Коррекционная работа по формированию учебной мотивации школьников
методическая разработка на тему

Кашурникова Татьяна Анатольевна

Программа по формированию и развитию учебной мотивации учащихся может быть использована как учителем со стажем, так и молодыми специалистами. Применяется на уроках, факультативных занятиях, во внеурочной работе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionnaya_rabota.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа № 17»

Коррекционная работа

по формированию учебной мотивации.

                                     Составила:

учитель английского языка

                                                    Кашурникова Т. А.

                                       г. Нижневартовск

2013 год.

   Условия применения программы: программа по формированию и развитию учебной мотивации учащихся может быть использована как учителем со стажем, так и молодыми специалистами. Применять на уроках, во внеурочной работе, на факультативных занятиях.

Для успешной реализации программы необходимо:  

  1. Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью к решению профессиональных задач. 
  2. Социальная активность и креативность. 
  3. Чувство профессионального долга и личная ответственность. 
  4. Занятия по самообразованию и самовоспитанию. 
  5. Иметь в наличии учебно-методическую базу (методическую и справочную литературу, дидактический материал). 
  6. Предметная компетенция в сфере учительской специальности. 
  7. Профессиональная самореализация. 
  8. Работа с родителями. 
  9. Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, библиотеками, педагогического коллектива школы.
  10. Наличие ТСО.

«Результаты деятельности человека на 20-30%

зависят от интеллекта, и на 70-80% –от мотивов».

                                                                        А.С. Мясищев.

Потребность – мотив – цель.
(хочу) (интересуюсь) (умею)

Важнейшая задача школьного обучения – формирование учебно-познавательных мотивов. Формирование этих мотивов основывается на трёх факторах:

  1. Способности, задатки ребёнка.
  2. Субъект (воля и эмоции ребёнка, преодоление своих неспособностей).
  3. Среда (которая подаёт пример, образец, заинтересовывает, мотивирует или вынуждает действовать).

В зависимости от уровня способности, развитости, обучаемости, мотивации, учащиеся могут быть разделены на следующие группы, характеризуемые этими критериями:

  • высокий уровень развития интеллекта и + мотивация
  • высокий уровень развития интеллекта и – мотивация,
  • низкий уровень развития познавательных процессов и + мотивация,
  • низкий уровень развития познавательных процессов и – мотивация.

Последние 3 группы чаще всего пополняют ряды неуспевающих.

Коррекционная работа может вестись, основываясь на возрастные особенности. Каждому возрасту присущи своя направленность и свой мотивационный компонент.

Младший школьник. Коррекционная работа в этом возрасте основана на изменении познавательной сферы. Познания зависят от мотивации. Доминирует личностная мотивация, поэтому мотивационная сфера коррегируется через эмоционально-волевую сферу, получение положительных эмоций при выполнении учебных заданий, преодоление школьных страхов.

Подростки. Коррекционная работа направлена на изменение влияния социальной среды, от которой зависят желания, потребности и мотивы обучения. Успешность обучения основана на социальном статусе школьника, методах и формах организации учебного процесса. Снижение познавательной активности в этом возрасте зависит от отклоняющегося поведения. Компенсаторными механизмами в работе с подростками являются личностно-проблемные занятия, коллективные диспуты. В работе с ними лучше ориентироваться на лидера, формального или неформального, роль руководителя подростками не воспринимается. Усиливается роль и значение внеклассной работы.

Старшеклассники. Повышение мотивации основано на личностно-ориентированной системе учёта индивидуальных возможностей, направленных на самоопределение, стремление сохранить свою индивидуальность, быть самим собой, с учётом мотивов, обусловленных выбором профессии.

Но в работе с учащимися всех возрастов по формированию устойчивых положительных мотивов одну из важнейших значений имеет личность учителя.

Профессиональные заповеди учителя:

- Мы гордимся своей профессией – профессия нас возвышает.

- Всякое дело – в интересах учащихся и ничего во вред.

- Правильность педагогического диагноза – залог правильности действия.

- Рассердитесь…, но на себя!

- Ошибся – извинись, но ошибайся и извиняйся реже…

- Будь вместе с учениками, рядом с ними и впереди них.

- Если ты не воспитаешь себя, ты плохой учитель, но если ты воспитаешь только себя, ты вообще не учитель.

- Наказание – пусть не превышает вины, одобрение пусть превышает успех.

- Винить легче, чем разделять вину.

- Не приписывай успех себе, а вину - учащимся.

- Не торопись с решением, но и не медли.

- Проживи одну свою и тысячу жизней своих учеников – и ты проживёшь вечность…

- Плох тот учитель, от разговора с которым ученику не становится легче.

- Говори, что знаешь, делай, что умеешь, при этом помни, что знать и уметь больше – никому не вредно.

Заповеди воспитателя (классного руководителя):

- Воспитатель должен быть твёрдым, но добрым.

 - Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.

- Ясно определите, чего вы хотите от ребёнка, родителя, а также узнайте, что он думает по этому поводу.

- Предоставьте ребёнку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.

- Не подсказывайте решения, а показывайте пути к нему и разбирайте с ребёнком его правильные и ложные шаги к цели.

- Не пропустите момента, когда достигнут первый успех. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребёнок услышал и осознал.

- Оценивайте поступок, а не личность.

- Дайте ребёнку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нём, несмотря на его оплошность.

- Дайте понять, что когда неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.

- Воспитание – это последовательность целей.

