Проект по развитию речи "Осень"
проект на тему
Актуальность темы: особенностью развития речи ребенка дошкольного возраста является активное стремление его к познанию окружающего мира, любознательность, желание экспериментировать. Этому способствует высокий потенциал его умственных возможностей, развитие которых реализуется в процессе различных видов деятельности. Например, таких, как речевое общение, восприятие художественно-литературных произведений, наблюдение, экспериментирование, поиск интересующей информации, стремление что-то узнать у взрослых и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по развитию речи «Осень»
Автор проекта: Мирошниченко Светлана Сергеевна, учитель-логопед первой квалификационной категории МБДОУ №5 «Улыбка».
Актуальность темы: особенностями развития ребенка дошкольного возраста являются активное стремление его к познанию окружающего мира, любознательность, желание экспериментировать. Этому способствует высокий потенциал его умственных возможностей, развитие которых реализуется в процессе различных видов деятельности. Например, таких, как речевое общение, восприятие художественно-литературных произведений, наблюдение, экспериментирование, поиск интересующей информации, стремление что-то узнать у взрослых и т. д.
Проблема: дети с речевыми нарушениями в недостаточной степени имеют представления о предметах и явлениях окружающей природы в разное время года, о том, как меняется природа на протяжении года, как ведут себя представители животного мира, какие причинно-следственные связи существуют в природных явлениях. Как правило, у таких детей беден активный словарь и, используемые предложения, простой конструкции. Им трудно выразить свою мысль (восхищение или удивление), донести её до собеседника.
Цель проекта: развитие речи и интеллекта детей, обогащение словаря по теме «Осень».
Задачи:
- научить наблюдать за жизнью живой и неживой природы, сравнивать и обобщать полученную информацию;
- отражать свои наблюдения в речи, составлять связный рассказ;
- воспитывать моральные качества: доброту, чуткость, сострадание, умение сопереживать;
Предполагаемый результат: участие детей в проекте «Осень» позволит максимально обогатить знания и представления об осени, ее характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь детей.
Тип проект: творческий, среднесрочный – 3 месяца.
Участники: дети подготовительной группы.
Подготовительный этап:
- Подобрать детскую и методическую литературу (картины, дидактические, подвижные, пальчиковые игры);
- Подготовить для родителей информационные листы по лексическим темам: «Осень в лесу», «Овощи. Фрукты», «Труд взрослых осенью на полях, в садах».
Основной этап:
Взаимодействие с детьми
- Беседа с детьми на тему «Осень разноцветная». Рассматривание картин В. Поленова «Золотая осень», И.И. Левитана «Осень», Б.М. Ольшанский «Осень» и др. (развивать эстетическое восприятие, обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту родной природы.)
- Ведение календаря природы.
- Пальчиковые игры: «Осенние букет», «Дождик», «Паучок», «Мы капусту рубим…», «Птичка», и др.
- Экскурсия в осенний лес, парк. (продолжать знакомить с правилами поведения в лесу, учить наблюдать, анализировать, делать выводы.)
- Дыхательная гимнастика «Чей листик улетит дальше?», «Лети птичка», «Чем пахнет?» и др.
- Подвижные игры: «Раз, два, три к … (дереву) беги!», «Чей лист?», «Детки на ветке», «Найди такой же» (развитие двигательной активности, смекалки)
- Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет осени. (Ю. Тувим «Овощи»; сказки «Колосок»; Г. Снегирёв «Как птицы и звери к зиме готовятся»)
- Заучивание стихов: И. Винокуров «Подарки осени», А. Плещеев «Осень», И. Токмакова «Сентябрь», Е. Трутнева «Осень»
- Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Узнай по запаху», «Узнай по описанию», «Чего не стало?», «Варим борщ и компот», «Оденем куклу на прогулку» и др. (формировать у детей наблюдательность, смекалку, сообразительность.)
- Прослушивание и разучивание музыкальных произведений на осеннюю тематику.
- Составление описательных рассказов с помощью схем: овощи – фрукты, готовим салат, осень в лесу.
- Словесные игры: «Один - много», «Подбери слово», «Назови ласково», «Посчитай-ка», «Подскажи словечко», «Назови правильно», «Скажи по-другому» и др.(для развития речи)
- Интегрированные занятия по развитию речи (рисование нетрадиционным способом, аппликация, ручной труд с использованием природного материала)
- Посадка саженцев различных пород деревьев (забота об окружающем мире)
- Детское творчество в составлении рассказов об осени с опорой на мнемотаблицу и с использованием личного опыта.
- Участие в развлечении «Осень в гости к нам пришла» (закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе осенью; создать эмоциональный настрой, формировать эстетический.)
- Участие в выставках, конкурсах.
Использование ИКТ
Презентации
- «Осень в картинах русских художников»
- «Природные явления осени»
- «Животные осенью»
- «Осень в городе»
- «Труд людей осенью»
Мультфильмы: «Времена года от тётушки Совы – Осенние заботы», «Мешок яблок», Смешарики «Фанерное солнце».
Взаимодействие с семьёй
С целью обогащения педагогического опыта родителей и привлечения их к совместному творчеству были организованы: консультации для родителей «Осенние прогулки», «Что за окном?»; папка – передвижка «Осень в лесу», «Овощи. Фрукты», «Труд взрослых осенью на полях, в садах», также родителям были предложены экскурсии с собственным ребёнком в магазин или на рынок, в осенний лес, парк.
