Основы безопасности жизнедеятельности школьников.
статья (8 класс) на тему

Надежда Добровольская

Основы безопасности жизнедеятельности школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_pedsovet.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

          Встречаясь, мы говорим, друг другу «Здравствуйте», то есть, желаем доброго здоровья.

Здоровье человека - бесценный дар природы. Оно обеспечивает нам возможность вести полноценную жизнь во всех её проявлениях, и главная задача человека - сохранить свою жизнь.

         В процессе жизнедеятельности человек  может оказаться в любой опасной ситуации, когда для выживания потребуется мобилизация всех сил, умений и навыков. А ведь  каждый человек может предотвратить беду, уберечь себя от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизни. Знания эти формируются  в процессе обучения и воспитания в семье и школе. Следовательно, обучение  детей  обеспечению безопасности их жизнедеятельности является  актуальной педагогической  задачей.

        Основной целью коррекционного образовательного учреждения является формирование универсальных учебных действий для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации.

В школе-интернате для глухих детей эта проблема стоит особенно остро в силу ограниченности контактов детей в социуме. Воспитание в семье также осуществляется недостаточно: родители редко видятся с детьми, плохо знают психологию глухих детей, не умеют общаться с ними, не знают жестовой речи. В связи с этим необходима системная, кропотлива работа в этом направлении.
Наша задача -  помочь неслышащим детям  адаптироваться в огромном мире, в котором они живут.

        В школе проводится большая целенаправленная  работа по формированию навыков основ безопасности жизнедеятельности. Содержание данного направления включает темы, связанные с физическим и психическим здоровьем глухих детей.  А это формирование здорового образа жизни: адаптация к режиму дня, соблюдение правил личной и общественной гигиены, борьба с вредными привычками, а также изучение правил пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, поведения в экстремальных ситуациях. Эта работа проводится на уроках СБО (социально-бытовая ориентировка), при проведении инструктажей на уроках трудового обучения, физкультуры. Во внеурочной деятельности работа ведется как на специально организованных занятиях в различной форме (часа речевого общения, информационно-образовательных часов, игр),  так и во время  проведения  инструктажей перед прогулками, экскурсиями, спортивными  мероприятиями.

          Одной из главных задач  считаю формирование у учащихся специальных начальных медицинских знаний, умений и навыков по оказанию первой медицинской помощи, что позволит им повысить уровень обеспечения  собственной безопасности жизнедеятельности и здоровья, в том числе при получении различных травм. Я хочу, чтобы девизом каждого моего воспитанника стала фраза «Из любой ситуации  есть выход».  
         Дети должны уметь находить выход из любой сложной ситуации, а также принимать  правильное решение.
Когда я провожу  беседы с учащимися, обязательно  обращаю их внимание на то, что при любой ситуации или травме необходимо сохранять спокойствие и самообладание,  так как паника уничтожает способность здраво рассуждать и приводит к неправильным действиям. Важно донести до сознания учащихся,  что своевременное и правильное оказание  первой медицинской помощи, является решающим фактором спасения жизни самого себя или пострадавшего.

На занятиях мы также рассматриваем  трудные ситуации, в которые может попасть человек, и  беседуем о том, как следует себя вести в этих случаях.

          Перед практическим занятием я провожу словарную работу - это пояснение новых слов, медицинских терминов. Каждое новое или трудное слово сопровождается жестом, проговаривается устно и дактильно, показывается картинка или предмет. Составляются и отрабатываются диалоги между учащимися:


- Я обработаю тебе рану.

- Помажу спину сметаной.                                                             5

-  Сделаю тебе компресс.

- Я делаю перевязку.

         Затем разбираем такие выражения как , например, « солнечный удар». Необходимо объяснить детям , что выражение « солнечный удар» употребляется в переносном смысле слова. Это состояние человека, который долго находился на солнце и перегрелся.
     Стараюсь, чтобы дети сами нашли ответы на многие вопросы.
Практическое занятия очень важны для формирования знаний, умений и навыков . Поэтому мы проводим большое количество практических занятий, ролевых  игр и обыгрывание ситуаций с обязательным проговариванием всех действий и наличием разнообразного наглядного материала, медицинского инвентаря, а также различных макетов.

       По вопросам практических занятий консультируюсь с врачами нашей  школы, а на самих занятиях часто присутствует медицинский работник.

Общие и индивидуальные ежедневные беседы, правильное выполнение режима дня способствуют психофизическому развитию воспитанников. Профилактическая работа дает положительные результаты. В моём классе 5 юношей 15-16 лет, все дети очень сложные, из сложных, иногда неблагополучных семей, но я могу с гордостью сказать, что никто из их не курит, и мы своевременно справляемся с возникающими проблемами.

   Итогом всей работы по формированию навыков безопасной    жизнедеятельности у глухих учащихся в нашей школе является    ежегодное традиционное мероприятие  «Неделя безопасности», проводимая совместно со школой-интернатом №2 и №3 г. Энгельса.
        В прошлом учебном году это мероприятие приобрело более широкий масштаб. В «Неделе безопасности» под названием
«Умным, сильным и ловким  все преграды по плечу» принимали участие школы-интернаты городов Самары, Тольятти, Уральска, Тамбова. В первый день участники школьных команд представили ученические проекты по безопасности жизнедеятельности в виде презентаций. Ребята обсуждали интересные актуальные проблемы, связанные с правилами безопасного поведения. На следующий день команды учащихся вновь встретились на предметном марафоне знаний, где им пришлось отвечать на разные интересные вопросы по физике, химии и биологии, географии и социально – бытовой ориентировке, связанные с безопасностью жизнедеятельности.
Затем ребятам были представлены мастер-классы «Инструкции по применению». Школьная медсестра показала, как накладывать шину при переломах. А инструктор по безопасности научил ребят правильно пользоваться огнетушителем.
Завершилось мероприятие преодолением полосы препятствий командами на спортивной площадке школы. Препятствиями в эстафете стали барьеры, водные преграды, огневые точки, которые нужно было грамотно потушить с помощью огнетушителя. Жюри оценивалось быстрое и качественное оказание первой медицинской помощи условно раненым и транспортировка их на носилках.
Такие мероприятия позволяют педагогам оценить уровень подготовки наших воспитанников к жизни.

         Таким образом, всей своей работой я стараюсь способствовать сохранению  здоровья моих воспитанников.

Здоровые дети – здоровая Россия!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности школьников на основе метапредметных результатов обучения

Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности школьников  на основе метапредметных результатов обучения с решением задач из различных предметных областей на уроках ОБЖ...

Методические разработка по реализации возможностей учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности в военно- патриотическом воспитании школьников

2.1. Организация и проведение учебных занятий по основам безопасности жизнедеятельности в военно- патриотическом воспитании школьников. 2.2 Организация и проведение внеклассных и внешкольных меро...

Основы безопасности жизнедеятельности школьников.

Основы безопасности жизнедеятельности школьников....

Задания школьного этапа Всероссийской Олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности в 2014–2015 учебном году

Требования к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности в 2014–2015 учебном году разработаны в соответствии с методическими рекомендациями,...

Требования к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности в 2015–2016 учебном году

Требования к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности в 2015–2016 учебном году разработаны в соответствии с методическими рекоменда...

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности 5-7 класс

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности  5-7 класс...