Рабочая программа по предмету История России 9 класс для специальной коррекционной школы- интерната VIII вида
рабочая программа (9 класс) на тему

Корнева Марина Викторовна

Данная программа содержит цели, задачи, календарно- тематическое планирование по истории России для специальных коррекционных школ VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_9.docx57.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Варнавинская школа - интернат VIII вида

СОГЛАСОВАНА                                                                                                                                  УТВЕРЖДЕНА

Заместитель директора по УВР                                                                                                    Директор школы

____________________                                                                                                                 ____________________

Антонова О.В.                                                                                                                                       Сазонова Г.П.

«____» _____________ 2014 г.                                                                                                     «____» __________ 2014 г.

     

                                                           РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  УЧИТЕЛЯ

                                                                 по предмету «История России»

                                                                                    9 класс

                                                             учитель: Корнева Марина Викторовна

                                                             первая квалификационная категория

                                                                      2014-2015 учебный год

Данная рабочая программа ставит следующие цели:

- изучение исторического материала;

- овладение знаниями и умениями;

- коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика;

- формирование личностных качеств гражданина;

- подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни;

- специально – трудовая и правовая адаптация ученика в общество.

 Задачи рабочей программы по истории:

Образовательные задачи:

- усвоить важнейшие факты истории;

- создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;

- усвоить доступные для учащихся исторические понятия,  закономерности общественного развития;

- овладеть умением применять знания по истории в жизни;

- выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.

Воспитательные задачи:

- гражданское воспитание учащихся;

- патриотическое воспитание;

- воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей;

- нравственное воспитание;

- эстетическое воспитание;

- трудовое воспитание;

- экологическое воспитание;

- правовое воспитание;

- формирование мировоззрения учащихся.

Коррекционно – развивающие задачи:

- развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи.

Пояснительная записка к программе по истории России.

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

Представляется, что в курсе «Истории Отечества» для детей с нарушением интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчётливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.

Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учётом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой. Учитель имеет право использовать в процессе изучения материала информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.

Важной составной частью курса «История моей Родины» являются историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до нашего времени.

На уроках истории в образовательной специальной коррекционной школеVIII вида используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой времени», просмотр и разбор кино, отдельных фрагментов кино, диафильмов.

Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным инее слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель показать его взаимосвязь с изучением ранее.

Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.

Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие  формированию правильных исторических представлений(внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи).

Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание  уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи . Такой подход является существенной частью коррекционной  работы на уроках истории.

Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определённую историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов.  Создание точных зрительных образов – важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают лента времени, игры, викторины с использованием исторических дат.

Созданию ярких, отчётливых образов содействуют хорошо подготовленные и проведённые экскурсии. Внимание учащихся на экскурсиях и при обработке материала надо привлекать к наиболее существенным, значимым объектам.

При характеристике определённой исторической формации учитель должен раскрыть вопросы культуры, взаимоотношений людей в обществе. В отличие от программ массовых общеобразовательных школ, в которых весь исторический материал периодизируется, во вспомогательных школах такая периодизация не имеет смысла.

Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.

Завершается курс «История моей Родины» знакомством с современной жизнью России. Этот материал представлен уроками обобщающего характера.

Разделы изучаемого материала:

- «Россия в началеXX в.» (9 ч.)

- «Россия в 1917 – 1920 гг.» (9 ч.)

- «Советская Россия – СССР в 20 – 30-е годы» (9 ч.)

- «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.» (13 ч.)

- «Советский Союз в 1945 – 1991 гг.» (13 ч.)

- «Новая Россия в 1991 – 2011 гг.» (5 ч.)

Содержание курса истории 9 класса

В 9 классе учащиеся изучают события, происходившие в истории страны в XX в.         

Материал в основном посвящен сложным процессам внутриполитического и экономического развития дореволюционной России, Советского Союза, современной России. Изучаются крупные войны XX века, особенно подробно – Великая Отечественная война СССР. Изучение послевоенного периода с 1945 г. По настоящее время в условиях специальной (коррекционной) школы носит обзорный характер, но позволяет на доступном для учеников уровне ввести их в круг проблем современного общества.

9 КЛАСС

(2 часа в неделю)

Повторение

Россия в начале XX в.

Правление Николая II. Экономический кризис в началеXX в. Спор о путях развития России. Формирование промышленной буржуазии: Рябушинские, Мамонтовы, Морозовы и др. Понятие буржуазия. Антиправительственные движения начала XX века: выступления рабочих и аграрное движение. Революционные события 1905—07 годов. Понятие революция. «Кровавое воскресенье» и восстание на броненосце «Потемкин». Созыв Государственной Думы. Формирование различных политических партий и движений: правые, центристы, левые Реформы П. А. Столыпина и их итоги.