        Какую же общую мотивацию следует формировать у учащихся?
  По мнению Л.М. Фридмана (
Фридман Л.М., 1997; аннотация), можно выделить следующие виды деятельности учащихся, определяющие осуществление цели школы:

  1. Учебно-познавательная деятельность.
  2. Деятельность по саморазвитию своих способностей.
  3. Деятельность по самовоспитанию своих добрых качеств, стиля поведения, положительных черт характера.
  4. Деятельность по профессиональному самоопределению, подготовке к будущей профессии и продолжению образования в избранной области.

Этапы коррекционной программы

Методы

I этап

метод наблюдения, беседы, ситуация выбора…

II этап

анкетирование, сочинение, методика Л.М. Фридмана…

III этап

Дидактические игры, нестандартные формы урока, творческие задания, проекты, индивидуальный и дифференцированный подход, уровневые задания, применение компьютерной технологии, конкурс стихов, песен, тематические праздники…

I этап: метод наблюдения. Учащиеся с отрицательным отношением к учению склонны пропускать уроки под благовидным предлогом. Они небрежно выполняют домашнее задание, не задают вопросы учителю, безразличны к происходящему на уроке.

беседа с учеником во время проверки домашних заданий: какие задания вызвали интерес у ученика, какие задания были для него трудны и т.д.

ситуации выбора: предложить ученику вместо занятий, если он хочет, посетить кабинет стоматолога, тем более его туда вызывают. При этом добавить, что посетить врача можно и после уроков. Или предложить школьнику составить такое расписание на неделю, которое больше всего его устраивает.

II этап: Л.М. Фридман приводит следующие методики (Фридман Л.М., 1997; аннотация).
   
Методика "свободных заданий". В конце урока учитель предлагает учащимся какие-то необязательные задания, предупредив, что их выполнение лишь желательно, но полезно, например, для более глубокого освоения учебного материала. Он должен предупредить, что никаких оценок за выполнение этого задания не будет выставляться.
   Очевидно, что выполнение подобных заданий свидетельствует о внутреннем интересе учащихся к данному учебному предмету. Если такие свободные задания применять нечасто, но систематически, то по их результатам можно с большой надежностью установить характер мотивации учащихся.

Методика прерывания процесса решения задач. Она предполагает, что самостоятельный возврат ученика к нерешенной задаче осуществляется при наличии у него внутренней мотивации, обнаруживая у него одно из проявлений познавательного мотива - стремление к завершенности учебных действий. Эту методику можно применять в двух вариантах.
    
Первый вариант. В процессе урока учитель ставит перед учащимися какую-то достаточно сложную задачу. После обсуждения различных способов ее решения учитель, убедившись, что задача понята и учащиеся смогут ее решить, специально уходит из класса, находя какой-либо предлог для этого. Выходя, он не дает никаких указаний учащимся. Минут через 5-7 учитель возвращается и, обойдя учащихся, фиксирует, кто решал задачу, а кто занимался совсем иным делом. Тем самым он выявляет наличие у учащихся стойких учебно-познавательных мотивов.
    
Второй вариант этой методики состоит в том, что учитель рассчитывает время урока таким образом, чтобы учащиеся успели лишь разобрать предложенную задачу, но не завершить ее решение. Когда раздается звонок, учитель никакого задания учащимся не дает. А на следующем уроке фиксирует, кто из учащихся продолжил решение задачи или даже полностью ее решил.


АНКЕТА

   Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также может применяться для групповой диагностики.

Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамикой в обучении и развитии школьника.

1. Тебе нравится в школе?

- не очень

- нравится

- не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

— чаще хочется остаться дома
— бывает по-разному
— иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

— не знаю
— остался бы дома
— пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

— не нравится
— бывает по-разному
— нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

— хотел бы
— не хотел бы
— не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

— не знаю
— не хотел бы
— хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

— часто
— редко
— не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

— точно не знаю
— хотел бы
— не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

— мало
— много
— нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

— нравятся
— не очень
— не нравятся

Первый уровень. 25—30 баллов — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки.  

Второй уровень. 20—24 балла — хорошая школьная мотивация.

 Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15–19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.  

Четвертый уровень. 10–14 баллов — низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.  

Пятый уровень. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.

КЛЮЧ

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты

Урок – зона психологического комфорта.

Упражнение «Комплименты».

  Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.

Игра «Вам-сообщение».

  По кругу передается сообщение, например «Я рад тебя видеть». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д.

Игра «Подарок».

  Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебной мотивации школьников

Мотивацией обусловливается целенаправленность деятельности, ее организованность и устойчивость....

«Формирование учебной мотивации школьников».

Актуальность темы «Формирование учебной мотивации школьников» обусловлена задачами повышения успешности обучения учащихся общеобразовательных школ. Проблемы мотивации обучения характерны для работы ка...

Я УЧИТЕЛЬ: "ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ"

Система образования в последние годы модернизируется достаточно часто и школе, как главному элементу системы образования, приходится обеспечивать преемственность поколений, сохраняя весь накопленный п...

педагогический проект "Домашнее задание как средство формирования учебной мотивации школьников"

Данный проект предлагает методы, формы домашнего задания для повышения мотивации к выполнению домашней работы....

Формирование учебной мотивации школьников на уроках биологии(из опыта работы

Каждый учитель желает, чтобы его ученики хорошо учились, с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является о...

Формирование учебной мотивации школьников в соответствии с требованиями ФГОС

Мотивационный механизм - это система психофизиологических, психических и социальных предпосылок мотивации как направленного побуждения человеческого поведения и деятельности....