"Совместные развивающие занятия детей и родителей"
рабочая программа на тему

Воробьева Наталия Анатольевна

Программа предназначена для специалистов, ведущих групповые коррекционно-развивающие занятия с учащимися  начальных классов СКОУ VII вида и их родителями , а так же прдусматривает взаимодействие родителей и специалистов, предполагает развитие педагогической помощи семьям, в которых есть дети с проблемами в развитии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО – МЕДИКО – СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КУРОРТНОГО РАЙОНА

ГОРОДА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

ПРОГРАММА

«СОВМЕСТНЫЕ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ДЕТЕЙ             И РОДИТЕЛЕЙ»

Автор – составитель

Учитель – дефектолог ГБОУ ЦПМСС

Воробьева Н.А.

2015

Санкт - Петербург

ВВЕДЕНИЕ

Семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка. В семье происходит становление характера ребенка, формирование его отношения к окружающим.

Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребенка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми.

Однако проблемы современного общества не могут не влиять на благополучие семьи, семейных отношений. Такие факторы как социальная нестабильность, постоянно возрастающий темп жизни, повышенное внимание к материальной обеспеченности семьи отвлекают родителей от задач воспитания и развития собственных детей.

Психолого-педагогическая наука неоднократно поднимала вопрос о значении общения взрослого и ребенка, важности такого общения для развития детей. Поэтому одним из существенных аспектов общения взрослых является ознакомление их со способами общения с детьми, для создания в семье, школе благоприятного эмоционального климата. Особую значимость приобретает данный вопрос для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как одним из необходимых условий их личностного развития являются комфортные условия. Если отношения в семье противостоят в своем содержании обучающей среде, то это может стать разрушительным фактором развития личности.

Актуальность программы:

Значимость взаимодействия семьи и школы в процессе образования состоит в том, что оно должно осуществляться постоянно, начиная с момента поступления ребенка в школу. Недооценивание данной проблемы приводит к затруднению обучения учащихся, особенно имеющих  какие-либо нарушения развития.

Данная программа предусматривает взаимодействие родителей и специалистов, предполагает развитие педагогической помощи родителям детей, имеющих проблемы в развитии. Это попытка научить их строить свои отношения с ребенком на основе уважения личности ребенка, принятие его таким, каков он есть, учитывая его интересы, возможности, умение ставить себя на его место.

Одним из возможных способов привлечения родителей к сотрудничеству семьи, специалистов и ребенка может стать проведение совместных развивающих занятий родителей и учащихся.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа предусматривает взаимодействие родителей и детей через проведение совместных развивающих занятий.

Цель программы: Обучение родителей умению строить отношения с ребенком на основе уважения его личности и с учетом психо – физических особенностей, а так же построение партнерских отношений с ребенком.

Задачи программы:

  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  2. Развитие осознанности педагогического воздействия родителей на детей в процессе общения.
  3. Развитие познавательной и эмоционально-волевых сфер учащихся.

Структура программы:

  1. Введение.
  2. Пояснительная записка.
  3. Практический курс.
  4. Приложение.

Программа предполагает 4 серии занятий. Каждое занятие включает в себя краткий теоретический материал, подборку игр и упражнений для детей по теме занятия, тесты и задания, выполнение которых вместе с ребенком помогут родителям лучше узнать своих детей и дадут возможность оказать более существенную помощь во внеурочной деятельности.

Серии занятий:

Первая – цикл из трех занятий, направленных на развитие внимания и восприятия детей.  

Вторая – цикл из трех занятий, направленных на развитие основных функций памяти.

Третья – цикл из трех занятий по развитию основных операций мышления.

Четвертая – цикл из двух комбинированных занятий, которые предполагают развитие основных познавательных процессов (внимание, память, мышление).

Заканчивается курс проведением круглого стола для родителей.

Тема

Часы

Распределение времени на занятии

Теоретич.матер.

Практич.матер.

1. Внимание и восприятие.

3

10 минут

30 минут

2. Память.

3

10 минут

30 минут

3. Мышление.

3

10 минут

30 минут

4. Комбинированное занятие.

2

7 минут

33 минуты

5. Круглый стол.

