Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ТНР.
методическая разработка по теме

Ёжикова Надежда Анатольевна

Конспект занятия "Путешествие в осенний лес"  (подготовительная группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx31.46 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                

Коррекционно-образовательные задачи

  • Совершенствовать   фонематическое восприятие,
  • Развивать навыки фонематического анализа и синтеза.
  • Продолжать учить дифференциации твёрдых и мягких согласных, звонких и глухих;   упражнять в дифференциации  звуков «С - З»; «СЬ – ЗЬ»;  упражнять  в  делении слов на слоги.
  • Совершенствовать  грамматический  строй  речи: образование        -существительных, обозначающих детёнышей животных;  образование относительных и притяжательных прилагательных ).
  • Развивать связную речь ;  продолжать учить  детей употреблять в речи предложения  разных типов.
  • Развивать мелкую и общую моторику; внимание, логическое мышление.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать  самоконтроль за  поставленными звуками.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к ответам других детей.
  • Воспитывать любовь к родной природе.


Материал: фланелеграф;  игрушки:  белка, медвежонок;  корзиночки зелёного и синего цвета;  грибы;  изображения яблок, морковок;  плоскостные фигурки  зайцев и ежа, звуковые схемы; маска  медведя, шарики Су-джок.

Ход занятия

  Орг. момент

Логопед:   Есть дом красивый на планете.  В него заходят все на свете.

Живут там птицы и зверята, приходят взрослые, ребята.

Растут деревья до небес. Красивый дом конечно……..

Дети:    лес.

Логопед:   я приглашаю вас на прогулку в лес.

Основная часть

Логопед:   А поедем мы с вами … ( логопед показывает карточку с изображёнными на ней предметами – дети по первому звуку  отгадывают слово )

( « завели « мотор - едут на машине») … (вышли на лесной полянке)

Логопед: В  лесу холодно, зима совсем близко.

Психогимнастика(глубокий вдох - «съёжились» от холода)

Логопед: замёрзли? солнечный лучик пробивается сквозь деревья..

Релаксация( с использованием элементов самомассажа).

Лучик лоб ребятам греет ( поглаживание лба пальцами обеих рук от середины к вискам)

В глазки тихо заглянул (поглаживание вокруг глаз указательными пальцами)

Нос погрел (поглаживание от крыльев носа по носогубным складкам)

И щёчки тоже (круговое поглаживание щёк )

И за тучку ускользнул (ладонями обеих рук погладить лицо от середины лба  по щёчкам кподбородку)..

 Логопед: Ой, направо поглядите….. к нам медведица идёт и так жалобно ревёт…

(выходит девочка в костюме медведя – рычит)

Логопед: Что случилось? Расскажи.

Медведица: Нам медведям спать пора.  Ведь зима уж у двора.

Все полянки обошла. Медвежонка не нашла.

Где он будет зимовать? Кто его уложит спать?

Логопед: Не волнуйся, мы пойдём, медвежонка мы найдём.

Ребята вы согласны помочь медведице?

Дети: да.

(идут… подходят к дереву - на дереве «белка»

Логопед :Белочка, ты медвежонка не видела?

Белка:( ребёнок с игрушкой в руках) нет, он здесь не проходил.

Мне ребята помогите, вы грибочки соберите.

(муляжи грибов – на них наклеены осенние листочки)

Д/игра «Собери грибы»( дифференциация твёрдых и мягких согласных)

Дети: на грибочке берёзовый листочек – первый звук  «БЬ»- мягкий,  кладу в зелёную корзинку.

Дети: на грибе  кленовый листочек – гриб нужно положить в синюю корзинку, так как первый

  звук «К»- твёрдый и т.д.

(отдают корзиночки белке и идут дальше)

Белка: спасибо ребята.

Логопед: ой, смотрите зверь лесной,  встал, как столбик под сосной.

Д/игра «Чей.чьи,чья»

(ответы детей: заячий хвост, заячьи уши и. т. д. )

.Логопед: дети, а здесь  два зайчика, они отвернулись друг от друга,  наверное, поссорились..  

    Я  поняла,  они морковку не поделили;

 Я  знаю ,как их  зовут:  одного зайчишку зовут  Занька ,  а другого    Санька.

Посмотрите на морковках картинки – давайте сделаем так,  если в названии слышится [ C ]  отдадим  морковку Саньке, а если [З ] - Заньке…..  

