Статья. Формирование жизненных компетенций по направлению "Дифференциация и осмысление картины мира" у учащихся с ЗПР. Из опыта работы
презентация к уроку по теме

Гапич Марина Робертовна

Дети с ЗПР к моменту поступления в школу обладают ограниченным опытом активного и разнообразного контакта с окружающим миром. Складывающаяся у них картина окружающего недостаточно полная и подробная, либо слишком общая и преимущественно вербальная. Представления о мире фрагментарные и стереотипные, ограниченные конкретными, привычными ситуациями, порождающими искажение или однозначность в восприятии и понимании происходящего. Картина мира недостаточно упорядочена во времени и пространстве, что препятствует освоению представлений о закономерном развитии событий, взаимосвязи человека с целым и изменчивым миром.

Обязательным условием развития жизненной компетенции является целенаправленная помощь ребенку в осмыслении картины мира.

Развитие картины мира ребенка с ОВЗ в большей степени связано с реализацией такой содержательной области ФГОС как «Естествознание и практика взаимодействия с окружающим миром».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Организационная информация

Предмет

Логопедическое занятие

Класс/группа

Группа учащихся 3 класса с заключением: Нарушение письма и чтения, обусловленное недостаточностью сформированности средств языка с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи.

Тема

Практическое употребление предлогов в речи.

Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО)

Гапич Марина Робертовна

Должность

Учитель-логопед

Образовательное учреждение

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида N4»

Республика/край

Хабаровский край

Город/поселение

г.Амурск

Тип урока (мероприятия, занятия)

Актуализация ранее усвоенных знаний по теме «Предлоги»

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

35-40 минут

Цели и задачи урока (мероприятия, занятия)

 (образовательные, развивающие, воспитательные)

Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речи, уточнение представлений о смысловом значении предлогов, о предлоге как отдельном слове.

Задачи:

1. Коррекционно – развивающие:

  • расширять словарный запас;
  • развивать навыки анализа и синтеза предложений;
  • развивать мышление, внимание, память, зрительное восприятие;
  • формировать навык работы по инструкции;
  • активизировать навык познавательной деятельности у детей;
  • предупредить ошибки на письме,  при  написании предлогов с другими словами.
  • 2.Образовательные:
  • уточнить представления о роли предлогов,  о смысловом значении предлогов;
  • развивать умения выделять предлоги из предложения, изменять форму слова в зависимости от предлога, составлять словосочетание и предложение, используя предлоги.

3. Воспитательные:

  • вызвать у детей интерес к материалу логопедических занятий;
  • формировать положительную мотивации у учащихся через использование игровых упражнений , выполнение  занимательных заданий на логопедическом тренажёре «Дельфа – 142». Версия 2.1

В  соответствии с требованиями ФГОС по формированию ЖК

  • воспитывать культуру коммуникации: формировать навыки коммуникативного позитивного общения (Скайп «классомост»»)
  • формировать взаимопонимание, доброжелательность, инициативность, навыки сотрудничества;
  • усвоение социально поощряемых стереотипов поведения в обществе; формирование основ гражданской идентичности

Место урока/занятия/мероприятия в системе уроков/образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)

Урок-закрепление

Краткая психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы

Дети данной группы имеют заключение: Нарушение письма и чтения, обусловленное недостаточностью сформированности средств языка с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи.

У ребенка выявляются нарушения всех компонентом речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, связной речи, также прослеживается недостатки сформированности психологических процессов: памяти, внимания, восприятия, логического мышления.  Недостатки развития мелкой моторики проявляются в нарушении точности, быстроты, переключаемости и координированности движений, снижении двигательной памяти и самоконтроля, замедленности, застревании на одной позе.

Таким детям трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать предлагаемый материал, они требуют особого подхода, поэтому логопедическое занятие построено с учетом возрастных и психологических особенностей, включает различные методы и приемы, активизирующие ощущения и восприятие разных модальностей, познавательную активность.