1

40 минут

Итого

12

ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС

Программа рассчитана на родителей и учащихся начального звена.  Проводятся как групповые, так и индивидуальные занятия. Периодичность проведения – 1 раз в неделю (12 занятий). Время – 40 минут. Групповые занятия проводятся в парах постоянного и сменного состава.

Задачи каждого занятия:

  1. Повышение интереса родителей к успешному обучению их детей.
  2.  Наглядное объяснение родителям проблем, имеющихся у ребенка в познавательной сфере и нахождение путей их решения.
  3. Развитие основных познавательных процессов и коррекция эмоционально – волевой сферы учащихся.

1 занятие.

Цель: развитие внимания учащихся на основе слухо-зрительного восприятия.

Оборудование: стимульный материал, секундомер, схема, доска, диагностический лист (приложение 3), анкета (приложение 2).

Ход занятия:

  1. Организация начала занятия (ОНЗ) – вступительное слово. От чего зависит успешное обучение ребенка в школе.
  2. Теоретические основы развития внимания и восприятия.
  3. «Найди букву А». Упражнение на развитие устойчивости внимания. Заполнение диагностического листа (д/л).
  4. «Назови цифры по порядку». Упражнение на развитие распределения внимания. Д/л.
  5. «Муха». Упражнение на развитие концентрации внимания. Выполняется упражнение по 1 этапу – передвижение «мухи» по полю руками (пуговица по квадрату).
  6. Подведение итогов занятия
  • впечатления от занятия детей и родителей;
  • необходимость дальнейшего проведения;
  • рекомендации родителям – домашнее задание (д/з).

 

2 занятие.

Цель: развитие основных функций внимания учащихся на основе слухо-зрительного восприятия и слуховой памяти.

Оборудование: стимульный материал, секундомер, диагностический лист.

 Ход занятия.

  1. ОНЗ.

Приветствие.

Снятие эмоционального напряжения – «Скажите друг другу добрые слова».

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Постановка целей и задач. Ознакомление с планом работы.
  3. Теоретические основы развития внимания и восприятия.
  4. «Найди букву». Устойчивость внимания. Д/л.
  5. «Запомни 10 слов». Кратковременная слуховая память Д/л.
  6. «Назови цифры в прямом и обратном порядке». Распределение внимания. Д/л.
  7. Подведение итогов.
  • впечатления от занятия;
  • домашнее задание.

3 занятие.

Цель: развитие основных функций внимания на основе слухо-зрительного восприятия и зрительной памяти.

Оборудование: стимульный материал, диагностический лист, секундомер, анкета (приложение 3).

Ход занятия.

  1. ОНЗ.

Приветствие.

Снятие эмоционального напряжения – «Зеркало».

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Теоретические основы развития внимания и восприятия.
  3. Постановка целей и задач занятия.
  4. «Муха». Выполнение по 2 этапу – движение воображаемой мухи по полю.

Развитие концентрации внимания.

  1. «Запомни картинки» – 10 штук.

Развитие зрительной кратковременной памяти. Д/л.

  1. Заполнение анкеты участниками пары.

Цель: Определить чувства, возникающие на занятии.

  1. «Назови цифры в прямом и обратном порядке».

Распределение и объем внимания. Д/л.

  1. Подведение итогов занятия.

-   сравнение результатов з-х занятий;

  • впечатление от занятия;
  • домашнее задание.

4 занятие.

Цель: развитие смешанной формы памяти на основе слухо-зрительного восприятия и основных операций мышления.

Оборудование: стимульный материал, д/л.

Ход занятия.

  1. ОНЗ.

Приветствие. Снятие эмоционального напряжения. «Азбука хороших слов.

А, Б, В». Придумать хорошие слова (прилагательные) на предложенные буквы.

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Постановка целей и задач занятия.

Переход к развитию нового познавательного процесса – памяти.

  1. Теоретические основы развития памяти.
  2. «Запомни предметы». Проговаривание и показ. Воспроизведение. Обсуждение выполнения – что помогло запомнить: называние или изображение?
  3. «Найди буквы Д и Н». Развитие распределения и переключения внимания. Д/л.
  4. «Запомни образы». Картинка с 16-ю предметами.

