Рабочая программа по чтению и развитию речи, 7 класс
рабочая программа (7 класс) на тему

Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под ред. В.В. Воронковой. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001г.  Курс рассчитан на 102 часа в год (3 часа в неделю). На уроках чтения в 7 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность. Программа включает пояснительную записку, примерную тематику, список литературы для внеклассного чтения, структуру разделов, таблицу тематического распределения количества часов на основное общее образование, календарно-тематическое планирование. 

Чтение. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор-составитель А.К. Аксёнова. Москва "Просвещение", 2007г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_chteniyu_7_klass.docx50.59 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство социального развития и семейной политики

Краснодарского края

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края «Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением»

                                                                      УТВЕРЖДЕНО

                                                   решением педагогического совета

                                                          от «__»_____2014 года протокол № 1

                                                                Председатель __________ ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По  чтению и развитию речи

Уровень образования:  основное общее образование, 7 класс

Количество часов:  102

Учитель: Старкова Наталья Алексеевна

Программа разработана на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5 – 9 классы, под ред. В.В. Воронковой. – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под ред. В.В. Воронковой.- Москва: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,  2001 г.

Курс рассчитан на 102 часа в год (3 часа в неделю).

Программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое развитие. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Содержание обучения имеет практическую направленность. Школа готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства.

В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения учебным предметом. Обучение умственно отсталых учащихся носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их.. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

В  7 классе осуществляются задачи, решаемые в предыдущих  классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Учащиеся должны:

- овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

- научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;                                                                                           -

- быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

На уроках чтения в 7 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся 7 классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать па поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные к произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе и эмоционального плана. Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

Учащиеся должны уметь:

-  читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;

- выделять главную мысль произведения:

- характеризовать главных действующих лиц:

- пересказывать содержание прочитанного.

Учащиеся должны знать:

-  наизусть 10 стихотворений.

Примерная тематика

Доступные художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.

Произведения устного народного творчества: сказки,  загадки, былины. Литературные сказки.

Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.

На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.

Произведения А.С.Пушкина, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, И.С.Тургенева, А.Н. Толстого, В. Г. Короленко, А.П. Чехова.

Произведения А.М. Горького, В.В. Маяковского, Н. А. Островского, М.А.Шолохова, А.Т. Твардовского, А.А.Фадеева, С.Я. Маршака, С. В. Михалкова, Н.П. Кончаловской, К.Г. Паустовского, К.М.Симонова, Р.И. Рождественского, А.Г.Алексина, Е.И. Носова, Ч.И. Айтматова, Р.П.Погодина.

Навыки чтения

Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания.

Выделение главной мысли произведения. Называние главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами текста. Составление характеристики героев с помощью учителя.

Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану.

Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений.

Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика.

Заучивание наизусть стихотворений.

Внеклассное чтение

Знание основных сведений из жизни писателей. Чтение книг  из школьной и сельской библиотек. Самостоятельное чтение статей в газетах и детских журналах.

Обсуждение прочитанных книг, статей. Составление отзывов.

Умение передавать главную мысль произведения, оценивать поступки действующих лиц.

Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.

Рекомендуемая литература (на выбор)

  1. В.П. Астафьев «Осенние грусти и радости», «Стрижонок Скрип», «Гуси в полынье», «Капалуха».
  2. А. Р. Беляев «Чудесное око».
  3. Бианки «Бешеный бельчонок», «Приказ на снегу», «Лупленый Бочок», «Мышарик», «Вести из леса».
  4. Жюль Берн «Дети капитана Гранта».
  5. А. П. Гайдар «Судьба барабанщика».
  6. А. М. Горький «Детство».
  7. Т.Д.Дефо «Робинзон Крузо».
  8. Л. Кассиль «Ночная ромашка», «Огнеопасный груз», «Солнце светит».
  9. В. П. Катаев «Хуторок в степи».
  10. В. Г. Короленко «Купленные мальчики», «Чудная», «Последний луч», «Дети подземелья».
  11. Л. Я. Логин «Старик Хоттабыч».
  12. К. Г. Паустовский «Ручьи, где плещется форель», «Старый повар», «Степная гроза», «Жильцы старого дома».
  13. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».
  14. А. А. Сурков Стихотворения из цикла «Победители» («В громе яростных битв», «Под вечер в гестапо ее привели», «Утро в окопе», «Песня о слепом баянисте». «Защитник Сталинграда»).
  15. А. П. Чехов «Спать хочется», «Каштанка».

