ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
статья на тему

Андраханова Татьяна Георгиевна

принципы педагогической поддержки:

· принцип компетентности;

· принцип взаимосвязи в работе специалистов;

· принцип взаимодействия с родителями;

· принцип сочетания индивидуального подхода с групповыми формами работы;

· принцип ежедневного учета психофизического состояния ребенка при определении объема и характера проводимых с ним занятий;

· принцип приоритетного формирования качеств личности, необходимых для успешной социальной адаптации и интеграции;

· принцип сочетания работы по развитию нарушенных функций и формирования приемов их компенсации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_podderzhka_detey.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

                Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Чебулинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

       

  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ КАК

СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

                                                                                Подготовила:

                                                                            Андраханова Т.Г.- учитель

                             

                           

пгт Верх –чебула.

2015 г.

В современных условиях экономических и социокультурных трансформаций, противоречивости социальной действительности одним из наиболее важных вопросов, требующих решения не только на государственном уровне, но и в образовательных системах, является поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение равных с другими возможностей и условий получения качественного образования, социализации и интеграции в детский коллектив. Вопросы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в последнее десятилетие являются предметом пристального внимания со стороны психолого педагогической науки. При этом наиболее сложно решаемая проблема таких детей, с точки зрения многих исследователей, связана с обеспечением условий их социальной адаптации. Это связано с ежегодным увеличением количества детей, имеющих инвалидность, а также их положением, когда «нормой» для таких детей является изоляция от сверстников, ограничение в общении и других видах деятельности и, как следствие, неуверенность в себе, страх перед жизне- дельностью в обществе здоровых детей и взрослых. Многие современные зарубежные психологи, работающие в области реабилитации детей с ДЦП и другими серьезными ограничениями здоровья (Н. Ботта, П. Ботта, Э. Мазанек, А. Пето, М. Прокус, И. Филипяк и др.), предложили эффективные методики психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями в условиях реабилитационных учреждений. Основным принципом методик является выравнивание психомоторного развития детейс ограниченными возможностями путем воздействия на основные области развития: моторную, сенсомоторную, интеллектуальную, эмоции и речь. Психолого-педагогическое сопровождение и реабилитация таких детей совместно с медико-социальной реабилитацией способствует оздоровлению, предупреждению тяжелой инвалидности и адаптации детей с ограниченными возможностями в обществе. Вместе с тем, как показывает, прежде всего, зарубежный опыт, дети с ограниченными возможностями, не имеющие глубокой патологии, при условии оказания им адекватной и своевременной социально педагогической помощи могут успешно обучаться и развиваться в условиях массовой общеобразовательной школы. Комплексный анализ теории и практики обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями позволяет сегодня говорить о том, что одним из наиболее важных и эффективных средств социальной адаптации указанной категории детей в школе должна стать система педагогической поддержки. Понятие «педагогическая поддержка» в отечественную науку было введено О.С. Газманом. Он рассматривал ее с точки зрения процесса индивидуального развития и саморазвития ребенка, а предметом педагогической поддержки считал процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий или проблем обучения, самовоспитания, общения, образа жизни (1). Сегодня феномен педагогической поддержки активно разрабатывается в отечественной педагогике. Различные аспекты педагогической поддержки рассматриваются в работах Л.И. Аксеновой, М.В. Алешиной, Т.В. Анохиной, В.П. Бедерхановой, С.В. Бойковой, Т.В. Егоровой, М.В. Жигоревой, Ю.В. Замятиной, Е.Н. Кононовой, И.А. Млашихиной, Е.М. Мастюковой, С.М. Нечаевой, С.И. Поповой, Т.А. Ревягиной, Г.И. Рогалевой, Г.Ю. Ульяновой, Н.В. Шеламовой, И.Ю. Шустовой, С.М. Юсфина и др. Современное определение педагогической поддержки предполагает, по мнению С.И. Поповой (2005), «воздействие, направленное на сохранение и укрепление физических и духовных сил ребенка в жизненно важных ситуациях его развития. Это действия педагога в системе отношений, направленные на оказание помощи в ситуации «здесь и сейчас» во имя личностного развития». В значительной степени педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями и есть та помощь, обеспечиваемая совместными педагогическими усилиями с привлечением широкого круга специалистов (врачей, психологов, социальных педагогов, дефектологов, логопедов и других), которая оказывается ребенку в образовательном пространстве школы. Ее характеризуют, прежде всего, целенаправленность, организованность, многоаспектность, мобильность, профессиональность (компетентность). Педагогическая помощь исходит из насущных проблем ребенка, имеющего проблемы здоровья, и реализуется в значительной степени с позиций социально-педагогической деятельности, которая определяется Л.И. Аксеновой (2001) как «непрерывный педагогически целесообразный организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями наразных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи». Сущность педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в целенаправленной социально-педагогической деятельности по оказанию помощи детям разного уровня здоровья и возраста средствами образовательно-воспитательной системы школы, включая ее социум, обеспечении взаимодействия здоровых и больных детей в рамках функционирования специально созданной системы образовательных, реабилитационных, оздоровительных, профилактических, рекреационных и иных мероприятий. Исходя из предложенного А.В. Мудриком понимания социальной адаптации как исторически обусловленного, носящего активно преобразующий характер процесса приспособления личности к изменяющимся условиям социальной среды и под влиянием данной среды, а также результата данного процесса , следует отметить, что на всех этапах адаптации ребенка с ограниченными возможностями педагогическое присутствие в форме поддержки, помощи значительно повышает ее эффект, обеспечивает успешность. По нашему мнению, система педагогической поддержки в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями должна базироваться на следующих принципах:

· принцип компетентности;

· принцип взаимосвязи в работе специалистов;

· принцип взаимодействия с родителями;

· принцип сочетания индивидуального подхода с групповыми формами работы;

· принцип ежедневного учета психофизического состояния ребенка при определении объема и характера проводимых с ним занятий;

· принцип приоритетного формирования качеств личности, необходимых для успешной социальной адаптации и интеграции;

· принцип сочетания работы по развитию нарушенных функций и формирования приемов их компенсации.

Ключевым для понимания комплексного сопровождения детей-инвалидов в условиях являются понятия «интеграция» и « социальная адаптация», которые осуществляются на разных уровнях и являются основным принципом, необходимым для решения различного типа задач:

· составление учебных программ;

· формирование классов;

· формирование сообществ (классные руководители, учителя, ученики, родители);

· медико-психолого-социальная поддержка;

· организация досуговой деятельности учащихся.

Вся работа направляется на:

- создание новой обучающей среды;

- организацию мероприятий по доступности образовательного учреждения детям с ограниченными возможностями;

- гуманизацию учебно-воспитательного процесса.

В классах проходит совместное обучение детей здоровых и детей с разными проблемами – слуха, зрения, ДЦП и другими, поэтому учителям, работающим в этих классах, приходится изучать вопросы узко-специальные. Исходя из этого, большое внимание в ходе комплексного сопровождения уделяется специальной подготовке и повышению квалификации педагогических кадров, в том числе в ходе деятельности информационно-методического центра лицея, проведения семинаров, курсов, работы творческих лабораторий. Все комплексное сопровождение осуществляется на основе разработанной программы педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями. В рамках этой программы была осуществлена перестройка воспитательного процесса, который был направлен на гуманизм и толерантность. Одной из задач является создание интегрированных специальных курсов для детей с ограниченными возможностями для дальнейшей профессиональной ориентации интеграции в общество. В плане предпрофессиональной подготовки предлагаются следующие специальности: оператор ЭВМ, повар, модельер по коже, парикмахер, делопроизводство. Также большое внимание уделяется здоровье сбережению детей-инвалидов посредством реализации оздоровительных программ, также оказываются услуги: УВЧ, стоматолог, массаж, кислородный коктейль, йодсодержащая вода, вакцинация и пр. К работе также активно привлекаются родители обучающихся детей с ограниченными возможностями. Организующим центром в данной работе выступает медико-психолого-педагогическая служба сопровождения детей с ограниченными возможностями. Общая идея, которой подчинена система педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями как средства эффективной социальной адаптации, – использование в работе потенциалов всех социумов: общественных организаций, государственных служб, учреждений образования, культуры, спорта, медицинских учреждений, семьи, детского коллектива и социума в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему:« Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»"

Данная презентация представляет систему психологического сопровождения детей с ОВЗ начальной школы. Будет интересна педагогам-психологам, тьюторам, работающим с данной котегорией детей....

Комплексная программа психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната на 2013 – 2014 учебный год.

Специалисты МСПП сопровождения нашего ОУ, находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют  направления и составляющие работы  с учетом модернизации образования. Программа...

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивного спорта

Данная статья опубликована в сборнике материалов II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65-летию физкультурно-спортивному образованию на Тамбовщине 22 ноября 2012 года....

"Двигательная реабилитация и социально-педагогическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры".

Комплексный подход в решении проблем интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях детских домов и семьях....

7.04.15г.Доклад на Городской научно-практической конференции"Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья"( см.Программу научно-практической конференции)

Тема: "Выравнивание речевого и психофизического развития детей старшего возраста с ТНР(ОНР) через изучение лексического материала патриотической направленности"...

Проект по сопровождению творчески способных детей с ограниченными возможностями здоровья «Живая душа» в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д.Воробьева» г. Курска

В результате долгих дебатов, связанных с поиском решения проектной задачи школы о создании здоровьесберегающей среды, мы вышли на понимание интегрированного образования. Это не только процесс обучения...