Задания по коррекции и развитию восприятия на уроках письма и развития речи
опыты и эксперименты по теме

Гладких Галина Викторовна

Задания по развитию и коррекции зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_vospriyatiya.docx395 КБ

Предварительный просмотр:

Задания по коррекции и развитию восприятия на уроках письма и развития речи

                Для формирования зрительного, слухового, тактильно – двигательного восприятия, развития умения ориентироваться в пространстве на своих уроках применяю  коррекционные упражнения и игры.

Задания по коррекции и развитию зрительного восприятия

«Точечные» изображения

                                                                                                                                                   

     Предъявляю изображения предметов, буквы, слова, слоги, выполненные в виде точек. Необходимо назвать их.

                                                    Наложенные  изображения

Перевернутые изображения

Предлагаю изображения предметов, буквы, цифры, повернутые на 180. Требуется их назвать.

Описанные выше задания использую в коррекционных целях и направляю на решение дидактических задач урока. Например, предлагая «наложенные», «спрятанные», «перевернутые», «незаконченные», «точечные» изображения, даю различные задания, направленные на отработку учебной информации в зависимости от темы урока:

- Назовите предметы (точечные изображения), выделите в названиях первый (последний) звук.

- Узнайте предметы (перевернутые изображения), запишите их названия, подчеркните синим карандашом согласные буквы, красным – гласные.

- Назовите предметы (наложенные изображения), запишите их названия, разделив слова на слоги.

- Каких животных видите? (неоконченные изображения). Дайте животным клички. Запишите названия и клички животных.

- Назовите фрукты (наложенные изображения). Составьте и запишите предложение о яблоке.

- Назовите животное (пунктирное изображение – конь). Определите количество звуков и букв в слове.

Задания по коррекции и развитию слухового восприятия

        Для развития дифференцированного и осмысленного слухового восприятия на уроках провожу следующие игры и упражнения:

Кто что слышит?

Предлагаю детям закрыть глаза и прислушаться к звукам, доносящимся с улицы, рассказать о них.

Что делает учитель?

Ученики с закрытыми глазами по характерным звукам, шумам и стукам, производимым учителем (листает книгу, переливает воду, роняет на пол линейку, бьет в барабан, дует в дудочку), определяют действия.

        Это упражнение применяю на уроках письма при изучении темы «Названия действий», при знакомстве со словарным словом «барабан».

Кто тебя позвал?

Ученик закрывает глаза и по голосу узнает того, кто назвал его имя.

Это упражнение применяю  при изучении темы «Имена собственные».

Задания по коррекции и развитию тактильно – двигательного  восприятия

Чудесный мешочек

        В непрозрачный мешочек кладу предметы различной формы, величины (игрушки, буквы, вырезанные из картона и т.д.). Предлагаю ученику на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужные предметы (согласно теме урока).

Ничего не вижу

        С закрытыми глазами выполнить какое – либо знакомое действие (убрать карандаши в пенал, сложить пуговицы в шкатулку, застегнуть пуговицы на рубашке).

Литература

1. М.Н. Ильина, Л.Г. Порамонова «Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе?». Издательство «Дельта», 1997 г.

2. М.М. Давыдова «Развивающие игры для детей». Издательство АСТ, 2000 г.

3. Л.П. Уфимцева «Игровые задания по коррекции познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта». Красноярск, 2003 г.

4 И.И. Коллегова «Игровые упражнения для коррекции письменной речи в начальных классах».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на неделе коррекции по теме: "Развитие восприятия на уроках швейного дела в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной работе предсталены  упражнения  на развитие восприятия, применяемые на уроках швейного дела в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Проект "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках письма и развития речи в 5-6 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Результаты исследований показали, что используя  рабочую тетрадь для учащичся "Лексико - орфографические упражнения и задания при изучении словарных слов" при обучении письму и развитию речи поср...

Использование изодеятельности на уроках письма и развития речи, чтения и развития речи.

Интеграция изобразительного искусства с уроками  письма и развития речи, чтения и развития речи, использование живописных произведений, помогают детям создавать свои яркие художестве...

Система работы по развитию орфографической зоркости у обучающихся на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида.

В работе отражена значимость вопроса развития орфографической зоркости , а также обозначены формы и методы по предупреждению  и преодолению ошибок в письменных работах обучающихся  на уроках...

Проект "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках письма и развития речи в 5 классе"

Проект "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках письма и развития речи в 5 классе"...

«Развитие орфографической зоркости на уроках письма и развития речи у учащихся старших классов»

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографическог...

Урок письма и развития речи. Тема: "Развитие речи. «Открытка - поздравление к празднику - День Матери». 6 класс. (Ребёнок с ОВЗ )

Конспект  интегрированного  урока«Письма, развития речи» и  « изобразительного искусства»        в 6 классе  для ...