Познавательно-исследовательский проект «ВСЕ УВИДИМ, ВСЕ УЗНАЕМ О ПЕСКЕ»
проект на тему

Узенькова Татьяна Михайловна

Развитие у детей интереса к познанию и личностному стремлению к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – песка, воспитание бережного отношенияк природным ресурсам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nash_proekt1.doc589 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 46 «Надежда» компенсирующего вида городского округа Новокуйбышевск Самарской области

ПРОЕКТ

«ВСЕ УВИДИМ, ВСЕ УЗНАЕМ О ПЕСКЕ»

для детей старшей группы с ЗПР

Авторы: Чернышова Т.В.

Узенькова Т.М.

Ермолаева Е.В.

2011 г.

ПРОЕКТ «ВСЕ УВИДИМ, ВСЕ УЗНАЕМ О ПЕСКЕ»

Вид  проекта: познавательно-исследовательский (среднесрочный: сентябрь-ноябрь)

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с задержкой психического развития, родители воспитанников, воспитатели, узкие специалисты (учитель-дефектолог, музыкальный руководитель).

Образовательная область: «Познание»

Актуальность проблемы:    Ознакомление дошкольников с явлениями природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс практической, исследовательской деятельности для поиска причины мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные  навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.

Работая с дошкольниками с задержкой психического развития (далее ЗПР), мы видим, что они имеют поверхностные представления о неживой природе, вследствие особенностей психического и речевого развития (диагностическое исследование на начало года в разделе «Развитие естественнонаучных представлений»). Особые трудности у детей с ЗПР вызывали вопросы, касающиеся неживой природы – о песке. Данное положение говорит о значимой роли в развитии у детей с ЗПР естественнонаучных представлений через экспериментирование с неживой природой.

Кроме того, современная модернизация образовательной системы требует от педагогов внедрения новых, инновационных методов и технологий в работе с детьми в ДОУ. Учитывая вышесказанное, а также с целью получения наибольшей результативности в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР по развитию естественнонаучных представлений о неживой природе мы использовали проектную деятельность. Особенностью проекта «Все увидим, все узнаем о песке» является соблюдение комплексного подхода в работе с детьми с ЗПР, подразумевающего взаимодействие всех сторон педагогического процесса: воспитателя, учителя-дефектолога, музыкального руководителя. В структуре проекта ведущим видом деятельности наравне с игрой выделяется экспериментальная деятельность.

Цель: развитие у детей интереса к познанию и личностному стремлению к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – песка, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам; способствовать развитию мыслительной и коммуникативной деятельности.

Проект «Все увидим, все узнаем о песке» направлен на решение следующих задач:

Образовательная область «Познание»: расширение представлений у детей о неживой природе (о песке) посредством выполнения экспериментальной деятельности;

Образовательная область «Коммуникация»: развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми; обогащение словарного запаса, развитие связной речи, коммуникативных навыков, грамматического строя речи;

Образовательная область «Социализация»: развитие умения работать в малых группах;

Образовательная область «Художественное творчество»: приобщение детей к изобразительной деятельности, при использовании нетрадиционной техники изобразительного искусства (пескография);

Образовательная область «Чтение художественной литературы»: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг; 

Образовательная область «Музыка»: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку; коррекция и развитие ВПФ средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений.

Коррекционно - развивающие задачи: развитие зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти, образного и словесно-логического мышления, мелкой моторики рук, развитие эмоционально-волевой сферы (самооценка, волевые качества).

В основе проекта лежат следующие принципы:

1. Принцип развивающего обучения, целью которого является развитие детей и обеспечивает единство воспитательных и развивающих целей и задач. 

2. Деятельностный принцип, учитывающий ведущий вид деятельности в данном возрасте.

3. Принцип комплексного подхода, реализующий взаимодействие всех специалистов ДОУ для эффективности коррекционно-развивающего процесса. 

4. Принцип индивидуально дифференцированного подхода предполагает учет индивидуально-типологических особенностей каждого ребенка, а также особенностей группы в целом.

При реализации проекта «Все увидим, все узнаем о песке» предполагалось получить следующие практические и показательные результаты:

  • Выставка детских работ при использовании песка;
  • Фотовыставка по реализации экспериментальной деятельности с песком, коррекционно-развивающей работы детей и специалистов ДОУ;
  • Семинар-практикум с родителями «Способы работы детей с песком»;
  • Комплексное мероприятие в рамках совместной деятельности специалистов ДОУ с детьми с ЗПР по реализации целей и задач данного проекта «В гостях у Ежихи и ежат».

Отправной точкой выбора проекта «Все увидим, все узнаем о песке» явились показатели диагностики детей с ЗПР по разделу «Развитие естественнонаучных представлений». Особые трудности дошкольники испытывали при ответах на вопросы о песке. На основании возникшей проблемной ситуации педагоги группы «Цветик-семицветик» приступили к разработке и реализации данного проекта.

Этапы проекта:

I этап проекта – организационно-подготовительный

1. Подбор программно-методического обеспечения. За основу была принята Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы». / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2010 г. В дополнение мы отобрали технологии: Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 г.; В.Н.Журавлева «Проектная деятельность старших дошкольников», Волгоград, 2011 г.

2. Пополнение и модернизация развивающей среды. Планируя экспериментальную деятельность с детьми с ЗПР, нами было принято решение по изменению и пополнению зоны для познавательно-исследовательской деятельности детей. Во-первых, уголок по экспериментированию превратился в зону «Песочная страна», которая значительно пополнилась экспериментальным оборудованием: песочница (водонепроницаемый деревянный ящик с чистым, просеянным песком), воронки, лупы, сита, лопатки, лейки, формочки, весы,  «коллекция» миниатюрных фигурок (дома, животные, растения, машины, естественные предметы – камни, ракушки, веточки.., сказочные герои, пластиковые буквы и цифры). Во-вторых,  в группе создан выставочный центр результатов творчества детей с песком.  

