Проект «Дорогу осилит идущий!» (программирование профессиональной ориентации и самоопределения в социуме воспитанников МСКОУ «Клеменовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»)
проект на тему

Сезонова Ольга Викторовна

 

Проект характеризует стратегические ориентиры, приоритеты и технологии развития школы-интерната в направлении профориентационной деятельности и перспектив дальнейшего трудоустройства выпускников образовательной организации.  

Необходимым условием развития данного направления работы школы является приоритетное и опережающее развитие кадрового, информационного, научно-методического потенциалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_proforientatsionnoy_rabote.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МСКОУ «Клеменовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»                                                                                                                 __________ Сезонова О.В.                                                                                                                                                                                  «09» января 2013 г.

                                 

Проект

«Дорогу осилит идущий!»

(программирование профессиональной ориентации и самоопределения в социуме воспитанников МСКОУ «Клеменовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»)

Егорьевский район

2013 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема, сроки реализации проекта, информационная справка о школе-интернате…. 3

Паспорт Проекта……………..……………………………………..…………………. 4 - 6

Алгоритм разработки Проекта школы-интерната                       …….………….. 7

Этапы подготовки и реализации Проекта и содержание работы на каждом этапе…………………………………………………………………………..…….……...8

Аналитическое и прогностическое обоснование Проекта. Условия и направления проектирования Проекта……………..…………….……………………………….....9 - 13

Основные мероприятия реализации Проекта……………..……….………….……..……14

Нормативно-правовое обеспечение Проекта ………………………….….………………15 – 17

Тема проекта: «Дорогу осилит идущий!»

(программирование профессиональной ориентации и самоопределения в социуме воспитанников МСКОУ «Клеменовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»)

Сроки реализации проекта: 2013 - 2014 годы.

Информационная справка: Общие сведения о школе-интернате

  1. Наименование ОУ Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Клеменовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида».
  2. Юридический, фактический адрес 140330, Московская область, Егорьевский район, д. Клеменово, ул. Фабричная, д.3
  3. Р/с 40204810000000002206 Отделение 1 Московского ГТУ Банка России г. Москва 705, БИК 044583001
  4. Телефон/факс 8/49640/55-134, директор школы (секретарь)– 8/49640/55-134; вахта – 8/49640/55-121; пищеблок (медпункт) – 8/49640/55-155, 

e-mail olgagroshik@mail.ru,

сайт http://klemenovo-shkola-internat.narod2.ru/

  1. Год основания 1953, год постройки нового здания 2009г.
  2. Лицензия: Регистрационный номер 66212 от 10.12.2010г. Серия РО № 019302 Срок действия до 10.12.2015г. кем выдана Министерство образования Московской области.
  3. Лицензия на осуществление медицинской деятельности: № ЛО-50-01-003932 от 16 января 2013г. кем выдана Министерство здравоохранения Московской области,  срок действия бессрочно.
  4. Учредитель Муниципальное образование «Егорьевский муниципальный район Московской области».

Паспорт Проекта

Проект характеризует стратегические ориентиры, приоритеты и технологии развития школы-интерната в направлении профориентационной деятельности и перспектив дальнейшего трудоустройства выпускников образовательной организации.  

Необходимым условием развития данного направления работы школы является приоритетное и опережающее развитие кадрового, информационного, научно-методического потенциалов.

Цель проекта

• Выработка у школьников с ограниченными возможностями здоровья осознанного отношения к труду;

• Профессиональное самоопределение воспитанников в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда;

• Оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

• Реальная помощь детям в самореализации во взрослой жизни.

Основные задачи проекта

• Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для оказания помощи в выборе сферы будущей профессиональной деятельности;

• Обеспечение широкого диапазона вариативности обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых в учебно-воспитательном процессе;

• Выработка гибкой системы сотрудничества школы-интерната с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями Егорьевского муниципального района;

• Развитие познавательной потребности в знаниях, готовности к профессиональному самоопределению.

