Учебно-методическое пособие по дифференциации звуков
учебно-методическое пособие на тему

Полихович Татьяна Борисовна

Данное пособие удобно использовать и на занятиях в кабинете и как рекомендации для совместных занятий родителей с детьми дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Дифференциация звуков168 КБ

Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ «Р»-«Л»

Задание № 1. Дифференциация «Р»-«Л».

Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.

ра – ла           ро – ло             ру – лу           ры – лы

ря – ля           рё – лё             рю – лю         ри – ли

ре – ле           ла – ра             ло – ро           лу – ру

лы – ры         ля – ря             лё – рё            лю – рю

ли – ри          ле – ре

ар – ал           ор – ол             ур – ул           ыр – ыл

яр – ял           ёр – ёл             юр – юл         ир – ил

ер – ел           ал – ар             ол – ор           ул – ур

ыл – ыр         ял – яр             ёл – ёр            юл – юр

ил – ир          ел – ер

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Упражнение № 2.

Звуки «Р-Л», их характеристика.

1.Слушаем и выделяем общий звук в словах: рысь, ворота, мир  

Произнесите перед зеркалом звук «Р». Кончик языка поднимается за верхние зубы, прижимается к ним, вибрирует и мешает воздуху выходить изо рта.

2.Слушаем и выделяем общий звук в словах: лампа, белка, пенал.

Произнесите перед зеркалом звук «Л». Кончик языка поднимается за верхние зубы, прижимается к ним и мешает воздуху выходить изо рта.

3.Чем похожи эти звуки? (согласные, твердые, звонкие).

Чем отличаются? («Р»-язык за верхними зубами вибрирует, «Л»-язык за верхними зубами)

Развитие фонематического восприятия.

- Инструкция:   Хлопните в ладоши, когда услышите звук «Р»:

ра, ро, ла, ру, ло, ры, лы

- Инструкция:  Хлопните в ладоши, когда услышите звук «Л»:

продавец, пограничник, лампа, ландыш, разведчик, пловец, врач, ворона, топор.

Задание № 2. Дифференциация «Р»-«Л».

Упражнение № 1.

Произносить (читать) слова.

Рад – лад, рак – лак, рама – лама, рамка – лавка, Кира – Мила, Юра – юла, Мара – мала, Ира – била, краса – глаза, игра – игла, враг – флаг, грач – плач, парады – палаты, рот – флот, рожь – ложь, рожки – ложки, ров – лов, рос – колос, роза – лоза, Пров – плов, трон – слон, крот – плот, крошка – плошка, Прошка – плошка, пирог – пилот, ручка – лучше, рубка – голубка, шуруп – тулуп.

Ручей – лучей, прорубь – голубь, беру – пилу, выручать – получать, пруд – плут, рука – Лука, рыбка – улыбка, топоры – столы, комары – малы, серый – белый, горы – скалы, бурый – алый, игры – иглы, добрый – тёплый, укрыть – уплыть, метры – мётлы, моря – поля, моряк – поляк, горят – болят, Боря – Поля, Варя – Валя, варят – валят, крякать – слякоть, тряпка – лямка.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 2.

Автоматизация и дифференциация звуков «Р-Л».

В слогах.

Инструкция:   Повторите за мной:

вра-вла, вра-вра-вла, гра-гла, гра-гла-гла, кла-кра, кла-кра-кла, пла-пра.

В словах и предложениях по картинкам. Любые картинки в названии которых есть звуки «Р» и «Л».

Инструкция:   Разложите картинки для детей Ромы и Луше: «Р», «Л».

Скажите, что и кому вы дарите. (Я дарю Роме рубашку.)

Задание № 3. Дифференциация «Р»-«Л».

Упражнение № 1. Произносить (читать) слова.

Берись – хвались, варить – валить, дарить – удалить, море – поле, перец – палец, серенький – беленький, дар – дал, бар – бал, пар – пал, жар – жал, вар – вал, стар – спал, пожар – стал, жарко – пожал, парта – палка, картон – балкон, комар – поймал, барка – балка, бор – вол, хор – кол, укор – укол, горка – холка, корка – колко.

Горит – болит, сорить – солить, говорить – повалить, парить – палить, шарить – шалить, жарить – жалить, речь – лечь, рейка – лейка, речка – колечко, норка – полка, топор – пол, упорный – полный, горчица – волчица, бурка – булка, ковёр – повёл, боксёр – вошёл, призёр – пришёл, костёр – котёл, шахтёр – новосёл.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 2.

Игра «Закончи слово».

Инструкция:   Я произнесу начало слова, а вы закончите его, добавив слог «ЛА» или «РА»:

шко (ла), шку (ра), иг (ра, ла), пи (ла), жа (ра), пасти (ла), ик (ра), детво (ра), ска (ла), ды (ра).

Игра «Найди 2 звука»

Инструкция:   Хлопните в ладоши, если в одном слове услышите звуки «Р-Л»:

крокодил, мыло, мармелад, рулон, картон, крыло, сверло, ухо, рычал, журнал, карнавал, рыболов, стол, рассол, играл.

Задание № 4. Дифференциация «Р»-«Л».

Упражнение № 1. Произносить (читать) слова.

Тёрка – тёлка, бирка – вилка, жир – жил, мир – мил, пир – пил, мерка – белка, сер – сел, бел; жарь – жаль, ударь – удаль, угорь – уголь, зорька – полька, гирька – килька, горько – только, перья – колья, пузырь – бутыль, бурьян – тюльпан, богатырь – костыль.

Произносить (читать) предложения.

