Что нужно знать родителям о развитии речи ребёнка от рождения до 6 лет.
консультация по теме

Кислинг Лейля Ризаевна

Описание поэапного развития речи ребёнка от рождения до 6 лет в норме.

По материалам Нищевой Н.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_nuzhno_znat_roditelyam_o_razvitii_rechi_rebenka.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Что нужно знать родителям о развитии речи ребенка

от  рождения до 6 лет.

  • Ваше общение с малышом должно стать еще более активным.
  • Сопровождайте речью весь процесс ухода за ребенком.
  • Разговаривайте с малышом эмоционально, выразительно, четко и правильно произносите слова.

Вот и настал тот долгожданный день, когда ваш кроха появился на свет.

Замечательно, если о своем появлении в этом мире он заявил громким и чистым криком. Уже по первому крику в родильном зале специалисты могут диагностировать будущие речевые нарушения. Их насторожит то, что малыш не сразу закричал, или крик его был сиплым, хриплым, или малыш захлебывался криком.

Конечно, с этого момента и на протяжении всего периода новорожденности вы будете прежде всего постоянно думать о том, чтобы малыш был здоров, сыт, хорошо спал, прибавлял в весе и рос. Но его нервно-психическое развитие, а значит, и развитие речи не должны уходить на второй план.

Теперь ваше общение с малышом должно стать еще более активным, чем до его рождения. Рефлекторные крики, о которых мы уже говорили, возникают у ребенка самостоятельно, без побуждения со стороны взрослого. Ребенок кричит, когда хочет есть, ощущает боль и т.д., то есть с помощью крика он выражает состояние дискомфорта. Но рефлекторные крики у ребенка сохраняются до восьми недель. При нормальном развитии в процессе эмоционального общения с мамой и другими близкими крики у ребенка постепенно «затухают», и на смену им приходят гуканье и гуление, которые продолжаются примерно до пяти месяцев. Не все звуки, произносимые в это время ребенком, соответствуют звукам родного языка. Дети всех народов мира гулят абсолютно одинаково.

2 месяца        Уже в два месяца ребенок отвечает улыбкой на ваше обраще-

ние, ищет источник звука, поворачивая голову в его сторону.

3 месяца  В три месяца младенец ищет вас взглядом. Он нуждается  в

общении с вами. Помните об этом и разговаривайте с малышом постоянно, когда кормите или купаете его, делаете ему массаж или одеваете на прогулку. Чтобы дети  не плакали во время сборов на прогулку, как это часто происходит с малышами  процесс одевания можно сопровождать веселыми песенками и стихами.

              У Матрешиной сестрицы

              По деревне небылицы:

              Ходит утка в юбке,

              В теплом полушубке,

              Курочка — в жилете,

              Петушок — в берете,

              Коза — в сарафане,

              Заинька — в кафтане,

              А всех их пригоже

              Корова в рогоже.

Если вы активно общаетесь с малышом, то уже в три месяца у него пропадают примитивные звуки, появляются протяжные певучие гласные и звукосочетания: агу, уги, ага и т. д. К концу третьего месяца у малыша появляется первый смех, что является одним из показателей нормального нервно-психического развития.

4 месяца   В четыре месяца кроха четко локализует источник звука в пространстве, поворачивает голову на ваш голос, музыку, стук, продолжает певуче гулить, что способствует развитию речевого дыхания, продолжительно и громко смеется. У ребенка отмечается комплекс оживления со смехом — он сучит ножками, машет ручками и весело хохочет именно при эмоциональном общении с вами. В это время для игр с малышом вам понадобятся звучащие игрушки: погремушки, колокольчики, бубенчики. С помощью этих игрушек вы сможете не только поиграть с малышом, но и проверить, в порядке ли у него слух. Если ребенок не реагирует на звучащие игрушки, не поворачивает голову на ваш голос или в сторону работающего телевизора, есть повод обратиться к оториноларингологу и проверить состояние слуха ребенка. Кстати, о необходимости исследования состояния слуха говорит и то, что ребенок перестает гулить, но не начинает лепетать.

