Подготовка обучающихся с ОВЗ к самостоятельной жизни и адаптации в обществе на уроках истории
учебно-методический материал на тему

Главной задачей специальной (коррекционной) школы является подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной трудовой деятельности и адаптация их в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_razrabotki_i_ispolzovaniya_arm.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности разработки и использования АРМ  учителя начальных классов 
коррекционной школы.

 

 

 

     Перед современной школой поставлена  задача подготовки учащихся к жизни в быстро меняющемся информационном обществе. Главную роль в решении этой задачи играет владение современным человеком информационными и коммуникационными технологиями. Информационная культура и компьютерная грамотность учащихся необходимое условие современного образования.  В обществе существует большой спрос на грамотных специалистов, способных находить и обрабатывать информацию, решать различные задачи с использованием ИКТ. Именно начальная школа позволяет ребёнку сделать свои первые шаги в этом направлении, но для того чтобы шаги эти были  уверенными  необходим опытный преподаватель. Поэтому использование ИКТ в процессе образования ставит перед учителем ряд задач по его самообразованию. Итак, ИКТ не только способствует развитию личности ребёнка, но и даёт новый импульс для самообразования, повышения квалификации, повышение компетентности в области применения современных информационных технологий, как молодым специалистам, так и уже состоявшимся профессионалам.

     Время ставит перед учителем начальной школы задачи:

  • учить детей,  не принуждая;
  • развивать у ребёнка устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске;
  • сделать учение радостным.

     Как показывает жизнь, эти задачи нельзя решить с помощью отдельных методических находок, необходим системный подход. Решение этих задач может быть достигнуто при использовании учителем современных технических средств в процессе обучения. Возможность разнообразить учебный процесс, сделать его более доступным, ярким, запоминающимся, а, следовательно, более продуктивным, позволяют современные средства обучения.

     Получается, что создание АРМ – задача, поставленная перед школой самим временем. Главной особенностью нашего автоматизированного рабочего места учителя начальной школы является то, что это труд всего коллектива, а не только группы энтузиастов.

     Количество материала накопленного одним учителем несравнимо с тем, что может  использовать учитель при активном совместном использовании АРМ. Возможности нашей школы позволяют каждому учителю воспользоваться не только своими разработками, но и дидактическим материалом, ЦОР и методическим опытом, накопленным всеми учителями начальной школы, а, следовательно, дают каждому возможность проводить уроки на современном уровне. Еще одной особенностью  нашего АРМ является то, что он предназначен не просто для учителя начальной школы, а, для учителя коррекционной школы, отсюда вытекают и особенности подбора материала, особенности его оформления.

     Автоматизированное рабочее место учителя, как система электронных материалов для сопровождения учебного процесса позволяет решать следующие задачи:

  1. Организация обучения  не только в классно-урочной форме, но и во  внеурочной и дистанционной форме.
  2. Создание и накопление информационных ресурсов для использования в коррекционной школе.
  3. Создание условий для активного использования ИКТ и цифровых образовательных ресурсов всеми участниками  учебно-воспитательного процесса.
  4. Удобство и быстрота доступа  к информации.
  5. Повышение профессионализма учителей.
  6. Повышение качества образовательной деятельности учащихся, формирования информационной активности учащихся.
  7. Использование АРМ при подготовке и проведении внеклассных мероприятий.

     Активная информационная деятельность учителя  в такой информ-среде, не только на уровне использования, но и на уровне конструирования, является важным условием формирования информационной активности учащихся.

     Поэтому создание АРМ учителя рассматривается нами как актуальная необходимость адаптации начальной школы к новому уровню образования в ИКТ-насыщенной среде.

    
Структура АРМ состоит из 6 основных разделов.

     Раздел 1   «Нормативные документы» включает в себя:

  • Стандарт основного общего образования;
  • Программу начального образования в системе общего образования;
  • Тематическое планирование;
  • Нормы техники чтения.

     Стандарты образования, заложенные в нормативных документах, адаптированы в соответствии с программой обучения слабослышащих учащихся. Введено в АРМ тематическое планирование по всем классам начальной школы, по трём отделениям (1 отделение, 2 отделение, вспомогательное отделение). Каждое тематическое планирование сопровождается пояснительной запиской.    В требованиях к уровню обученности учащихся, особое внимание уделено нормам по технике чтения, так как осознанное чтение – залог успешного обучения в старших классах. При оценивании техники чтения учитывается уровень беглости, выразительность, осознанность соответственно классу и полугодию.