Приоритетные направления проекта

  • Учёт разнообразия образовательных возможностей каждого конкретного ребёнка в контексте Специализированного стандарта образования, сочетающего государственный стандарт общего среднего и стандарты жизненной компетентности детей с ОВЗ на каждом возрастном этапе.
  • Сочетание разнопрофильных вариантов общеобразовательной подготовки со школьным допрофессиональным и профессиональным образованием, направленным на реабилитацию подростка, обеспечивающую реальную интеграцию в жизнь.
  • Создание системы мониторинга как организованной структуры внутришкольного руководства и контроля как службы научно-методического анализа результатов деятельности специалистов, а также создание банка данных о динамике коррекционно-компенсаторных процессов для каждой возрастной группы.
  • Трудоустройство выпускников школы-интерната.
  • Разработка и внедрение специальных программ, направленных на профилактику дезадаптирующих условий.
  • Формирование устойчивых социокультурных правовых знаний о жизни в обществе.

Принятие Проекта

Проект принят на заседании педагогического совета школы-интерната (протокол №  3/12-13 от 29.12.2012 года).

Описание Проекта

 Профессиональная ориентация – это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодежи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную  и внешкольную работу с учащимися.

 Выбор профессии в современных условиях – это сложный и многоплановый процесс. К вопросу «Кем быть?» нужно возвращаться в течение всей жизни. Ситуация на рынке труда постоянно меняется, и для того, чтобы не отстать или не остановиться на месте, нужно постоянно оглядываться, переосмысливать окружающую деятельность, определять свое место в происходящем вокруг, т.е. идти в ногу со временем.

 Профессия сегодня выбирается не только (и не столько) как род занятий, но и как определенный образ, стиль жизни, возможность получить определенный статус в обществе. Престижность тех или иных профессий меняется с течением времени вместе с изменениями общественного сознания, и,  что немаловажно, не обязательно совпадает с её востребованностью на рынке труда. Есть элитные, но невостребованные профессии, а специальности, которые на самом деле нужны обществу – рабочие, младший обслуживающий персонал – успехом у современной молодежи не пользуются.

 В нашей школе-интернате обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, испытывающие отсутствие готовности к интеллектуальному усилию при выполнении заданий образовательного характера. Учащиеся, испытав малейшую трудность при решении поставленных задач, отказываются от выполнения их решения. Такие дети испытывают неуверенность в своих силах, их отличает неумение актуализировать свои способности для успешного выполнения задания, они нуждаются в помощи со стороны взрослого, в постоянном стимулировании успеха.

 При изучении уровня развития детей, были выявлены следующие проблемы: отсутствие мотивации к учебной деятельности, малый запас знаний и сведений об окружающем мире и потребностях - профессионального рынка труда. Сделать самостоятельный выбор профессионального самоопределения старшекласснику коррекционной школы-интерната достаточно сложно. Поэтому тема выбора профессии является важной и основополагающей для подготовки наших воспитанников к полноценной самостоятельной жизни. Главное, чтобы находящиеся рядом с детьми взрослые – учителя, воспитатели, психологи, социальные педагоги – могли оказать ненавязчивую, но компетентную помощь в выборе профессии.

 Формирование положительной мотивации воспитания решает задачу осуществления активной помощи детям в выборе будущей профессии. Формула «подготовка к жизни» и заключается в том, чтобы воспитаннику дать как можно больше знаний об окружающем мире и реальной действительности: об экономике, о политическом и государственном устройстве общества, о семье и воспитании, и, наконец, о себе самом и собственном призвании.

 Прежде чем сделать выбор будущей профессии, дети должны познакомиться с различными профессиями. Лучший способ обзорного ознакомления – организация встреч с представителями разных сфер деятельности, мастер-классы, экскурсии на предприятия. Наш принцип: «Где родился – там и пригодился!». Необходимо выявить задатки, склонности и способности каждого воспитанника. С этой целью разрабатываются информационные блоки, практические упражнения, планируются тренинговые занятия. Такие занятия способствуют развитию личности, познавательного интереса обучающихся, воспитываются чувства ответственности, самостоятельности, уверенности в себе.

            Определены 3 этапа реализации Проекта «Дорогу осилит идущий!»:

 1 этап – подготовительный. Он включает в себя аналитико-диагностическую деятельность, поиск инновационных форм и способов для реализации Проекта, установление и определение причин трудностей, возникающих у детей, при выборе профессии, определение степени и тактики образовательной деятельности.

 2 этап – практический. На данном этапе решаются вопросы использования в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активной жизненной позиции и стремления к профессиональному самоопределению. Проектируется оказание социальной и психолого-педагогической поддержки воспитанникам в формировании у них потребности в целенаправленном осознанном выборе профессии, проводятся мониторинговые мероприятия по оценке ситуации на «рынке труда» и перспектив дальнейшего профессионального самоопределения воспитанника, внедряются в образовательную среду инновационные педагогические и психологические технологии, обеспечивающие формирование представлений о «рынке труда».