5 месяцев   Итак, к концу периода гуления, то есть к концу пятого месяца, у ребенка преобладают гортанные звуки, похожие на звуки [к], [г], [х], потом начинают появляться звуки, похожие на [п],[м], [б], [т], [н]. Артикуляция (правильное положение органов речи) этих звуков сходна с актом сосания, поэтому они наиболее легко осваиваются малышом. Затем появляются звуки, похожие на [в], [ф], [с], [з]. Кроха начинает произносить слоги с этими звуками. Это и есть начало периода лепета. И если гулят одинаково младенцы всех народов мира, то в лепете уже отчетливо улавливаются слоги, свойственные словам родного ребенку языка. В это время у малыша возникает внимание к артикуляции говорящего. Малыш пристально смотрит в лицо мамы, на ее губы, как будто бы спрашивая: «Как ты это делаешь?»

Дети начинают чаще воспроизводить те слоги, которые подкрепляются взрослым, т. е. повторяются им вслед за ребенком. Вы услышали, что у малыша появился слог «ма». Повторите его несколько раз, четко произнося звуки, потом пойте на разные мелодии: «Ма-ма-ма! Ма-ма-ма-ма!»

6 месяцев   В шесть месяцев ребенок хорошо произносит отдельные слоги и даже цепочки слогов: «Ба-ба-ба! Ма-ма-ма! Па-па-па!

Тя-тя! Ня-ня!» Некоторые родители настаивают на том, что именно в это время ребенок впервые сказал свои первые слова «папа» и «мама». Не обольщайтесь! Это всего лишь цепочки одинаковых и самых простых для произнесения слогов «па» и «ма».

Интересно, что в период лепета ребенок произносит самые разнообразные и сложные звуки, а затем медленно и с величайшим трудом учится артикулировать их в слове. Отмечают, что в лепете многих русскоязычных младенцев присутствует даже самый сложный в русском языке звук [р]. Ничего удивительного тут нет. Дело в том, что в лепете царит непроизвольность. У ребенка еще нет необходимости воспроизводить определенные звуки в определенный момент, в определенных сочетаниях, в конкретных словах.

7 месяцев   К семи месяцам лепет приобретает социализированный ха-  рактер. Ребенок привлекает ваше внимание голосовыми реакциями. Если он не видит вас, он требовательно и недовольно кричит: «Ма-ма-ма-ма-ма!» Если он не хочет есть, он отворачивается от ложки и опять кричит: «Бу-бу-бу-бу-бу!» Слоги, произносимые ребенком, все еще не имеют для него смыслового значения, но являются своеобразной формой самостоятельной деятельности. В лепете семи-, восьмимесячного ребенка уже можно отметить некое подобие интонации. Это проявление неосознанной имитации речи окружающих. Именно поэтому речь мамы и других близких должна быть очень эмоциональной, богато интонированной, выразительной. Продолжайте петь малышу. При умывании и купании пойте:

                     Водичка, водичка,

                     Умой мое личико,

                     Чтобы глазки блестели,

                     Чтобы щечки горели,

                     Чтоб смеялся роток,

                     Чтоб кусался зубок.

9 месяцев    В девять месяцев у ребенка появляется так называемый

модулированный лепет, или лепетное декламирование. Ребенок произносит слоги и цепочки слогов с различными интонациями. Сидя в манеже или кроватке и занимаясь со своими игрушками, малыш с удовольствием лопочет, иногда кажется, что он произносит целые фразы. Он с удовольствием играет с вами в широко известные народные игры «Ладушки» и «Сорока кашу варила».

                                 Ладушки, ладушки,

                                 Где были?

        У бабушки.

        Что ели?

        Кашку.

        Пили?

        Простоквашку.

