Конспект занятия.Путешествие в страну "Сотрудничество"
план-конспект занятия по психологии (5 класс) по теме

Зарубина Мария Викторовна

В игровой форме проведено занятие для обучающихся ОВЗ с целью развития коммуникативвных умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Путешествие в страну «Сотрудничество»

Цель: содействие социализации детей с ОВЗ в условиях образовательной школы  через создание ситуации успеха и благоприятного психологического климата.

Задачи:

  • развивать коммуникативные навыки у обучающихся с ОВЗ подросткового возраста,
  • способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения у участников группы,
  • способствовать усвоению участниками новой информации и изменению системы их представлений о себе и окружающем мире,
  • содействовать накоплению эмоционально-положительного опыта общения со сверстниками, отработка коммуникативных навыков между участниками.

Оборудование:

Шкатулка с зеркалом внутри, цветные карточки, силуэты варежек (3 шт.), гуашь, кисти, стаканы с водой, цветные карандаши, клей-карандаш, журналы с картинками, ножницы, магнитофон, диск с музыкальными записями, доска, мел.

        Продолжительность занятия: 40 минут.

        Количество участников: обучающиеся 5 класса, 12 человек.

        Возраст участников:12 - 13 лет.

Ход мероприятия

Содержание и цель работы

Методы, техники и формы работы

Психологический комментарий

Вводная часть.

Разогрев. «Цветные приветики».

Время: 15 минут.

Цель: подготовка участников к психологической работе, снятие напряжения и раскрепощения, на сокращение эмоциональной дистанции между обучающимися, тренировка способностей выражения своих чувств с помощью мимики и жестов.

Содержание: Участники  (дети) садятся в круг на стулья и выбирают у психолога по одному цветному квадратику, который отражает (передает) настроение на сегодняшний день. Далее по очереди каждый показывает свой цветной квадратик, говорит «привет» и называет свое имя с таким настроением, с которым пришел на занятие (например, «Привет, меня зовут Люба…»).

Время: 5минут.

Упражнение «Волшебная шкатулка».

Цель: формирование адекватной самооценки, ощущение значимости каждого ребенка.

Содержание: Психолог «Нас ждет сегодня путешествие в страну Сотрудничество». Давайте на мгновение закроем глаза (дети закрывают глаза). По моему хлопку глаза открываем. Вот мы и в стране «Сотрудничество», а я вас буду сопровождать по этой стране.  

У меня в руках необычная шкатулка, в ней находится человечек, которого вы хорошо знаете: он единственный и неповторимый, он самый лучший, самый умный, самый красивый, он большой волшебник,  без него наше путешествие просто невозможно. Каждый из вас, открывая шкатулку, должен посмотреть на него, улыбнуться  и сказать «Как ты мне нравишься!»… Дети по очереди открывают шкатулку, смотрят в нее и говорят фразу : «Как ты мне нравишься!» Далее психолог спрашивает детей: «Кого вы видели в шкатулке?». Дети отвечают: «Себя!» Психолог: «Значит, вы и есть волшебные человечки, которые творят чудеса».

Время: 10 минут.

Психогимнастическое упражнение, наблюдение за участниками, релаксация.

Работа с карточками, совместная деятельность участников.

Помочь ребенку выбрать цветной квадратик-приветик, соотнеся его  со своим  настроением.

Основная часть.

«Что такое сотрудничество?»

Время: 15 минут

Цель: дать детям представление о понятии «сотрудничество».

Содержание: Психолог заводит беседу о том, что для выполнения какого-нибудь важного дела необходимы усилия многих людей: «В волшебной стране Сотрудничество, как и у нас, для выполнения какого-нибудь важного дела необходимы усилия многих людей.  Например, в одиночку невозможно построить большой дом, корабль, автомобиль, издать книгу, вырастить большой урожай. Но люди, участвующие в общем деле, должны действовать  согласованно, иначе, ничего не получится, как это случилось с Лебедем, Раком и Щукой в известной басне Крылова. Необходимо учиться делать совместно разные дела, учиться сотрудничеству…»

Дети включаются в беседу, и в результате коллективного обсуждения этой темы на доске возникает надпись: «Сотрудничество – это умение делать дело вместе». 

Психолог: «Из каких умений складывается  умение сотрудничать:

- из умения понять другого,

- из умения договориться,

- из умения уступить, когда очевидна правота другого,

-из умения разумно распределить роли в процессе работы».

