издаваемые запираемым во рту воздухом.

     4.Самомассаж губ:

Упражнения для укрепления губ:

Дразнилка — указательным пальцем перебирать по губам, произнося при        этом звук, похожий на «Б-Б-Б…

Индейцы – широко открываем рот, произносим звук «А» и одновременно похлопываем ладонью по рту, то открывая, то прикрывая его.

 Нарисуй дорожки  – проводим кисточкой с мягким ворсом по губам малыша.

Расчеши губки – слегка прикусываем нижнюю губу и несколько раз скоблим её верхними зубами, как бы причёсывая. Затем прикусываем верхнюю губу и поскоблим её нижними зубами.

Упражнение с пуговицей ( при слабой круговой мышце губ) - 2 пуговицы размером 25-30 мм. Соединить  шнуром и расположить на расстоянии  15-18 см. Одну пуговицу ребёнок  захватывает  губами, другую берёт правой рукой, натягивает шнур 2-3 раза в день по 10 раз.

     5.Самомассаж мышц языка.

Данный прием можно рассматривать и как часть активной гимнастики.

- Поглаживание языка губами, пошлепывание языка губами, поглаживание языка зубами, покусывание языка зубами.

- Массаж  зубной щёткой.

- Массаж горошинами —  переворачивать во рту фасоль, горох… рекомендуется при малоподвижном, паретичном (вялом)  языке.

- Перекатывать во рту виноградинку, стараться не раздавить её.

- Облизывать ложку, начиная с большой (работает вся поверхность языка), затем уменьшая её размер до десертной (тонкие дифференцированные движения языка).

     6. Аурикулярный массаж.

     Массаж ушных раковин помогает лучше работать и развиваться всем системам организма,  усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности ребенка.

- Раз, два, три, четыре, пять-

Будем с вами мы играть.

Есть у ушка бугорок

Под названьем «козелок».

Напротив ушко мы помнем

И опять считать начнем.

Раз, два, три, четыре, пять-

Продолжаем мы играть.

Сверху в ушке ямка есть,

Нужно ямку растереть.

Раз, два, три, четыре, пять-

Продолжаем мы играть.

Из ушка к верхушке

Дорожка идет,

По этой дорожке

Наш пальчик пройдет.

Погладим ее мы,

Чтоб гладкой была…

И дальше продолжилась

Наша игра.

Снизу в ушке ямка есть,

Нужно ямку растереть.

Раз, два, три, четыре, пять-

Продолжаем мы считать.

Ушкам отдыхать пора.

Вот и кончилась игра.

- Поглаживание ушных раковин.

     Таким образом, использование приёмов самомассажа при коррекции звукопроизношения, помогает в работе логопеда, заинтересовывает детей, так как проводится в игровой форме, подготавливает речевой аппарат малыша и развивает речь.

Использованная литература:

  1. Е.А. Дьякова «Логопедический массаж» —  М.: Издат. центр «Академия», 2005.
  2. А.А. Бирюков «Самомассаж для всех и каждого» - М., 1987.
  3.  М. Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие» — М.: ТЦ Сфера, 2003.
  4. Е.Н. Краузе «Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста» —  СПб.: КОРОНА принт;  М.: Бином Пресс, 2005.
  5. О.А Новиковская «Весёлая зарядка для язычка» —  М.: АСТ, СПб.: Сова, 2010 г.
  6. Поваляева М. А. «Полный справочник. Настольная книга логопеда» — М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых приемов в логопедической работе с детьми.

Работая в логопедической группе, мы проводили исследование: возможна ли передача новых знаний детям старшего дошкольного возраста через игру, и каково усвоение детьми этих новых для них знаний. Хотело...

презентация Использование ИКТ в логопедической работе с детьми с задержкой психического развития

презентация Использование ИКТ в логопедической работе  с детьми с задержкой психического развития...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья рассматривает вопросы здоровьесберегающих технологий в практике учителя-логопеда...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Описание приемов работы с мнемотаблицами на занятиях по развитию связной речи с целью совершенствования монологической речи у дошкольников. Раскрываются основные понятия мнемотехники....

Использование ИКТ в логопедической работе с детьми через мультимедийные презентации

Данный  педагогический опыт работы разрабатывался в течении  трех лет и апробировался на базе двух образовательных организаций.г. Тула - дети дошкольного возраста (учитель-логопед Цинс...

Использование инновационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Игровой самомассаж»

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от...