Проворонила ворона воронёнка. Наловил Валерий полведра форели. Угостил форелью Дарью и Лукерью. Малина манила Марину и Милу, Марине и Миле малина мила. Улов у Поликарпа – три карася, три карпа. По небу голубому проехал грохот грома. Среди белых голубей скачет шустрый воробей. Съел Валерик вареник, а Варюшка – ватрушку.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 2.

Игра «Угадай профессию».

Инструкция:   Составьте слово по первым буквам слов, которые я произнесу:

ворона- ракета-астра-чайка (врач),

куры-лампа-обувь-улитка-ножик (клоун),

пушка-вата-аист-рыба (повар).

Задание № 5. Дифференциация «Р»-«Л».

Упражнение № 1. Произносить (читать) слова.

Ларь, литр, роль, руль, брал, прял, грел, рояль, орёл, апрель, лавры, лагерь, люстра, слесарь, рельсы, грелка, прялка, тарелка, кресло, зритель, рослый, горло, кролик, рыхлый, зеркало, брали, крыло, картофель, ныряли, играли, боролись, прыгали, смотрели, маляр, столяр, рулет, рулон, рассол, ларёк, крыло, стрела, рублю, Лариса, Валерий, Лукерья, форель, карлик, кастрюля.

Произносить (читать) предложения.

Брат надел халат. Мара и Мила пололи огород. Он – отважный верхолаз, в небе он не первый раз. Свалим это сухое дерево, разведём костёр и сварим уху. Я спешу на урок в первый класс. Сегодня за парту сажусь в первый раз. Стебель рос и вырос в колос. Заскрипело в ручке старое перо. Сверкают на морозе у саней полозья. Сохнет светлая роса, звонки птичьи голоса. Разум силу победит.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 2.

Словообразование относительных прилагательных от существительных.

Береза (сок, лес, ветка, роща)

Слива (сок, компот, крем)

Орех (варенье, куст, скорлупа)

Арбуз (сок, компот, крем)

Гриб (соус, суп, дождь, пирог)

Яблоко (сок, компот, крем)

Огурец (крем, рассол, салат)

Лимон (сок, компот, крем)

Абрикос (сок, компот, крем)

Апельсин (сок, компот, крем)

Задание № 6. Дифференциация «Р»-«Л».

Упражнение № 1. Произносить (читать) слова.

Вертолёт, напролёт, рыболов, мармелад, карусель, акварель, уронил, просили, выручали, закрыли, леопард, лекарство, лесоруб, глухарь, словарь, календарь, журнал, бурливый, говорливый, крикливый, правило, верблюд, превратили, Волгоград, Карелия, Урал, иллюстрация, генерал, карнавал, пробел, прогулка, проволока, рубль, корабль, журавль, вермишель, километр, спортзал.

Произносить (читать) предложения.

Снесла курочка яичко не простое, а золотое. Испугали друг друга олень и лось. Бегут врозь олень и лось. У Веры ручка лучше, чем у меня. По полям бегут ручьи, на дорогах лужи. Прилетели голуби, сели возле проруби. Не заметил я, как вдруг из кошёлки выпал лук. Зайка летом серый, а зимой белый. Куда ни глянь – везде скалы и горы. Белые бараны били в барабаны.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 2.

Игра «Домик» (Картинки со звуками «Р», «Л» в начале, середине и конце слова)

Инструкция:   Расставьте картинки в домике: Этажи: 1-й со звуком «Л», второй - «Р»; подъезды:1- звук в начале слова, 2-й – в середине, 3-й в конце слова.

Задание № 7. Дифференциация «Р»-«Л».

Упражнение № 1. Произносить (читать) предложения.

«Вот вам золотая рыбка», - дед сказал с улыбкой. Мыло серо, да моет бело. Просо полоть – руки колоть. Рад бы заплакать, да смех одолел. Горька работа, да хлеб сладок. Что с возу упало, то пропало. Иголка, иголка, ты остра и колка. Суп надо солить, на пол не надо сорить. Суп надо сварить, дерево надо свалить. Дело мастера боится. За морем телушка полушка, да рубль перевоз.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Выучить стихотворение.

Говорит слонихе слон:

- С детства я люблю бульон.

Сто кастрюлек съел бы сразу,

Но не пробовал не разу.

(В. Нестеров)

Упражнение № 2.

Инструкция:   При повторном прочтении закончите фразы:

«Буратино взял…(топор). И пошел чинить…(забор).

Видит он – стоит…(машина). Но машина – без…(бензина).

Влил бензин он в…(мотор). И наехал на…(забор).

Тут Тортилла…(прибежала). Буратино…(отругала)»

Инструкция:   Назовите предметы про которые можно сказать:

белый, белая, белое, белые; красный, красная, красное, красные.

Инструкция:   Произнесите эти словосочетания ласково, например: белая лапа – беленькая лапка (лапа, панама, туфли, стол, халат).

Задание № 8. Дифференциация «Р»-«Л».

Упражнение № 1. Произносить (читать) предложения.

Сражайся смело за правое дело. Мал золотник, да дорог. Ворона хоть за море летала, а всё белой не стала. Орёл на горе, перо на орле. Журавли курлыкают: курлы, курлы, курлы. А коты мурлыкают: мурлы, мурлы, мурлы. Толст тот, кто ест торт. Лара у Вали играет на рояле. Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 2.

Пересказ рассказа.

Инструкция: Я прочитаю рассказ. Послушай внимательно и перескажи.

Чтение рассказа.    «Собака-санитар».

Солдат был тяжело ранен в ногу. Он потерял много крови, упал и долго лежал без сознания. Когда он очнулся, то услышал: кто-то рядом фыркает. Раненый солдат увидел собаку. Собака радостно залаяла. Это была собака-санитар. На спине у нее была санитарная сумка с красным крестом. В ней были лекарства, бинты…

Раненый открыл сумку, достал бинт, йод, обработал и перевязал рану. Собака убежала и скоро вернулась с санитарами.