Русско-японская война. Падение Порт-Артура, гибель крейсера «Варяг». I Мировая война и участие в ней России. Героизм и самоотверженность русских солдат. Череда побед и поражений русской армии в ходе военных действий. Знаменитый прорыв генерала А. А. Брусилова. Экономическое положение в стране во время I Мировой войны. Отношение народа к войне. Проблемы царской семьи и влияние на нее Григория Распутина. Отречение царя от престола. Временное правительство и Советы народных депутатов. Борьба между левыми партиями (меньшевики, эсеры и большевики) за власть. Экономический и политический кризис в России осенью 1917 г. Захват власти большевиками в Петрограде: мосты, почта, телеграф, банк}!. Низложение Временного правительства и захват Зимнего дворца. Провозглашение Советской власти. Первый руководитель Советского государства — В. И. Ленин. Вооруженная борьба за установление Советской власти в Москве. Первые декреты Советской власти. Отношение Советской власти к православной церкви, разрушение храмов, репрессии против священников и монахов. Уничтожение всей царской семьи. Отношение разных слоев населения к захвату власти большевиками.

Создание нового государства — Российской Федерации (РСФСР).

Гражданская война и интервенция

«Белое» движение и его лидеры: А. И. Деникин, П. Н. Врангель, А. В. Колчак, Л. Г. Корнилов. «Красные». Создание Красной армии. Командиры Красной армии: М. Н. Тухачевский, М. В. Фрунзе, С. М. Буденный, В. И. Чапаев. Противостояние «красных» и «белых». Отношение к ним различных слоев населения. «Зеленые» и повстанческая крестьянская армия батьки Махно. Иностранная интервенция и ее последствия. Недовольство армии политикой советского правительства. Кронштадтское восстание.

Экономическая политика Советской власти. Упадок промышленного производства, продразверстка. Недовольство населения, голод, разруха, страдания людей.

Переход Советской страны к нэпу

Новая экономическая политика (нэп) в стране, ее сущность и основные отличия от предшествующей экономической политики

Советской власти. Красные наркомы, красные директора, мелкие лавочники, крестьяне-единоличники, новая советская буржуазия. Резкое увеличение аппарата чиновников. Положительные и отрицательные результаты нэпа. План ГОЭЛРО и его реализация.

Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР. Положение народов Советской страны.

Образование первых общественных организаций: пионерская, комсомольская, профсоюзы.

Смерть первого главы Советского государства В. И. Ленина. Создание однопартийной системы власти. Сосредоточение всей полноты партийной и государственной власти в руках И. В. Сталина.

Индустриализация, коллективизация и их результаты

Начало индустриализации. Первые пятилетние планы. Стройки первых пятилеток (Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск на Амуре и др.). Рабочий класс, его роль в индустриализации. Стахановское движение. Ударничество.

Коллективизация сельского хозяйства. Насильственное осуществление коллективизации. Гибель крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе.

Культ личности Сталина. Массовые репрессии. Гулаг.

Новая Конституция страны 1936 г. Ее значение.

Образование новых республик и включение их в состав Союза в период 20—40 годов.

Наука и культура. Ликвидация массовой неграмотности. Великие научные открытия (И. П. Павлов, Сеченов, К. А. Тимирязев, Н. Е. Жуковский, К. Э. Циолковский, Н. И. Вавилов).

Советская страна накануне суровых испытаний

Мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Развитие военной промышленности. Ужесточение трудовой дисциплины. Ослабление армии. Советско-финская военная кампания, ее цели и задачи. Столкновение с Японией (о. Хасан, р. Хал-хин-Гол).

Приход фашистов к власти в Германии. Начало Второй Мировой войны, нападение Германии на Польшу и наступление на Запад. Подготовка гитлеровской Германии к наступлению на СССР. Подвиг советских разведчиков по выявлению планов подготовки нападения Германии на Советский Союз.

Великая Отечественная война Советского Союза

Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны. Героическая оборона Брестской крепости. Создание государственного комитета обороны. Первые неудачи советской армии, героическая защита городов на пути отступления советских войск. Роль Г. К. Жукова в войне.Битва под Москвой и ее историческое значение. Панфиловцы. Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев. Партизанское движение. Героизм тружеников тыла. Города-герои России.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны: Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Мужество и героизм советских солдат. Отступление немецких войск по всем фронтам.

Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе в конце войны. Разгром советской армией немецких войск на советской территории и на территории Европейских государств. Сражение за Берлин. Капитуляция Германии.