Структура разделов

Разделы

количество часов

теория

Устное народное творчество

Устное народное творчество

11

11

Из произведений русской литературы XIX века

А.С. Пушкин

10

10

М.Ю. Лермонтов

3

3

И.А. Крылов

5

5

Н.А. Некрасов

3

3

Л.Н. Толстой

8

8

А.П. Чехов

3

3

В.Г. Короленко

7

7

Из произведений русской литературы XX века

А.М. Горький

10

10

М.В. Исаковский

5

5

К.Г. Паустовский

2

2

М.М. Зощенко

3

3

К.М. Симонов

4

4

В.П. Катаев

2

2

Н.И. Рыленков

3

3

Ю.И. Коваль

5

5

Ю.Я. Яковлев

5

5

Р.П. Погодин

5

5

А.Г. Алексин

3

3

К.Я. Ваншенкин

4

4

Задание на лето. Список рекомендуемой литературы

1

1

Итого:

102

102

Таблица тематического распределения количества часов на основное общее образование, 7 класс, 2014 – 2015 учебный год

Разделы

Количество часов

Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида под ред. В.В. Воронковой

Рабочая программа

1

Устное народное творчество

11

11

2

Из произведений русской литературы XIX века

39

39

3

Из произведений русской литературы XX века

52

52

Итого:

102

102

Список учебно-методической литературы

  1. Чтение. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор – составитель А.К. Аксенова.- М.: «Просвещение», 2007
  2. Книги для внеклассного чтения
  3. Ушакова О.Д. Великие писатели. Справочник школьника.- Санкт-Петербург, 2008

СОГЛАСОВАНО                                                       СОГЛАСОВАНО

Протокол № __заседания                                 Заместитель директора по УВР

методического объединения                             _____________  ФИО

учителей письма, чтения                                   «____» _______2014 года

и развития речи ГКОУ КК

«Новолеушковская школа-интернат

с профессиональным обучением»

от «____»________2014 года

____________ ФИО

Министерство социального развития и семейной политики

Краснодарского края

           СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

 ____________  ФИО

 «___»_____________2014 года

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края «Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением»

                       КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ                          

                                ПЛАНИРОВАНИЕ

по  чтению и развитию речи

Класс:  7а, 7б

Учитель:  Старкова Наталья Алексеевна

Количество часов: всего -102 часа; в неделю - 3 часа

Планирование  составлено на основе рабочей программы Старковой Н.А., утвержденной решением педагогического совета протокол №1 от 29 августа 2014 года

Изучаемый материал

Кол-во часов

Классы

Дата проведения

Оборудование

Словарь

плановая

фактическая

Устное народное творчество

Устное народное творчество.

1

плакат

Жанр

творчество

Волшебные сказки. Русская народная сказка «Сивка-бурка», 1 часть.

1

Книга «Русские народные сказки»

благословение

3.

Русская народная сказка  «Сивка-бурка», 2 часть.

1

Книга «Русские народные сказки»

4.

Сказки о животных. Русская народная сказка «Журавль и цапля».

1

Книга «Русские народные сказки»

дюжина

5.

Бытовые  сказки. Русская народная сказка «Умный мужик».

1

Выставка книг

6.

Былина «Три поездки Ильи Муромца».

1

книги

былина

богатырь

7.

Былина «Три поездки Ильи Муромца». Характеристика героев былины.

1

Книги, иллюстрации

казначейство

казначей

8.

Народные песни: «Ах, кабы на цветы не морозы…», «По улице мостовой».

1

мелодия, запись

кручина

приказ

9.

Пословицы.

1

Пословицы и поговорки

грамота

10.

Загадки.

1

Загадки

11.

Внеклассное чтение. Русские народные сказки.

1

Книги для внеклассного чтения

Из произведений русской литературы XIX века

А.С. Пушкин

А.С. Пушкин. Страницы биографии.

1

Портрет

А.С. Пушкина

биография

лицей

гувернер

2.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», 1 часть

1

иллюстрации

рать

сень наук

светлица

3.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», 2 часть

1

иллюстрации

деспот

грамота

чудесить

4.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», 3 часть

1

иллюстрации

Окиян

не привольный

бает

5.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», 4 часть

1

иллюстрации

идти четами

булат

заглавие

6.

Характеристика героев «Сказки о царе Салтане…»

1

иллюстрации

характеристика

7.

А.С. Пушкин «Зимний вечер»

1

картины природы

веретено

лачужка

8.

А.С. Пушкин «У Лукоморья»

1

иллюстрации

Лукоморье

поэма

9.

Обобщающий урок по творчеству  А.С. Пушкина

1

Выставка книг А.С. Пушкина

викторина

10.