Дополнительная информация

Ресурсы, оборудование и материалы

(требующиеся для проведения АМО, включенных в данное образовательное мероприятие)

Компьютер с выходом в интернет,  экран,  веб-камера, скайп,  использование доски IDroo, презентация.

Логопедический тренажёр «Дельфа -  142» с микрофоном (версия 2.1)

Презентация.

Индивидуальные карточки.

Требования к уровню ИКТ компетентности обучающегося: умение пользоваться скайпом,приложением IDroo

 Тип доставки учебного материала: форма доставки – диалог - специально организованная интерактивная беседа учащихся 3 и 1 классов с помощью учителя-логопеда, учителя посредством скайпа,  доски IDroo; вид доставки – виртуальный источник, технология доставки – локальные телекоммуникационные сети)

Список учебной и дополнительной литературы (при необходимости)

1) Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда / Л. Н. Ефименкова.  – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004

2) Кобзарева Л. Г., Резунова М. П., Юшина Г. Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/ Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: ЧП Лакоцентин С. С., 2006

3) «Копилочка активных методов обучения», http://www.moiuniversitet.ru/ebooks/kamo/kamo/

4) Мазанова Е. В.Коррекция аграмматической дисграфии. – Конспекты занятий для логопеда/ Е. В. Мазанова.  – 2-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008

5) Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.:»Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС», 1997

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

  • карточки с заданиями
  • демонстрационные карточки с изображением предлогов;
  • презентация;
  • листы цветной бумаги, гвоздики своими руками, двусторонний скотч

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

 http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/100/730/100730063_zagruzhennoe__1_.jpg 

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/43/554/43554273_007.jpg

http://s002.radikal.ru/i197/1106/c2/195978279a04.gif 

http://na-strazhe.ru/files/cache/a48f9906609553d09c524959f4595069.jpg 

http://stat17.privet.ru/lr/0916d41f8b2c46f90ef3e07725183173 

https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRaAkQGSBN0a85YNzz4bqcFCQ0uIlsr5tDPZ709HkxT5DGhl8Pm 

Дополнительная необходимая информация

При проведении данного занятия использовался компьютерный логопедический тренажёр

« Дельфа – 142». Можно провести данное занятие и без использования данного тренажёра. В этом случае детям  предлагается выполнить подобные упражнения,  используя презентацию.

Обоснование выбора технологии АМО

В настоящее время в школах увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. У большинства из них диагностируются различные речевые нарушения. Учитывая особенности развития детей с ЗПР, необходимо подбирать новые методы работы с ними. Применение активных методов обучения на логопедических занятиях позволяет за счёт новых форм предоставления информации  активизировать  познавательную деятельность обучающихся, повысить эффективность обучения, сократить сроки коррекционной логопедической работы.

        Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия

Фаза урока/занятия/

мероприятия

Этап урока

Время, продолжительность

этапа

Подробный конспект урока с описанием АМО по установленной схеме

- Название метода

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.),  которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

- Варианты проведения метода

- Происхождение метода (авторский, заимствованный, адаптированный)

- Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО.

Фаза 1 «Начало образовательного

                    мероприятия»

Этап/ы (в зависимости от типа урока)  

Выбрать нужное:

- инициация (приветствие, знакомство)

- вхождение или погружение в тему (целеполагание),

- формирование ожиданий обучающихся

2 мин.

3 мин.

 Этап – инициация.

 АМО Метод «День начинается с улыбки» (заимствованный, адаптированный http://moi-amour.ru).

Цель: Поприветствовать друг друга, настроить детей на занятие.

Предварительная подготовка не требуется.

Вариант проведения: Выбрать метод «Здороваемся словами».

Технология проведения:

  Логопед: Дети, посмотрите, сколько гостей сегодня на нашем занятии! Они пришли посмотреть на вас, послушать и  порадоваться вашим успехам. Давайте им представимся.

Дети называют свои имена.

Логопед: Скажите мне, какое сейчас время суток? Давайте начнем наш день с улыбки. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям и улыбнитесь мне.

Поздороваемся

-Здравствуйте

-Добрый день

-Привет

 2 мин. Этап – вхождение в тему.