Военные действия США против Японии в 1945 г. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в войну с Японией. Капитуляция Японии. Конец второй Мировой войны. Героические и трагические уроки войны. Вклад науки в победу.

Отечественная история 1945—2000 гг.

Трудности послевоенной жизни страны. Восстановление разрушенных городов, возрождение мирных отраслей промышленности. Образ жизни людей, судьбы солдат, вернувшихся с фронта. Новая волна репрессий.

Смерть И. В. Сталина. Приход к власти Н. С. Хрущева. Осуждение культа личности и первые реабилитации репрессированных. Освоение космоса и полет первого человека. Юрий Гагарин. Международный фестиваль молодежи в Москве.

Экономическая и социальная политика Л. И. Брежнева. Освоение целины. Война в Афганистане. Гибель российских солдат на чужой земле. XVII Олимпийские Игры в Москве. Ухудшение материального положения населения и морального'климата в стране.

Правозащитники (А. Д. Сахаров, А. И. Солженицын, С. Ковалев).

Борьба за власть после смерти Л. И. Брежнева. Приход к власти М. С. Горбачева. Реформы Горбачева в политической, социальной и экономической сферах. Вывод войск из Афганистана и Германии. Перестройка государственного управления и реформы в экономике.

Обострение межнациональных отношений в стране. Распад СССР. Суверенная Россия. Первый президент России — Б. Н. Ельцин. Принятие новой Конституции России и избрание Государственной Думы. Экономические реформы. Жизнь и быт людей в новых экономических и политических условиях. Война в Чечне.

Президентские выборы 2000 г. Второй президент России — В. В. Путин. Его экономическая и политическая деятельность.

Литература и искусство во второй половине XX века. Современное состояние науки, культуры и образования в стране.

Краеведческий материал Повторение за год

Основные требования к знаниям, умениям учащихся Учащиеся должны знать:

— основные исторические события революционные движения, гражданская война; становление Советской власти; стройки первых пятилеток; вторая Мировая война; Великая Отечественная война;

— основные периоды развития хозяйственной и политической жизни страны в предвоенные и послевоенные годы;

— исторических деятелей, полководцев, руководителей страны, национальных героев.

Формы организации учебного процесса

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Методы организации учебного процесса:

словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

наглядные – наблюдение, демонстрация;

практические – упражнения;

методы изложения новых знаний;

методы повторения, закрепления знаний;

методы применения знаний;

методы контроля;

Занятия проводятся в классно урочной форме. Типы уроков:

Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала). Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок). Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок).Комбинированный урок. Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, dvd) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.

Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольно- измерительных материалов создает учитель в соответствии с психофизическими особенностями каждого класса. Контроль осуществляется в конце каждого раздела (промежуточный контроль). На тестовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке. В конце года проводится итоговый контроль знаний по изученным темам.

№пп

Тема урока

Кол – во

час

Цели

урока

Основные

знания

Основные термины и понятия

Тип урока

Оборудование и материалы

Дата

1

Ιчетверть Раздел 1. Россия в начале XX века.

Вводный урок

1

Дать общее представление о

курсе истории в

 9 классе.

Курс истории 9 класса – изучение истории XX – начала XXI вв.

вводный

учебники

2

Начало правления Николая II.

1

Дать общую характеристику

 России во время правления Николая II.

1894г. – начало правления Николая II; причины недовольства разных слоев общества.

Гвардия, полковник, забастовка, стачка.

Комбини –

рованный

Карта «Россия с 1861 по 1900 гг.»; видеофильм «Россия XXв. Россия на рубеже веков. Николай и Александра».

3

Русско – японская война 1904 – 1905 гг.

1

Дать общее представление о

русско – японской

 войне 1904 – 1905 гг.

Русско – японская война 1904 – 1905 гг.; осада Порт- Артура, Цусимское сражение; итоги войны.

Эскадра, крейсер, прицельный огонь.

Сообщение новых

 знаний.

Карта «Русско – японская война 1904 – 1905 гг.»; видеофильмы «Россия XXв.Внешняя политика России».

4

Первая русская революция.

1

Дать общее представление о революционных событиях 1905 – 1907 годов.

Первая русская революция 1905 – 1907 гг.; Кровавое воскресенье; восстание на броненосце «Потемкин», Московское вооруженное восстание.

Демократия, социализм, петиция, холостой залп, баррикады.

Комбини –

рованный

Карта «Революция 1905 – 1907 гг. в России»; видеофильм «Русская революция», карточки с заданиями.

5

Появление первых политических партий в России.

1

Формировать представление о политических партиях и движениях, возникших в начале XX века.

Представители партий в России: большевики, меньшевики, кадеты, эсеры.

Митинг, партия, съезд, лидер, демонстрация, либеральные партии, гимназия.