Из чего еще?...»

Психолог предлагает детям перейти от слов к делу: «А теперь перейдем от слов к делу и попробуем сотрудничать в выполнении одного задания».

Дети  разделяются на пары  (перекличка «Вишня, черешня, персик», каждый разбивается на пары –Вишня, черешня, персик). Всего 3 пары. Каждая пара получает по два вырезанных из бумаги силуэта  варежек. Необходимо суметь украсить их узорами или рисунками, чтобы варежки были парными, не отличались друг от друга (дети работают в парах под музыкальное сопровождение). В работе используются краски (гуашь), вырезанные картинки, которые дети сами выбирают и наклеивают на варежки.

Наблюдение, беседа.

Применение арт-терапевтических техник: рисование красками с использованием элементов коллажирования (под музыкальное сопровождение).

Работа в парах.

Психолог записывает комментарии детей, звучащие по ходу работы,

Психолог фиксирует, как дети принимают  новую художественную технику (коллажирование) и насколько быстро ее осваивают.

При выполнении творческих заданий можно включить для участников в качестве фона умеренно быструю музыку, чередующуюся с более медленной. Очень хорошо подходит инструментальная музыка (гитара, флейта) желательно без слов. Музыка создает очень благоприятную для творчества атмосферу.

 

Заключительная часть

Представление работ, обсуждение результатов.

Время: 10  минут.

Цель: представление и обсуждение работ детей в парах, отработка коммуникативных навыков между участниками группы.

Каждая пара  представляет свою работу «варежку», демонстрируя ее всем участникам, рассказывает  о том, как им удалось договориться, как шла работа, демонстрирую свой результат.

Завершение. 

Коммуникативное упражнение «Костер».

Цель: подытожить то, о чем говорили и делали на занятии, какие выводы сделали участники группы.

Психолог: «Наше занятие заканчивается. Я надеюсь, что оно вам понравилось, т.к. сегодня вы вместе со своими одноклассниками  

побывали в удивительной стране Сотрудничества, вместе создали много нового и интересного, попробовали договориться друг с другом. На прощание я хочу вам предложить «разжечь большой  костер нашей дружбы и сотрудничества».

Дети садятся в круг вокруг воображаемого костра и выполняют команды психолога:

- по команде «жарко» дети должны отодвинуться, отклониться от костра,

- по команде «руки замерзли» - протянуть руки к костру,

- по команде «ой, какой большой костер» - встать и помахать руками,

- по команде «костер принес дружбу и веселье»- взяться за руки и ходить вокруг костра.

Далее психолог продолжает: «Мне было очень приятно работать с вами.  Я прошу высказать свое мнение по поводу занятия, что вы обо все, что мы делали, думаете, какие чувства испытываете, как изменилось ваше настроение». Дети делятся своими впечатлениями и ощущениями.

Психолог: «Спасибо за внимание. И до встречи на следующем занятии».

Беседа, наблюдение, рефлексия.

Работа в парах, совместная деятельность участников группы.

Дети объединяются в пары, демонстрируют  свои работы, обсуждают и делятся впечатлениями.

Обсуждение результатов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие в Мастерскую Природы"

Методическая разработка направлена на привлечение ребят младшего школьного возраста к работе с природным материалом, на развитие интереса к природе....

Конспект занятия "Путешествие в Здраволюбию"

Цель занятия: Сформировать и развивать навыки безопасности поведения в ситуациях, связанных с возможностью неблагоприятного воздействия ПАВ на здоровье человека....

Конспект занятия "Путешествие в весенний лес"

Развитие речи и творческих способностей....

Конспект занятия "Путешествие в страну Берендея", сценарий праздника "Масленица"

Конспект занятия: «Путешествие в страну Берендея».    Цель занятия:  закрепить знания о народных промыслах Руси, народных праздниках и традициях;  совершенс...

Конспект занятия «Путешествие по городу»

Лексическая тема: «Наш город»Логопедическая тема: «Звук С»Цель: коррекция речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом.Образовательные задачи:активизировать слова...

Конспект занятия "Путешествие в страну сказок". Внеурочная деятельностьв 1 классе.

Конспект занятия "Путешествие в страну сказок" в 1 классе составлен к программе "Смотрю на мир глазами художника"....

Конспект занятия "Путешествие в зимний лес"

Логопедическое фронтальное занятие для детей старшей группы с ОНР 3-го уровня по формированию словообразовательных навыков....