        Кыш, кыш, полетели,

                                 На головку сели.

                                 

Не случайно наши прапрапредки  играли с детьми в пальчиковые игры. Развитие мелкой пальцевой моторики напрямую связано с развитием речи. Разминайте пальчики малыша и произносите тексты самых простых

упражнений для пальчиков.

***

Пальчик — мишка,                                       Загните большой пальчик на левой

пальчик — мышка,                                руке, потом мизинец.

Пальчик — лиска,                                       Загните указательный пальчик, а

пальчик — киска,                                   потом безымянный.

Ну, а этот пальчик — волк,                        Загните средний пальчик

Серый волк — зубами щелк.                      Сожмите кулачок

10 месяцев   С десяти месяцев начинается период произвольного подражания, ребенок пытается повторять завзрослым отдельные слоги и даже слова. У некоторых детей действительно появляются первые самостоятельные слова в речи. Насколько хорошо это будет получаться у вашего малыша, во многом зависит от вас. Разговаривая с ним, не сюсюкайте, не ломайте язык, говорите красиво и правильно, старайтесь, чтобы ваша речь была выразительной, напевной.

11 месяцев    В одиннадцать месяцев у ребенка появляются слова не, да с соответствующими жестами.

12 месяцев    К двенадцати месяцам вес мозга ребенка удваивается, и в развитии речи малыша происходит скачок. В речи нормально развивающегося ребенка  присутствует 10—15 осознанно произносимых слов: мама, папа, баба, дядя, деда, тетя, дай, на и т. п. Слова могут быть лепетными (бай-бай, би-би, ду-ду), многозначными, когда одно слово будет обозначать сразу несколько предметов и действий. Например, слово пи будет обозначать чай, сок, чашку, желание пить, желание сесть на горшок. Малыш широко использует звукоподражания: ав, му, га-га, пи-пи. Он начинает самостоятельно ходить, становится более подвижным и активным. Его интересуют все предметы, находящиеся в поле зрения. Вам пришлось позаботиться о безопасности малыша, убрать все лишнее, закрыть электророзетки и острые углы мебели. Вы помногу играете с ребенком, учите его строить башню из кубиков, разбирать и собирать пирамидку, бросать и ловить мячик среднего размера, показываете картинки в книжках-игрушках, читаете простые четверостишия, например из книги «Игрушки» Агнии Львовны Барто, рассказываете русские народные сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок». Показывая ребенку яркие картинки с изображениями животных, читаете ему двустишия:

«Мяу! Мяу!» — рыжий кот.        «Бе-бе-бе!» — барашек черный.

Он у бабушки живет.        Он веселый и проворный.

«Гав! Гав! Гав!» — лохматый пес.     «Ме! — кричит козел сердито,—

Хвост кольцом и черный нос.              Опрокинуто корыто».

«И-го-го!» — вот это конь!                   «Му! Му! Му! — кричит корова,—

Хвост и грива как огонь.                     Забодаю Катю с Вовой».

14 месяцев     В четырнадцать месяцев у ребенка отмечаются   первые элементарные проявления инициативы в использовании слова. Например, увидев лошадку, ребенок произносит «но-но», а показывая на машину, говорит «би-би».

1,5 года          В полтора года у нормально развивающегося ребенка в словаре уже 50—60 слов; появляются односложные предложения- требования: «Пать!» («Спать!»), «Гуять!» («Гулять!») Ребенок этого возраста многие звуки в словах переставляет, опускает, заменяет более простыми по артикуляции. Это объясняется возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, недостаточным уровнем развития фонематического восприятия. Но характерным для этого периода при нормальном   речевом развитии является стойкое воспроизведение мелодических контуров слов. Например: итотьки — цветочки, бибибиська — воробьишка, ибуяська — Чебурашка и т. п. После полутора лет у ребенка сначала появляются двусложные слова из открытых слогов (вода, нога, иду, хочу) потом — трехсложные (бананы, говорю, гуляю). По мере усвоения трехсложных слов ребенок переходит к построениюпредложений. Появляются формы множественного числа существительных и глаголов (ноги, идут).