Сообщение новых

 знаний.

Видеофильм «Россия XX в. Общественное движение на рубеже веков. Образование политических партий».

6

Реформы государственного управления.

1

Формировать представление об изменениях в политической системе Российской империи.

Манифест 17 октября, Государственная дума – выборный законодательный орган; Конституция – основной закон.

Манифест, Конституция, депутат, курия.

Комбини –

рованный

Видеофильм «Россия XXв.Изменения в политической жизни России».

7

Реформы П.А.Столыпина.

1

Формировать представление о реформах П.А.Столыпина.

П.А.Столыпин; суть реформ П.А.Столыпина.

Кризис.

Сообщение новых

 знаний.

Видеофильм «Россия XXв. Столыпинская реформа»; Карта «Революция 1905 – 1907 гг. в России»; портрет П.А,Столыпина.

8

Серебряный век русской культуры.

1

Формировать представление о сути Серебряного века.

Серебряный век русской культуры – первое десятилетие XX века.

Странствовать, опера, балет, кино, балерина, кинотеатр, режиссер, пианино.

Сообщение новых

 знаний.

Видеофильм «Ф.Шаляпин»; худ. Фильм «Анна Павлова»; портрет М.Горького.

9

Россия в Первой мировой войне.

1

Формировать представление о Первой мировой войне и об участии в ней России.

1914 г. – начало Первой мировой войны; А.А.Брусилов – талантливый русский генерал; Антанта, Тройственный союз.

Военный союз, претензии, фронт, дезертировать.

Сообщение новых

 знаний.

Карта «Первая мировая война»; видеофильм «Россия XXв. Первая мировая война».

10

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Россия в начале XX века».

1

Закрепить и обобщить знания уч-ся об историческом развитии России с 1900 по 1916 гг.

Систематизация и обобщение знаний

Карты «Русско – японская война», «Революция 1905 – 1907 гг.», «Первая мировая война», карточки с заданиями.

11

Раздел 2. Россия в 1917 – 1920 годах.    

Февральская

 революция и

отречение царя от престола.

1

 Формировать

представление о Февральской

 революции.

Февраль 1917 г. – Февральская революция;

отречение царя Николая IIот

престола; суть двоевластия.

Отречение, карточная система, двоевластие.

Комбини –

рованный

Карта «Первая мировая война»; карточки с заданиями.

12

Захват власти большевиками в Петрограде.

1

Показать, что захват

 власти большевиками осуществлялся в ходе Октябрьского

 вооруженного

 восстания в

Петрограде.

Октябрь 1917 г. – октябрьская революция;

 захват власти большевиками, Декреты о мире,

 о земле, о власти.

Штаб, Красная гвардия,

 декрет.

Сообщение новых

 знаний.

Карта – схема «Вооруженное восстание в Петрограде», иллюстрация «Штурм Зимнего дворца».

13

Установление советской власти.

1

Дать общее представление об установлении Советской власти, о формировании советской государственности.

РСФСР, Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, ВЧК, продовольственные отряды, Конституция 1918 г.

Рабочие комитеты, комитеты бедноты, продовольственные отряды, репарация, мятеж.

Комбини –

рованный

Карта «Великая Октябрьская социалистическая революция и гражданская война», карточки с заданиями.

14

Начало Гражданской войны и интервенции. Создание Белой и Красной армий.

1

Формировать представление о гражданской войне как битве двух противоборствующих сил России.

1918 г. – начало гражданской войны; интервенция, две противоборствующие силы; Белая армия, Красная армия.

Гражданская война, красноармеец, комиссар, интервенция, обмундирование, шинель, кобура.

Сообщение новых

 знаний.

Карта «Гражданская война и интервенция»; атрибуты для игры «Оденьте бойцов».

15

Борьба между красными и белыми.

1

Дать общее представление о борьбе между «красными» и «белыми».

Разгром «белых» на Южном, Восточном фронтах, в Крыму.

Эмигрант.

Комбини –

рованный

Карта «Гражданская война и интервенция»; видеофильм «История гражданской войны», портрет М.В.Фрунзе.

16

Крестьянская война против «белых» и «красных».

1

Формировать представления о «третьей силе», противостоявшей «белому» и «красному» движению.

Повстанческая армия «зеленых» под руководством Н.И.Махно.

Тачанка.

Комбини –

рованный

Карта «Великая Октябрьская социалистическая революция и гражданская война»,

17

Экономическая политика Советской власти.

1

Дать представление об экономической политике Советской власти.

Политика Советского правительства – всеобщая трудовая повинность, отмена частной собственности, отмена денег, запрет торговли; продразверстка в деревне.

Продразверстка, коммунизм, совхозы.