Раненого положили на носилки и доставили в госпиталь. Скоро солдат выздоровел. Так собака-санитар спасла раненого солдата.

Пересказ рассказа.

Задание № 9. Дифференциация «Р»-«Л».

Упражнение № 1. 

Произносить (читать) предложения.

Соловей месяц поёт, а ворона круглый год каркает. Трус на словах храбр. Пока шёл спор, забрела свинья во двор. Человек не орех, сразу не раскусишь. Апрель с водой, а май с травой. Эй, карась, в лаз не лазь, а то застрянешь в лазе, карась. Летели три вороны: черны, пестроголовы. Фадей не робей, робких жизнь не любит. На луну пора слетать! До неё рукой подать.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Выучить потешки.

Ворон на трубе гудел на зелёной липке,

А соловушка запел, заиграл на скрипке.

Ванна, Ваня – простота

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперёд

И поехал в огород.

Упражнение № 2.

Из рассказа Л.Н. Толстого “Хотела галка пить”.
Инструкция: Послушайте рассказ. Я прочитаю его второй раз, вы поднимете в карточку, когда услышите звук “л”.
Материал: Рассказ.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на самом дне. Галка никак не могла достать. Скакала она, скакала - все без толку. И стала галка кидать в кувшин камушки. И накидала столько, что вода поднялась и галка смогла напиться.
8.Пересказ рассказа “Хотела галка пить”.
а/
 Вопросы к рассказу.
Что хотела галка? Что стояло на столе? Столько в кувшине было воды? Что придумала галка? Что произошло с водой? Что сделала галка?
б/ Повторное чтение. Пересказ. 
Инструкция: Я еще раз читаю текст, а вы его перескажете.
9. Упражнение в преобразовании глаголов настоящего времени в прошедшее.
Инструкция: Я вам говорю, что происходит сейчас, а вы как будто это происходило давно.
Материал: Галка хочет пить - ...хотела...
Галка пьет воду из кувшина -
...пила... 
Галка скачет около кувшина - ...скакала... 
Галка кидает камушки в кувшин - . . . кидала...
10. Упражнение в подборе родственных слов.
Инструкция: Поиграем с галкой. Я начинаю предложение и показываю действие, вы говорите действие. Галка по небу..., галка к клетке..., она в клетку..., из клетки...,
вокруг клетки..., через клетку..., из клетки...
Лексика: летела, подлетела, влетела, вылетела, облетела, перелетела, отлетела, улетела.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ «С»-«Ш»

Задание № 1. Дифференциация «С»-«Ш».

Упражнение № 1.

Произносить (читать) слоги.

ша – са         шо – со         шу – су          шы – сы

са – ша         со – шо         су – шу          сы – ши

аш – ас         ош – ос         уш – ус          ыш – ыс

яш – яс         иш – ис         еш – ес          ас – аш

ос – ош         ус – уш         ыс – ыш        яс – яш

ис – иш         ес – еш

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Упражнение № 2.

Дифференциация звуков С-Ш.

1.Слушаем и выделяем общий звук в словах: шкаф, шина, шляпа.

Какой звук вы услышали? Какое положение занимают губы, язык? (губы-овал, язык-чашечка)

2. Слушаем и выделяем общий звук в словах: слон, песок, лес.

Какой звук вы услышали. Какое положение занимают губы, язык? (губы-улыбка, язык-лежит внизу)

Развитие фонематического восприятия.

Инструкция:  Поднимите руку, если услышите звук «Ш», хлопните в ладоши, если услышите «С»: шу, са, со, ша, жа, за, шо, сы, ши, ош, ос; спорт, штора, стол, страна, шнурок, кресло, краска, матрешка, крошка, карандаш, пес, рубашка, матрос.

Автоматизация и дифференциация звуков «С-Ш».

Инструкция:  Повторить: са-ша, со-шо, спа-шпа, шта-ста, сла-шла.

Инструкция:  Игра «Наоборот»:

СА-ша, ШО-со, СУ-шу, АС-аш, ОШ-ос, УС-уш;

Задание № 2. Дифференциация «С»-«Ш».

Упражнение № 1.

Произносить (читать) слова.

Шапка – сайка, решать, тесать, мешать – писать, лошадка – посадка, шалун, салют, шахтёр – сапёр, шалаш – салат, шалфей – салфетка, мешок – лесок, пушок – кусок, вершок – песок, ремешок – носок, шорох – сóрок, мышонок – спросонок, шутки – сутки, шумно – сумка, пишу – несу, пашу – пасу, пляшу – плясун, шуметь – суметь, уши – усы, каша – касса, пошёл – посол.

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 2.

Игра «Магазин игрушек».

Инструкция:  На полках в магазине много игрушек. Расставь игрушки в названии которых есть звук «С» наверх, «Ш» - вниз.

     

     Подбор предметов к признакам.

Инструкция:  Про что можно сказать:

Пушистый, -ая, -ое, -ые

Смешной, -ая, -ое, -ые

Душистый, -ая, -ое, -ые

Задание № 3. Дифференциация «С»-«Ш».

Упражнение № 1.

Произносить (читать) слова.

Шитый – сытый, мыши – крысы, ширь – сыр, шип – сыпь, шило – сила, решил – спросил, ваш – вас, наш – нас, башня – басня, страшный – красный, кашка – каска, чашка – часто, пашня – паста, рубашка – колбаска, грош – рос, пошла – росла, камыш – кумыс, Яшка – ясный, клюшка – люстра, Маша – масса, мышь – мыс, нож - нос.