Внеклассное чтение по произведениям

П.П. Бажова

1

Портрет

П.П. Бажова

М.Ю. Лермонтов

1.

М.Ю. Лермонтов. Страницы биографии

1

Портрет М.Ю.Лермонтова

2.

М.Ю. Лермонтов «Бородино»,

1 часть

1

презентация иллюстрации книг

редут

картечь

бивак

3.

М.Ю. Лермонтов «Бородино»,

2 часть

1

Иллюстрации книг

кивер

хват

булат

уланы

И.А. Крылов

1.

И.А. Крылов. Страницы биографии

1

Портрет И.А.Крылова

басня

баснописец

2.

И.А. Крылов «Кукушка и Петух»

1

Иллюстрации басен

божусь

молвить

3.

И.А. Крылов «Волк и Журавль»

1

Иллюстрации басен

пасть

коварный

4.

И.А. Крылов «Слон и Моська»

1

Иллюстрации басен

диковинка

срамиться

5.

Внеклассное чтение. В мире басен Крылова

1

Книги для внеклассного чтения

мораль

Н.А. Некрасов

1.

Н.А. Некрасов. Страницы биографии

1

Портрет Н.А.Некрасова

2.

Н.А. Некрасов «Несжатая полоса»

1

иллюстрации

соха

столбовой тракт

3.

Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин»

1

иллюстрации

столбовая дорога

лоханка

смотритель

Л.Н. Толстой

1.

Л.Н. Толстой. Страницы биографии

1

Портрет Л.Н.Толстого

2.

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», 1 часть

1

Сюжетные картины

Татары

аул

3.

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», 2 часть

1

Сюжетные картины

сакля

лоханка

4.

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», 3 часть

1

Сюжетные картины

бешмет

мечеть

5.

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», 4 часть

1

Сюжетные картины

чалма

6.

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», 5 часть

1

Сюжетные картины

верста

рассолодел

аршин

7.

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», 6 часть

1

Сюжетные картины

забранилась

услать

8.

Характеристика Жилина и Костылина

1

А.П. Чехов

1.

А.П. Чехов. Страницы биографии

1

Портрет Чехова

сатира

юмор

критика

смех

насмешка

2.

А.П. Чехов «Хамелеон»,

1 часть

1

иллюстрации

городовой

надзиратель

мировой

3.

А.П. Чехов «Хамелеон»,

2 часть

1

аудиозапись произведения

В.Г. Короленко

1.

В.Г. Короленко. Страницы биографии

1

Портрет Короленко

2.

В.Г. Короленко «Дети подземелья»,

1 часть

1

иллюстрации

часовня

3.

В.Г. Короленко «Дети подземелья»,

2 часть

1

иллюстрации

престол

4.

В.Г. Короленко «Дети подземелья»,

3 часть

1

Иллюстрации

мурава

5.

В.Г. Короленко «Дети подземелья»,

4 часть

1

Иллюстрации

страдание

6.

В.Г. Короленко «Дети подземелья»,

5 часть

1

Иллюстрации

жатва

томительно

чудо

7.

Внеклассное чтение В.Г. Короленко «Последний луч»

1

Книги для внеклассного чтения

Из произведений русской литературы XX века

А.М. Горький

А.М. Горький. Страницы биографии

1

Портрет Горького

псевдоним

А. Горький «Детство», 1 часть

1

Иллюстрации

лохань

3.

А Горький «Детство», 2 часть

1

иллюстрации

желвак

нажить

4.

А. Горький «Детство», 3 часть

1

иллюстрации

семишник

5.

А. Горький «Детство», 4 часть

1

иллюстрации

плисовые штаны

вдругорядь

6.

Составление характеристики Алеши

1

7.

А.М. Горький «В людях», 1 часть

1

иллюстрации

тальма

стеклярус

карниз

фасад

8.

А.М. Горький «В людях», 2 часть

1

иллюстрации

9.

А.М. Горький «В людях», 3 часть

1

Иллюстрации

10.

Внеклассное чтение. Чтение ранних рассказов Горького

1

Книги для внеклассного чтения

М.В. Исаковский

1.

М.В.Исаковский

Страницы биографии.

Стихотворение «Ветер»

1

Портрет

М.Исаковского

2.

М. В. Исаковский «Весна»

1

Портрет

М.Исаковского

М.В. Исаковский «Детство», 1 часть

1

М.В. Исаковский «Детство», 2 часть

1

Внеклассное чтение Стихи поэтов XX века

1

Сборники стихов

К. Г. Паустовский

1.