Комбини –

рованный

Карта «Великая Октябрьская социалистическая революция и гражданская война

18

II четверть

Р.К. Варнавинский район в годы революции и гражданской войны.

1

Дать представление об истории Варнавинского района  в годы революции и гражданской войны.

Все события России отразились на истории нашего края.

Учредительное собрание, республика, совнарком, Добровольческая армия, продотряды.

Сообщение новых

 знаний.

Карта «Великая Октябрьская социалистическая революция и гражданская война.

19

Жизнь и быт людей в годы революций и Гражданской войны.

1

Дать общее представление о жизни и быте людей в годы революций и Гражданской войны.

Характерные черты жизни людей: беспризорники, безработица, ликбезы, комсомольцы, пионеры.

Коммунальные квартиры, беспризорники, безработные, ликбезы, пионеры, комсомольцы.

Сообщение новых

 знаний.

Книга Дж. Рида «10 дней, которые потрясли мир».

20

Повторительно – обобщающий урок по теме «Россия в 1917 – 1920 годах».

1

Закрепить и обобщить знания уч-ся об историческом развитии России в 1917 – 1929 гг.

Систематизация и обобщение знаний

Карта «Великая Октябрьская социалистическая революция и гражданская война»,

21

Раздел 3. СССР в 20– 30-е годы XX века.

Новая экономическая

политика.

1

Объяснить сущность

новой экономической политики Советского государства.

НЭП – новая

экономическая

политика; продовольственный

 налог,; свободная

торговля; «золотой червонец», платные

 услуги.

Батрак, концессия.

Сообщение новых

 знаний.

Видеофильм «Москва. Страницы истории XX в. От разрухи до обновления», карточки с заданиями.

22

Образование СССР.

1

Раскрыть причины, предпосылки и принципы построения СССР.

30 декабря 1922 г. – образование СССР.

Союз, наркоматы, делегат.

Комбини –

рованный

Карта «Союз Советских Социалистических Республик».

23

Изменения в системе государственного управления. Культ личности И.В.Сталина.

1

Познакомить с личностью И.В.Сталина; показать роль Сталина во внутрипартийной борьбе.

Всесоюзная Коммунистическая партия большевиков – ВКП(б); Генеральный секретарь – И.В.Сталин.

Культ личности, духовная семинария.

Комбини –

рованный

Иллюстрации, фото И.В.Сталина.

24

Индустриализация в СССР.

1

Дать уч-ся представление о проведении индустриализации в СССР.

Индустриализация в СССР; подъем промышленности; пятилетний план; стахановское движение.

Индустриализация,

заем, пятилетка, комсомольская путевка, шахтер.

Сообщение новых

 знаний.

Карта «Союз Советских Социалистических Республик», видеофильм «Москва. Страницы истории XX в. По плану реконструкции».

25

Коллективизации крестьянских хозяйств.

1

Дать представление о проведении коллективизации крестьянских хозяйств в России.

1929 г. – коллективизация крестьянских хозяйств; раскулачивание; политика правительства.

Колхоз, кулак, трудодни.

Комбини –

рованный

Карточки с заданиями.

26

Новая Конституция страны 1936 г.

1

Познакомить уч-ся с основными положениями Конституции 1936 г.

1936 г. – новая Конституция СССР; построение социализма.

Сессия, репрессия.

Комбини –

рованный

Иллюстрации, карточки с заданиями.

27

Развитие науки и культуры в СССР в 20 – 30-е годы XX века.

1

Дать уч-ся общее представление о развитии науки и культуры СССР в 20 – 30-е гг. XX века.

Исследования в области физики, химии, биологии, географии. М,Шолохов «Поднятая целина»; звуковое кино.

Синтетический каучук.

Сообщение новых

 знаний.

Фото, иллюстрации, видеофильм «Веселые ребята».

28

Жизнь и быт советских людей в 20 – 30-е гг. XXвека.

1

Дать уч-ся общее представление о жизни и быте советских людей в 20 – 30-е гг. XX века.

Жизнь и быт граждан; жизнь и быт партийных работников; изменения в психологии людей.

Керосинка, элита, паек.

Комбини –

рованный

Видеофильм «Москва. Страницы истории XX в. От разрухи до обновления»; карточки с заданиями.

30

Повторительно – обобщающий урок по теме: «СССР в 20 – 30-е гг. XX века».

1

Повторить и закрепить материал об историческом развитии СССР в 20 – 30-е гг. XX века.

Систематизация и обобщение знаний

Карточки с заданиями.

31

Раздел 4. СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.

СССР накануне Второй мировой войны.

1

Показать положение

 СССР в мире,

 в системе

международных

 отношений.