Технология проведения:

Логопед: Я принесла ветку спиленного, погубленного дерева. Дерево погибло. Как вы думаете, правильно ли поступили люди, срубив здоровое дерево?  Веточку разделила и смастерила вот такие гвоздики накануне великого праздника, очень важного для всей нашей страны.

Знаете ли вы, что это за праздник?

- День Победы 9 мая.

По всей стране прозвучат салюты в честь Победы.

Пусть  и у нас как можно выше взлетит салют - АМО  Дыхательная гимнастика – «Дельфа-412», «Салют».

Важно — научиться правильно дышать. Это позволяет снять напряжение,  расслабиться , улучшает физическое состояние,  мозг начинает работать лучше.

Чтобы выполнить упражнение, нужно произнести в микрофон гласный звук, слог или односложное слово.

Цель:  тренировка речевого дыхания, подведение детей к  теме занятия.

Дети выполняют дыхательную гимнастику.

-Что мы делали? Картинный план.

День Победы - это день памяти, скорби и радости 

Слайд 1 «Динамичный фон». Звучит музыка.

Кратка беседа по картинкам динамического фона: Как называют людей, которые подарили нам жизнь без войны?

- Ветераны.

Люди, участвующие в боях, - ветераны войны; люди, которые работали для фронта, – ветераны тыла.

 Слайд 2        

Логопед: Прочитайте словосочетания.

работали в тылу для фронта
сражались на фронте
победа над врагом

 Назовите маленькие слова. Что это за слова. Догадайтесь, над  словами какой части речи  мы будем работать на занятии? Дети называют тему занятия.

Логопед:  

Что мы можем сделать для ветеранов?

Дети: Сделать подарок своими руками, позаботиться. Пригласить на чаепитие.

 

Фаза 2 «Работа над темой»

Фаза 2

 « Проработка содержания темы»

Этап/ы (в зависимости от типа урока) 

Выбрать нужное:

- интерактивная лекция (инпут),

- проработка содержания темы

25 мин.

 Этап – проработка содержания темы..

  МО «Самый гостеприимный» (авторский). Приглашаем в гости.

Цель: активизация словарного запаса обучающихся, развитие пространственного восприятия, развитие умения подбирать нужный по смыслу предлог; формирование жизненных компетенций: усвоение социально поощряемых стереотипов поведения в обществе

Вариант проведения: Можно подобрать любой дидактический материал в соответствии с лексической темой

Технология проведения:

 Логопед:  Карточка 1. Составьте словосочетания.

Прочитайте слова с предлогами, подберите к ним подходящие слова-действия, соответствующие моменту, когда в доме гости.

Например,

В гости – пригласить в гости

К столу – пригласить к столу.

 В кружку – налить в кружку.

За самоваром – посидеть за самоваром.

До стула – проводить до стула.

Проверка (Слайд со словосочетаниями)

Развлечение для гостей.

Игра «Наоборот».

Я передаю су-джок, называю вам слова с предлогом, вы заменяете предлогом с противоположным значением из слов для справок, и возвращаете су- джок.

- Какие задания мы выполняли?

Логопед: Следующее задание: Составь словосочетания. АМО «Что находится на столе?» ((авторский)

Цель: развитие умения составлять словосочетания из отдельных слов, развитие умения изменять форму слова в зависимости от предлога.

Необходимые материалы: индивидуальные карточки,  экран.

Предварительная подготовка: подготовка слайда с правильно выполненным заданием, подготовка индивидуальных карточек.

Технология проведения:

Логопед: Каждый  из вас должен выбрать одну карточку. Ваша задача – прочитать слова   и   составить из них словосочетания. Помните, что для этого нужно изменить окончание одного из слов. Каждый работает самостоятельно. Выполнив задание, вы выходите к доске и записываете своё словосочетание.

