Причины неуспеваемости учащихся с ЗПР
статья по теме

Возняк Светлана Владимировна

Рассмотрены причины неуспеваемости учащихся и задержкой психического развития и способы их устранения на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neuspevaeiost.docx28.9 КБ

Предварительный просмотр:

                               Причины   неуспеваемости

         В нашей школе обучаются дети, которые имеют задержку психического развития. Задержка психического развития (ЗПР)- это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых).Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.

                  Характерные особенности детей ЗПР: 

·        Снижение работоспособности;

·        Повышенная истощаемость;

·        Неустойчивое внимание;

·        Недостаточность произвольной памяти;

·        Отставание в развитии мышления;

·        Дефекты звукопроизношения;

·        Своеобразное поведение;

·        Бедный словарный запас слов;

·        Низкий навык самоконтроля;

·        Незрелость эмоционально-волевой сферы;

·        Ограниченный запас общих сведений и представлений;

·        Слабая техника чтения;

·        Трудности в счёте и решении задач по математике.

В связи с этим, общие трудности, наблюдающихся у детей с проблемами в обучении:

- низкая динамика работоспособности на уроке;
- невнимательность;
- медленный темп осмысления информации, выполнения практических заданий;
- неусидчивость;
- не сразу понимают пояснение;
- не аккуратное ведение тетрадей;
- задание необходимо повторять несколько раз, прежде чем оно будет выполнено;
- плохо ориентируются в тетради;
- постоянно отвлекается на уроках (постоянно занимается посторонними делами);
- недостаточно развито словесно-логическое мышление;
- психосоматические нарушения;
- низкий уровень зрительно-слуховой памяти;

      - плохо развита моторика рук;

      - недостаточность абстрактного мышления;      

        В связи с вышесказанным на уроках математики для этих детей используются специфические методы обучения, оптимально сочетаются словесные, практические и наглядные методы, которые:
- стимулируют у учащихся развитие самостоятельности при решении поставленных учебных задач;
- формируют умение пользоваться имеющимися знаниями;
- имеют четкую структуру и графическое выделение выводов, важнейших положений, ключевых понятий;
- содержат достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание материала.
На уроках используется поэтапное распределение учебного атериала. Делается акцент на главное при краткости и простоте формулирования правил и выводов, опора на ранее усвоенное и имеющийся у учащихся практический опыт.  
Обучение действий с числами строится на конкретном материале. Для того, чтобы вычислительные навыки стали для учащихся более понятными используются различные опорные сигналы.
Эффективным приемом для нормализации учебной деятельности учащихся с ЗПР является алгоритмизация. С помощью этого приема достигается подчинение детей какому-либо предписанию. Это различные памятки-инструкции, в которых записана последовательность действий при решении уравнений, задач, трудных случаев умножения и деления.
Стойкие затруднения у учащихся с ЗПР вызывает решение составных арифметических задач. Все слова задачи должны быть понятны ученикам. Для пояснения ситуации используются наглядные действия или чертеж.
При решении задачи оказывается помощь через готовую краткую запись, на которой объясняется способ решения.

При работе с детьми с ЗПР используются следующие методы и приемы:

 индивидуальная проверка, работа по карточкам, беседа по вопросам, соответствующим уровню развития детей, обучающихся по данной программе, объяснение нового материала обязательно с опорой на наглядность, работой над алгоритмом выполнения задания, работа над усвоением нового материала (работа по алгоритму), выполнение упражнений по учебнику, работа по карточкам,  тесты, индивидуальные дидактические материала. При решении задач в первую очередь решаются задачи, имеющие практическую направленность.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкетирование учащихся «Причины неуспеваемости»

Вопросы данной анкеты позволяют определить отношение учащихся к учебе, главные мотивы обучения, причины их неуспеваемости в школе. В презентации дается образец представления результатов анкетирования ...

Причины неуспеваемости и способы ее устранения

Размышления на тему, почему те или иные учащиеся неуспешны в изучении математики, и о том, как сделать процесс обучения математики более  результативным....

Презентация "Психологические причины неуспеваемости"

Предлагаю презентацию по теме: "Психологические причины неуспеваемости". Данную презентацию я использовала при выступлении на методических объединениях учителей в школе....

Причины неуспеваемости учащихся

В этой работе описаны причины неуспеваемости учащихся и предложены методы работы учителя с преодолением неуспеваемости....

Причины неуспеваемости на уроках истории и методы её преодоления.

Методическая разработка посвящена проблеме  неуспеваемости и предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов. Признаки отставания в сочетании с анализом их причин служат пре...


 

Комментарии

Пышнова Ксения Владимировна

Какая точная информация!!!