Изменение советской внешней политики; 1939 г. – подписание с Германией договора о ненападении.

Фашисты, нацисты, конфликт.

Сообщение новых

 знаний.

Карта «Вторая мировая война 1939 – 1945 гг.».

32

Советский союз в начале Второй мировой войны.

1

Дать уч-ся общее представление о внешней политике СССР в начале Второй мировой войны.

1 сентября 1939 г. – начало Аторой мировой войны; 1939 – 1940 – советско – финляндская война.

Комбини –

рованный

Карта «Вторая мировая война 1939 – 1945 гг.».

33

Начало Великой Отечественной войны.

1

Формировать у уч-ся представление о ходе военных действий в начальный период войны.

22 июня 1941 г. – начало Великой Отечественной войны; план «Барбаросса»; причины неудач Красной армии в начале войны.

Оккупировать, дивизия.

Сообщение новых

 знаний.

Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», видеофильм « Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Начало Великой Отечественной войны».

34

Битва за Москву.

1

Дать уч-ся представление о героической борьбе за Москву.

Оборонительные бои за Москву; контрнаступление советских войск; подвиги защитников Москвы; значение победы в битве за Москву.

Генеральное наступление, эвакуировать, контрнаступление, Генштаб.

Комбини –

рованный

Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», видеофильм «Битва за Москву»; портрет Г.К.Жукова.

35

«Все для фронта! Все для победы!»

1

Формировать представление о мероприятиях советского правительства по перестройке экономики страны на военный лад.

Эвакуация промышленных предприятий; вклад ученых и инженеров, помощь колхозников.

Тыл, броня, конструкторское бюро, автоматы.

Комбини –

рованный

Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.»,

36

Блокада Ленинграда.

1

Дать уч-ся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады.

Блокада Ленинграда длилась 900 дней; Дорога жизни; 1944 г. – полное снятие блокады.

Блокада.

Комбини –

рованный

Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», видеофильм «Блокада Ленинграда, таблица «Главные битвы войны"

37

Сталинградская битва.

1

Дать уч-ся общее представление о Сталинградской битве.

Лето 1942 г. – февраль 1943 г. – битва под Сталинградом; массовый героизм советских людей, дом Павлова; начало коренного перелома в ходе Вов.

Эскадрилья.

Сообщение новых

 знаний.

Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», таблица «Главные битвы войны"

38

Борьба советских людей на оккупированной территории.

1

Дать общее представление о борьбе советских людей в тылу врага во время Вов.

Формы и методы борьбы советских людей на оккупированной территории.

Концлагерь, рейды.

Комбини –

рованный

Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», видеофильм «Партизаны», таблица «Борьба советских людей на оккупированной территории».

39

Битва на Курской дуге.

1

Дать уч-ся общее представление о ходе Курской битвы.

Июль 1943 г. – битва на Курской дуге; 12 июля 1943 г. – танковое сражение под деревней Прохоровкой; освобождение советских территорий.

Коалиция.

Комбини –

рованный

Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», видеофильм «Курская дуга», таблица «Главные битвы войны"

40

Героизм тружеников тыла.

1

Дать уч-ся сведения о сплоченном совместном труде советских людей в тылу.

Вклад советского народа в общую победу.

Комендантский час, патруль, пенициллин.

Комбини –

рованный

Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.»,

41

Окончание Великой Отечественной войны.

1

Дать уч-ся общее представление о завершающих сражениях Красной Армии в Европе.

Осень 1944 г. – освобождение советской территории; 9 мая 1945 г. – подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии; значение победы советского народа в Вов.

Рейхстаг, Нюрнбергский процесс, капитуляция.

Сообщение новых

 знаний.

Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», видеофильм « Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Битва за Берлин».

42

Вступление СССР в войну с Японией. Окончание Второй мировой

войны.

1

Дать уч-ся общее представление о войне СССР с Японией.

8 августа 1945 г. – вступление СССР в войну с Японией; 2 сентября 1945 г. – подписание акта о безоговорочной капитуляции Японии, конец Второй мировой войны.

Комбини –

рованный

Карта «Вторая мировая война 1939 – 1945 гг.», видеофильм  «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Война с Японией».

43

Р.К.  Варнавино в годы Великой Отечественной войны.

1

Дать уч-ся общее представление о  жизни варнавинского района в годы ВОВ.

Летняя кампания немцев 1942 г.; план «Эдельвейс»; бои за перевалы; январь 1943 г. – изгнание фашистов с Кавказа.

Мобилизация, отступление, «Новый порядок», изгнание.

Сообщение новых

 знаний.

Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», видеофильм «История Ставропольского края».

44

Повторительно – обобщающий урок по теме: «СССР в годы Второй мировой и Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.»