Родители с большим энтузиазмом откликнулись принять участие в фотовыставке «Осень в нашем краю» и в выставке семейных работ из природного материала под названием "Осенние фантазии".
Это позволило объединить образовательное учреждение и семью, приобщить родителей к воспитательно-образовательному процессу, создать единую среду развития ребёнка, обеспечило психологический климат между детьми, родителями, педагогами, позволило лучше узнать собственных детей.
Итоговый этап:
- Выставка поделок «Осенние фантазии»;
- Выставка детских рисунков «Красавица осень».
- Составление фотоальбома «Осень в нашем краю».
- Презентация детских рассказов об осени.
Дима А. «Наступила осень. Высохли цветы. Чаще идёт дождик, а солнышко прячется. Листья становятся красными, жёлтыми и падают на землю. Получается листопад. Люди одеваются теплее и гуляют на свежем воздухе. Дети собирают листья и делают поделки.»
Алина С. «Когда приходит осень, то деревья сразу становятся разноцветными. С них падает много листьев, и это очень красиво. Птицы улетают в тёплые страны. А животные меняют летние шубки на зимние. Белочка собирает орешки, грибочки. Ежик и медведь впадают в спячку. Они будут спать до самой весны. Люди собирают урожай и готовятся к зиме. А школьники идут учиться в школу.»
Вадик Т. «Мне осень не очень нравится. Я люблю зиму. А осенью становится скучно. Птицы улетают в тёплые края. Солнышко светит, но слабо. Идёт дождик. Надо надевать куртку, шапку, резиновые сапоги. Кругом грязь. У деревьев листья красные, оранжевые, жёлтые и зелёные. Когда листья падают, то это листопад. Я люблю собирать листья и подбрасывать их вверх. Это весело.»
Максим М. «Жили-были мама и папа. Были у них дети: Максим и Вадим. А у Максима были друзья: Ой и Ай. Ой всегда говорил: «Ой-ой-ой!», а Ай говорил: «Ай-ай-ай!» И вот однажды Ой и Ай выглянули в окно и увидели, что все деревья разноцветные. Ой говорит: "Ой! Кто это деревья разукрасил?» А Ай ему отвечает: «Нет-нет! Я догадался! Ай-ай-ай! Это кто-то много конфет повесил на деревья!» Выбежали они из дома и хотели попробовать разноцветные сладости. Хорошо, что в это время на улице гуляли мама, папа, Вадим и Максим. Остановили они Оя и Ая и рассказали, что это не конфеты на деревьях, а разноцветные листья. Наступила осень. Солнце светит мало. Листья опадают и получается листопад. Есть листья нельзя. С ними можно играть, собирать в букеты и потом делать поделки. Набрали они много красивых листьев, принесли домой и сделали интересные поделки. А потом отнесли на выставку.»
Внедрение проекта «Осень» в коррекционно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. Способствовало накапливанию у детей конкретнобразных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.
В работе с детьми использовались разнообразные методы обучения: экологические сказки, наблюдения и экскурсии, познавательное чтение, конкурсы, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия-беседы познавательно-эвристического характера, экологические игры - путешествия, эксперименты и опыты, экологические задачи.
Дети ближе познакомились с растительным и животным миром. Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках, поделках, импровизациях. Сделанная подборка игр на развитие двигательных способностей, психологических этюдов, игр-инсценировок давала возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, можно сказать, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, могут самостоятельно решать проблемные задачи, проявляют чувство ответственности за природу, себя и других, речь стала более правильной, объёмней, содержательнее. В рассуждениях, в рассказах дети стали использовать предложения сложной конструкции, чаще применять художественные обороты.
Информационные ресурсы
- Доронова Т.А. Программа Радуга - М., 2005.
- Филичева Т.Б. Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с ОНР. - М., 1993.
- О.В. Мариничева, Н.В. Елкина «Учим детей наблюдать и рассказывать» - Я., 2002.
- Т.А. Чохонелидзе журнал «Конфетка» Осень – М., 2009.
- Наглядно-дидактическое пособие «Рассказы по картинкам: Осень»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/01/picture-7938-1491039663.jpg)
Проект перспективного развития НОШ № 279
В современных условиях одной из важнейших особенностей развития современного российского общества является инновационная направленность преобразований в различных сферах его жизнедеятельности,...
Проект управления развитием образовательной системы ОУ
Проект ОУ в рамках программы развития по теме " Мониторинг качества образования". Представлены цели, задачи, основные направления, этапы реализации проекта, базовые и системные показатели успешности ф...
Проект перспективного развития школы на 2011-2015 гг
Проект перспективного развития школы на 2011-2015 гг создан на основе национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"....
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/05/picture-83174.jpg)
Проект перспективного развития школы
Проект перспективного развития школы разработан на основе Национальной образовательной инициативы президента Российской Федерации Д. А.Медведева «Наша новая школа» и является нормати...
ПРОЕКТ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
ПРОЕКТ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ МОУ Мальчевской СОШ на основе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»...
Реализация проекта Программы развития "Успех"
Инновационные процессы в современной школе. Опыть работы со слабоуспевающими и одаренными детьми....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/11/picture-140944-1352638684.jpg)
Метод проекта в развитии творческого мышления учащихся на уроке литературы. Тема: «Рыцарь мечты» и незабываемые страницы его феерии «Алые паруса».
Метод проектов на уроках решает следующие задачи: развитие познавательных навыков учащихся;развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;развитие умений ориентироваться в информацион...