Пешки – песни, мешки – мести, мишка – миска, вишня – виснет, стишки – тиски, стриж – рис, шляпа – слякоть, шмель – смел, шторы – сторож, шпалы – спали, кушай – кусай, шея – сею, рожь – рос, шок – сок, крыша – крыса, Машка – маска, спишу, слышу, слишком, насмешка, шанс, шесток, пастушок, посошок, нашествие.

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 2.

Изменить слова по образцу: просить – я прошу. Произносить слова парами.

Писать -…, чесать -…, носить -…, спросить -…, месить -…, откусить -…, красить -…, струсить – …, взвесить -…, плясать -…, косить -…, расспросить -….

Выучить стихотворение.

Мышка.

Мышка сушек насушила,

Мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали,

Мышки зубки поломали

Задание № 4. Дифференциация «С»-«Ш».

Упражнение № 1.

Произносить (читать) слова.

Саша, суша, сушки, шест, шесть, свыше, шерсть, шалость, спешка, шелест, слушать, слышать, Сашенька, старший, расшумелась, страшно, солнышко, стёклышко, шоссе, смешок, смешинка, скошу, смешу, спешу, сушить, смешить, спешить, стишок, смешно, несёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, машинист, послушный, бесшумный, сынишка, трусишка, старушка, путешествие.

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 2.

    Придумывание загадок о предметах

Инструкция: Будем придумывать загадки.

Сначала я вам загадаю загадки, потом вы мне. 

Описываем предмет и что с ним можно делать, не называя предмет.

«зеленый, желтый, красный, сухой, осенний» - лист

«пушистый, шерстяной, вязаный, теплый» - свитер

«шелковое, нарядное, красивое, летнее» - платье

«мягкий, пушистый, легкий, воздушный» - пух

Задание № 5. Дифференциация «С»-«Ш».

Упражнение № 1.

Произносить (читать) предложения.

У Саши машина, у Сашеньки босоножки. Саша шла со старушкой, паша – трусишка, страшно ему. Кошки сидят на окошке и греются на солнышке. Испугался петушок, упал с крыши на шесток. Сквозь цветное стёклышко я взглянул на солнышко. Шесть котят есть хотят. Расшумелись на опушке сойки и кукушки. По шоссе с шумом несутся машины. Серая кошка сидит на окошке. Шапкой Саша шишки сшиб, получил на лбу ушиб. Мама дала Саше сыворотку из-под простокваши. У Симы – шишки, у Сани – шашки. По шоссе идёт сапожник.

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 2.

Посчитай до пяти:

Одна сушка, две сушки………………...пять сушек.

Одна старушка………………………………………

Один пастушок,……………………………………..

Упражнение № 2.

Игра «Домик» (Картинки со звуками «С», «Ш» в начале, середине и конце слова)

Инструкция:   Расставьте картинки в домике: Этажи: 1-й со звуком «С», второй - «Ш»; подъезды:1- звук в начале слова, 2-й – в середине, 3-й в конце слова.

Задание № 6. Дифференциация «С»-«Ш».

Упражнение № 1.

Произносить (читать) предложения.

Кошка спит, а мышку видит. Куст шуршит – косой мимо спешит. Поспешишь – людей насмешишь. Наш кот у нас, ваш кот у вас. Как постелешь, так и поспишь, руки не протянешь, с полки не достанешь, ешь – не кроши, съешь – не проси. Не поднимай нос: споткнёшься. Кашу маслом не испортишь. Не спеши судить – спеши выслушать. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Удобришь землицу – снимешь пшеницу.

Оса летит, оса жужжит, Саша от неё бежит. В лесу слышен шелест листьев. Слышу свист суслика. Тишину нарушил шелест камыша. Скоро поспеют сливы и груши.

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 2.

  1. Подбор рифм.

Инструкция:  Подберите к моим словам другие слова, с похожими окончаниями: шина – машина, кошка – мошка, лягушка – подушка, мушка – пушка, мышка – мишка.

Инструкция: Я буду читать вам перепутанные стихи, а вы слушайте и сразу исправляйте ошибки:

С другом мы играли в чашки…….

Пили чай из белой шашки……….

Шашки

чашки

В воздухе летала кошка

Молоко лакала мошка

Мошка

Кошка

Вылезла из норки шишка

На нее упала мышка

Мышка

Шишка

На столе стояла кошка

На полу сидела плошка

Плошка

кошка

Под кустом сидели шишки

На сосне висели мышки

Мышки

Шишки

Задание № 7. Дифференциация «С»-«Ш».

Упражнение № 1.

 Произносить (читать) и пересказывать текст.

Овсяная каша.

Маша, Соня и Саша едят овсяную кашу. Маша и Соня кушают хорошо, а Саша стал шалить. «Сашину овсяную кашу отдадим мы кошке нашей», - шутят Маша и Соня. Саша испугался и съел всю кашу.

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Выучить стихотворение.

Мышка.

Мышка сушек насушила,

Мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали,

Мышки зубки поломали.

Упражнение № 2.

Закрепление словообразования сущ-х, обозначающих лиц по их занятиям:
Инструкция:  Образуйте новое одно слово из двух, составьте предложения с образованными словами, разделите их на слова.

играет в шахматы шахматист          играет на баяне              

играет на гармони                              играет на аккордеоне                         играет на пианино—                              играет на гитаре—

играет в волейбол                             играет в баскетбол        

 играет в хоккей—                                  работает на машине—                           работает на такси                               поднимает штангу

Задание № 8. Дифференциация «С»-«Ш».