3. Предварительная работа с педагогами, родителями и детьми (см. таблицу № 1)

таблица №1

СЕНТЯБРЬ

Мероприятия

Ответственные

Подбор и анализ литературы по данной теме

Воспитатели, учитель-дефектолог

Диагностика детей по теме «Песок и его свойства» (начало проекта) (Приложение 6)

Воспитатели

Организация в группе зоны «Песочная страна»

Воспитатели, учитель-дефектолог

Работа с родителями

Работа с педагогами

Анкетирование родителей «Анализ коррекционно-воспитательной работы с детьми в ДОУ» (Приложение 7)

Папка-передвижка для родителей и педагогов ДОУ  «Использование символики в экспериментальной деятельности с детьми ЗПР»

Изготовление песочницы

Консультация для родителей  «Как  организовать наблюдение за неживой природой на прогулках с детьми дошкольного возраста» (Приложение 9)

II этап проекта – основной

  1. Корректировка планов. Были внесены дополнения в планы

коррекционно-воспитательной работы (у воспитателя), коррекционно-развивающей работы (у учителя-дефектолога, музыкального руководителя), а именно: включение развивающих игр и упражнений при использовании песка, для закрепления его свойств и функций. Учитывая специфику развития дошкольников с ЗПР, учитель-дефектолог и музыкальный руководитель планируют использование песка с целью коррекции высших психических функций и речи.

2. Собственно экспериментальная деятельность. Воспитатель вовлекает дошкольников в наблюдения за свойствами и составом песка, организовывает различные формы детской деятельности, которые развивают слуховое и зрительное восприятие, умение анализировать и обобщать собственные впечатления, их оценивать. В ходе экспериментальной деятельности с песком воспитатель создает проблемные ситуации, которые дети разрешают посредством проведения опытов «Состав песка», «Свойства песка», «Цветной песок» и, анализируя, делают вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о песке и его функциях. Параллельно с воспитателем учитель-дефектолог решает коррекционные задачи посредством использования песка в индивидуальной, а также в подгрупповой работе с детьми с ЗПР: развитие сенсорных эталонов, закрепление ориентировки в пространстве и на плоскости, развитие тактильного восприятия, мыслительных операций (сравнение, умозаключение),  количественных представлений, мелкой моторики рук. С целью развития выразительности жестов и эмоций, психомышечной тренировки с фиксацией внимания на дыхании музыкальный руководитель использует игры, упражнения и этюды. Планирование мероприятий на данном этапе представлено в таблице №2.

таблица №2

ОКТЯБРЬ

Мероприятия

Ответственные

Познавательно-исследовательская  деятельность: (Приложение 5)

«Состав песка»

  • Опыт с лупой «Из чего состоит песок»;

«Свойства песка»

  • Опыты «Песочная страна» («Сухой - мокрый», «Сыпучий - липкий», «Легкий - тяжелый»);
  • Проблемная ситуация «Как помочь мышкам?»

«Цветной песок»

  • Опыт (окрашивание песка) «Разноцветный песок»;
  • Опыт «Цветной песок» (окрашивание мелом);

Воспитатель

Воспитатель

Учитель-дефектолог

Воспитатель

Игровая деятельность: (Приложение 3)

  • Упр. «Здравствуй, песок!», «Песочный дождик», «Песочный ветер» (дыхательное)
  • И/у «Самый ловкий» (пересыпание песка из одной емкости в другую), Д/и «Следы»;
  • Упражнение с формочками «Кто к нам приходит?»;
  • Д/и «Песочная фея», «Норки - холмики», «Песочные строители»;
  • Упражнение «Узоры на песке», «Мы создаем мир», «Мы едем в гости», «Песочные прятки»

Учитель-дефектолог

Воспитатель

Учитель-дефектолог

Учитель-дефектолог

Чтение художественной литературы:

  • Чтение стихов о песке Б. Заходера, Е Шалеровой;  рассказы «Песок и солнечный свет», «Яичко в песке», «Сказка песков» (Приложение 10)

Воспитатель

Продуктивная деятельность

  • Рисование картин при использовании песка с детьми в форме индивидуальной работы (закрепление темы «Домашние птицы»)
  • «Соедини цифру с картинкой» (использование цветного песка)

Воспитатель

Учитель-дефектолог

Музыкально-художественная, двигательная  деятельность

  • И/у «Игра с камушками»;
  • Этюды «На берегу моря», «Игра с песком», игра на выражение эмоций «Маленький скульптор»;
  • Этюд на выразительность жеста «Вот он какой!»

Музыкальный руководитель

Коммуникативная деятельность

  • Беседа «Песчинки, какие они», «Кому для жизни нужен песок»

Воспитатель

Работа с родителями

Работа с педагогами

  • Семинар-практикум «Способы работы детей с песком» (Приложение 12)
  • Консультация «Игры с песком и другими сыпучими материалами» (Приложение 8)
  • Оформление информационного стенда «Песок – помощник в развитии сенсорных способностей» (Приложение 13);
  • Мастер-класс «Чудеса на песке»

III этап проекта – заключительный

  1. Работа по обобщению и распространению опыта. На данном этапе

коррекционно-воспитательная работа построена с целью закрепления представлений у детей о песке, посредством игровой, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной деятельности. Совместно с воспитателями в коррекционном процессе принимают участие и специалисты ДОУ. Наряду с детьми, воспитателями группы прослеживается взаимосвязь с педагогами ДОУ и родителями по распространению опыта работы по развитию у дошкольников естественнонаучных представлений (о песке) через экспериментальную деятельность. Данная форма педагогической деятельности представлена в виде выставки детских работ, фотовыставки, комплексного мероприятия «В гостях у Ежихи и ежат» (в котором приняли участие воспитатель, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель), презентации проекта в рамках конкурса «Лучший творческий проект» на уровне дошкольного учреждения.