Дети: в слове  «зонтик»–первый звук «З» -морковка для  Заньки.

Это «листочек» - в середине слова звук «С» - морковку отдадим  Саньке    

(дифференциация  [C-З] )

Логопед: вы отлично справились,  все услышали [с-з], а буквы вы знаете?

Я сейчас проверю.

Упр. «Назови букву» (логопед рисует букву на спине ребёнка – дети отгадывают).

Логопед:  помирились зайчата?  Пусть   Занька и  Санька кушают морковку,  а  мы пойдём дальше искать медвежонка.

 (идут дальше  -  на коврографе : на дереве яблоки,  под  деревом ёжик)

Логопед: дети ёжик за яблоками наверно пришёл, но ему недостать их они высоко висят,

поможем  яблоки сорвать?

Д/игра «Живые звуки»( согласный глухой  звук меняем на парный звонкий )

Дети: Соя-Зоя, суп – зуб, сайка – зайка  и т. д.

Логопед : обрадовался ёжик, что будет чем ежат угостить и подарил нам волшебные шарики, давайте с ними поиграем.

Пальчиковая гимнастика(с элементами Су – джок  терапии)

Ходит ёжик без дорожек (катаем шарик в ладонях круговыми движениями)

Не бежит ни от кого (катаем в ладонях вперёд – назад)

Знает ёж, что он в иголках, что не просто взять его (загибать пальцы по одному прижимая к шарику)

Логопед: а вы знаете, где ёжик зимует?  вы ладошки разожмите, слово  НОРКИ соберите.

( дети выполняют звуковой анализ)

Логопед: дети, смотрите, на  тропинке появились лиса и волк, вдруг они нас дальше не пропустят.

А давайте их рыбкой угостим.

( дети подбирают « рыбки» со схемами слов :  «лиса, волк.)

( идут дальше  - на доске иллюстрация « лоси в лесу»)

Логопед:кто у кормушки?

 Дети: это лоси. Лось, лосиха, лосёнок.

( логопед предлагает  «прохлопать»  по слогам слова: лось, лоси, лосиха)

Логопед: Чем лоси питаются?

Дети: лоси едят траву,  сено.

Логопед: а ещё лоси любят лакомиться солью..

(разучивают  чистоговорку:  дифференциация [СЬ-ЗЬ])

Лесник Сеня приносит  сено,  а соль в корзине привозит Зина.

Логопед : дети, а вот и медвежонок, он залез на высокую ёлку, а слезть не может. Построим для него лесенку?

д/упр. «Цепочка слов» картинки: вазА – АисТ –ТуфлИ- ИндюК –КлюЧ - Чашка

(дети отдают «медвежонка медведице» - сами садятся на «пенёчки»)

Логопед: вы устали? Давайте немного отдохнём..

Д\игра «Знаете ли вы?»

Дети: ( задают друг – другу вопросы) Знаешь ли ты Рита, что лоси сбрасывают рога, а потом у них вырастают новые.

Знаешь ли ты Максим, что у зайцев передние лапы длиннее и это

помогает им быстро бегать…

Знаешь ли ты Алена, что ежи хищники, они едят мышей…

Знаешь ли ты Даня, что белка осенью меняет своё рыжее платье на серую пушистую шубку…

Логопед :  отдохнули, а теперь пора  в обратный путь.

( «заводят мотор» и едут в детский сад ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР.

В статье рассматриваются принципы и основные этапы работы по формированию фонематического восприятия детей с речевыми нарушениями...

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

В статье  описаны особенности формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста...

Особенности коррекционной работы по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

       При ОНР одна из главных задач заключается в том, чтобы научить детей различать и узнавать фонемы с опорой на сохранные функции. Не решив эту задачу, нельзя перейти к ...

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В настоящее время  наблюдается неуклонный рост количества детей с различными отклонениями в речевом развитии, что, несомненно, влияет на подготовку детей к школьному обучению, а в дальнейшем и на...

Консультация для воспитателей: «Игровые приемы используемые для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».

Представленные игры и упражнения способствуют развитию и поддержанию интереса детей,  активизации внимания и памяти, повышению работоспособности и познавательной активности, а также...

Фонематические процессы у детей дошкольного возраста

Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка.Фонематическое восприятие - это специальные умственные действия по диффе...