     Раздел 2   «Методическая копилка» состоит из подразделов:

  • Специальные предметы.
  • Темы с компьютерной поддержкой.
  • Речевые зарядки.
  • Открытые уроки.

     Раздел «Специальные предметы». В этом разделе подобран практический и теоретический материал коррекционных предметов: техника речи, чтение с губ, формирование грамматического строя речи, развитие речи, коррекция сенсорного и интеллектуального развития слабослышащих учащихся.

     Подобранный в разделе  материал содержит разработки уроков  и полное дидактическое оснащение к ним.  Здесь  наиболее полно раскрыт курс «коррекция сенсорного и интеллектуального развития слабослышащих учащихся».  Этот предмет очень важен для развития личности ребенка, для дальнейшей адаптации его  в жизни. Подготовка к урокам требует больших затрат времени, сил, материалов. АРМ помогает сократить время подготовки учителя к занятиям. На этой страничке представлено  программное содержание и примерное тематическое планирование, а также разработки уроков. Разработки этих уроков содержат как методические рекомендации, так и дидактический материал к ним.

   Страничка «Компьютерная поддержка уроков» включает в себя перечень цифровых образовательных ресурсов по предметам  методические обоснования к ним и конспекты апробированных уроков.

 Создание образовательных электронных ресурсов требует от учителя определённых специфических знаний в области информационных технологий. Все учителя нашей школы, в большей или меньшей степени, но владеют этими знаниями.  Все используемые нами цифровые образовательные ресурсы подготовлены именно для коррекционного обучения детей с нарушением слуха. ЦОР составляются учителями (или специалистами, при активном участии учителей), поскольку использование стандартных электронных материалов представляется затруднительным, из за особенностей наших детей.  Каждый  ЦОР включает в себя:

  • информацию для проведения урока;
  • тренажерные упражнения;
  • контролирующий блок.

     Особенно ценно то, что ЦОР, создаваемые нашими учителями, нацелены не только на успешное усвоение программного материала, но и на коррекцию слухового восприятия и произношения, а также на развитие речи слабослышащих учащихся.

     Страничка «Речевые зарядки». Работа над произношением в нашей школе является неотъемлемой частью каждого урока. В помощь учителю на этой страничке размещён специально подобранный по темам и по предметам речевой материал. Благодаря упражнениям ребёнок  учиться различать звуки речи (фонемы) на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой, закреплять речевой материал по теме урока,  накапливать словарный запас.  Это создаёт  оптимальные условия для  познавательного, речевого  развития ребёнка осуществление коррекции нарушений в развитии речи с учетом индивидуальных возможностей и личностных особенностей каждого ребенка.

Раздел 3   «Учебная деятельность».

     Каждый урок – это определённая система заданий, которая ведёт ученика к овладению тем или иным понятием, умением, навыком. И от того, какие задания подбирает учитель к уроку, в какой последовательности их выстраивает, зависит  результативность урока, а также степень активности и самостоятельности учащихся во время урока.   

     Отсутствие специализированного дидактического материала по предметам привело к необходимости создания дидактической копилки. В ней собраны материалы, начиная с предметных картинок для первого класса, до систематизированных таблиц с едиными контрольными вопросами и тренировочными фразами по предметам и темам для 4-5 классов. Создание подобных каталогов по предметам необходимо для быстрого доступа и поиска необходимой информации. Наша школа коррекционная, поэтому при создании этого раздела основное внимание было уделено включению материалов, которые крайне необходимы нам и которые нельзя найти в традиционных изданиях.

     Поскольку  компьютерные технологии позволяют не только работать с готовыми моделями объектов, но и производить их и  конструировать из отдельных компонентов, это даёт нам неограниченные возможности для подбора и конструирования материала к любому уроку.

     Кроме того, такая система адаптируется под индивидуальные особенности учителя. И это даёт возможность передать процессу обучения педагогическую индивидуальность преподавателя.

      Система адаптируется под индивидуальные особенности ученика.  Это даёт возможность сделать процесс обучения персонализированным. Современные технологии обучения обладают колоссальными возможностями. У учителя появляются  возможности оптимизации учебного процесса, активизации учебной деятельности и повышения её эффективности и качества. Кроме того, резко снижается количество времени на поиск и подбор информации.

Раздел 4   «Мониторинг» содержит

  • перечень контрольно-измерительных материалов;
  • компьютерные тесты;
  • обычные тесты;
  • вопросы для контрольных работ;
  • зачётные вопросы.