  1. Завершение проекта. Планирование мероприятий на данном этапе

представлено в таблице № 3.

таблица №3

НОЯБРЬ

Мероприятия

Ответственные

1.

Игровая деятельность:

  • Развивающие детские игры   с песком и водой: «Куличи», «Игра в повара», «Клад», «Песчаные водоёмы»;
  • Сюжетно-ролевая игра «Фараоны»;
  • Д/и «Спрячь игрушки», «Назови свою маму», «Обыкновенное чудо»;
  • Игра – сказка «Путешествие в страну «А», «О», «У» (Приложение 4).

Воспитатель

Учитель-дефектолог

2.

Конструктивная деятельность

Конструирование из песка

  • «Строительство из песка пирамид в Египте»;
  • Моделирование «сооружение навесного моста, строительство дворца для Ветра».

Воспитатель

3.

Познавательно-исследовательская  деятельность:

  • Изготовление песочных часов (из двух пластиковых бутылок);
  • Как работают солнечные часы (изготовление макета);
  • И/у «Что лишнее?», «Сравни и расскажи».

Воспитатель

Учитель-дефектолог

4.

Продуктивная деятельность

  • Совместная деятельность с детьми (изготовление панно с использованием цветного песка «Домашние птицы»);
  • Изготовление семейных панно на произвольную тему с использованием цветного песка.

Воспитатели, родители

5.

Музыкально-художественная, двигательная  деятельность

  • Двигательные упражнения «В пустыне»;
  • П/и «Тропинка».

Музыкальный руководитель

6.

Коммуникативная деятельность

  • Беседа «Животные пустыни», рассматривание открыток; Растения пустыни «Где у саксаула листья?», «Прячет ли страус голову в песок?»;
  • Беседа и наблюдения «Аквариум и его обитатели», «Использование песка человеком»;
  • И/у «Скажи наоборот» (свойства песка), «Кого не стало?».

Воспитатели

учитель-дефектолог

7.

Диагностика детей по теме «Песок и его свойства» (конец проекта)

Воспитатели

Презентация продуктов проекта

  • Выставка работ детей с использованием нетрадиционной техники изображения «Песочные фантазии» (Приложение 15);
  • Выставка «Песочный вернисаж» (семейные поделки из песка) (Приложение 16);
  • Фотовыставка «Изучаем песок» (Приложение 14);
  • Комплексное мероприятие «В гостях  у Ежихи и ежат» (Приложение 11);
  • Презентация проекта на уровне дошкольного учреждения в рамках конкурса «Лучший творческий проект».

Воспитатели, учитель-дефектолог, родители

Предполагаемые результаты:

1. Ребята узнают значение песка в жизни всех  живых объектов природы  и его свойства.

2. Дети будут отличать, и называть характерные признаки песка.

3. Дети научатся проводить простейшие опыты, исследования.

4. Ребята будут бережно относиться  к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

5. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они будут учиться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

6. У воспитанников ДОУ значительно повысится уровень развития внимания, восприятия, памяти, мышления и речи.

Риски.

1. Низкий познавательный интерес детей.

2. Низкая информированность, а также пассивность родителей.

3. Могут быть упущены отдельные направления проекта из-за большого

   объема материала.

Предупреждение рисков

1. Для повышения познавательного интереса детей и их родителей провести в группах родительские собрания по разъяснению запланированных задач по познавательно-исследовательскому  проекту "Что мы знаем о песке?", привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.

2. Распределить среди членов педагогического коллектива ответственных за выполнение отдельных направлений проекта, которые будут осуществлять организацию и контроль за реализацией плана действий проекта по своему направлению.

Художественная литература:

1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. - СПб: Союз, 2005.

2. Баряева Л. Б., Кондратьева С.Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008.

3. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.- СПб, 2010.

4. Журавлева В.Н. «Проектная деятельность старших дошкольников», Волгоград, 2011 г.

5. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия с детьми 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

6. Монтессори-материал: перевод с немецкого М. Буторина / ред. Е. Хилтунен. - Москва: Мастер, 1992.

7. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.: ВЛАДОС, 1995 г.

8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 г.;

       ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Схема «Пошаговая реализация проекта»

 

       

     

        

                   

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Схема «Области реализации проекта»

        

        

ИГРЫ С ПЕСКОМ

                                                     

                ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Упражнение «Здравствуй, песок!»

Цель: снижение психофизического напряжения.

Ведущий от имени феи просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:

• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

• перетирает песок между пальцами, ладонями.

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — ...»

Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

 Упражнение «Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Песочная фея. В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

Упражнение «Песочный ветер» (дыхательное)

Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.

Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

Упражнение «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

Дидактические игры - упражнения

Упражнение «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

Песочная фея. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.

Игра-упражнение «Мы создаем мир»

Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.

Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по

Упражнение «Мы едем в гости»

Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе»; для малышей инструкция значительно упрощается, идет только закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх – низ».

Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей.

Песочная фея. Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (Малыши отвечают «в верху песочницы».)Кто живет рядом с зайчиком? (Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки или картинки диких животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику?

Аналогичным образом выполняются игры-задания «Идем в гости к лошадке» (закрепление знаний о домашних животных и их жилье), «Плывем навстречу дельфинам» (закрепляются знания об обитателях морей и рек) и т.д.

В ходе игры ребенок узнает (закрепляет знания) об особенностях жизнедеятельности тех или иных животных и растений.

Игра-упражнение «Песочные прятки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Первый вариант

Песочная фея. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.

Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.

Второй вариант

Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочные персонажи, их можно изготовить самостоятельно, обернув скотчем яркие картинки из детских книжек. Для игр с малышами используют цветные картинки с четким изображением (на начальном этапе — несложные для восприятия, с изображением одного предмета). Для развития поисковой активности происходит постепенное усложнение изображения. Так, для старших дошкольников изображение может быть черно-белым, силуэтным.

Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям.

Песочная фея. В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи».(Взрослый закапывает в песок картинку из хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок картинки.) Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки: как ты думаешь, какая это сказка?

Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа. Если он не может догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а взрослый откапывает ее и вслух рассуждает, анализирует увиденное.

Игры с мокрым песком

Ориентировочный этап

Желательно, чтобы ребенок уже знал свойства сухого песка и игры с ним.

Песочная фея. В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?

Взрослый делит песок в песочнице на две части и показывает ребенку способы увлажнения песка:

«Ручеек течет» — взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.

«Дождик моросит» — другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель.

Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).

Песочная фея. Давайте поздороваемся с мокрым песком. С ним вы сможете поиграть в удивительные игры — вы превратитесь в волшебников-строителей.

Игра «Норки-холмики»

Ребенок каждым пальцем поочередно, затем всеми сразу делает дырочки в песке — жилище для мышки, лепит холмики — жилище для черепашки.

Дидактические игры – упражнения с мокрым песком

 Упражнение «Отпечатки»

Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.

В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например — только геометрические формы, только животные.

Игра «Песочные строители»

Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

Песочная фея. Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы.

В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток.

Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.

Игра «Кто к нам приходил?»

Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.

Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.

Упражнение «Узоры на песке»

Цель: развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.

Описание упражнения см. выше — занятия с сухим песком.

Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?».

На мокром песке можно рисовать достаточно четкие лица, обучая ребенка графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх, удивление.

Игра "Следы"

Цель: сформировать умение считать движения, звуки, предметы и обозначать количества сосчитанных объектов последним произнесенным числом.

Нам понадобятся: музыкальный инструмент (треугольник, бубен, металлофон или колокольчик), поднос с песком.        

Ход игры. Вы просите ребенка послушать и сказать, сколько раз вы ударите по треугольнику, а затем показать это количество на пальцах. Потом вы просите оставить на песке следы кончиков тех пальцев, с помощью которых он показывал количество услышанных ударов. После этого вы вновь ударяет по треугольнику (столько же раз), а ребенок одновременно с ударами считает количество следов от пальчиков. Задание дается полностью, но при необходимости оно может предлагаться поэтапно. Отдельные части игрового задания повторяются два-три раза.

Взрослый говорит ребенку: "Посмотри, какой у меня музыкальный инструмент. Это треугольник (бубен, колокольчик или др.). С его помощью можно извлекать разные звуки. Я буду ударять по нему, а ты считай, сколько звуков ты услышишь. Назови, сколько ты услышал звуков, покажи на пальчиках. Держи пальчики, не опускай! А теперь окуни их в песок кончиками вниз. Я снова столько же раз ударю по треугольнику, а ты считай "следы" от пальчиков. Правильно ли ты показал?".

Игра "Спрячь игрушки"

Цель: сформировать умение определять количество предметов на основе слухового, тактильного восприятия, прятать этого количество в песок, располагая по всей плоскости песочного ящика, а затем доставать заданное количество из песка.

Нам понадобятся: песочный ящик, поднос, мелкие пластмассовые игрушки или природный материал (каштаны, орехи, ракушки).

Ход игры. Взрослый говорит ребенку: "Посмотри, какие игрушки лежат на подносе. Попробуй спрятать, закопать их в песок так, чтобы они расположились по всему ящику. Потом мы вместе будем их искать. (Малыш закапывает игрушки, а вы, если нужно, помогаете, затем вместе отыскивает их и называете.) Мы с тобой прятали и находили игрушки, а теперь послушай, сколько игрушек я попрошу тебя спрятать. Я буду хлопать в ладоши, а ты возьмешь столько игрушек, сколько хлопков услышишь. Потом ты спрячешь их в песке. Но сначала я посмотрю, сколько игрушек ты взял". (Малыш показывает выбранное количество игрушек, а затем прячет их в песке).

После того как ребенок отберёт нужное количество игрушек (природного материала), спрячет их в песке, вы предлагаете достать из песка столько игрушек (каштанов, орехов, ракушек) сколько вы попросите. Обратите внимание крохи на то, что вы будет просить достать определенное количество игрушек не словами, а хлопками, то есть хлопнете в ладоши, а ты считай мои хлопки, а потом достань из песка        

столько игрушек, сколько хлопков ты услышишь. Игрушки положи на поднос около себя". Игра повторяется несколько раз со сменой количества игрушек.

        

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

ПЕСОЧНАЯ ИГРОТЕРАПИЯ:

игры, направленные на развитие фонематического слуха и коррекцию звукопроизношения

                                                     

Игра-сказка "Путешествие в страну "А""

Есть прекрасная страна, где принцессу зовут А. (Взрослый ставит в песочницу фигурку, на которой прозрачным скотчем приклеено изображение буквы А).

В реке плещутся А-кулы...

 (В песочнице создается река (для этого следует прокопать канавку так, чтобы было видно голубое дно песочницы), в нее помещаются акулята из коллекции "Киндер-сюрприза", на них тоже наклеена буква А).

А-исты в садах живут...

 (В песочнице создается сад из веточек и цветов и появляются птицы, на них также наклеена буква А).

А-пельсины и А-рбузы и А-кации цветут...

 (В песочнице появляются растения, на которых изображена буква А).

 Чтобы здесь нам поиграть, надо много слов назвать. Привести сюда друзей, в чьих названьях — А. Смелей!

 (Произнося стихотворную инструкцию, взрослый делает интонационный акцент на звук "А".)

 Для того чтобы провести эту игру, взрослому придется подготовиться:

отобрать фигурки, в названиях которых есть звук "А" (5—10 штук);

наклеить на них букву А;

подготовленные к игре фигурки расставить рядом с песочницей (если нужных фигурок нет, их можно нарисовать, вырезать, вылепить);

приготовить деревянную или пластмассовую букву А или же карточку с ее изображением.