2 года     К двум годам у нормально развивающегося малыша в обиходе более двухсот слов и короткие фразы (Мама, иди. Не пить.Тетя, лялю. Мама, Вова, пать. Катя, сиди тут.)

Многие исследователи называют этот возраст периодом «телеграфной речи», когда ребенок в основном использует только существительные и глаголы и строит фразы из двух-трех слов, передающие определенный смысл и поэтому выполняющие роль предложений. Как правило, речь ребенка этого возраста ситуационна, может быть правильно понята в определенной ситуации.

В это время малыш начинает употреблять не только существительные и глаголы, но и другие части речи: личные местоимения (я, он, она), наречия (там, вон, где, хорошо, еще), прилагательные (красный, большой, маленький, хороший, плохой). Появляются простые предлоги (на, в, у, под, за), есть соединительные союзы.

2,5 года     Уже в два с половиной года ребенок, речь которого развивает ся нормально, использует сложносочиненные предложения (Мы гуляли с Тоби ком в парке, и он лаял на белок.), задает вопросы со словами где? когда? (Гце моя машинка? Когда мы пойдем гулять?)

3 года       К трем годам в словаре ребенка более тысячи слов, в речи  сложные предложения различной конструкции (Папа подарит мне новый велосипед, когда я подрасту. Саша получит конфетку, если вымоет руки.) Именно в этом возрасте исчезает смягчение практически всех согласных звуков, которое до этого момента можно было считать физиологической нормой.

В речи трехлетнего малыша еще встречаются грамматические ошибки, может быть нарушено произношение свистящих звуков [с], [з], [с'], [з'], шипящих [ш], [ж], [щ], аффрикат [ц], [ч] и сонорных звуков [р], [р*], [л], [л'].

Если ваш малыш на третьем году жизни все еще не хочет говорить или говорит очень мало и плохо, активно использует жесты, не теряйте времени и немедленно отправляйтесь к специалистам: логопеду, психологу, невропатологу, настаивайте на проведении углубленного обследования. К сожалению, некоторые педиатры часто успокаивают родителей не говорящих или плохо говорящих детей и утверждают, что нужно подождать, когда ребенок заговорит. Но период с одного года до трех лет специалисты называют сенситивным периодом развития речи, поэтому отставание в речевом развитии в этом возрасте будет очень сложно, а иногда и невозможно полностью компенсировать. Не успокаивайте себя, не прячьте голову в песок. Конечно, ребенок действительно может заговорить несколько позже своих сверстников. К этому может привести целый ряд причин. Хорошо известно, что в одной и той же семье дети начинают говорить в разные сроки. Как правило, старшие дети осваивают речь быстрее, чем их младшие братья и сестры. Интенсивность и качество ваших занятий с ребенком также являются существенным фактором, влияющим на динамику развития речи, в том числе и на начало активной самостоятельной речи. Оказывает влияние на этот процесс состояние здоровья ребенка. Если ребенок соматически ослаблен, часто и подолгу болеет, то и говорить он начинает позже, и в нервно-психическом развитии в целом отстает от сверстников. Существует убеждение, что девочки начинают говорить раньше и их речь развивается быстрее. Это связано с различиями в строении мозга девочек и мальчиков, в функциях его отделов. Исследования ученых убеждают в большой роли генотипа в динамике и успешности развития речи. В некоторых семьях из поколения в поколение дети начинают говорить не в год, а в полтора-два года. И тем не менее, если речь вашего ребенка развивается медленно и неравномерно, если у ребенка отягощен анамнез, отмечались повреждающие воздействия во время родов или в первые месяцы жизни, стоит диагноз ПЭП (перинатальная энцефалопатия), лучше обратиться к специалистам, выявить причину неблагополучия, незамедлительно начать комплексное лечение.