     Контрольно-тестирующие материалы обеспечивают, с одной стороны, возможность самоконтроля для обучающегося, с другой - принимают на себя рутинную часть итогового или текущего контроля.      Всё это позволяет осуществлять различные формы контроля. У учителя снижается количество времени на рутинные операции обработки информации.

     Раздел 5    «Мастер-класс».  В современном обществе человек вынужден учиться всю жизнь. Сделать процесс обучения более мобильным и эффективным помогает постоянное совершенствование мастерства учителя. Проблемы гуманизации обучения, поиска новых форм и методов, отказа от шаблонных и однотипных уроков встают сегодня на первый план. Их удается грамотно решать учителям, имеющим хорошую теоретическую и практическую подготовку, широкий взгляд на возможность вариативных подходов к обучению. Опыт данной категории учителей обобщается, накапливается, а затем внедряется в процесс обучения. Учителя стремятся позаимствовать то, что соответствует их стилю работы. Накопленный материал оказывает практическую помощь, как  начинающим, так и опытным  учителям при подготовке к урокам, в их работе по самообразованию при подготовке к аттестации. В этом разделе собраны материалы для повышения квалификации учителя.

  • Методические разработки учителя;
  • Передовой опыт;
  • Печатные работы;
  • Внеклассная работа.
  • Открытые уроки.

      На страничке «Открытые уроки» представлены конспекты уроков и дидактическое оснащение к ним. На страничке  «Внеклассная работа» представлены сценарии проведения праздников, утренников, классных часов, планы проведения тематических недель по предметам, презентации к  праздникам и тематическим неделям, аудио и видео материалы для оформления, отчёты о проведении мероприятий с фотоматериалами.                  Внеклассная работа с использованием  ИКТ показала эффективное и продуктивное развитие познавательной деятельности и речевой активности учащихся.

     Раздел 6   «Учащимся» носит информационно-рекомендательный характер.

  • Учебники;
  • Рабочие тетради.

     На страничках  этого раздела можно ознакомиться с комплектом дидактического обеспечения по предметам. Эти странички постоянно пополняются и обновляются.

     Итак, АРМ – это, рабочий инструмент, воспользоваться которым учитель может в любое удобное для него время.                                   

     Информационное наполнение АРМ позволяет создать условия для более глубокого и качественного усвоения учащимися основных вопросов курса начальной школы, обеспечить развитие учебно-практической деятельности, направленной на формирование соответствующих умений, увеличить долю информации, представленной в подвижных зрительных образах.

      С помощью  АРМ каждый преподаватель может, как поделиться с коллегами своим опытом, так и воспользоваться уже накопленным. Учитель имеет возможность подготовить урок самостоятельно, включив в него любые задания из коллекции объектов АРМ.  Таким образом, АРМ обеспечивает как готовый набор материалов для проведения занятий в классе, в компьютерном классе (или индивидуального обучения), так и возможность подготовить такой набор самостоятельно, в зависимости от реальных условий, в которых протекает учебный процесс. Поэтому содержание АРМ в процессе работы постоянно изменяется, дополняясь  как новыми уроками и заданиями, созданными на основе уже имеющихся, так и методическими рекомендациями. АРМ позволяет добиться оптимального использования информационного пространства школы в образовательном процессе, а также организовать работу по внедрению современных технологий в процесс обучения слабослышащих учащихся. А использование учителем качественных образовательных электронных ресурсов делает реальным для учащихся получение адекватного современным запросам школьного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни

Социальная адаптация -важный фактор дальнейшего определения жизненного пути воспитанников детского дома....

Социальный проект «Социальная квартира как одна из эффективных форм поддержки и подготовки выпускников школы-интерната к самостоятельной жизни»

Актуальность создания программы      Новые социально-экономические условия в стране затрудняют выпускникам школ-интернатов жизненное и профессиональное самоопределение, адапта...

сообщение о проблемах подготовки молодых людей интерната к самостоятельной жизни

Проблемы подготовки молодых людей к самостоятельной жизни. Из опыта работы в интернате,+0...

Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в условиях современного общества через экономическую социализацию детей-сирот

Дети-сироты, длительное время находящиеся на полном государственном обеспечении, в сфере экономического мышления и поведения имеют пассивную жизненную позицию, которая характеризуется ожиданием помощи...

ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНЕТОВ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ.

Одним из главных направлений обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к дальнейшей общественной жизни. Эту возможность дают уроки профессионально – трудового ...