Взрослый произносит стихотворение-инструкцию и одновременно вместе с ребенком строит сказочную страну. Таким образом, речь согласовывается с действием. Ребенок становится непосредственным участником процесса — положительная мотивация сформирована... И тут звучит задание, требующее самостоятельной работы.

 Для того чтобы поиграть в песочнице с привлекательными фигурками, ребенок должен назвать не менее трех слов, в которых есть звук "А". Важно помнить о последовательности называния слов, содержащих звук, который вы отрабатываете с ребенком. Первыми предъявляются слова, в которых этот звук стоит в начале, потом — в конце, затем — в середине. При этом лучше не использовать те слова, в которых звук слышится нечетко. Помогая ребенку, взрослый может задавать наводящие вопросы:

 "Ты знаешь, у Принцессы есть друзья, которых зовут Аня, Антон, и... кто еще?"

 "Кто может жить в этой стране — мама, папа, бабушка и... кто еще?"

 "Посмотри на другие фигурки, назови их. В каких именах и названиях ты услышал звук "А"?"

 "Как ты думаешь, что любит есть Принцесса — кашу, варенье, малину и... что еще?"

 Когда ребенок назовет слова, взрослый объявляет ему, что теперь он получил Ключ в страну принцессы А и является ее почетным гостем (при этом вручается заранее приготовленная буква или ее изображение на карточке). Теперь он может играть с каждым жителем этой страны и подселять в песочницу других героев самостоятельно.

Маленький комментарий. Эта простая игра поможет решить немало образовательных и психологических задач. И главная из них — развитие фонематического слуха, то есть умения слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове. Именно это является основой формирования правильного звукопроизношения и правописания. В нашей игре звук выступает не абстрактным символом, а живым сказочным существом. С ним интересно познакомиться, его хочется узнать поближе, поиграть с ним и его друзьями и как можно дольше не расставаться. Подбираемый для игры материал и формы его подачи (яркие фигурки, интонированность речи, пропевание гласных звуков) на первых порах должны облегчить процесс узнавания звука в словах. В дальнейшем задачу следует усложнить, убрав интонационные акценты и меняя сюжеты инструкций. Так ребенок познакомится со множеством звуков.

На данном этапе понятие "буква" не вводится, хотя оно использовалось в играх. Таким образом, опираясь на слуховое, зрительное и тактильно-кинестетическое восприятия, мы готовим ребенка к обучению чтению. Не оперируя пока самим понятием, он уже узнает буквы и начинает, на первых порах неосознанно, соотносить звуки с их графическим изображением. Это один из элементов опережающего обучения грамоте.

 Важно помнить, что у каждого ребенка свой темп усвоения материала: кому-то нужно подольше задержаться в одной стране, другой, схватывая все на лету, жаждет новых игр, приключений, знакомств.

Пожалуйста, давайте познакомимся!..

С милым звуком Е

 Живет в той сказочной стране Спокойный, добрый, милый Е, Он утром Ели объезжает И все игрушки проверяет.

 И мчатся с ним по веткам Ели, Как по зеленой карусЕли, МЕдвЕдь и БЕлочка, СкворЕц, и ЛЕв и даже... ОгурЕц!

 Но вот, друзья мои, беда — Забыл другие он слова, Где тоже есть наш милый Е. Поможем вместе мы беде?

С волшебником И

 На облаке мягком, Что в небе парит, Звук И, как волшебник, Над миром летит...

 Он счастье несет, И добра всем желает. И где что рассыпалось Соединяет!

 Он любит Индейцев, Изюм и Икру, И любит в песочке Простую игру!

Он рад и с тобою

 В песок поиграть,

 Чтоб ты все слова

 С звуком И мог назвать!

(Д.Фролов)

 Обратите внимание — в стихотворной инструкции уже не дается конкретных указаний по строительству определенной страны. Это позволит вам и ребенку проявить творческое воображение.

С бедным О

В огромной, пустынной стране Лимпопо живет одиноко прекрасный звук О. Он сирота: ни друзей, ни реки. Зачахнет звук О там один от тоски! Что делать ребята? Страну как найти? Как бедный звук О поскорее спасти?

 Отметим, что мы не даем последовательности изучения звуков, так как эту методику несложно найти в учебниках и пособиях. Мы предлагаем лишь принцип работы со звуком. На приведенных примерах вы сможете сами познакомить ребенка с другими звуками (как гласными, так и согласными), опираясь на свою фантазию, знания и жизненный опыт. Совершенно не обязательно, чтобы инструкции к играм были стихотворными. Главное, чтобы ребенок понял задание и заинтересовался им.

 Опыт показывает, что в такого рода игры с увлечением играют дети уже с трех лет. Играя, вы можете постепенно вводить понятия о гласных и согласных звуках.

Игра-сказка "Путешествие в страну букв"

Непросто маленькому ребенку понять разницу между звуком и буквой. Для него это лишь абстракция. Что ж, с миром звуков ребенок уже знаком. Теперь он может узнать, кто же такие буквы. Взрослые знают, буква — это графическое изображение звука. Но, согласитесь, такая терминология — не для ребенка. Так что мы снова позовем на помощь игру-сказку.

"Мы уже побывали с тобой в царстве Звуков. И ты, наверное, заметил, что на одежде каждого Звука нарисованы какие-то таинственные знаки. Ты, может быть, уже догадался, что если Звуки не произносят свое имя вслух, то они находят друг друга по этим знакам. Это нужно не только самим жителям страны Звуков, но и нам, путешественникам, гостям этой страны. Давай-ка вспомним наших старых друзей и внимательно рассмотрим их одежду. (В это время взрослый выставляет фигурки Звуков, которые были использованы в предшествующих играх. На каждой фигурке наклеена буква.) Вот они, эти знаки! Путешественники по стране Звуков назвали эти знаки "Буквами". Правда, интересное название? Давай его запомним".