4 года         К четырем годам в словаре у вашего ребенка должно быть

около двух тысяч слов, гораздо меньше грамматических ошибок, но еще возможно нарушение произношения звуков [ш], [ж], [щ], [ц], [ч], [р], [р'], [л], [л'], а вот звуки [с], [з], [с'], [з'] ребенок уже произносит правильно и чисто говорит: «сок», «носок», «зубы», «коза», «осень», «зима» и т. п. Малышу доступны различные формы общения (диалогическая и монологическая, ситуативная и контекстная речь). Он отвечает на ваши вопросы о том, что видел на прогулке, чем занимался в детском саду, легко запоминает и рассказывает короткие стишки, а рассматривая знакомые книжки, пересказывает сказки, которые вы ему неоднократно читали. Вы, конечно же, продолжаете много общаться с ребенком, играете с ним, смотрите и обсуждаете мультфильмы, ходите в театр на детские спектакли. Если у ребенка появилось желание познакомиться с буквами, начинайте работу по подготовке малыша к обучению грамоте. Только не спешите, выберите методику, которой будете пользоваться, хорошо изучите ее и лишь тогда начинайте занятия с малышом. Для занятий вам потребуются карточки и кубики с буквами, азбука или букварь для дошкольников, яркие предметные картинки, палочки и шнурочки для выкладывания и пластилин для лепки букв. Хорошо приобрести магнитную доску с набором букв. Автор может порекомендовать вам свой комплект для обучения дошкольников грамоте, которым уже на протяжении десяти лет пользуются специалисты, работающие с дошкольниками. Это книги «Мой букварь», «Играйка-гра- мотейка» — пособия, в которых подробно изложена методика обучению грамоте детей дошкольного возраста, а также рабочие тетради и прописи для дошкольников.

Вы учите своего ребенка быть вежливым, здороваться и прощаться с окружающими, говорить «волшебные» слова «спасибо» и «пожалуйста». Вы следите за своей речью и не допускаете использования близкими в присутствии ребенка бранных и сорных слов. Помните: речь вашего ребенка будет отражением вашей речи.

5 лет  К пяти годам уже и звуки [ш], [ж], [щ] произносятся правильно,  Ваш сын или ваша дочь уже абсолютно чисто произносят слова «шуба», «мышка», «жук», «кожа», «щетка» и т. п., не путают звуки [с] — [ш] и [з] — [ж] в речи. Например, пятилетний ребенок легко повторит вслед за вами следующие пары слов:

  • миска — Мишка;
  •  маска — Машка;
  • каска — кашка;
  • соска — шашка;
  • пасу — пишу;
  • коза — кожа;
  •  роза — рожа;

Развивающийся навык слухового восприятия помогает ребенку контролировать собственное произношение и даже слышать ошибки в речи окружающих. В этот период формируется языковое чутье, что обеспечивает уверенное употребление в самостоятельных высказываниях практически всех грамматических категорий. Ребенок не путает падежи имен существительных и не говорит: «Я рисую карандашом и ручком». Он скажет верно: «Я рисую карандашом и ручкой». Он не скажет: «Пять карандашов», а употребит верную форму: «Пять карандашей». Он уже умеет правильно использовать предлоги и не говорит: «Чашка упала от стола», а правильно скажет: «Чашка упала со стола». Ребенок этого возраста легко составит рассказ по серии картинок.

Так же легко он перескажет содержание просмотренного мультфильма или спектакля, прочитанного воспитателем в детском саду рассказа. Он уже знает и помнит много стихов, умеет отгадывать загадки и, главное, объясняет, что помогло ему отгадать загадку. Например, ребенок легко отгадает загадку:

Пробежала кочка

Около пенечка.

А у кочки черный нос

И в колючках спинка.

На колючках листьев воз

С дуба и осинки.