Развитие зрительной памяти на образы. Родитель называет и показывает каждый предмет, потом ребенок воспроизводит.

  1. Подведение итогов.

- впечатления от занятия;

- домашнее задание.

 

5 занятие.

Цель: развитие смысловой и механической памяти на основе слухо-зрительного восприятия и операции анализа.

Оборудование: стимульный материал, д/л.

Ход занятия.

  1. ОНЗ. Приветствие. Снятие эмоционального напряжения – «Азбука хороших слов – Г, Д, Е»
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Постановка целей и задач занятия.
  4. Теоретические основы развития памяти.
  5. «Запомни картинки». Развитие смысловой памяти. 15 картинок – по пять к определенной лексической теме. Проговаривание и показ. Вопрос учителя: как можно лучше запомнить? Нахождение смысловой связи через выделение лексических тем.
  6. «Найди буквы К и Т». Распределение и переключение внимания. Д/л.
  7. «Запомни картинки». Зрительная механическая память. 10 картинок, не связанных между собой по смыслу. Д\л.
  8. Подведение итогов.
  • какие упражнения было легче выполнять? Почему?
  • впечатления от занятия;
  • домашнее задание.

6 занятие.

Цель: Развитие основных функций памяти на основе слухового восприятия и операций мышления.

Оборудование: стимульный материал, д\л.

Ход занятия.

  1. ОНЗ. Приветствие. «Азбука хороших слов – Ж, З, И».
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Постановка целей и задач занятия.
  4. Теоретические основы развития памяти.
  5. «Скажи пару». Развитие смысловой памяти. Учитель называет пары слов, связанных друг с другом по смыслу (10 пар). после прочтения ученик воспроизводит второе слово из пары. Д\л.
  6. «Найди буквы С и Л». Распределение и переключение внимания. Д\л.
  7. «Запомни картинки». Зрительная кратковременная память Д\л.
  8. «Собери разрезанную картинку» Развитие операции синтеза. Д\л.
  9. Подведение итогов.
  • сравнение результатов 3-х занятий;
  • впечатление от занятия;
  • домашнее задание.

7 занятие.

Цель: Развитие операций обобщения и классификации на основе слухового восприятия и концентрации внимания.

Оборудование: стимульный материал, д\л.

Ход занятия.

  1. ОНЗ. Приветствие. Снятие эмоционального напряжения – «Азбука хороших слов – К, Л, М».
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Постановка целей и задач занятия. Знакомство с новым познавательным процессом – мышление.
  4. Теоретические основы развития мышления.
  5. «4-й лишний». Операция классификации. Чтение 10 рядов слов учителем. Учащиеся выбирают правильный ответ. Д\л.
  6. «Найди букву А». Концентрация внимания. Сравнение с результатом 1-го занятия. Д/л.
  7. «Назови одним словом». Операция обобщения. Родители читают по бланку 10 рядов слов – дети выполняют задание. Д\л.
  8. «Вспомни 4-й лишний». Долговременная смысловая память. Возвращение к 1-му упражнению. Вспомнить правильные варианты.
  9. Подведение итогов.
  • впечатление от занятия;
  • домашнее задание.

8 занятие.

Цель: развитие операций анализа и синтеза на основе слухо-зрительного восприятия.

Оборудование: стимульный материал, д/л.

Ход занятия:

  1. ОНЗ. Приветствие. «Азбука хороших слов – Н, О, П».
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Теоретические основы развития мышления.
  4. «4-й лишний». Операция классификации. 10 рядов картинок на доске, выбрать лишнюю. Д\л.
  5. «Отгадай загадки». Операция анализа. Чтение учителем правильных вариантов, проверяет родитель (5 загадок). Д\л.
  6. «Найди букву Г». Концентрация внимания. Д/л.
  7. «Собери разрезанную картинку». Операция синтеза. Фиксируется время выполнения. Д/л.
  8. Подведение итогов.
  • впечатление от занятия;
  • домашнее задание.

9 занятие.

Цель: развитие операций сравнения, анализа и синтеза на основе слухо-зрительного восприятия и долговременного запоминания.

Оборудование: стимульный материал, диагностический лист.

Ход занятия.