1

Повторить и закрепить учебный материал по истории Великой Отечественной войны.

Систематизация и обобщение знаний

Карта «Вторая мировая война 1939 – 1945 гг.», Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», таблица «Главные битвы войны".

45

Раздел 5. Советский Союз в 1945 – 1991 годах.

Возрождение страны после войны.

1

Дать уч-ся представление о победах СССР в войне; подвигах советского народа, сумевшего в кратчайшие сроки возродить экономику страны.

Потери СССР в войне; первостепенные задачи; героический подвиг людей; трудности послевоенной жизни.

Возрождение, трудовой подвиг, трудодни.

Сообщение новых

 знаний.

Карточки с заданиями, иллюстрации, фотодокументы.

46

Внешняя политика СССР и борьба за власть после смерти Сталина.

1

Дать общее представление о внешней политике СССР и борьбе за власть после смерти Сталина.

Послевоенная внешняя политика СССР; борьба за власть между членами Коммунистической партии.

«Холодная война».

Комбини –

рованный

Карта «Политическая карта мира».

47

Реформы Н.С.Хрущева.

1

Дать общее представление об экономической политике Н.С.Хрущева.

Экономическая политика Н.С.Хрущева; появление совнархозов; освоение целины; денежная реформа.

Реабилитация, кредит, целина.

Комбини –

рованный

Карта «Союз Советских социалистических республик».

48

Достижения в науке и технике в 50 – 60-е годы.

1

Дать уч-ся конкретные сведения о больших успехах отечественной науки и техники.

И.В.Курчатов – создатель атомной бомбы; атомная электростанция; атомный ледокол; первый телевизор; ЭВМ.

Лайнер.

Комбини –

рованный

Карта «Союз Советских социалистических республик», таблица «Реформы Хрущева», иллюстрации.

49

Освоение космоса.

1

Дать уч-ся сведения об освоении космоса советскими учеными.

1957 г. – запуск искусственного спутника Земли; Белка и Стрелка – первые живые существа в космосе; 1961 г. – первый полет в космос человека; первый космонавт – Ю.А.Гагарин.

Космодром.

Комбини –

рованный

Портреты С.П.Королева, Ю.А.Гагарина, В.В.Терешковой; видеофильм «Россия в космосе».

50

Хрущевская «оттепель».

1

Дать уч-ся представление о духовной жизни страны в период правления Н.С.Хрущева.

Хрущевская «оттепель» - время правления Н.С.Хрущева; 1957 г. – Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве.

НКВД, «Архипелаг ГУЛАГ».

Сообщение новых

 знаний.

Портреты А.Т.Твардовского, А.И.Солженицына, карточки с заданиями.

51

Экономика и политика в эпоху «застоя».

1

Дать общее представление экономического и политического развития страны в период правления Л.И.Брежнева.

Л.И.Брежнев; назревание кризиса власти и экономики; новая Конституция СССР 1977 г.

Дефицит.

Комбини –

рованный

Карта «Союз Советских социалистических республик»,

52

Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Афганская война.

1

Формировать у уч-ся общее представление об основных направлениях советской внешней политики; дать сведения об участии СССР в Афганской войне.

Заключение соглашения и договора о прекращении производства оружия и его испытания; приезд американского президента в Москву; участие советских войск в Афганской войне; результат.

Ядерное оружие.

Комбини –

рованный

Карта «Союз Советских социалистических республик», Политическая карта мира.

53

Советская культура и интеллигенция в годы «застоя».

1

Проследить динамику развития духовной сферы жизни советского общества в годы «застоя».

Ужесточение мер против диссидентов; «неофициальное искусство»; подпольная газета «самиздат».

Инакомыслящие, диссиденты, «самиздат», барды, магнитофон.

Сообщение новых

 знаний.

Таблица «Развитие культуры».

54

Жизнь и быт советских людей в 70 – 80-е гг. XX века.

1

Дать уч-ся общее представление о жизни и быте советских людей в 70-80-е гг. XX века.

Достижения науки и техники в быту у советских людей; неравенство в советском обществе.

Магнитола, проигрыватель, транспарант.

Комбини –

рованный

Иллюстрации, фотодокументы.

55

Реформы М.С.Горбачева.

1

Дать уч-ся общее представление об экономических, политических преобразованиях в 80-е гг. XX века.

«Перестройка» в экономике, политике; прекращение войны в Афганистане; провозглашение гласности; учреждение поста президента; отмена статьи в Конституции о КПСС.

Фермер, альтернативные выборы.

Сообщение новых

 знаний.

Иллюстрации, фотодокументы, карточки с заданиями.

56

Распад СССР.

1

Дать уч-ся общее представление о политическом развитии страны в 1991 году.