Упражнение № 1.

Пересказ сказки.

1.Чтение (рассказывание) сказки К.Д. Ушинского “Бишка”:
А ну-ка, Бишка, прочитай, что в книжке написано!  Понюхала собачка книжку  да  прочь пошла.
Не мое,— говорит,— дело книжка читать; я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу, поноску тащу,— будет с меня и этого.

2.Беседа по содержанию сказки:
О чем попросили Бишку?
Что сделала Бишка?
Как ответила Бишка, когда ее попросили прочитать
 книжку?
Какие же дела есть у Бишки?
Припомните ответ Бишки.
Чему нас учит эта сказка?
Вывод:  Каждый должен заниматься своим делом, которое он умеет хорошо делать.
3. Повторное чтение и пересказ сказки детьми по данному плану:
1. Задание Бишке.  2. Отношение Бишки к чтению.  3. Рассказ Бишки о своих делах.

Упражнение № 2.

Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ушк-, -юшк-, -ышк-...

Игра “Назови ласково”:

зима зимушка

крыло

сторона

бревно—

хозяйка—

тетя

кума—

кол—

голова—

горе—

корова—

дядя—

голубка

воля

борода

воробей

штаны

горло

стекло—

хлеб—

мать—

солнце

ворона

перо

камень—

изба—

батя—

медведь

трава

зерно

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ «З»-«Ж»

Задание № 1. Дифференциация «З»-«Ж».

Упражнение № 1.

Произносить (читать) слоги.

жа – за         жо – зо         жу – зу          жы – зы

за – жа         зо – жо         зу – жу          зы – жи

же – зе         зе – же         езли – ежли

ажна – азна          ожан – озна            ужно – узно

ижма – изма         ежли – езли            азна – ажна

озда – ожда          узда – ужна            изма – ижма

Следить за тем, чтобы звуки [ж] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [ж] и [з] произносить длительно.

Упражнение № 2.

Звуки «З-Ж», их характеристика.

1.Слушаем и выделяем общий звук в словах: жарить, сажа, ножи  

Произнесите перед зеркалом звук «Ж».

Кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними узкая щель. Горло вибрирует.

2.Слушаем и выделяем общий звук в словах: замок, козлик, роза.

Произнесите перед зеркалом звук «З».

Кончик языка  за нижними зубами, губы в улыбке, почти сжаты, горло вибрирует.

3. Чем отличаются? («Ж»-язык за верхними зубами, губы округлены, «З»-язык за нижними зубами, губы в улыбке)

Развитие фонематического восприятия.

Инструкция:   Запишите только букву «З» или «Ж», какую услышите в словах: жарить, звонить, лежать, нажимать, вязать, ползать, сажать, грузить, сказать, кружить, дружить, зеленый, желтый, важный, жадный, капризный.

Задание № 2. Дифференциация «З»-«Ж».

Упражнение № 1.

Произносить (читать) слова.

Жал – зал, пожар – базар, жара – заря, жалей – залей, баржа – база, держать – дерзать, лужайка – зайка, лежать – лизать, сажать – сказать, бежать – вязать, жакет – закат, лёжа – берёза, Жора – Зоя, лужок – узор, стожок – возок, флажок – глазок, должок – дозор, жук – зуб, прыжок – разок, вяжу – везу, гляжу – внизу.

Ножи – тазы, жидкий – зыбкий, жир – пузырь, ежи – возы, кожи – козы, рыжий – сизый, ёжики – языки, рыжики – музыка, похаживать – показывать, наживать – называть, снежинка – корзинка, лежи – вези, грожу – грозу, брожу – грызу, вижу – снизу, хожу – ползу.

Следить за тем, чтобы звуки [ж] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [ж] и [з] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 2.

Автоматизация и дифференциация звуков «З-Ж».

В слогах.

Инструкция:   Повторите за мной:

зу-зу-жу, зу-жу-жу, жу-зу-зу, жу-жу-зу; зма-жма, змо-жмо, жму-зму, жмы-змы; зра-жра, жла-зла, зва-жва, жба-зба.

В словах.

Игра «Домик» (Картинки со звуками «З», «Ж» в начале, середине и конце слова)

Инструкция:   Расставьте картинки в домике: Этажи: 1-й со звуком «З», второй - «Ж»; подъезды:1- звук в начале слова, 2-й – в середине, 3-й в конце слова.

Задание № 3. Дифференциация «З»-«Ж».

Упражнение № 1.

Произносить (читать) слова.

Важный – разный, каждый – гораздо, монтажник – проказник, дружный – грузный, таёжный – слёзный, тревожный – грозный, дождик – гвоздик, можно – поздно, дорожный – паровозный, пирожное – морозное, обождать – опоздать, денежный – полезный, подожди-ка – гвоздика, книжный – капризный, нежный – резвый.

Выучить загадку.

Стоит под берёзою                   Кто в первом живёт,

Домик с окошком.                    Тот жужжит под берёзой,

Другой – на берёзе,                   А кто во втором –

И тоже с окошком.                    Тот кружит над берёзой.

(Пчёлы и скворец)

Следить за тем, чтобы звуки [ж] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [ж] и [з] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 2.

Игра «Как правильно сказать?»

Инструкция:   Береза зеленый или зеленая?

Крыжовник свежий или свежая?                          

Одежда зимний или зимняя?

Лодка резиновый или резиновая?                          

Ножик железный или железная?

Работа над деформированной фразой. 

Инструкция:   Составьте предложения из данных слов:

«В, лужу, зеленая, лягушка, прыгнула.»

«Железный, ножик, однажды, Андрей, нашел.»

Задание № 4. Дифференциация «З»-«Ж».