 3 этап – обобщающе-аналитический. На данном этапе происходит обработка и интерпретация информации, полученной в ходе реализации Проекта, проводится соотношение результатов Проекта с поставленными целями и задачами, подводятся итоги реализации Проекта, анализируется эффективность работы и определяются перспективы в осознанном выборе профессии.

 Нормативно-правовое обеспечение проектной деятельности основывается на Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Конституцию РФ, Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008г. №АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами», Письмо Министерства образования РФ от 04.09.1997г. №48, «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов» (п.10, п.12, п. 18), стратегию развития профессионального обучения в Егорьевском муниципальном районе и др.

Прогнозируемый результат

  1. Развитие материально-технического и финансового потенциалов школы-интерната на основе повышения финансовой самостоятельности и ответственности.  Создание банка данных возможных спонсоров.
  2. Обеспечение условий для максимальной самореализации каждого воспитанника на основе использования инновационных коррекционных технологий, позволяющих оптимально решать проблему компенсации дефекта.
  3. Создание современной коррекционно-развивающей среды, способствующей социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья с последующей успешной интеграцией в общество.
  4. Создание адекватной системы трудоустройства воспитанников школы-интерната, включение их в общественно-полезную деятельность.
  5. Создание службы мониторинга учебно-воспитательного процесса с целью оптимизации управления ОУ на основе солидарной ответственности всех работающих.
  6. Развитие здоровьесберегающей среды в режиме работы «Школы здоровья».
  7. Разработка и внедрение специальных программ, направленных на профилактику дезадаптирующих условий.
  8. Жизнеустройство воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в приемные семьи родственников (лиц, их заменяющих).
  9. Организация работы по непрерывному повышению профессиональной компетентности педагогов.

Алгоритм разработки Проекта

МСКОУ«Клеменовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

I этап

Анализ ситуации, в которой существует школа-интернат.

  • социально-экономические условия Егорьевского района и Московской области;
  • социально-демографическая ситуация в районе;
  • нужды и потребности района;
  • подход властей к решению социальных проблем:
  • что уже сделано в укреплении школы-интерната;
  • какие сферы не охвачены.

II этап

Анализ направлений работы школы-интерната.

  • условия работы образовательной организации;
  • финансовые, материальные, человеческие ресурсы;
  • структура организации, механизм принятия решений;
  • мониторинг качества образовательных услуг, оказываемых школой-интернатом;
  • сравнительные данные на начало и конец учебного года, по четвертям (графики, таблицы, контрольные срезы, тестирование).

III этап

Теоретические направления и стратегические цели.

  • цель проекта, его актуальность;
  • приоритетные направления работы школы-интерната на ближайшие годы, поставленные задачи;
  • основные модули (блоки, части) планирования работы по достижению поставленных целей.

Этапы подготовки и реализации

Проекта и содержание работы на каждом этапе

1 этап (январь 2013г. – август 2013г.)

Основные задачи.

Подготовка:

  • концепции, включающей определение стратегии и тактики деятельности;
  •  системы дифференцированного образования;
  •  медицинского блока;
  • психолого-медико-педагогического консилиума.

Содержание деятельности:

  • изучение контингента воспитанников;
  • разработка и утверждение учебных планов;
  • освоение инновационных технологий образования.

Управленческие решения:

  • организация дифференцированного образования;
  • создание системы мониторинга, разработка программ деятельности служб учреждения;
  • программное обеспечение образования, оздоравливания воспитанников.

II этап (сентябрь 2013г. – декабрь 2013г.)

Основные задачи.

1. Программное обеспечение образования и оздоровления воспитанников, создание:

  • программ индивидуальных коррекционных занятий;
  • службы психологической диагностики и коррекции.

2. Организация работы медицинского блока.

3. Выработка приемов индивидуального психолого-педагогического подхода.

Содержание деятельности.

1. Функционирование системы дифференцированного обучения:

  • создание системы разноуровневого обучения;
  •  разработка и реализация авторских программ.

2. Проведение индивидуально-коррекционных занятий специалистами школы - интерната.

3. Разработка и осуществление программы оздоровления детей.

4. Поиск адекватных методов обучения и воспитания детей со сложной структурой дефекта.