Учреждение поста президента РСФСР; 19 августа 1991 г. – ГКЧП; Беловежское соглашение; СНГ; 1991 г. – распад СССР.

Сообщение новых

 знаний.

Карта «Союз Советских социалистических республик», иллюстрации, фотодокументы, карточки с заданиями.

57

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Советский Союз в 1945 – 1991 годах».

1

Повторить и закрепить учебный материал об историческом развитии СССР в 1945 – 1991 гг.

Систематизация и обобщение знаний

Карта «Союз Советских социалистических республик», иллюстрации, фотодокументы, карточки с заданиями.

 58

Раздел 5. Новая Россия в 1991 – 2011 годах.

Экономические реформы Б.Н.Ельцина.

1

Дать уч-ся общее представление об экономических реформах, проведенных Б.Н.Ельциным.

Самостоятельное установление цен на свою продукцию; приватизация предприятий; создание частных фирм.

Приватизация, ваучер.

Сообщение новых

 знаний.

Карта «Союз Советских социалистических республик»,

59

Реформы государственного управления.

1

Дать уч-ся общее представление о государственном управлении после политического кризиса 1993 г.

Политический кризис 1993 г.; новое политическое устройство страны; герб, гимн, флаг.

Предприниматель или бизнесмен.

Комбини –

рованный

Таблица «Политическое устройство страны».

60

Развитие науки и культуры в 90-е годы XX века.

1

Дать уч-ся общее представление о развитии науки и культуры в нашей стране в 90-е годы XX века.

Возрождение меценатства; восстановление памятников архитектуры; новые средства связи.

Интернет.

Сообщение новых

 знаний.

Карта «Российская Федерация».

61

Продолжение реформ в России.

1

Дать уч-ся общее представление о реформах при В.В.Путине.

В.В.Путин – второй президент России; Государственный совет; образование округов; налоговая реформа; разработка военной и судебной реформ.

Округ.

Сообщение новых

 знаний

Карта «Российская Федерация».

62

Россия в современном мире.

1

Показать продолжение реформ при президенте Д.А.Медведеве.

Д.А.Медведев – нынешний президент России; реформы образования, здравоохранения, социальной сферы.

Стабильность, национальные проекты, ЕГЭ, пенсионная реформа.

Сообщение новых

 знаний

«Политическая карта мира».

63

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Новая Россия в 1991 – 2011 годах».

1

Повторить и закрепить учебный материал об истории развития Новой России в 1991 – 2011 годах.

Систематизация и обобщение знаний

«Политическая карта мира», иллюстрации, фотодокументы, карточки с заданиями.

64-

68

Повторительно-обобщающие уроки по истории России в XX веке

5

Повторить и закрепить учебный материал по истории России в XX веке

Систематизация и обобщение знаний

Карты «Русско – японская война», «Революция 1905 – 1907 гг.», «Первая мировая война», Карта «Вторая мировая война 1939 – 1945 гг.», Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», таблица

Карта «Союз Советских социалистических республик»,

Карта «Российская Федерация».

Список литературы:

1.        Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2000, под редакцией В. В. Воронковой.

2.        Пузанов, Б. П. , Бородина, О. И. , Сековец, Л. С. , Редькина, Н. М. История России// Учебник для  9  класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. -  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 312 с.: ил.

3.        Пузанов, Б. П. , Бородина, О. И. , Сековец, Л. С. , Редькина, Н. М. Уроки истории в  9  классе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: Учеб.- метод. пособие.  -  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – 224 с. – (Коррекционная педагогика).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для учащихся 2 класса специальной ( коррекционной) школы- интерната VIII вида

Рабочая программа по математике для учащихся 2 класса специальной ( коррекционной)  школы- интерната  составлена на основе программы специальных ( коррекционных) образовательных  у...

Рабочая программа по развитию речи 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая программа для специальных  (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...

Внеклассное мероприятие "Колесо истории"в 7 классе специальной (коррекционной) школа-интернат VIII вида

мероприятие нацелено на закрепление и практическое применение  знаний по истории исторического периода "Жизнь восточных славян в древности"...

Рабочая программа по предмету История России 7 класс для специальной коррекционной школы- интерната VIII вида

в данной программе изложены цели, задачи, пояснительная записка, календарное тематическое планирование по предмету история России для специальных коррекционных школ VIII вида...

Рабочая программа по предмету История России 8 класс для специальной коррекционной школы- интерната VIII вида

Данная рпограмма содержит цели, задачи, поясительную записку и поурочное календарное планирование по истории Россиидля специальных коррекционных школ VIII вида...

Рабочая программа учебного предмета "Природоведение" 5 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образования...