  1. ОНЗ. Приветствие. Снятие эмоционального напряжения – «Азбука хороших слов – Р, С, Т».
  2. Проверка домашнего задания. Постановка целей и задач занятия.
  3. Теоретические основы развития мышления.
  4. «Собери картинку». Д/л.
  5. «Найди букву З». Концентрация внимания. Д/л.
  6. «Вспомни загадки». Долговременное запоминание, операция анализа. Использование материала предыдущего занятия.
  7. «Отгадай загадки». Операция анализа. 5 вариантов. Д\л.
  8. «Сравни картинки». Сравнение 2-х картин. 10 вариантов. Родитель проверяет. Д\л.
  9. Подведение итогов.
  • впечатление от занятия;
  • рекомендации.

10 занятие.

Цель: развитие основных операций мышления на основе слухо-зрительного восприятия, концентрации внимания и долговременного запоминания.

Оборудование: стимульный материал, диагностический лист.

Ход урока.

  1. ОНЗ. Приветствие.  «Азбука хороших слов – У, Ф, Х».
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Постановка целей и задач занятия.
  4. Теоретические основы развития мышления.
  5. «Найди букву Л». Концентрация внимания.  Д\л.
  6. «4-й лишний». Операция классификация. Использование 10 рядов слов. Д\л.
  7. «Собери разрезанную картинку». Операция синтеза. Д\л.
  8. Подведение итогов занятия.
  • сравнение результатов данного и предыдущих занятий;
  • рекомендации родителям.

11 занятие.

Цель: развитие основных познавательных процессов.

Оборудование: стимульный материал, диагностический лист, анкета.

Ход занятия.

  1. ОНЗ. Снятие эмоционального напряжения – «Азбука хороших слов – Ц, Ч, Щ».
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Постановка целей и задач.
  4. Обобщение теоретического материала по основным познавательным процессам.
  5. «Запомни предметы». Кратковременное, зрительное запоминание. Картинка с 20-ю предметами. Пары имеют смысловую связь.
  6. «Назови одним словом». Операция обобщения. Использование 10 вариантов. Д\л.
  7. «Сосчитай цифры». Распределение и переключение внимания. Д\л.
  8. Анкетирование (приложение 4).

Цель: определить виды упражнений, вызывающих максимальный интерес.

  1. Подведение итогов.
  • впечатление от занятия;
  • рекомендации родителям.

12 занятие.

Цель: развитие основных познавательных процессов.

Оборудование: стимульный материал, диагностический лист.

Ход занятия.

1.ОНЗ. Приветствие. Снятие эмоционального напряжения – «Азбука хороших слов – Щ, Э, Ю, Я».

2. Проверка домашнего задания.

3. Постановка целей и задач занятия.

4. Обобщение теоретического материала по основным познавательным процессам.

5. «Найди букву Р». Концентрация внимания. Д\л.

6. «Сравни животных». Операция сравнения. Назвать сходства и отличия кошки и собаки.

7. «Вспомни предметы». Долговременное запоминание. Использование материала предыдущих занятий.

8. «Кто что делает?». Умозаключения. Тема: животные. Слова поделены в 2 столбика. Соединить название животного с действием, которое оно выполняет.

  1. «Собери разрезанную картинку». Операция анализа. Д\л.
  2. Подведение итогов занятия.
  • впечатление от занятия;
  • домашнее задание.

13 занятие.

Проведение круглого стола для родителей.

Цель: Определить значимость и необходимость совместных занятий с родителями для развития познавательной сферы ребенка.

Ход занятия.

  1. Приветствие
  2. Анализ диагностических листов.
  3. Обмен впечатлениями.
  4. Анкетирование.
  5. Определение дальнейшего плана работы.
  6. Рекомендации специалистов.
  7. Подведение итогов.

Приложение 1.

Анкета для родителей.