         Таким образом, мы разделили понятия "Звук" и "Буква". Теперь можно приглашать сказочных жителей не только голосом, проговаривая, пропевая звуки, но и прописывая знаки-буквы на песке. Итак, в играх появляются новые персонажи — буквы (пластмассовые и деревянные, вырезанные из плотного картона, наждачной, бархатной бумаги — это важно для мануального осознавания ребенком абстрактных символов: он должен не только зрительно запоминать буквы, но и подключать к этому телесную память).

Логопедические игры в песочной стране

Мы хотим рассказать о том, как можно использовать песочницу на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Работать с песочницей мы начинаем сразу: сначала строим сказочные города, придумываем, что произойдет с жителями во время стихийного бедствия. Такие упражнения проводятся с целью диагностики и психопрофилактики. Здесь можно определить лидера, конфликтного ребенка, выявить скрытые таланты. Затем, можно включать игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: "горячее - холодное", "сухое - мокрое", "твердое - мягкое", "гладкое - острое". Кинестетические ощущения получаются во время движения.

Обычно используются игры, которые предлагают Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т.М. Грабенко в "Практикуме по креативной терапии":

 - поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

 - выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

 - "пройтись" ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

 - создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;

 - "пройтись" по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками). Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадать, кому они принадлежат!

Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола. Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек"). Предварительно ребенку завязывают глаза.

Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Мне неоднократно приходилось наблюдать, как возбужденные дети, приходившие на занятие, успокаивались, становились значительно добрее. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы стараемся научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное - ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.

Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д.

Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

При ознакомлении с  темой "Ударение" ребенок произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке фигурку "Феи Ударения" и "Волшебную палочку", он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.

Тема "Деление слов на слоги" осваивается с помощью игры "Построй ступеньки". На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, поделившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами - трехсложные.

Нравится детям игра "Мой город". Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

 - у дошкольников значительно возрастает интерес к логопедическим играм и упражнениям;

 - дети чувствуют себя более успешными;

 - во время игр нет места монотонности и скуке;

 - у детей с ЗПР 5-6 лет более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

        

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7


ПРИЛОЖЕНИЕ № 8

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ИГРЫ С ПЕСКОМ И ДРУГИМИ СЫПУЧИМИ МАТЕРИАЛАМИ

                                               

ПРИЛОЖЕНИЕ № 9

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ НА ПРОГУЛКАХ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                               

ПРИЛОЖЕНИЕ № 10

                                               

        

ПРИЛОЖЕНИЕ № 11

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 46 «Надежда» компенсирующего вида

городского округа Новокуйбышевск Самарской области

Комплексное мероприятие

 в рамках совместной деятельности специалистов ДОУ

с детьми 5-6 лет с ЗПР

«В гостях у Ежихи и ежат»

                                                                                                           Подготовили и провели:

                                                                    Воспитатель: Чернышова Татьяна Владимировна

                                                                 Учитель-дефектолог Ермолаева Елена Викторовна

                                               Музыкальный руководитель: Криушева Людмила Васильевна

                                               

2011 г.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная

Интеграция образовательных областей

Образовательная область «Познание»: закрепить знания о свойствах песка при использовании экспериментальной деятельности, закрепить основные цвета и размер предметов, формирование количественных представлений (в пределах 3-х).

 Образовательная область «Коммуникация»: развитие грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, слов-антонимов, согласование числительных с существительными), развитие связной речи – употребление в речи сложносочиненных предложений с союзом «а».

Образовательная область «Социализация»: формирование умения работать в малой подгруппе детей.

Образовательная область «Художественное творчество»: развитие навыков изобразительной деятельности при создании единой картины, посредством нетрадиционной техники (использование песка)

Коррекционно - развивающие задачи: развитие слухового внимания, мышления детей (умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы); развитие восприятие цвета и величины, восприятия количества; развитие мелкой моторики пальцев рук, эмоционально-волевой сферы (волевые качества личности).

Предварительная работа:

- беседа с детьми «Что такое песок?», проблемные ситуации «Проделки песчаной бури», «Мышиные норки»; дидактические игры «Чудесные куличики», «Ловкие пальчики», «Что же спрятано в песке?», «С какого дерева лист?», «Будь внимательным»; эксперименты «Песчаный конус», «Песочная страна», опыты с лупой;

- работа с родителями: изготовление песочницы для использования ее в экспериментальной и коррекционной работе; семинар для родителей «Способы работы с песком».

Словарная работа: песочница, кленовый, дубовый, березовый, сухой, мокрый, сыпучий, липкий, легкий, тяжелый, крупные крупинки, мелкие крупинки, светло-коричневый, темно-коричневый, один гриб, два гриба,  три гриба.

Оборудование: песочница с сухим песком, лейки (3 шт.), сита (7 шт.), воронки (7 шт.), таз с водой, салфетки, лупы (7 шт.), совочки (7 шт.), игрушки Ежиха-мама и 6 ежат, листья из картона красного, желтого, зеленого цвета (березовые, кленовые, дубовые), карточки -  символы (свойства песка, цвет и величина листьев), деревянные грибочки, бубен, ватман, клей, тарелочки для песка (7 шт.), магнитофон, кассеты.

Ход деятельности

I Вводная часть

Учитель дефектолог входит в группу вместе с детьми

    Дети, дети, телеграмма.

                    Пишет нам Ежиха – мама,

                    Что ежата потерялись

                    Помогите их найти.

Учитель-дефектолог: Поможем Ежихе ребята? А вы знаете, что ежата любят прятаться под листьями. А вот и листья. Сейчас каждый из вас найдет своего ежонка.

Каждый ежонок накрыт картонным листом (красного, желтого, зеленого цвета). У дефектолога в руках карточки символы (цвет и величина листка).