Малыш, конечно же, скажет, что это еж, и легко объяснит, что ежик действительно похож на кочку, у него спинка в колючках и он таскает на колючках листья.

Если у ребенка возникают сложности при отгадывании загадок, сначала используйте загадки — упражнения типа «Подскажи словечко»:

Полосатой рыжей спинкой,

Ластясь, трется о ботинки,

Машет кончиком хвоста.

Говорю я про... (кота).

Пятачок и хвост крючком.

Ты, конечно, с ним знаком.

Он — большой свиньи ребенок,

А зовется — ... (поросенок).

Учите ребенка объяснять, как он отгадал загадку, что помогло ему найти отгадку. Это развивает не только речь, но и мышление ребенка.

6 лет   К шести годам процесс фонемообразования у нормально развивающегося ребенка заканчивается, он правильно произносит в свободной речи абсолютно все звуки родного языка, не путает их между собой в речевом потоке. Но в любом случае накануне поступления в школу ребенка необходимо показать логопеду. История типа «Сам себе логопед» сродни истории «Сам себе хирург». К сожалению, родители не всегда слышат дефектное произношение у своего ребенка. Проверьте себя и состояние звукопроизношения ребенка самостоятельно, предложите повторить вслед за вами следующие цепочки слов и предложения.

  • Сова, коса, пес. На суку сова. Под скамейкой собака.
  • Сено, осень, лось. Осенью краснеют листья.
  • Зонт, коза, заноза. У Зои новый зонт.
  • Зима, корзина, резина. У Зины в корзине земляника.
  • Цепи, овца, палец. У цапли куцый хвост.
  • Шапка, кошка, малыш. Шапка да шубка — вот и весь Мишутка.

Даже если вам кажется, что ваш ребенок говорит абсолютно чисто, обратитесь к логопеду и проверьте, так ли это на самом деле. Скоро ваш ребенок отправится в школу, и нарушение произношения звуков может стать препятствием для овладения ребенком чтением и грамотным письмом.

К шести годам ребенок должен овладеть развернутой фразовой речью фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Он легко пересказывает прочитанные ему рассказы и сказки, составляет рассказы не только по серии картинок, но и по сюжетной картинке. Например, он легко составит рассказ по картине, особенно если вы предварительно зададите  ему вопросы:

  • Кого ты видишь на картине?
  • Куда вышли дети с воспитателем?
  • Кого они увидели на рябине?
  • Какими были снегири?
  • Как смотрели на них дети?

В этом возрасте ваш сын или ваша дочь знает много стихов и рассказывает их выразительно, правильно и четко произнося все звуки и слова. Теперь это уже не только стихи А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака, но и произведения русских классиков. Предложите ребенку послушать, а потом выучить с вашей помощью несколько стихотворений. Покажите, как следует выразительно читать стихи.

Зимнее утро

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

                                                       А. Пушкин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития речи ребёнка от рождения до года

Система работы родителей с новорожденными детьми по развитию речи....

Что нужно знать родителям о правах ребёнка.

Международным сообществом по за­щите прав ребенка приняты важные документы......

Консультация для родителей "Что нужно знать родителям о развитии речи малыша"

Консультация о нормах и этапах развития речи ребенка раннего возраста...

Консультация для родителей "Что нужно знать родителям о причинах нарушений речи у детей"

Консультация о неблагоприятных воздействиях в период внутриутробного развития плода , в процессе родов и первые годы жизни ребенка...

Что нужно знать родителям об исследованиях, которые могут быть назначены ребёнку с речевой патологией.

Вы заметили,что ваш ребёнок отстаёт в нервно-психическом развитии от своих сверстников, плохо говорит или не говорит совсем. После осмотра специалистов- логопеда, дефектолога, психолога, невролог назн...

Стенгазета "Рекомендации родителям по развитию речи ребёнка в семье"

В данной работе даются рекомендации родителям по развитиюустной речи неслышащих детей  в семье....