Упражнение № 1.

Произносить (читать) слова.

Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задержать, задолжать, заржать, заряжать, заслужить, закружить, жалюзи, жезл, зажгу, зажим, завяжу, заложу, заложник, завизжал, возможно.

Произносить (читать) словосочетания.

Зимняя стужа. Зелёный лужок. Нежная зелень. Навозный жук. Бумажный змей. Лыжная мазь. Зал ожидания. Знак уважения. Книжный магазин. Змеиное жало. Жёлтый зонт. Жажда знаний. Полезное животное. Заветное желание. Снежная зима. Железный гвоздь. Женин знакомый. Запас железа. Жидкий мазут. Важное задание. Влажная земля. Снежные заносы. Забавный ёжик.

Следить за тем, чтобы звуки [ж] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [ж] и [з] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 2.

Игра «Угадай слово».

Инструкция:   У меня потерялись звуки «З», «Ж» в начале и конце слова.

_аба, _акат, _абор, _амок, _убы, _ивут, _асмин, _авод; парово_, та_, гара_, ё_, мор_.

Задание № 5. Дифференциация «З»-«Ж».

Упражнение № 1.

Произносить (читать) предложения.

Залежи руды у нас большие. Женя заслужил награду. Пёс лежал и лизал лапу. Мы привязали Жучку к будке, чтобы она не убежала. Заседали в полдень зайки возле лужи на лужайке. Мы поедем на лужок и возьмём с него стожок. Завизжала железная пила, застучал железный молоток.

Зелёный мотылёк сел на жёлтый стебелёк. Ёжик лакал молоко языком. Ножи лежат в миске. У козы и у жука рожки. Задумал бежать, так не надо лежать. Знайка бежит, а незнайка на печке лежит. Железом золото добывается. Жизнь жизни рознь. Лиса живёт хитростью, а заяц прыткостью. Заварил кашу – не жалей масла. Не тот друг, который мажет, а тот, который правду скажет.

Следить за тем, чтобы звуки [ж] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [ж] и [з] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 2.

Задание № 6. Дифференциация «З»-«Ж».

Упражнение № 1.

Произносить (читать) текст.

Вдоль линии железной дороги стоят зелёные ёлки. «Зелёный пояс» загораживает путь от снежных заносов.

Ежегодно весной железнодорожники высаживают много молодых саженцев. Каждый год сажают более ста тысяч ёлок, акаций и тополей. Саженцы железнодорожники заранее готовят в своих питомниках.

(По В. Бианки)

Выучить загадку.

Стоит под берёзою                   Кто в первом живёт,

Домик с окошком.                    Тот жужжит под берёзой,

Другой – на берёзе,                   А кто во втором –

И тоже с окошком.                    Тот кружит над берёзой.

(Пчёлы и скворец)

Следить за тем, чтобы звуки [ж] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [ж] и [з] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 2.

Задание № 7. Дифференциация «С»-«Ш»-«З»-«Ж».

Упражнение № 1.

Произносить (читать) слова.

Шар – жар – базар – гусар, шаль – жаль – зал – сало, мешать – лежать – лизать – лиса, шапка – жалко – зайка – сайка, ушанка – ужасно – вязанка – санки, решать – бежать – вязать – писать, ноша – нажать – роза – роса, мешок – рожок – мазок – песок, порошок – пирожок – кузовок – голосок, пушок – лужок – возок – кусок, шутки – жуткий – мазут – сутки, ношу – хожу – везу – несу.

Выучить загадки.

Маленькая собачка, свернувшись, лежит,

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

Повыше кошки рост, живёт в норе, в лесу,

Пушистый рыжий хвост – все знаем мы …(Лису)

Что за звездочки такие на жакете, на платке,

Все сквозные, вырезные, а возьмёшь – вода в руке.

(Снежинки)

Следить за тем, чтобы звуки [ш], [с], [ж] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [ш], [с], [ж] и [з] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 2.

Задание № 8. Дифференциация «С»-«Ш»-«З»-«Ж».

Упражнение № 1.

Произносить (читать) предложения.

Саша, Женя и Лиза спят. Миша бежит за Соней. Наташа и Зина собирают рыжики. У Жени душистые зелёные ландыши. Как хороши и свежи душистые розы. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Ешь пироги с грибами, да держи язык за зубами. Куст шуршит, а зайка дрожит.

Спой мне песенку – смешинку, подарю тебе снежинку. Бегут по снегу лыжи и снег пушистый лижут. Зимняя стужа сковала сушу. Шура и Женя взяли санки и лижи. Лариса и Жора решали, Маша и Роза писали. Над лужайкой носились шмели и стрекозы. Миша положил на сани вязанку дров. В лесу на земле лежат шишки.

Следить за тем, чтобы звуки [ш], [с], [ж] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [ш], [с], [ж] и [з] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 2.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ «Ч»-«Ть»

Задание № 1. Дифференциация «Ч»-«Ть».

Упражнение № 1.

Произносить (читать) слоги.

ча – та          чу – ту         чо – то             чи – ты

ча – тя          чу – тю        чо – тё              чи – ти

та – ча          ту – чу         то – чо              ты – чи

тя – ча          тю – чу        тё – чё              ти – чи

че – те          ач – ать         оч – оть           та – ча – тя

те – че          юч – ють       ич – ить          ты – чи – ти

еч – еть        ють – юч       ить – ич           то – чё – тё

уч – уть        яч – ять         ять – яч           те – че – те

еть – еч                                                       ту – чу – тю

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [т] не смешивались в произношении.

Упражнение № 2.

Звуки «Ч-Ть», их характеристика.