III этап (январь 2014г. – декабрь 2014г.)

Основные задачи.

1. Апробация новых технологий обучения и воспитания.

2. Создание программы развития речевой деятельности, воспитания речевого поведения воспитанников.

З. Организация работы ЛФК.

4. Создание служб социально-педагогической поддержки.

5. Разработка системы дополнительного образования.

Содержание деятельности.

1. Деятельность социально-педагогической службы.

2. Профориентационная  работа.

Управленческие решения.

1. Совершенствование содержания коррекционного компонента, реализующегося как в ходе специальных запланированных занятий: ЛФК, логопедия, занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, так и во всей системе организации учебно-воспитательного процесса.

2. Создание и утверждение нормативной документации.

З. Совершенствование системы мониторинга.

Аналитическое и прогностическое обоснование Проекта.

В основе разработки Проекта нами использовалось всестороннее изучение процессов обучения и воспитания.

        Мы рассматриваем данные процессы как специально организованную деятельность, направленную на максимальную коррекцию дефектов  школьников, усвоение ими определенных знаний, умений, навыков необходимых для их эффективной социализации, а затем и успешной интеграции в общество.

В связи с этим были изучены модели организации образования детей с ОВЗ, педагогические технологии, личностно-ориентированная дидактика.

Наше кредо: «Учить корригируя и развивая!!!»

Школа-интернат опирается в своих основополагающих компонентах на деятельно-ориентированную модель обучения.

Значение деятельностной концепции обучения состоит в том, что она создает благоприятные условия  для:

  • обучения;
  • активности в социальных отношениях;
  • понимание объективных взаимосвязей;
  • формирование субъективности;
  • жизненно-практического решения задач и ориентировки;
  • осмысления и творчества.

Эта концепция ведет к открытости учебного процесса и учебных результатов и тем самым в большей мере отвечает человеческой потребности в свободе действий, творчестве и самореализации.

Приоритетной задачей для нас является развитие личности ребенка. И именно с этой позиции разрабатываются подходы к обучению и воспитанию школьников.

Мы опираемся на педагогику сотрудничества. Наша цель — разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности умственно отсталого ребенка, использовать их для более полного развития личности.

При построении индивидуальной образовательной программы ученика мы ориентируемся на «зону ближайшего развития», что позволяет в максимальной степени учесть его дефекты, возможности, способности, темпы развития и т. д.

Большое внимание уделяется технологии «раскрепощенного развития детей», разработанную В. Ф. Базарновым. Использование данной технологии служит приоритетом сохранения здоровья воспитанников в нашем ОУ. Учебно-воспитательный процесс строится на принципах здоровье сберегающих технологий. Поэтому внедрение в работу школы принципов психологического здоровья и педагогической психотерапии для нас чрезвычайно важно.

Решение поставленных задач Проекта обеспечат возможности для развития школы-интерната, повысит эффективность учебно-воспитательного процесса, создаст активную и самостоятельную позицию между администрацией, учителями, воспитательским корпусом.

Ожидаемые результаты

  • активизация психологических ресурсов личности школьника,

обеспечение усвоение программного материала;

  • развитие и повышение мотивации к учению;
  • повышение уровня профессиональной компетентности учителя
  • информированность обучающимися об окружающей действительности и ориентированность в выборе профессии, основываясь на собственных знаниях, умениях и способностях.

Условия и направления проектирования Проекта.

        Проект разработан на основе Концепции модернизации образования. Концептуальные основания Проекта  во главу угла ставят коррекцию недостатков развития и формирование навыков учебной деятельности, позволяющей детям с ОВЗ развивать умения учиться и жить в условиях специально организованного учебно-воспитательного процесса, а так же социально-бытовую и социокультурную реабилитацию воспитанников.