К.Г. Паустовский

Страницы биографии «Последний черт», 1 часть

1

Портрет Паустовского

рядно

2.

К.Г. Паустовский «Последний черт», 2 часть

1

Портрет Паустовского

армяк

М.М. Зощенко

1.

М.М. Зощенко

Страницы биографии

1

Портрет

М.М. Зощенко

комичность

2.

М.М. Зощенко

«Великие путешественники», 1 часть

1

книги

ситуация

рассказ

3.

М.М. Зощенко

«Великие путешественники», 2 часть

1

иллюстрации

К.М. Симонов

1.

К.М. Симонов

Страницы биографии

1

Портрет К.М.Симонова

малец

батарея

залпы

2.

К.М. Симонов

«Сын артиллериста»,

1 часть

1

иллюстрации

рысь

карьер

3.

К.М. Симонов «Сын артиллериста»,

2 часть

1

иллюстрации

косая сажень

4.

К.М. Симонов «Сын артиллериста»,

3 часть

1

иллюстрации

В.П. Катаев

1.

В.П. Катаев

Страницы биографии.

«Флаг»

1

Портрет

В.П. Катаева

кирха

форт

капитуляция

кубрик

2.

Внеклассное чтение А.Сурков стихи из цикла «Победители»

1

Портрет Суркова, сборник стихов Суркова

Н.И. Рыленков

1.

Н.И. Рыленков

Страницы биографии, «Деревья»

1

Портрет Н.И.Рыленкова

межа

2.

Н.И. Рыленков «Весна без вещуньи кукушки»

1

Сборник стихов

сиротство

3.

Н.И. Рыленков «Все в тающей дымке»

1

сборник стихов

Ю.И. Коваль

1.

Ю.И. Коваль

Страницы биографии.

1

Портрет Ю.И. Коваля

мрачность

2.

Ю.И. Коваль

 «Капитан Клюквин», 1 часть

1

иллюстрации

3.

Ю.И. Коваль

 «Капитан Клюквин», 2 часть

1

иллюстрации

4.

Ю.И. Коваль «Картофельная собака», 1 часть

1

иллюстрации

зазнайство

5.

Ю.И. Коваль «Картофельная собака», 2 часть

1

иллюстрации

критичность

Ю.Я. Яковлев

1.

Ю.Я. Яковлев

Страницы биографии «Багульник»,

1 часть

1

Портрет Ю.Я.Яковлева

дюны

2.

Ю.Я. Яковлев «Багульник»,

2 часть

1

Иллюстрации

сопереживание

3.

Ю.Я. Яковлев «Багульник»,

3 часть

1

Иллюстрации

интерес

любопытство

4.

Составление характеристики Кости

1

Иллюстрации

характеристика

5.

Обобщающий урок по рассказам писателей Ю.И. Коваля, Ю.Я. Яковлева о дружбе человека и животного

1

выставка книг

животное

Р.П. Погодин

1.

Р.П. Погодин

Страницы биографии

1

Портрет

Р.П. Погодина

2.

Р.П. Погодин

«Время говорит – пора», 1 часть

1

опекунство

3.

Р.П. Погодин «Время говорит – пора», 2 часть

1

4.

Р.П. Погодин «Время говорит – пора», 3 часть

1

5.

Внеклассное чтение 

А.П. Гайдар «Судьба барабанщика»

1

Книги для внеклассного чтения

А.Г. Алексин

1.

А.Г. Алексин

Страницы биографии

1

Портрет А.Г. Алексина

2.

А.Г. Алексин

«29 февраля», 1 часть

1

иллюстрации

3.

А.Г. Алексин «29 февраля», 2 часть

1

иллюстрации

К.Я. Ваншенкин

1.

К.Я. Ваншенкин

Страницы биографии

1

Портрет К.Я. Ваншенкина

поэзия

2.

К.Я. Ваншенкин «Мальчишка»

1

3.

К.Я. Ваншенкин

«Снежки»

1

4.

Внеклассное чтение К.Паустовский. «Жильцы старого дома»

Проверка техники чтения.

1

книги для внеклассного чтения

5.

Задание на лето. Список рекомендуемой литературы.

1

Всего:

102


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса (программа 8 вида) по учебнику А.К. Аксеновой.

Рабочая программа курса чтения и развития речи в 8 классе 8 вида составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классов под редакцией В....

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 9 класса (программа 8 вида) по учебнику А.К. Аксеновой.

Рабочая программа курса чтения и развития речи в 9 классе 8 вида составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классов под редакцией В.В. Вор...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  чтению и развитию речи  для  5  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  чтению и развитию речи  для  7  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы.

Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей...