Конспект занятия по формированию связной речи детей с ОНР 2года обучения подготовительной к школе группы по теме "Осень".
план-конспект

Овсеенко Лидия

Конспект НОД по формированию связной речи детей с общим  недоразвитием  речи 2года обучения (подготовительной к школе группы) по теме «Осень».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_t.osen_.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию связной речи

детей с ОНР 2года обучения подготовительной к школе группы.

Тема: «Осень».

Задачи.
Формировать навык описательного рассказа на тему «Осень» с опорой на схемы.
Расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Осень», обогащать лексику антонимами.
Закреплять правильное употребление в речи относительных прилагательных.
Закреплять употребление творительного падежа множественного числа существительных.
Увеличивать объем кратковременной линейной памяти до шести элементов.
Развивать общую моторику.
Воспитывать доброту, отзывчивость.

Оборудование.
Схемы для составления описательных рассказов (солнце, небо, листья, деревья, птицы, животные), венок из листьев, корзина с листьями, разноцветные листья, мяч, магнитофон.

Лексический материал.
Осень, букет, венок, листья, листопад;
яркое, пасмурное, хмурое, осенние, разноцветные, оранжевые, опавшие, перелетные, зимующие, дубовый, кленовый, березовый; падают, летят, светит, греет, заготавливают.

Организационный момент.
Чтение отрывка из стихотворения Е.Трутневой «Осень». Тихо звучит музыка.

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У березы на плечах.

Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят …

  • О каком времени года говорилось в стихотворении?
  • Назовите осенние месяцы.                        
  • Как вы понимаете, выражение «листья сыплются дождем»? «золотое платье у березы на плечах»?
  • А сейчас закройте глаза. (Тихо звучит музыка. Логопед надевает венок и берет корзину с листьями.)

-    Откройте глаза. Кто я? /Осень/

  • А почему вы так думаете?

Основная часть.

1. Сообщение темы.

  • Сегодня мы поговорим об осени. Я к вам пришла с корзинкой, а корзинка с сюрпризом. В ней лежат картинки, которые помогут нам составить рассказ об осени.

2. Составление предложений.

  • Вот первая картинка. О чем мы будем составлять предложение?   /О солнце/
  • Какое бывает солнце?  
  • А как солнце светит и греет осенью?  /Осенью солнце светит, но греет слабо. /  

-    О чем сейчас будем рассказывать?   /О небе/

  • Что можно сказать про осеннее небо?  /Небо осенью серое, пасмурное, хмурое./        
  • Какие осенью листья на деревьях?  /Желтые, красные, оранжевые/ 
  • Как можно назвать одним словом  желтые, красные, оранжевые листья? Какие они?

/Разноцветные/  (проговаривания хором и индивидуально)

  • А что можно сказать о деревьях?  /Листья с деревьев падают на землю. Листопад./
  • Как понимаете слово листопад?   
  • Какими становятся деревья к концу осени? /Деревья становятся голыми./ 
  • А теперь давайте вспомним все, что говорили о деревьях. /Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад.  К концу осени деревья стоят голые./      
  • О ком будем говорить?  /О птицах/
  • Какие изменения происходят в жизни птиц осенью?  /Перелетные птицы улетают в теплые края, а зимующие остаются с нами/
  • Что делают осенью животные?  /Животные готовятся к зиме. Заяц и белка меняют  окраску шерсти.  Белка готовит запасы на зиму. Медведь и еж  впадают в спячку./

3. Физкультминутка.

  • Давайте поиграем! (Ритмичные движения под тихую музыку)

Осень, мы гулять идем              /Дети топают носками ног, пятки на месте/
Листья сыплются дождем,        /Поднимают и опускают руки/
Под ногами шелестят                 /Трут ладонями друг о друга,
И шуршат, шуршат, шуршат.     постепенно убыстряя темп/

4. Игра «Соберем букет».

  • Посмотрите, какой листопад! (Логопед разбрасывает листья.)

Давайте соберем листья в букет! Посмотрите на свои листья. Букет, с какими листьями? /Букет с дубовыми листьями/

5. Игра  с мячом «Скажи наоборот».
Осень ранняя – поздняя,
день веселый – грустный,
день солнечный – пасмурный,
небо голубое – серое,
небо светлое – темное,
солнце яркое – тусклое.

6. Составление описательного рассказа по схемам.

  • Посмотрите, осенний ветер разбросал все картинки!  Помогите мне, пожалуйста, их собрать. Расположите их в том порядке, в котором я вам их показывала.

-    Внимательно посмотрите на картинки и расскажите про осень, составьте рассказ.

Осенью солнце светит, но греет слабо. Тучи часто закрывают солнце. Небо осенью бывает пасмурное, серое, хмурое. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые. Перелетные птицы осенью собираются в стаи и улетают в теплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме. Заяц и белка меняют окраску шерсти. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и еж впадают в спячку.

7. Итог.

 -   Дети, что вам сегодня понравилось?
  -  Вот и пришла пора расставаться. Вы все хорошо отвечали на вопросы, правильно рассказывали про осень. На прощание я хочу подарить вам осенние листья. Дома вы их раскрасьте и расскажите родителям об осени. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию связной монологической речи в старшей группе для детей с ОНР

Обучение рассказыванию текста цепной структуры с опорой на наглядно - графический план....

План-конспект занятия по развитию связной речи в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: «Моя Родина»

Расширение знания детей об истории малой Родины. Воспитание любви и гордости за вой край, город. Упражнение детей в работе с кассами. Развитие связанной речи, умение высказывать свои мысли....

конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической на тему "Зима. Составление рассказа по сюжетной картине".

dash; активизация словаря по теме;– учить составлять рассказ по сюжетной картине;– учить образовывать родственные слова;– учить образовывать существительные от прилагательных;&nda...

Конспект занятия по развитию связной речи у детей с ТНР (старшая группа) на тему: "Моя милая мама" с презентацией.

Вашему вниманию представлен конспект занятия по развитию связной речи у детей с ТНР (старшая группа) на тему: "Моя милая мама" с презентацией....