Проект предусматривает:

- построение модели коррекционно-развивающей школы-интерната, обеспечивающей образование детей с ОВЗ с учетом меняющегося контингента учащихся (состав школьников каждый год разный, появляются дети с сочетанными дефектами);

- внедрение новых коррекционных технологий в учебно-воспитательный процесс;

- уточнение показателей обученности и обучаемости, норм жизненной компетентности для каждого класса, группы детей;

- развитие материально-технического и финансового потенциалов школы-интерната;

- создание условий для оптимального решения проблемы компенсации дефекта;

- развитие здоровьесберегающей среды в режиме работы «Школы здоровья»;

- создание адекватной системы трудоустройства воспитанников школы-интерната, включение подростков в общественно-полезную деятельность;

реализация программ по профориентации, экономическому практикуму;

- подготовка и повышение квалификации психолого-педагогического состава, воспитательского корпуса с целью:

- внедрение новых форм методической службы;

- создание картотеки коррекционно-развивающих упражнений по каждому учебному предмету;

- разработка и моделирование коррекционно-развивающих уроков;

- поэтапное внедрение модели информационного компьютерного обучения;

- внедрение идей интегрированного обучения;

- организация учебного пространства каждого кабинета;

- реализация программы рекреационной деятельности;

- разработка и внедрение специальных программ, направленных на профилактику дезадаптирующих условий;

- создание банка данных возможных спонсоров; организация работы волонтеров;

- создание службы мониторинга обучения и воспитания с целью оптимизации управления школы-интерната на основе солидарной ответственности всех работников.

Ценностные ориентиры развития школы-интерната.

- Стремиться к созданию условий для образования творческой, свободной, социально и профессионально компетентной личности, адаптивной и адекватной на индивидуальном, личном, профессиональном, социальном уровнях, способной жить в гармонии и позитивно относиться к окружающему миру.

- Перейти к системе управления, создающей наилучшие условия для согласования целей основных участников педагогического процесса: учащихся, учителей, воспитателей.

- Создать эффективную постоянно действующую систему непрерывного образования педагогов.

- Оптимизировать систему социального и психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

- Разработать индивидуальные карты профессионального роста педагогов.

- Оптимизировать систему материально-технического и дидактического обеспечения учебно-воспитательного процесса.

- Создать условия для формирования индивидуального образовательного маршрута учащихся школы-интерната.

- Создать постоянно действующую систему информации коллектива школы о современных педагогических достижениях, передовом педагогическом опыте, об опыте создания и использования новых коррекционно-развивающих педагогических технологий.

- Оптимизация внешних связей школы-интерната.

Концептуальная модель компетентностей педагога.

 Концептуальная модель компетентностей педагога характеризуется профессионально-педагогической деятельностью. Наиболее общим, интегративным свойством личности педагога принято считать компетентность и преданность своей профессии. В свою очередь, компетентность может быть представлена такой совокупностью как гуманизм, альтруизм эмпатия, трудолюбие, организованность, активность, самостоятельность и т.д.

Нельзя подразделять всех педагогов на «хороших» и «плохих». Это один из самых примитивных и недопустимых подходов к определению качества труда. Вне поля зрения руководителя школы не может оставаться уровень обучаемости и обученности, но и сам процесс педагогической деятельности, талант, профессионализм и мастерство педагога.

Одним из самых распространенных и оптимальных является подход, в логике которого качество труда учителя определяется на основе КОМПдКСНО1О изучения основных видов его профессиональной деятельности, к числу которых принято относить:

  • подготовку к урокам;
  • учебную, воспитательную и исследовательскую деятельность;
  • деятельность, связанную с повышением квалификации и совершенствованием педагогического мастерства.

И в тоже время не следует забывать, что качество деятельности педагогов зависит не только от него самого, но и от учащихся, средств и условий труда.

Тот или иной вид деятельности невозможен без содержания, организации, соответствующей технологии и, наконец, без положительного заинтересованного  отношения к ней самого педагога и учащегося. Это составляющие любого вида деятельности, а, следовательно, и основные параметры оценивания, т.к. им присущи одни и те же психологические и организационно-педагогические признаки.

В своей деятельности администрация школы-интерната применяет различные диагностические методики, которые в той или иной степени используются сегодня для решения актуальнейшей проблемы оценки профессионализма педагога и уровня его профессиональной компетентности.

В работе с учителем администрация школы старается собрать «досье успехов», в котором отражается «всё радостное, интересное и достойное из того, что происходит в педагогической практике педагога».

диагностика профессиональной компетентности педагогических работников даёт руководителю не только богатейшую информацию для размышлений и дальнейшего анализа, но и способствует определению направлений и перспектив профессионального роста, укреплению адекватной профессиональной самооценки, позитивной «Я - концепции» и психологической защищённости.

Принципы и методы обучения в школе-интернате

Принцип развития динамического восприятия

Организация обучения на достаточно высоком уровне трудности. Включение в программный материал заданий, упражнений, при выполнении которых у школьников происходило бы развитие механизма компенсации различных психических функций в процессе обработки данной информации.