1.Слушаем и выделяем общий звук в словах: чемодан, птички, печка  

Произнесите перед зеркалом звук «Ч». Кончик языка поднимается, при выдохе отскакивает.

2.Слушаем и выделяем общий звук в словах: теленок, тина, математика

Произнесите перед зеркалом звук «Ть». Кончик языка  за нижними зубами, губы в улыбке.

3.Чем отличаются? («Ч»-язык за верхними зубами, губы округлены, «Ть»-язык за нижними зубами, губы в улыбке)

Развитие фонематического восприятия.

Инструкция:   Хлопни, когда услышишь звук «Ч», топни на – «Ть»:

ать, ась, оч, ча, щу, чу, су, тю; часовой, теленок, чулан, чемодан, тяпка, тюк, тюльпан.

Задание № 2. Дифференциация «Ч»-«Ть».

Упражнение № 1.

Произносить (читать) слова.

Бечёвка – потёмки, мочёный – метёный, печёный – плетёный, Чук – тюк, каучук – утюг, чулан – тюльпан, чижик – тише, плечи – плети, зайчик – зонтик, мычит – летит, точить – катить, овчина – паутина, калач – желать, врач – брать, трубач – срубать, вскачь – исткать, кумач – поймать, поплачь – послать, речка – редька, беречь – белеть, натечь – надеть, напечь – запеть.

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [т] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 2.

Автоматизация и дифференциация звуков «Ч-Ть».

В слогах.

Инструкция:   Скажите наоборот:

чё-тё, тё-…, те-.., оч-…, ить-…, чи-…, че-…, тя-…

В словах.

Инструкция:   Измените в словах «ча» на «тя»:

чавкать- тявкать, качать-…катят, чук-…тюк, плечи-…плети,

зачем-…затем, черепок-…теремок, печка-…Петька, печь-…петь.

Игра «Домик» (Картинки со звуками «Ч», «Ть» в начале, середине и конце слова)

Инструкция:   Расставьте картинки в домике: Этажи: 1-й со звуком «Ч», второй - «Ть»; подъезды:1- звук в начале слова, 2-й – в середине, 3-й в конце слова.

Задание № 3. Дифференциация «Ч»-«Ть».

Упражнение № 1.

Произносить (читать) слова.

Зачем – затем, качели – хотели, леченье – плетень, черно – темно, вечер – ветер, чернеть – терпеть, чернота – теснота, черноголовый – темноголовый, черенок – теремок, черноволосый – темноволосый, луч – муть, мяч – мять, толочь – полоть, тянуч – тянуть, могуч – погнуть, впрячь – пять, дичь – водить, меч – иметь, печь – петь, лечь – клеть, печка – Петька, речь – смотреть.

Мычать, печать, кричать, читать, чихать, рычать, торчать, отвечать; чашка – тяжкий, чайка – лентяйка, чавкать – тявкать, качать – катят, ворчат – вертят, мычат – мостят, внучата – утята, крольчата – котята, круча – крутят, бачок – потёк, бочонок – утёнок, зайчонок – котёнок, чёлка – тёлка, прочёл – котёл, чёрный – тёмный, чёткий – тётка, чёсанный – тёсанный, ночёвка – путёвка.

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [т] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 2.

Дидактическая игра с кубиком.

Задание № 4. Дифференциация «Ч»-«Ть».

Упражнение № 1.

Произносить (читать) слова.

Внучата, волчата, зайчата, барсучата, крольчата, галчата, туча, пятачок, точёный, чистый, точил, летучий, чубатый, четыре, стульчик, листочек, частушки, трубач, толочь, отлично, Танечка, мачта, мечта, почта, тачка, тучка, штучка, веточка, ниточка, форточка, учитель, тянучий, трескучий, тягач, тянуч, чинить, стеречь, течь, птичка, аптечный, течёт, учить, лечить, молчать, качать.

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [т] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 2.

Дифференциация звуков в тексте.

А/ Пересказ рассказа «Синичка».

Наступила холодная зима. К окну прилетела синичка. Дети открыли форточку, и синичка влетела в комнату. Птичка стала клевать хлебные крошки на столе. Всю зиму синичка жила у детей. А ранней весной они взяли клетку, пошли в лес, выпустили птичку. Синичка полетела и весело запела.

Б/ Чтение рассказа с установкой на запоминание.

В/ Пересказ.

Задание № 5. Дифференциация «Ч»-«Ть».

Упражнение № 1.

Произносить (читать) предложения.

Горячий утюг, тёплая печка. Тёмные тучи. Чужой котёнок. Тёмный чулан. Чугунный котёл. Тяжёлый чемодан. Плетёная бечёвка. Летят птички. Мальчики катят тачку. В тачке кирпичи. Долбит деревья дятел, но их он не калечит, а только лечит. Птички солнышка ждут, птички песни поют. Сова днём прячется, а ночью охотится. Наступил вечер, и утих ветер. Плыли по небу тучки. Тучек – четыре штучки. Учёного учить – только дело портить.

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [т] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Выучить загадки.

Стучат, бренчат, ходят весь век, а не человек. (Часы)

Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт. (Комбайн)

Из железа тучка,

А у тучки ручка.

Эта тучка по порядку

Обошла за грядкой, грядку. (Лейка)

Упражнение № 2.

Дидактическая игра «Мозаика»

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ «Сь»-«Щ»

Задание № 1. Дифференциация «Сь»-«Щ».

Упражнение № 1.

Произносить (читать) слоги.

ща – ся          щу – сю         що – сё              щи – си

ся – ща          сю – щу         сё – щё              си – щи

ще – се          ащ – ась         ощ – ось           ущ – усь

се – ще          ющ – юсь       ищ – ись          ящ – ясь

ещ – есь        юсь – ющ       ись – ищ          ясь – ящ

есь – ещ

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [с] не смешивались в произношении.

Упражнение № 2.

Звуки «Щ-Сь», их характеристика.

1.Слушаем и выделяем общий звук в словах: плащ, хищник, щука

Произнесите перед зеркалом звук «Щ». Кончик языка поднимается, губы округлены, напряжены

2.Слушаем и выделяем общий звук в словах: сито, кисель, семья

Произнесите перед зеркалом звук «Сь». Кончик языка  за нижними зубами, губы в улыбке.

3.Чем отличаются? («Щ»-язык за верхними зубами, губы округлены, «Сь»-язык за нижними зубами, губы в улыбке)

Развитие фонематического восприятия.

Инструкция:   Хлопни, когда услышишь звук «Щ», топни на – «Сь»:

щу, ша, ся, ча, ша, ась, щи, мА, СА, си, ще; щеки, трещина, сено, лисята, поросята, щавель, ящерица.

Задание № 2. Дифференциация «Сь»-«Щ».

Упражнение № 1.

Произносить (читать) слова.

Трещина - трясина, лещ - лезь, вещь - навесь, овощ – авось, плащ – карась, плющ - злюсь, хрящ - колосья, прыщ - брысь, помощь – брось; сварщик, носильщик, стекольщик, хвостище, усищи, носищи, освещать, сгущённый, щурился, блестящий, настоящий, освещение, восхищение, светящийся.

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 2.

Игра «Домик» (Картинки со звуками «Щ», «Сь» в начале, середине и конце слова)

Инструкция:   Расставьте картинки в домике: Этажи: 1-й со звуком «Щ», второй - «Сь»; подъезды:1- звук в начале слова, 2-й – в середине, 3-й в конце слова.

Словоизменение существительных с помощью суффикса –ИЩ.

Инструкция: Измените слово так, чтобы предмет стал «очень большим»:

У кошки – усы, а у тигра - …усищи

У птички – глаза, у дракона -  ….глазищи.

У гномика – дом, у Кощея -…..домище.

В аквариуме – сомик, в реке -…..сомище.

У лилипута – нога, у гиганта – …ножище (рука, лапа, книга, тетрадь).

Сапог - …..сапожище (волк, хвост, зуб, глаз).

Задание № 3. Дифференциация «Сь»-«Щ».

Упражнение № 1.

Произносить (читать) предложения.

У Сени ящик. Сима варит щи. На стене синий плащ. Гусёнок щиплет траву. В сенях пищит щенок. В сетях лещи. У Васи клещи. У Сони щётка. Повесь эту вещь в шкаф. В пруду лещи и караси. Возле села роща. В роще осины. На осинах щеглы. Овощи созревают летом и осенью. Нос вытащил – хвост увяз, хвост вытащил – нос увяз. И сейчас же щётки, щётки затрещали, как трещотки. У гусыни усов не ищи – не сыщешь.

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 2.

Закрепление словообразования существительных, обозначающих профессии. Игра «Кто это?»:

Дрессирует животных – дрессировщик           Точит ножи - точильщик

Кладет стены - каменщик                             Сваривает металл - сварщик

Делает кровлю - кровельщик                           Носит вещи - носильщик

Пилит дрова – пильщик                                   Стеклит окна - стекольщик

Играет на барабане - барабанщик           Работает на кране - крановщик

Работает на экскаваторе - экскаваторщик       Убирает - уборщик

Регулирует движение - регулировщик             Чинит часы - часовщик

Игра «Профессии: он - она».

Инструкция: «Много профессий сейчас подберем, мамам и папам занятье найдем»:

Мусор – мусорщик – мусорщица

(кран, экскаватор, барабан, мороженое, камень, паром, текстиль, уборка, стекло, фехтование, сварка, дрессировка, гардероб).

Задание № 4. Дифференциация «Сь»-«Щ».

Упражнение № 1.

Упражнение № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Угадай звук"

Еще одной игрой на развитие фонематического слуха и фонематических представлений является  « Какой звук ты слышишь чаще» или «Угадай задуманный звук». Во время прочтения логопедом рифмовки, ребя...

Учебно-методическое пособие "Звук [И]. Буква И" для детей 5 -6 лет с ОНР.

Учебно-методическое пособие " Звук [И]. Буква И." для детей 5 -6 лет с ОНР ( III группа речевого развития) на занятиях по подготовке к обучению грамоте....

Учебно-методическое пособие "Изучаем звуки и буквы"

Учебно-методическое пособие "Изучаем звуки и буквы" для подготовки детей к школе. Мной разработаны материалы для изучения всех букв, но, к сожалению, сайт не принял их все....

Пособие по дифференциации звуков [з] - [ж].

Пособие предназначено для индивидуальных логопедических занятий.Цель игры: закрепление навыка дифференциации звуков [з] - [ж].Предшествующая работа: на предыдущих занятиях ребёнок усвоил правильное пр...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ИГРОВОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ.ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-З

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ИГРОВОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ.ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-З...

Учебно-методическое электронное пособие "Язык программирования (сценариев) JavaScript"

Учебнометодическое пособие является базовым учебным пособием для использования на занятиях обучающего курса "Графические и анимационные эффекты в JavaScript". Пособие опубликовано по адресу:...

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии (1 класс) ТЕМА: Звуки [с] и [з]. Этап дифференциации звуков [с] и [з]. ТЕМА: Звуки [ с ] и [ з ]. Этап дифференциации звуков.

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии(1 класс)ТЕМА: Звуки [с] и [з].Этап дифференциации звуков [с] и [з]....