Итак, какую карточку выбрал каждый из вас:

Даша будет сервировать стол:

1.самовар, стол, на

2.Чашка, блюдце, с

3. Ложечка, у, блюдце

Полина и Игорь – поставят угощение  на стол для ветеранов:

1.Сахарница, сахар, в

2.Печенье, тарелка, на

3.Вазочка, в, варенье

1.Блины, тарелка, на

2.Пирог, блюдо, на

3.Конфетница, в, конфеты

Каждый ребёнок записывает свои словосочетания в тетрадь.

Логопед: давайте все вместе проверим правильность выполнения задания и

исправим, если нужно, ошибки. Слайд «Проверь»

Дети коллективно проверяют задание, исправляют ошибки.

  Назовите предлоги. Заключите их в рамочку.

-Что мы делали

Вывод: Для чего нужны предлоги? ( Слайд или табличка)  На место предмета в пространстве укажут)

Давайте на чаепитие пригласим детей из 1 класса

Связь по скайпу.

Цель: развитие познавательного интереса, формирование навыков коммуникативного позитивного общения

Задание: Приглашаем вас на чаепитие в честь великого праздника.

Вы знаете, что это за праздник?  - День Победы.

 Доска IDroo с изображением накрытого стола для чаепития.

- Посмотрите, какой великолепный стол мы накрыли (формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств). Обратите внимание, как следует сервировать стол.

Вопросы обучающимся 3 класса.

- Даша, назови ребятам столовые приборы.

- Полина, скажи первоклассникам, где лежит нож.

- Игорь, скажи, где лежит вилка.

- Полина, где стоит чайная чашка? А блюдце стоит…

Для вас - задание: разделите эти слова на слоги: задание с выбором ответа: 1 слог, 2 слога, 3 слога- провести линию к соответствующему квадратику.

Задание выполняется на доске IDroo через скайп. Правильность ответов младших детей  оценивается учащимися 3 класса: рисуют на доске после выполнения задания первоклассниками , например,солнышко.  Первоклассники в свою очередь высказывают свое отношение к заданию и рисуют, например, цветок.

Затем участники «классомоста» принимают участие в коллективной игре, которую предлагает учитель 1 класса игру, по окончании которой 3 класс отвечает на вопрос: с чем можно пить чай.

Цель: закрепление умения употребления предлогов в речи.

Логопед: Спасибо за игру. Прощаемся.

Релаксация. Гимнастика для глаз.

Возвращаемся к словосочетаниям, записанным в тетради  ( карточка  «Составь  

словосочетание»)

Логопед: Сколько слов в каждом словосочетании?  Составьте предложение со

словосочетанием  самовар на столе

Логопед: Анализ предложения на слова с помощью фишек: нажимая пальчиком на каждую фишку, считаем количество слов в предложении, называет место самого маленького слова – предлога. АМО «Полезный счёт» (авторский)

Цель: развитие мелкой моторики пальцев, формирование умения находить предлоги в предложениях и определять порядок слов в предложении.

Необходимые материалы: пластиковые фишки с колючей стороной.

Предварительная подготовка:  подготовить слайд или карточку с записанным предложением.

Задание 3

Логопед: «Исправь». Работа с предложениями

АМО Редакторы» (заимствованный, адаптированный http://moi-amour.ru)

Цель: коррекция дисграфических ошибок, связанных с написанием предлогов и приставок, дифференциация приставок и предлогов.

Необходимые материалы: карточки с записанными на них предложениями,.

Предварительная подготовка: подготовить слайд с исправленными предложениями.

 Логопед:

Петя по стучал поблюдцу.

Саша на крошил напол.

Вася от кусил отпирога кусочек.

Логопед: Проверьте, всё ли вы правильно написали (слайд для проверки).

- Что мы делали?

Вывод: Для чего нужны предлоги. Снова обращаемся к картинному плану: для связи слов…

ЖК: Можно ли себя вести за столом так, как это делали Петя, Саша, Вася?

Фаза 3  Завершение образовательного мероприятия»аза

Этап/ы (в зависимости от типа урока) 

Выбрать нужное:

- разминка (релаксация),

- подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока),

- домашнее задание.

5 мин.

Заключение: Игра «Вставь нужный предлог» - «Дельфа -142»

Подведение итога занятия по картинному плану.