Принцип продуктивной обработки информации

Развитие механизма самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

Принцип развития и коррекции ВПФ

Включение в содержание урока специальных коррекционных упражнений, направленных на развитие и коррекцию высших психических функций.

Принцип мотивации к учению

Все задания, которые педагог включает в урок, должны быть проблемными, творческими, интересными ученику, но в то же время соответствовать возможностям ребенка.

От методов работы на уроке во многом зависит усвоение содержания образования. Методы, выбранные соответственно возрасту, особенностям познавательной деятельности умственно отсталых школьников обеспечивающих эффективное обучение, коррекцию личности ребенка.

Словесные методы

Играют важную роль в формировании ЗУН умственно отсталых школьников. Используя их на уроке, педагог определяет уровень знаний учащихся, сообщает новую информацию, осуществляет связь с предыдущим материалом, межпредметные связи.

Проводится в двух планах: семантическом и техническом.

 Семантический план — значение слова.

Технический план — проговаривание, прочтение, произношение в различных словосочетаниях, грамматических конструкциях.

Наглядные методы

Являются важным составным элементом уроков в коррекционной школе. Способствуют развитию произвольного внимания, восприятия, памяти, аналитико-синтетической деятельности.

Методы графических работ

Графические работы занимают особое место в коррекционной школе, что объясняется их дидактическую значимость и коррекционное воздействие на личность умственно-отсталого ребенка. Изобразительная деятельность имеет исключительно большое значение для всестороннего развития личности.

Методика использования ТСО

Технические средства должны применяться систематически, практически на всех этапах урока. Методика использования ТСО зависит от цели урока.

Формирование современной коррекционно-развивающей образовательной среды

Задачи:

1. Создание условий для формирования ключевых компетентностей:

- компетентность в решении проблем

- информационная компетентность

- коммуникативная компетентность

2. Возможность получения предметных знаний и умений через активную самостоятельную и групповую деятельность.

3. Создание условий для развития:

- грамотности чтения

- языковой грамотности

- естественнонаучной грамотности

- информационной грамотности

- понятийного мышления

Предполагаемые результаты:

- позволяет научиться самостоятельно разрешать проблемы

- формирует умение учиться в течение всей жизни

Материально-информационное обеспечение

- создание единой информационной среды

- естественно-научная лаборатория

- зоны подвижных занятий

- пространства специальных занятий (технология, музыка, художественное творчество и др.).

Развивающая предметная среда.

Направления:

Грубая и мелкая моторика, концентрация внимания, наблюдательность, выдержка, координация системы глаз-рука, рука-рука, способность планировать, гиперкинез, постижение цветов, развитие интеллекта, нарушение в сфере визуального восприятия.

Психомоторное развитие и коррекция

Направления:

Психомоторная разгрузка, координация движений, тренировка чувства равновесия, развитие тактильной чувствительности и графомоторики, развитие пространственного мышления, логики, речи, памяти, восприятие цвета и формы.

Спортивно-развлекательное развитие

Направления:

Повышение уровня физической работоспособности и физической подготовленности.

Основные компоненты оборудования учебных кабинетов и специализированных зон

Оборудование учебных кабинетов мобильными учебными комплектами, лабораторным оборудованием, игровыми модулями, лингвистической мозаикой, раздаточным материалом, магнитными плакатами, альбомами заданий, пособиями для тренировки с возможностью самопроверки, играми для закрепления и развития.

Основные мероприятия реализации Проекта

№ п/п

Наименование проектного направления

Наименование мероприятия

1.

Трудоустройство. Государственная служба занятости населения. Варианты поиска работы.

Временная и постоянная занятость, документы для трудоустройства, медицинское обследование.

Порядок обращения и регистрация в службе занятости.

Поиск работы по банку данных СЗН и печатным изданиям.

2.

Создание ситуации выбора профессии. Знакомство с собой.

Анкетирование, консультирование, мониторинг. Выявление профессиональных интересов и склонностей, индивидуальная работа по профессиональному самоопределению.

3.

Закон о занятости населения в Российской Федерации. Трудовой Кодекс РФ. Основные виды работ и профессий, запрещенных для подростков.

Изучение нормативно-законодательной базы РФ. Понятия: занятость, занятые граждане. Порядок признания граждан безработными. Права граждан в области занятости. Социальные гарантии и компенсации. Трудовой контракт, трудовой стаж.