Учитель-дефектолог: Вика, какой лист поднимешь ты? (Я подниму, желтый и большой лист) Он с клена, значит лист какой? (кленовый лист). Алеша, какой лист поднимешь ты? (Я подниму, красный и маленький лист)  Он с дуба, значит лист какой? (дубовый лист). Наташа, какой лист поднимешь ты? (Я подниму, зеленый и маленький лист) Он с береза, значит лист какой? (березовый лист).

Дети берут на руки ежат. Дефектолог показывает игрушку Ежиху – маму.

II Основная часть

Учитель-дефектолог: А вот и Ежиха-мама. Здравствуй Ежиха (дети здороваются). Мы нашли твоих ежат. Положим их рядом с Ежихой.

В-ль: Мама Ежиха, где твои ежата будут спать? Есть у них норки? (Нет.) Давайте, ребята, поможем Ежихе и построим ежатам норки.

Дети одевают фартуки и подходят к песочнице.

В-ль: Что вы видите в песочнице? (Мы видим песок.) какого цвета песок? (песок светло-коричневого цвета). Ребята, давайте посмотрим и скажем из чего состоит песок?

Дети берут карточки, лупы, рассматривают песок. (Песок состоит из песчинок.)

В-ль: По величине все песчинки одинаковые или они разные? (Разные.) Какие есть песчинки? (Песчинки мелкие и крупные.) Значит: песок состоит из песчинок. Песчинки бывают мелкие и крупные.

В-ль: Посмотрите, лети, как сыплется песок. Возьмите воронки и совочки и будем сыпать песок через воронки. Как сыплется песок? Почему? (Потому что он сухой.) Теперь возьмем сито, и через него будем сыпать песок. Если песок так хорошо сыплется, то что еще можно сказать про песок? Какой песок? (Песок сыпучий.) А можно из сухого песка построить горку? Давайте попробуем.

Дети выполняют постройку горки.

В-ль: Получается, дети? (Нет.) Да, песок рассыпается. А из какого песка можно построить что-то? (Из мокрого.) А как сделать песок мокрым? (Надо полить его водой.)

Дети поливают песок из лейки.

В-ль: Посмотрите, цвет у песка изменился или нет? (Да.) какого он стал цвета?

(Песок стал темно-коричневого цвета.) Почему не сыплется песок через воронки?

Далее дети проводят опыт с мокрым песком с воронками, ситом.

В-ль: Почему не сыплется песок через воронки? (песок не сыплется, потому что он мокрый.) Что еще можно сказать про песок? Какой он? (Песок мокрый.) А сейчас построим горку, а из горки слепим норки для ежат.

Дети лепят норки для ежат.

В-ль: Молодцы, дети! А теперь возьмите ежат и посадите их в норки.

В-ль: Ребята, давайте узнаем еще одно свойство песка. Какой песок легкий, а какой тяжелый? (воспитатель показывает опыт с весами). Что можно сказать о песке? Какой он? (сухой песок легкий, а мокрый песок тяжелый.)

Дефектолог: Давайте, ребята закрепим свойства песка и поиграем в игру «Скажи наоборот». На карточках нарисованы свойства песка. Расставим их друг против друга.

- Алеша, возьми любое свойство песка и назови его. Наташа, а как будет наоборот? Найди это свойство и поставь напротив 1-й карточки.

Дефектолог: А что любят есть ежики? (грибы). Поиграем с грибами в песке? Игра называется «Посчитай-ка».

 - Эмиль возьмет столько же грибов, сколько раз я хлопну. Потом спрячет грибы в песке. Сколько ты взял грибов? А теперь мы будем искать грибы в песке. Настя, найди столько же грибов, сколько раз я ударю в бубен. Сколько ты грибов нашла?

Физминутка (музыкальное сопровождение)

«Ежики»

Жил в лесу колючий ежик,

Был клубочком и без ножек,

Не умел он хлопать – хлоп, хлоп, хлоп

Не умел он топать – топ, топ, топ

Не умел он прыгать – прыг, прыг, прыг

Только носом шмыгать – шмыг, шмыг, шмыг

А ребятки в лес пришли,

Ежика в лесу нашли,

Научили хлопать – хлоп, хлоп, хлоп

Научили топать – топ, топ, топ

Научили прыгать – прыг, прыг, прыг.

III Заключительная часть.

В-ль: Мама Ежиха, а мы с ребятами приготовили сюрприз. Мы хотим нарисовать картинку, но не простую, а с помощью песка и клея.

В-ль: Дети, я буду обводить клеем рисунок по контуру, а вы будете сыпать песок там, где я провела клеевым карандашом.

Воспитатель предлагает детям насыпать песок в подносы. Далее дети самостоятельно выполняют продуктивную деятельность при использовании песка.

В-ль: Посмотрите, дети, что получилось! Какой красивый ежик! Молодцы, вы очень постарались. Ежиха посмотри на нашу картину.

IV Рефлексия

Ежиха благодарит детей и вручает за их работу сладкие призы – угощения – «шоколадные грибочки».

Ежиха прощается и уходит.

В-ль: Молодцы ребята! Что вы узнали нового о песке?

ПРИЛОЖЕНИЕ № 12

                                               

        

ПРИЛОЖЕНИЕ № 13

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

И РОДИТЕЛЕЙ

             

                                               

        

К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – это кучка песка!» 

Основная цель игр в песочнице, особенно для детей с ЗПР – развитие умения отличать предметы по форме, цвету, размеру, звуку.

Работа с песком предполагает различные способы познания:

  • Сравнение по
    контрасту и подобию (холодный и теплый песок);
  • Исследовательская
    деятельность: потрогать, надавить, растереть, рассыпать песок, намочить  ;
  • Рассуждение
    (песок состоит из крупинок, вода из капелек, камень из кристаллов);
  • Анализ – синтез;
  • Обобщение и
    описание (ребенок с помощью речи передает характерные признаки объекта: камешки
    – холодные, твердые, ракушки – ребристые, тонкие). 

