Программа по обследованию детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка по теме

Хорева Ольга Николаевна

Статья условно состоит из трех частей : пояснительная записка, план обследования, основные направления обследования. Публикация предназначена: педагогам, логопедам, дефектологам. Программа апробируется на базе консультативно-поликлинического отделения НПЦ ПЗДП.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по обследованию детей младшего дошкольного возраста  (2г-4г.) в условиях консультативно – поликлинического отделения.

В    младшем  дошкольном возрасте ведущей деятельностью являются  предметно – практическая деятельность и игра. Именно в процессе предметно-практической деятельности развивается восприятие и моторика, мышление и речь ребенка. Интеллектуальные способности  ребенка начинают формироваться  рано – по мере расширения его познавательной деятельности. Этот возраст является фундаментом для всего последующего умственного, физического, речевого  и эмоционального развития ребенка. В этот период формируются процессы восприятия, наглядно – действенного и наглядно –образного мышления, памяти, внимания, что создает базу для дальнейшего психического развития.

               Научные исследования и многолетний опыт работы говорят о том, что основным условием развития ребенка,  определяющим   возможности его успешного  обучения, является ранняя диагностика. Определение уровня актуального развития и зоны ближайшего развития дошкольника  - важная диагностическая задача. Наиболее эффективно эта задача решается  комплексно  специалистами: врачом - психиатром ,неврологом, психологом, дефектологом и  логопедом  в условиях городского  консультативно – поликлинического отделения.

Цель  дефектологического обследования  – выявить уровень  и особенности психического  развития ребенка, определить условия воспитания и обучения,  адекватного его  возможностям .

При проведении комплексного обследования  ребенка необходимо:

-создание обстановки комфортности и установление эмоционального контакта ,для этого  начинать обследование надо с заведомо легких заданий, чтобы их успешное выполнение сразу же создало у ребенка положительный настрой и вызывало интерес к дальнейшему обследованию;

- предъявление заданий в игровой форме,

- чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления;

- экономичность предъявления материала,

- учет работоспособности,

- четкое и доступное предъявление инструкций к заданию,

- дозированная помощь при определении уровня обучаемости ребенка.

При обследовании интеллекта используются не столько тестовые задания и стандартизованные методики изучения ребенка, сколько метод наблюдения и  способы выполнения задания , принятие помощи и обучаемость.

Оценка познавательной деятельности.

Принятие ребенком задания является первым важным условием. Одни дети проявляют интерес к предложенным заданиям, выполняют его самостоятельно, ведут себя адекватно, принимают помощь. Другие дети демонстрируют безразличное отношение к заданию или совсем не принимают его.

       Способы выполнения задания:

      -  самостоятельно ;

      - после обучения: по показу или  подражанию, переходит или не  переходит к самостоятельному выполнению, использование указательного жеста, с ориентировкой на речевую инструкцию. При этом отмечается как ребенок работает: хаотичными действиями или совместными действиями со взрослыми ,методом практических проб и ошибок,  целенаправленность и обучаемость во время обследования.

Количество показов не должно превышать 2 – 3 раза. Отсутствие обучаемости связано со снижением интеллекта или с особенностями эмоционально – волевой сферы.

В оценку познавательной деятельности входит:

       - понимание обращенной речи и состояние собственной речи,

       -  развитие предметно – практической  деятельности,

       -  сенсорное развитие (соотнесение предметов по внешним признакам: цвету, форме величине от практических проб до зрительного соотнесения, когда ребенок подбирает нужные детали  сразу, без предварительных практических проб).

Сенсорное воспитание является основой интеллектуального развития, развивает наблюдательность, внимание, дает ребенку возможность  овладеть новыми способами владения предметно – практической деятельности, влияет на расширение словаря.

         - развитие элементарных математических представлений (обучение счету происходит на основе сравнения  двух групп предметов по количеству: где один предмет, где много).

          -  общий кругозор ребенка и социальное развитие ( умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми);    

         - характер игровой деятельности (манипулирование с предметами, адекватность использования предметов, способность организовать сюжетную игру).

          При обследовании экспериментатор отмечает особенности  психических процессов таких как:

а) контактность (умение вступать в контакт легко и быстро или по истечении определенного времени, формально или совсем не вступает в контакт);

б) интерес (проявляет интерес к играм (игрушкам), пособиям и окружающим предметам);

в) особенности поведения ( активен или пассивен, деятелен или инертен)

 г) преобладающее настроение и эмоции (отсутствие эмоций,  положительные адекватные эмоции или негативистичен, настроение бодрое, спокойное, подавленное, раздражительное).

д) внимание ( устойчивость, объем, концентрация и переключаемость)

            Увеличение длительности времени обследования ребенка младшего дошкольного возраста достигается за счет смены видов деятельности, подбора ярких, привлекающих внимание игрушек и пособий, использования методических приемов, позволяющих сохранить интерес малыша в процессе взаимодействия с экспериментатором.

           Такое дефектологическое  обследование  является частью комплексного медико – психолого – педагогического обследования ребенка и нацелено на выявление первичных нарушений, вторичных отклонений и степени их выраженности.

         Отсюда закономерно следует вывод о необходимости комплексного обследования ребенка с целью своевременного уточнения его психического  и речевого уровня развития.  Любые отклонения, которые проявляются в младшем дошкольном возрасте, влияют на дальнейшее развитие ребенка, вызывая в будущем трудности при овладении   учебными навыками, являются причиной появления вторичных психических нарушений, которые ведут к школьной дезадаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сводная речевая карта логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста

   Вашему вниманию предлагается сводная речевая карта, составленная в соответствии с методологическими принципами обследования детей старшего дошкольного возраста. Содержит полный объ...

Программа по обследованию детей младшего дошкольного возраста

Статья условно состоит из трех частей : пояснительная записка, план обследования, основные направления обследования. Публикация предназначена: педагогам, логопедам, дефектологам. Программа апробируетс...

Программа по обследованию детей младшего дошкольного возраста

Статья условно состоит из трех частей : пояснительная записка, план обследования, основные направления обследования. Публикация предназначена: педагогам, логопедам, дефектологам. Программа апробируетс...

Формирование социальной компетенции у детей младшего дошкольного возраста в условиях сельского дошкольного образовательного учреждения

Проблема развития социальной компетентности детей – это важная социальная и психолого-педагогическая проблема, решение которой затрагивает насущные вопросы общества и образования. В условиях социально...

Речевое обследование детей старшего дошкольного возраста

Мной разработаны и представлены диагностические листы для проведения комплексного обследования речи дошкольников старшей и подготовительной групп. Обследование проводится на основании методических ука...

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации

Адаптация – сложный процесс приспособления  организма к новым условиям, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном и психологическом....