4.

Профориентационная работа в  образовательной области

1 – 4 классы: развитие уважения к людям труда, все работы хороши, путь к профессии начинается в школе, бережное отношение к природе;

5 – 7 классы: трудом красивым славен человек, марафон профессий, профессии твоих родителей, современный мир профессий;

8 – 9 классы: парад профессий – н7а службе хорошего настроения, профессиональная пригодность, профессиональные намерения и планы на будущее, личность и профессиональное самоопределение.

5.

Игровые тренинги. Экскурсионная деятельность.

Экскурсии на предприятия и в Центр занятости населения Егорьевского муниципального района. Игровые тематические тренинги.

Нормативно – правовое обеспечение проекта.

Наименование нормативного правового акта

Основные положения

Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"

Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В Российской Федерации должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

Федеральный закон Российской Федерации

 от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

"Об образовании в Российской Федерации"

«Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования».

«Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов".

Закон Московской области «Об образовании»

Принят Постановлением Московской областной Думы

от 23.04.2009г. N 3/77-П

«Организация предоставления общедоступного и бесплатного… основного общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, … образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи».

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д. Медведевым 04.02.2010г., Пр-271)

«… Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой  предмет. Задача учителя – помочь ребятам в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего…»

Конституция РФ.

Принята Всенародным голосование 12.04.1993г.

 (ст. 43 п. 1, 5)

«Каждый имеет право на образование»;

«Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования»

Конвенция о правах ребенка. (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989г.)

«… Ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе ООН и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности… Признавая, что во всех странах есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, такие дети нуждаются в особом внимании».

Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

 (ст. 7 п. 3, ст. 9 п.п. 1-4)

«Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые в соответствии с законодательством РФ несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка… могут участвовать в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования… труда и социального развития… и других органах, занимающихся защитой прав детей».

Типовое Положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997г. №288  (п.4)

Коррекционное учреждение обеспечивает воспитанникам условия  для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество.

Письмо Министерства образования и науки РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.04.2007г. №ВФ-577/06/2608-ВС «О реализации конституционного права детей-инвалидов, проживающих в детских домах, домах-интернатах для умственно отсталых детей, на образование» (4 абзац)

«В целях реализации права на образование граждан с отклонениями в развитии государство создает условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов»

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008г. №АФ-150/06     «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»

«Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности».

Письмо Министерства образования РФ от 04.09.1997г. №48

«О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов» (п.10, п.12, п. 18)

«В специальных (коррекционных) образовательных учреждений… воспитанники получают знания по общеобразовательным предметам, имеющие практическую направленность и соответствующие их психофизическим возможностям навыки по различным профилям труда»;

«В коррекционных учреждениях VIII вида организуется обучение… с учетом местных условий, потребности в рабочих кадрах, возможностей трудоустройства воспитанников, продолжения их обучения в специальных группах учреждений начального профессионального образования»;

«В группах продленного дня для детей с ограниченными возможностями здоровья организуется обучение… по формированию и развитию продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений; включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной и допрофессиональный труд; расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме. Формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности»

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Гражданам Российской Федерации гарантируются:

свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;

защита от безработицы; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда.

2. Безработным гражданам гарантируются:

социальная поддержка; осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости; бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии "Волга с Окой и Камой"в 6 классе Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида

Материалы урока помогут сформировать знания учащихся о Волге, ее притоках, хозяйственном значении для страны; развивать внимание, мышление, память; воспитывать бережное отношение к природе, любо...

Викторина по ОКГ "Кодировщики" для 5 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида

Викторина «Кодировщики» по ОКГ для учащихся 5 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида Подготовил: учитель математики и ОГК Захарова Евгения Александровна Ц...

ПРИМЕРНЫЕ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ I-II ВИДА ДЛЯ I – XII КЛАССОВ

Многолетний опыт общеобразовательных школ показал неприемлемость использования в пределах всей страны единой программы физического воспитания учащихся и тем более для детей с ограниченными возможностя...

Социально-психологическое сопровождение семей учащихся с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида № 102 города Москвы ( из опыта

Качество образовательного процесса должно быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сего...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии для 2 класса «Елабужской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I, II вида»

Рабочая программа по технологии для 2 класса  "Елабужской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I, II вида",  разработанная учителем технологии первой квалифик...