Духовно-нравственное воспитание
учебно-методический материал на тему

Балашов Денис Юрьевич

      Говоря о духовном воспитании молодого поколения, мы имеем в виду и

воспитание внутреннего мира, и отношение к окружающему миру. Руководствуюсь словами педагога С. И. Гессена, который отметил, что «только в меру осуществления народом общечеловеческих ценностей становится он индивидуальностью, занимающей свое особое незаменимое место в общечеловеческой культуре». Именно этот подход лежит в основе формирования духовных ценностей при изучении предмета.

          Уроки литературы тем и выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле.  В ходе уроков сочетаем индивидуальную, групповую и коллективную формы работы с учащимися для  создания атмосферы сопричастности каждого к погружению в «родники» русской души. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dukhovno-nravstv_vospitanie.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Колычёвская специальная коррекционная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

Тема:

       «Духовно-нравственное воспитание учащихся

           на уроках чтения, письма и развития речи».

                                                       

Балашов Денис Юрьевич

учитель русского языка и литературы

                               

                                           

    Коломна  2013

Среди высших ценностей, чтимых русским народом, особое место занимает духовность. Для русского человека духовность - это самосознание, напряженный процесс "делания" собственной души. А душа выражается прежде всего в слове.

      «Через родное слово,- отмечал педагог К.Ушинский,- отражается вся история духовной жизни народа». Таким образом, слово является одним из главных "носителей" национальной культуры.

Знание родного языка, умение пользоваться его "золотым" фондом - пословицами и поговорками, обогащение словарного запаса, обращение к лучшей классической и современной русской литературе укрепляют души детей, помогают противостоять духовному тлену, нравственному распаду.

В последнее десятилетие произошло снижение воспитательной роли школьного образования, и причины тому разные. Стремление государства деидеологизировать школу не только ослабило ее позиции как общественного института, но и обернулось деидеализацией содержания образования. Провозглашение приоритета общечеловеческих ценностей не избежало педагогической разноречивости в их аксиологическом обосновании, а обновление понятийно-терминологического аппарата педагогики не обошлось без издержек, основной из которых стало размывание содержания понятия воспитания. Гуманистическая идея свободного развития личности начала подменяться установкой на спонтанное воспроизводство человеческой природы. Несмотря на то, что в

условиях сужения внеучебной сферы воспитательной работы значение образования как фактора становления ценностных ориентации личности объективно возросло, принцип воспитывающего обучения значительно утратил свои позиции.

          Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро.  Более чем за двадцать постперестроечных лет выросло новое поколение молодежи. Нередко первоклассники, впервые переступившие порог школы, стремятся копировать главных героев фильмов, мечтают о завоевании мира. Именно поэтому мы все вместе, и, прежде всего педагоги, должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро.

             Сегодня дети увлечены боевиками, ложными кумирами и понятиями, что зачастую порождает агрессивность, жестокость, культ насилия. Размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия, эротики, разрушение семейного уклада жизни, фильмы и многое другое входят в детские души. Поэтому актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания школьников заключается в следующем:

- во-первых, наше общество нуждается в подготовке образованных, нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными качествами личности.

- во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на ребенка.

        Слово «духовность» употребляются в обиходе наших выражений очень широко: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть духовность.

Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

Духовно- нравственное воспитание- это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.

«Безнравственный человек – значит бессовестный» (К.Д.Ушинский).

            Русский язык и литература –  это предметы,  позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся.

            Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Велика роль и литературы. Литература всегда носила нравственно – православный идеал.  Русская литература – основа воспитания. Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.

             Бездуховность народа – бедствие в современном обществе. Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому предмет литература очень благодатен для воспитания  духовных ценностей.

      Говоря о духовном воспитании молодого поколения, мы имеем в виду и

воспитание внутреннего мира, и отношение к окружающему миру. Руководствуюсь словами педагога С. И. Гессена, который отметил, что «только в меру осуществления народом общечеловеческих ценностей становится он индивидуальностью, занимающей свое особое незаменимое место в общечеловеческой культуре». Именно этот подход лежит в основе формирования духовных ценностей при изучении предмета.

          Уроки литературы тем и выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле.  В ходе уроков сочетаем индивидуальную, групповую и коллективную формы работы с учащимися для  создания атмосферы сопричастности каждого к погружению в «родники» русской души.

На каждом уроке литературы учитель ведёт своих воспитанников к уяснению тех или иных нравственных понятий. Это не означает того, что учитель навязывает своё мнение, лишает ученика нравственного выбора. На уроках важно создавать ситуацию  нравственного выбора, которая оказывает сильное влияние на формирование духовно-нравственной позиции.  

           Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания. Но это понятие мы не всегда употребляем на занятиях, заменяя его составляющими: дружба, любовь, уважение к окружающим, честность, порядочность и др.

Благодатным материалом являются произведения устного народного творчества. Так, после знакомства с былиной об Илье Муромце, беседы со школьниками о впечатлениях от прочитанного, начинаем работу над образом Ильи. Говоря о том, что от рождения Илия был немощен, подчеркиваем, что именно в эти годы воспитывались в нем великое смирение, великая кротость. А получив силу, не возгордился ею, а пронес ее через всю жизнь, как драгоценный дар.

При изучении темы «Пословицы» ребята с удивлением обнаруживают, что русские пословицы схожи с пословицами других народов нашей планеты. Например, китайская пословица о дружбе и друзьях гласит: «Хороший друг – это настоящий клад», о том же болгарская пословица: «Друг познаётся в беде, как золото в огне», французская: «Хороший источник узнаешь во время засухи, хороших людей – в беде». Сравним их с русской пословицей «Друзья познаются в беде». Пословица же Северной Африки «Выроешь колодец глубоко – будет стоять вода высоко» и китайская «Учиться – всё равно что грести против течения: только перестанешь, и тебя тянет назад» перекликаются с русской пословицей о пользе знаний «Учиться – всегда пригодится».

В работе над сказкой А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» используем синонимы, антонимы, дающие характеристику персонажа, определяя как положительные, так и отрицательные качества героев сказки. Коварный Черномор и Руслан, готовый на всё ради любимой, гордая Наина и добрый Финн, Фарлаф, Ратмир и Рогдай помогают ребятам сделать выбор в пользу истинных человеческих качеств.

             Идея духовного развития человека должна быть в основе воспитания.Мы не постигли многих законов развития общества, но ряд закономерностей прослеживается на протяжении тысячелетий. Все доброе, гуманное прививается человечеству через борьбу со злом, агрессивностью, жестокостью.      

В «Песне про купца Калашникова…» М.Ю.Лермонтов выставил героем удалого купца Степана Парамоновича, который защищает честь жены, свою честь, честь семьи ценой жизни. Нарушил семейную святыню Кирибеевич– басурманский сын.

         Интересно проходят уроки, посвящённые творчеству поэтов, воспевающих родную природу. Стихи Пушкина, Тютчева, Есенина, Бальмонта о красоте окружающего мира заставляют ребят по-новому взглянуть на, казалось бы, привычные картины природы.

Понять смысл человеческой жизни помогает противопоставление Ужа и Сокола из «Песни о Соколе» М.Горького. Одних героев учащиеся принимают сразу, они вызывают и одобрение и симпатию. У учителя появляется возможность напомнить учащимся, что о человеке надо судить по его поступкам, а не по тому, во что он одет.
    Огромное значение имеют русский язык и литература и в патриотическом воспитании, ведь патриотизм – одна из составляющих нравственного воспитания. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. У литературы немало образцов патриотизма. Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.
             Произведения, поднимающие тему войны, Отечества, придают урокам литературы особую атмосферу, потому что на них происходит приобщение к мужеству, подвигу народа, проводятся размышления о войне и времени, памяти, бесценности человеческой жизни. Ребята по-новому осмысливают, что значит мужество. Это не просто не бояться на войне, это значит находить в себе силы подниматься под пулями, идти в атаку, отстаивая свою землю, свое гнездо - чувство обыкновенного человека становится понятнее, ближе и роднее. Война воспринимается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь , пусть неимоверно тяжелая.

Чувство любви к Родине, к природе родного края, тема любви звучат в произведениях К.Д. Бальмонта, И.А. Бунина, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, И.А. Бунина.

            Обязательным элементом уроков должны быть речевые разминки,   помогающие уяснить школьникам такие нравственные понятия, как доброта, честь, бескорыстие, милосердие.

                Предлагаем использовать на уроках пословицы и поговорки, которые по праву называются жемчужинами устного народного творчества. Как писал М. А. Шолохов: “Величайшее богатство народа – язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта”.

                Моделируем ситуативные задания самостоятельно, а также используем и те задания, которые предполагаются в учебниках. Для этого используем метод «Недописанный тезис»:

Хорошая жизнь – это …

Быть человеком – это…

Самое главное в жизни – …

Счастье –…

Милосердие –…

Гордыня -…

                 Уроки русского языка надо тоже строить в тесной связи с материалом  уроков литературы.

При изучении темы «Лексика и фразеология» объектом пристального внимания во всей полноте своих значений становится слово. Здесь же формируем понимание различных нравственных понятий. Ключевыми становятся «Совесть, истина, милосердие, благодарность, долг, добросердечность, жестокость».

             Важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным словом в речи. Этому помогают образцы употребления слов - готовые словосочетания и предложения, которые после прочтения обязательно записываются под диктовку.

             Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему.

Например: сострадание, уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и. т.д.

      Однако вряд ли можно найти человека, которому присущи только положительные качества, поэтому следует раскрывать и негативные стороны, объяснять, как их изживать.
      В соответствии с принципами данной методики большое место на уроках русского языка занимает работа с текстом, воздействующим на нравственно-этические качества личности школьника. Именно через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции. Полезно составить банк текстов по следующим темам:

 -Как прекрасен этот мир;

- Добрый человек, как им стать?