 4 мин. Этап – рефлексия.

АМО «Солдатский треугольник» (авторский)

Цель: подведение итогов занятия, самооценка.

Необходимые материалы: цветная бумага желтого и голубого цвета.

Технология проведения:

Логопед:  Сложи треугольник солдатского письма по образцу. Отрази свое настроение, оцени свою активность на занятии. Треугольник желтого цвета (солнечного) – позитивное отношение к занятию, если немного недоволен – треугольник голубого цвета. Наклей цветок, как на этой картинке и напиши слова благодарности ветерану. Положите письмо на ладони и покажите гостям.  Спасибо за хорошие слова. Эти своеобразные открытки вы можете подарить даже незнакомому человеку- ветерану войны в День Победы.

 Спасибо за работу.

Апробация образовательного мероприятия

(если данное образовательное мероприятие проводилось, отметьте, пожалуйста, его результативность и отношение обучающихся к форме и содержанию мероприятия (занятия))

 Логопедическое  проводилось  с детьми, обучающимися по коррекционной программе 7 вида. Детям занятие понравилось. Особенно вызвали интерес упражнения на логопедическом тренажёре, с удовольствием выполняли упражнения на релаксацию.

Примечания (важные организационные, технические, методические и дидактические моменты, которые необходимо учитывать при проведении данного образовательного мероприятия)

Необходимо учитывать контингент детей, с которыми данное занятие проводится. Для детей из общеобразовательных классов с достаточно высокой работоспособностью  количество  заданий можно увеличить.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к программе формирования и оценивания личностных результатов

по направлению «Дифференциация и осмысление картины мира»

Дети с ЗПР к моменту поступления в школу обладают ограниченным опытом активного и разнообразного контакта с окружающим миром. Складывающаяся у них картина окружающего недостаточно полная и подробная, либо слишком общая и преимущественно вербальная. Представления о мире фрагментарные и стереотипные, ограниченные конкретными, привычными ситуациями, порождающими искажение или однозначность в восприятии и понимании происходящего. Картина мира недостаточно упорядочена во времени и пространстве, что препятствует освоению представлений о закономерном развитии событий, взаимосвязи человека с целым и изменчивым миром.

Обязательным условием развития жизненной компетенции является целенаправленная помощь ребенку в осмыслении картины мира.

Развитие картины мира ребенка с ОВЗ в большей степени связано с реализацией такой содержательной области ФГОС как «Естествознание и практика взаимодействия с окружающим миром». Само название здесь отражает взаимодополняющие стороны образовательного процесса, а содержательные линии обучения раскрывают академический и практический компоненты:

•        Овладение основными знаниями по природоведению и формирование представлений об окружающем мире.

•        Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной и полноценной жизни в конкретных природных и климатических условиях.

•        Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.

Цель программы: формирование и оценивание личностного опыта взаимодействия ребенка с бытовым окружением, миром природных явлений.

Задачи программы:

- научить детей делать осознанный выбор поступков, поведения с точки зрения опасности-безопасности для себя, окружающих и сохранности предметной и природной среды; прогнозировать последствия неправильного, неосторожного использования вещей;

-  формировать целостную и подробную картину мира, упорядоченную во времени и пространстве; развивать умение ориентироваться в реалиях природных явлений;

- формировать внимание и интерес к новизне и изменчивости окружающего;

- сформировать навыки коммуникативного позитивного общения; сформировать представление о культуре бытового поведения с точки зрения опасности-безопасности для себя, окружающих и сохранности окружающей предметной и природной среды

Планируемые результаты:

 В качестве планируемых результатов рассматривать усвоение обучающимися

- социально поощряемых стереотипов поведения в окружающей среде

- социальных норм безопасного поведения в быту и окружающей природной среде;

- личного опыта эмоционально-ценностных сопереживаний природным объектам, мотивирующих на действия в интересах безопасности жизни, здоровья человека и окружающей его среды (хочу-нельзя)

Учащиеся должны уметь:

- использовать вещи в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации; уметь прогнозировать последствия неправильного, неосторожного использования вещей;

- устанавливать и описывать простейшие причинно-следственные связи между объектами и явлениями окружающей природы и социальной действительности, анализировать их, объяснять (бывает - не бывает, прогнозировать последствия природных явлений);

- называть экологические проблемы в жизни человека и природы;

- опасности для окружающей среды и здоровья человека способы их предотвращения;

-  как следует заботиться о здоровье природы;

- приводить примеры связей здоровья природы и поведения человека;

- примеры разнообразия окружающего мира, его изменчивости и новизны;

- экологически осторожного поведения в быту и окружающей среде;

- необходимости предвидения последствий своего поведения для себя, окружающих и окружающей среды;

- следование законам природы;

- формировать своими словами, что такое «безопасность», «экологическая культура», «окружающая среда»;

- разыгрывать экологически проблемные ситуации с обращением за помощью к врачу, МЧС, взрослому;

- планировать безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях;

- рефлексировать результаты своих действий для здоровья окружающих. своего здоровья, состояния окружающей среды (как получилось сделать, что следует исправить);

- делать выводы о том, какие качества надо воспитывать в себе, чтобы сохранить свое здоровье, окружающих людей, природы; как поступать стыдно;

- рассуждать о взаимосвязях поведения человека и здоровья среды (если…, то…)

- о правилах безопасного поведения в окружающей среде, в быту

- высказывать свое отношение к проблемам экологии, здоровья и безопасности

Список литературы:

1.        Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников. – Волгоград, 2005.

2.        Баранова И.В. и др. Нравственные ценности. Развивающая программа для младших школьников. – М., 2004.

3.        Безруких М.М., Макеева А.Г. и др. Все цвета, кроме черного. – М., 2003.

4.        Гаджиева Н.М. и др. Основы самосовершенствования. Тренинг – М.,1998.

5.        Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2003.

6.        Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1999.

7.        Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка – в ваших руках. - М., 2000.

8.    Лозбякова М.И. Учимся правильно и чётко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. - М.: Вентана-Графф, 2003.  

Теоретическую основу программы составили:

1. Идеи Выготского Л.С. о том, что социально организованное обучение создает зону ближайшего развития ребенка, является необходимым и всеобщим моментом в процессе его развития.

2. Идеи развивающего обучения Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, смысл которых в том, что результатом такого обучения должно стать умение ребенка.

ФГОС

Адаптированная программа

Требования к результатам

Содержание работы

Инструментарий

- Адекватность бытового поведения ребенка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для

окружающих; сохранности окружающей и предметной и природной среды.

- Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации.

- Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка и др.

   Познавательные беседы с детьми на темы:

 «Насекомые».

 «Плоды и семена».

 «Грибы: съедобные и ядовитые».

 «У воды, на воде, в воде».

 «Как растения готовятся к зиме».

 «Как животные готовятся к зиме».

 «Перелетные и зимующие птицы».

 «Осень как время года».

Опытническая работа с детьми:

   Знакомство со свойствами воздуха «Волшебник – невидимка». Знакомства со свойствами воды «Волшебница вода».

        Экскурсии:    

В парк в период золотой и поздней осени.

К водоему.

Жизнь растений осенью.

Праздники и развлечения.

 Комплексное занятие «Осенняя прогулка».

 Досуг «Осенние разговоры со Старичком – лесовиком».

 Фольклорный праздник «Осинины».

 Викторина «Когда это бывает?»

Дидактические игры на тему ОБЖ

Дорисуй знак.

Мозаика.

Угадай знак.

Светофорики.  

Кроссворд «Знаки – наши друзья».

Мяч - соседу.

Игра со скакалкой.

Классный час «Правила поведения на водоеме»

Классный час «Лесные пожары»

Заочное путешествие в лес.

Методика "Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний"

(http://azps.ru/tests/pozn/commonorient.html)

Тесты по ОБЖ и ПДД

Диагностика экологических знаний младших школьников (Контрольные задания для определения уровня

сформированности экологических знаний младших школьников)

Умения:

- накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве;

- устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни в семье и школе,

поведением и действиями в быту сообразно пониманию этой связи (помыть грязные сапоги,

принять душ после прогулки в жаркий летний день и т.п.)