Предлагаем вам использовать следующие игры и упражнения с песком для развития сенсорных способностей у детей с ЗПР.

«Прятки»

Вариант 1. Развиваем память

Кладем перед ребенком три игрушки. Потом просим его закрыть глаза и одну игрушку закапываем. Ребенку нужно догадаться, какая игрушка исчезла. Ее ищем вместе. Если ребенок легко справился с тремя игрушками, добавляем еще одну. Легко запоминает четыре – добавляем еще одну.

Вариант 2. Развиваем память и воображение

Ребенок  закрывает глаза, а взрослый прячет игрушку. Теперь начинаем постепенно ее откапывать. Можно попробовать отгадать, что там спряталось, в тот момент, когда из песка показалась только какая-то часть игрушки.

Вариант 3. Изучаем форму предметов

Закапываем в песок несколько игрушек и предлагаем ребенку на ощупь отгадать, что это за игрушка.

«Горки»

В этой игре ребенок знакомится с понятиями «высокий» и «низкий».

С помощью ведерок, формочек насыпаем горки разной высоты. Можно использовать игрушечные грузовики, подойдут детские тележки – тачки. Грузим песок в одном месте, затем аккуратно перевозим в другое и насыпаем горки разной высоты. Сравниваем горки по высоте и ширине. Можно посоревноваться – кто насыплет горку выше. Если наливать воду на вершину песчаной горы, можно наблюдать, как вода течет, образовывая канавки, впитываясь в песок.

«Ямки»

В этой игре в песочнице мы знакомим детей с понятиями «большой» и «маленький», «глубокая» и «мелкая», «узкая» и «широкая». Для игрушек разной величины нужно построить домики – ямки. Для большой игрушки – ямку большую, для маленькой – маленькую. Каждой ямке взрослый дает дополнительное определение: глубокая, мелкая, узкая, широкая. Это обогатит словарь малыша и познакомит его с величинами.

«Куличи»

Пожалуй, это самая известная и самая любимая игра в песочнице. Если песок влажный – можно начинать делать куличики. Придется не один раз показывать и рассказывать, что куличик из влажного песка будет держать форму, а из сухого – сразу рассыплется.  Мамой будет построен не один куличик, прежде чем ребенок сможет повторить действия – насыпать, не только выполнить все, утрамбовать, перевернуть, постучать и снять. Все это требует определенной ловкости и координации движений. Но тут же ребенок учится запоминать последовательность действий для достижения результата. Необходимо не только выполнить все, но еще и найти ровное место, чтобы кулич не рассыпался. Поддержка взрослого и вера в успех помогут крохе преодолевать трудности.

Взрослый может «испечь» куличик и вместе с малышом  украсить его палочками, камушками, веточками. Можно разыгрывать целые действия по изготовлению торта на день рождения куклы или постройке башни из замка. Можно составлять целые композиции из куличей разной формы и высоты.

«Замки из песка»

Когда освоен процесс выпечки песочных куличей, можно переходить к строительству замка. На первом этапе помогут готовые формы – в виде башен, фрагментов стен. Можно из обычных куличей выстроить крепостную стену, если их укладывать в ряд. Куличи из больших ведер могут быть башнями. А если сверху большого кулича аккуратно поставить маленький – получится башня с украшением.

 «Аппликация из песка»

Карандашом рисуем простой рисунок, потом клеем «закрашиваем» его, и малыш посыпает изображение разноцветным песком. Когда клей подсохнет, остатки песка стряхиваем и получаем картину. Такая работа поможет закрепить у ребенка восприятие цвета.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 14

ФОТОВЫСТАВКА

 «Изучаем песок»

ПРИЛОЖЕНИЕ № 15

Выставка работ

детей с использованием нетрадиционной техники изображения

«Песочные фантазии»

ПРИЛОЖЕНИЕ № 16

Выставка

«Песочный вернисаж»

(семейные поделки из песка)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 17

ПИСЬМО К РОДИТЕЛЯМ

по реализации проекта «Все увидим, все узнаем о песке»

К.Д. Ушинский «Самая лучшая игрушка

для детей - кучка песка…»

     

У детей дошкольного возраста  с диагнозом ЗПР отмечается низкий уровень познавательной активности, низкий уровень естественнонаучных представлений о неживой природе, что в дальнейшем  негативно сказывается на последующем развитии ребёнка и его обучении в школе.

Одним из самых доступных и простых материалов для  экспериментально-исследовательской деятельности детей является песок. Игры и эксперименты детей с песком обогащают память ребёнка, активизируют его мыслительные процессы, оказывают положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка.

Учитывая вышесказанное, мы начинаем реализацию проекта

«ВСЁ  УВИДИМ, ВСЁ УЗНАЕМ О ПЕСКЕ»


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "Поможем птицам родного края!"

В данной публикации представлен детский познавательно-исследовательский проект.Расписаны его цели и задачи, показана актуальность  темы проекта. Указаны формы и методы работы. Также подробно расп...

Познавательно-исследовательский проект «Мама, папа, я – железнодорожная семья»

данная методическая разработка - это опыт моей работы по ознакомлению дошкольников средней группы с профессиями на железной дороге на примере профессий их родителей....

Познавательно-исследовательский проект «Во саду ли, в огороде»

Познавательно-исследовательский проект «Во саду ли, в огороде»...

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Откуда хлеб пришёл?»

«Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Люди во все времена понимали, что хлеб - это их жизнь.В наш век передовых технологий и открытий, мы перестаём ценить и беречь хлеб. Он стал нашей ...

Познавательно-исследовательский проект «ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ» для детей старшего дошкольного возраста

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.  Он усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Ребенок стремится к акт...

Познавательно - исследовательский долгосрочный проект "Дерево".

   Видя интерес моих воспитанников к деревьям и кустарникам ,растущим на территории детского сада,мне захотелось помочь найти ответы на интересующие вопросы детей,систематизировать их...