- Экология души;

- Человек интересной судьбы;

- Что такое семья;

  -В мире природы.


На уроках русского языка, работая над фонетическим, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм, обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста. Ведь для гармонического развития личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа, которое мною осуществляется через знакомство с древнейшими жанрами русского фольклора, воспитывающими в детях православно-христианские добродетели.      

       При изучении темы «Синонимы», «Антонимы» предлагаю учащимся поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести.

Совместная работа с учениками может строиться двумя способами: учитель предлагает ученикам продумать и записать понятия, близкие данному, затем каждый знакомит с результатами своей работы, и составляется общий ряд, анализируются основные оттенки, отличающие каждое понятие; совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению понятий, записывается на доске, а каждый в тетради анализирует их смысловое содержание.

        Для того чтобы подростки могли понять сущность человеческих отношений, которые мы называем дружбой, необходимо рассмотреть ряд следующих понятий: «дружба»- «товарищество» - «приятельские отношения».

          Рассмотрим фрагмент урока с использованием пословицы.  Учащимся раздаются карточки со словами:  честность,  правдивость,  искренность,  лживость, нечестность, неискренность.

На доске записана пословица:   Кто один раз солжёт,  тому в другой раз не повезёт.

                     Вопросы и задания:

1. Как вы понимаете смысл пословицы?

2. Чему учит пословица?  (честности, правдивость, искренности)

3. Что осуждает пословица? (нечестность, лживость, неискренность)

4. Запишите новые слова в два столбика и сравните их по смыслу:

Честность              нечестность

Правдивость         лживость                                    

 Искренность         неискренность

5. Сравните слова первого столбика между собой.  Найдите в них сходство и

различие.

6. Сравните слова во втором столбике. Найдите в них сходство и различие.

7. Сравните слова первого и второго столбика.  Что можно сказать об их

значениях?

   Важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова,  но и пользоваться изученным на практике.  Этому помогают образцы употребления слов -  готовые словосочетания и предложения,  которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку. Например: жадность

Словосочетания: жадность человека, человеческая жадность,  необыкновенная жадность, жадность к деньгам.

Предложения:  Нет у человека худшего врага, чем его жадность. Богатому  жадность не дает покоя.

            Чаще следует включать на уроках анализ предложений, текстов духовного содержания, словарную работу с духовной лексикой.

Ребята должны чаще на уроках слышать духовную лексику:  смирение, благочестие, целомудрие, храм, милосердие, благословение, духовность. Предложите ученикам написать слово любовь и дополнить его глаголами, ответить на вопрос: «Что делает любовь?». Например, любовь заботится, жертвует, приносит счастье, облагораживает и.т.д. После того, как каждый учащийся составит свой список, попросите зачитать его. Все глаголы записываются на доске, обсуждаются и анализируются.

К такому заданию можно относить незаконченное предложение, чтобы ученик попробовал проецировать на поведение другого человека свой собственный способ действия, мысли, чувства, возникающие в подобной ситуации.
           На уроках русского языка все учителя-словесники обращают внимание на культуру речи, мы проводим внеклассные мероприятия на эту тему,

предметные недели, занимательные беседы, учим любить родной язык, раскрываем его красоту, призываем беречь его. И на занятиях дети с нами соглашаются, даже иногда очень интересно высказываются по этому поводу. А после занятий они общаются друг с другом СМСками или в «аське», искажая слова, а то и просто смайликами, забыв, что сами говорили о необходимости сохранять культуру речи. И мы понимаем, что остановить это не можем, это - технический прогресс. Интернет все больше и больше входит в нашу жизнь, заменяет живое общение. Вот еще одна проблема, возможно ли совместить общение через Интернет и сохранение норм речи.

        Проблем много. Их надо решать. Обучая детей, надо самим учиться вместе с ними, показывать пример. На уроках русского языка и литературы просто необходимо показать  бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений, размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают обучающимся познакомиться  с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации.

Таким образом, считаем, что, если учителем будут использованы все воспитательные возможности русского языка, то эффект от таких занятий значительно повысится. И русский язык не только сыграет большую роль в поднятии грамотности и развития речи, но и окажет огромную помощь в формировании морально-нравственного облика личности учащегося.

        От развития речи зависит общее развитие ребенка. Мир еще слишком далёк от успокоенности (в этом мы убеждаемся каждый день). Без растревоженности души и успокоенности сердца нет настоящей человеческой жизни. Без растревоженности души теряют смысл уроки литературы вообще.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Нравственность - наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша обязанность - воспитать это в детях, чтобы они поступали именно так.

Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках русского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.

                                                                    Литература.

1. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68

2. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.

3. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.

4. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977.- 376с.

5. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"

Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...