- устанавливать связь общественного порядка и уклада собственной жизни, соответствовать этому порядку (посещение магазина и т.д., определенными часами их работы, посещение театра, музея и других учреждений, требующих определенного вида одежды и т.д.)

Компьютерная программа«Мир за твоим окном» – это набор компьютерных упражнений-инструментов по теме «Времена года». Состоит из пяти частей – пяти программ: «Четыре времени года»; «Погода»; «Одежда»; «Рассказы о временах года»; «Календарь».

Компьютерный инструмент дифференциации и осмысления картины мира «Лента времени» позволяет оценить степень сформированности представлений, позволяет учить ребенка не просто выделять и фиксировать признаки сезона, а формировать русло его размышлений о закономерной смене времен года в контексте личного опыта, событий внешней и внутренней жизни, собственной и близких людей. Она позволяет ребенку думать, вспоминать, сомневаться и, в итоге, уходить в своих суждениях от однозначности и стереотипности, создавать свою картину сезонов и своего года жизни.

Компьютерный инструмент «Лента времени»  

Компьютерная программа «В городском дворе» подходит для диагностики личного опыта впечатлений, для диагностики состояния представлений о сезонных явлениях у детей.

Компьютерная программа «На даче».

Диагностика знаний о сезонных явлениях у детей младшего школьного возраста.

Методика "Времена года".

Развитие у ребенка любознательности,

наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность. Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности. Накопление опыта

освоения нового при помощи экскурсий и путешествий.

Компьютерная программа«Мир за твоим окном».

Компьютерная программа «В городском дворе» полезна детям, имеющим обеднённые представления о сезонных изменениях в природе и испытывающим трудности в осмыслении окружающего.

Выполняя упражнения программы, ребёнок будет осваивать новые размышления о мире, учиться рассуждать, переосмысливать то, что казалось известным и уже понятым.

Компьютерная программа «На даче»

помогает формировать целостную и подробную картину мира, упорядоченную во времени и пространстве, учить ребенка устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком.

ИГРЫ, СИТУАЦИИ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«Найди правильно», «Поймай – скажи», «чудесный сундучок», «Что для чего» «Кто чем занимается», «Кому что нужно», «Подскажи словечко» (Добавлялки).

Дидактические игры

“Кому что нужно для работы”.

«Кто что делает», «Кому что надо», «Профессии» «магазин», «магазин посуды», «магазин игрушек», «Где это можно купить».

Дидактическая игра 

«Хорошо и плохо, можно и нельзя»

Дидактические карточки «Что такое «хорошо»? Что такое «плохо»?»

Дидактические картинки «Как избежать неприятностей»

Тест «Кругозор» (оценка уровня развития познавательной деятельности).

Компьютерная программа «Мир за твоим окном».

Компьютерная программа «В городском дворе».

Компьютерная программа «На даче».

Адаптированный материал

Карточки выполнены на основе печатных картинок  серии «Учебные пособия для дошкольников», издательства «Проф-Пресс», Ростова-на-Дону, 2011.

Умения:

- передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятным другим человеком;

- принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;

- делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми.

Экскурсия в осенний лес.

Зимняя экскурсия.

Экскурсия «Учись наблюдать».

Экскурсия к цветущим плодовым деревьям.

Экскурсия на водоём.

Экскурсия «Листопад и тучки-летучки».

Дидактическая игра

«Подбери словечко» (зимой).

«Какие плоды на каком дереве растут».

«Хорошо -  плохо» (воздух, вода, земля).

«Кто как кричит».

«Назови ласково» (деревья).

Прогулка «Этажи леса».

Прогулка «У природы нет плохой погоды».

Игровая прогулка «Здравствуй, лето красное».

Тематическая прогулка «Природа зимой».

Наблюдения «Природные явления» (роса, туман, снег, град и т.д.).