  1. Как Вы оцениваете уровень развития познавательных процессов своего ребенка по 5-ти бальной шкале:
  • внимание___________________
  • восприятие _________________
  • память _____________________
  • мышление __________________

  1. Что Вы считаете необходимым для формирования личности Вашего ребенка. Оцените каждый пункт по 5-ти бальной шкале:
  • физическое воспитание _________________
  • нравственное воспитание ________________
  • трудовое воспитание ____________________
  • учебная деятельность ____________________
  • развитие мыслительных операций _________
  • другое _________________________________

  1. Считаете ли Вы необходимым (нужное выделить):
  • проведение специальных занятий по развитию познавательных процессов;
  • включение развивающих моментов в урок;
  • включение развивающих моментов во внеклассную работу;
  • проведение развивающих занятий совместно с родителями;
  • другое ____________________________________________________________

  1. Какие качества ребенка Вы считаете наиболее значимыми для усвоения учебной программы?

_____________________________________________________________________

Приложение 2.

Анкета для участников занятий.

Какие чувства возникают у Вас на занятиях (нужное выделить)?

Чувство

Родитель

Ребенок

  1. Радость.
  2. Страх.
  3. Испуг.
  4. Желание общаться.
  5. Интерес.
  6. Непонимание.
  7. Неудовлетворение.
  8. Агрессивность.
  9. Утомление.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЛИСТ

Фамилия Имя __________________________

ДАТА/

Упражнение

20.09

4.10

18.10

15.11

29.11

13.12

27.12

17.01

31.01

14.02

28.02

21.03

4.04

18.04

  1. «Найди букву».
  2. «Назови цифры»
  3. «Запомни слова».
  4. «Запомни предметы»
  5. «Найди буквы».
  6. «Собери картинку».
  7. «4 –й лишний».
  8. «Назови одним словом».
  9. «Отгадай загадки»
  10. «Сравни картинки»


СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Айзенк Х., Эванс Д., Как проверить способности вашего ребенка, М., 1998 год
  2. Байард Р. и Дж. Ваш беспокойный подросток. М.,1991
  3. Брэдвей Л., Хил Б., Ребенок от 7 до 14 лет, М., 1997 год
  4. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. М.,1988
  5. Гринченко И.С., Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Издательство: «Центр гуманитарной литературы» Год: 2002
  6. Джайнотт Х.Дж. Родители и дети.М.,1986
  7. Ермолаева– Томина Л.Б., Акопянц И.А., Воеводина В.К., Обучение через развитие познавательных процессов, М.,1998 год
  8. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного                                                                 взаимодействия с подростками. М., 1997.
  9. Лещинский В.М., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми: пед. практикум. М., 1995.
  10. Локалова Н.П., 120 уроков психологического развития младших школьников, М.,2000 год
  11. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания. М.,1984
  12. Родионов В., Ступницкая М., Кирилина Т., Психолог и педагог: взаимодействие в учебном процессе, М., 2000 год.
  13. Росс Кэмпбелл. Как на самом деле любить ребенка. М.,1992
  14. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - СПб.: Речь, 2005. - 373 с.
  15. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная игра-беседа детей и родителей "Как правильно питаться"

В виде игры дети и родители узнают много нового о правильном питании и о полезной и вредной пище...

Организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей по профилактике правонарушений среди подростков на основе дифференцированного подхода.

В данной статье рассматривается вопрос о взаимодействии семьи и школы как важнейший элемент эффективности всего образовательного процесса....

Мастер - класс для совместных занятий детей и родителей "Изготовление настенных панно с помощью декоративных, природных и вторичных материалов"

Часто в семьях где дети и родители занимаются совместным творчеством собираются остатки этого творчества: бисер, пайетки, нитки, ленточки, бусины, природный материал. Все эти остатки можно использоват...

Название работы: "Методическая помощь педагогам при организации совместной досуговой деятельности детей и родителей"

Данный методический материал разработан для участия в муниципальном Конкурсе методических пособий (методических материалов) среди педагогов ОУ "Педагогическая куль...

Сценарий совместного внеклассного мероприятия детей и родителей

Данное мероприятие способствует сближению взрослых и детей, формированию положительных эмоций. Оно проходит в форме игры-соревнования и создаёт праздничное настроение, даёт возможность родителям и дет...

Совместный мастер – класс детей с родителями ко Дню матери «Ты моё солнышко»

Цель: формировать желание участвовать в творческой деятельностиЗадачи: Øвоспитывать любовь и уважение к маме, желание доставлять радость близкому, родному человеку;Øучить выражать положитель...