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Наблюдение за воздухом и облаками.

Наблюдение за берёзами (осенними), листопадом, ветром, насекомыми.

Игра-беседа «Прогулка зимой».

Беседа «В мире природы».

Экологическая беседа «Поможем природе».

Беседы о состоянии природы летом, зимой, осенью, весной.

Беседа «Взаимодействие сил природы».

Методика Г.А. Цукермана «Кто прав?»

Методика Г.А.Цукермана «Рукавички»

Методики и авторы:

  1. «Мир за твоим окном» Кукушкина, О.И. Мир за твоим окном [Электронный ресурс]: специализированная обучающая компьютерная программа / О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Е.Л. Гончарова. - М.: Полиграф сервис, 1996. – 1 CD-ROM.
  2. Кукушкина, О.И. Как сделать видимыми скрытые проблемы в развитии ребенка [Текст]: метод. пособие / О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская - М.: Полиграф Сервис, 2008. – 144 с.
  3. «Лента времени» Кукушкина, О.И. Лента времени [Электронный ресурс]: цикл специализированных компьютерных программ «Картина мира»: программа первая / О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Е.Л. Гончарова. - М.: Полиграф сервис, 2002. — 1 CD-ROM.
  4. «В городском дворе» Кукушкина, О.И. В городском дворе [Электронный ресурс]: цикл специализированных компьютерных программ «Картина мира»: программа вторая / О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Е.Л. Гончарова. - М.: Полиграф сервис, 2002. – 1 CD-ROM.
  5. «На даче» Кукушкина, О.И. На даче [Электронный ресурс]: цикл специализированных компьютерных программ «Картина мира»: программа третья / О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская. - М.: Полиграф сервис, 2009. – 1 CD-ROM.
  6. Лозбякова М.И., стр.290-291;Селиверстов «Игры в логопедической работе с детьми, с.87; N189


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование жизненной компетенции по направлению «Дифференциация и осмысление картины мира»

Слайд 2

…Уже то, что ты смотришь на окружающий мир и видишь его, таит в себе и добро, и зло: всё зависит от того, что ты увидишь и как увидишь В.А.Сухомлинский

Слайд 3

Весна. Как избежать неприятностей…

Слайд 4

Времена года Зима Лето Осень Весна

Слайд 5

Весна март апрель май

Слайд 9

Альпбах — самое красивое место Австрии Инсбрук — не просто горнолыжный курорт

Слайд 10

Выбери правильный ответ Хорошо Плохо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование жизненно -важных компетенций старшеклассников в условиях социальной практики в Швеции"

Данный материал является анализом практики, которую я придумала, спланировала и реализовала, попутно получив сама многие новые для меня компетенции....

Формирование жизненных компетенций учащихся на уроках математики

На данном этапе развития общества весь процесс обучения и воспитания направлен на развитие механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни.Многие выпускники школ оказываются беспом...

Статья "Формирование жизненной компетенции у детей с ОВЗ

Практическая значимость исследования может считаться попытка разработки новых элементов образовательного процесса для воспитания детей с ЗПР....

Статья "Формирование жизненных компетенций на уроках технологии"

Статья "Формирование жизненных компетенций на уроках технологии" для учащихся 5-9 классов...

Статья "Развитие метапредметных компетенций учащихся средствами искусства (из опыта работы)

В данной статье рассматриваются развитие УУД на уроках музыки в основной школе. Автором подчеркивается важность культурологического подхода (в отличие от,знаниевого) при изучении произведений  ис...

Статья "Особенности формирования жизненных компетенций у детей с ОВЗ в рамках коррекционного курса: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

 Наблюдения за контингентом воспитанников школы, имеющих ОВЗ, показывает, что неуклонно растет число сочетанных отклонений в развитии. Наряду со сложными аномалиями органического поражения...

Статья Особенности формирования жизненных компетенций у детей с ОВЗ в рамках коррекционного курса: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Статья Особенности формирования жизненных компетенций у детей с ОВЗ в рамках коррекционного курса: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»...