Развитие социальной уверенности у детей с ограниченными возможностями через обогащение сенсорного опыта
учебно-методический материал на тему

Васильева Наталья Юрьевна

Работа представляет собой сборник с заданиями, предназначенными для детей с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГОУ СО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей,  

г. Черемхово»

Согласовано:

Зам. директора по РВР

__________Н.Ф. Клименко

Утверждаю:

Директор детского дома

_________Н.В. Морозова

Сборник занятий.

Тема: Развитие социальной уверенности у детей с отклонениями в развитии через обогащение сенсорного опыта.

                           

Составила учитель-дефектолог:

Наталья Юрьевна Васильева

                                   

                                 г.Черемхово

   

      Пояснительная записка.

Дошкольный возраст — это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя, своего «Я» в системе социального мира, развития познавательных способностей. На этом этапе формируется личность ребёнка. Именно в этот период происходит овладение речью, осваиваются особые формы поведения, появляется способность к продуктивным видам деятельности, формируется мышление. Ребёнок с интеллектуальной недостаточностью на этом этапе остро нуждается в помощи педагогов.

Наша основная задача — обеспечить их умственное, сенсорное, физическое, моторно-двигательное, речевое, эмоциональное, эстетическое, социальное развитие и коррекцию. Деятельность учителя - дефектолога направлена на возникновение образа «Я», осознание себя среди сверстников и взрослых, в природе, на формирование личности. Дети с отклонениями в развитии имеют низкий уровень самосознания и произвольного поведения. Имеют нарушения в эмоциональной сфере: душевный дискомфорт, страхи, чувство неполноценности, неустойчивость чувств, с одной стороны, с другой — острая аффективность, агрессивность, низкие коммуникативные возможности и способность к эмпатии.

Ребёнок, который плохо приспособлен к жизни, не стремится самостоятельно найти способы решения жизненных задач, а хочет получить готовые ответы без собственных усилий. Чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе -положительную «Я - концепцию». Чувство собственной значимости, является производным от общей оценки, которую ребёнок интуитивно выносит себе, оценивая два других момента: насколько он импонирует другим и какова его компетентность. Все эти факты имеют социальный характер. Социально неуверенные, имеющие неадекватную самооценку дети, склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия, реагируя на них неадекватным поведением. Использование игр на занятиях служит универсальным средством профилактики и компенсации психоэмоциональных проблем неуверенного ребёнка.

Что же происходит с ребёнком на игровых занятиях? В особых игровых условиях он моделирует отношения в наглядно-действеной форме, начинает лучше в них ориентироваться, он преодолевает личностный эгоцентризм, начинает лучше осознавать себя, возрастают его уверенность в себе и способность действовать в коммуникативных ситуациях. В игре формируются реальные отношения сотрудничества между одним ребёнком и его сверстниками; играя, ребёнок поэтапно осваивает новые способы поведения в проблемных ситуациях, усваивает их. Использование всех анализаторов в процессе игр, обогащение социально - природной среды способствуют развитию ребёнка и служат основой его готовности к школе. Игры из цикла «Я и мир», «Мир звуков», «Мир прикосновений» носят коррекционно-развивающий эффект, помогают возникновению у детей

положительного эмоционального состояния, удовольствия от действий с различными предметами, стремление к сотрудничеству; активизации коммуникативных средств; освоении свойств материалов, узнавании их зрительно, на ощупь и по характерному звуку. Именно в этих играх происходит «открытие сверстника», а именно восприятие его на положительной эмоциональной основе в качестве объекта взаимодействия, возникает желание действовать вместе с ним. В ходе этих игр у детей развивается положительное эмоциональное отношение к предметам и действиям с ними; внимание и сосредоточенность, узнавание их зрительно, на слух и на ощупь; узнавание и различение бытовых звуков, шумов, работающих электроприборов, звуков природы, умение подражать им. Это способствует развитию системы, зрительно-слуховой связи; тактильно - кинестетического восприятия, познавательных функций руки. Дети приобретают опыт социально уверенного поведения и развиваются в процессе общения их социальные способности, они становятся эмоционально восприимчивы, начинают понимать отношении к ситуации, приобретают положительный поведенческий опыт.

Мною разработаны  занятия, с использованием дидактических игр на обогащение сенсорного опыта и развитие социальной уверенности детей.

Занятия предлагаю для учителей - дефектологов 3 года обучения.

Тактильно – двигательное восприятие.

Тема: «Ищем клад».

Цель: Учить детей правильно ощупывать предметы, выделяя при этом характерные признаки.

Формировать у детей образы восприятия, учить запоминать и называть предметы и их свойства.

Дать детям тактильный и кинестетический опыт.

Развивать у детей умение выражать своё эмоциональное состояние, через прикосновение к песку.

Корригировать тактильное восприятие, мелкую моторику.

Активизировать в речи: гладкий, шероховатый, тёплый, холодный.

Помочь детям снять через игру с песком внутреннее напряжение.

Оборудование: песочные часы, разные предметы (гладкие, мелкие, холодные,                              

                           шероховатые), песок, вода, кукла Гном.

                                Ход занятия.

Вводная часть. Пришёл Гном с песочными часами.

- Давайте поиграем в тишину – пока струится песок, нужно молчать. Кто заговорит, выбывает из игры. (Гном принёс тазик с сухим песком).

  1. Обследуем сухой песок. Насыпаем песок на ладошку, рассматриваем его; погружаем кисти рук в песок, набираем песок в ладони и просеваем сквозь пальцы, наблюдаем, как он струится.

- Какой песок? (Сухой, мягкий, сыпучий).

- Нарисуем на песке пальчиком узоры: Бегут в стране песочной

Дорожки из песка, Течёт в стране песочной. Песочная река.

Дети проговаривают текст считалки, координируя движения с темпом речи.

  1. Игра «Ищем клады».

- Гном приготовил нам сюрпризы, они находятся в песке.

Погружаем руки в песок, ищем различные предметы, описываем какой предмет на ощупь. Воспитатель даёт образец описания предмета (гладкий, шероховатый, мягкий или твёрдый и др.).

Дети ищут предметы в песке двумя руками одновременно.

  1. Гном показывает детям человечка – гномика, и просит построить ему дом – пещеру. Воспитатель увлажняет песок, дети создают из него горы, пещеры.

- Какой сейчас песок? (Сырой, тяжёлый, вязкий, плотный).

Заключительная часть. Гном предлагает детям в ванночке с сырым песком оставить отпечатки своих рук. Они разные – обратить на это внимание детей.

                   Тактильно – двигательное восприятие.

Тема: «Ждём гостей, завариваем чай».

Цель: Познакомить детей, как завариваем чай.

Расширять опыт тактильного восприятия ребёнком объектов ближайшего окружения.

Обогащение словаря: заварочный, шероховатый, тянется.

Корригировать сенсорные ощущения, мелкую моторику, тактильные ощущения, слуховое внимание.

Обогащать чувственный опыт детей.

Вызвать у детей разнообразные приятные ощущения, помочь детям расслабиться, сблизиться.

Оборудование: чайник заварочный, чай, ложечка чайная, варенье, розетки, кукла Поварёнок, полотенце.

                                Ход занятия.

Дети приходят на занятие со своими игрушками – гостями.

  1. Вводная часть. Игра «Наши помощники».

- Сегодня нам будут  нужны глаза, руки, уши и нос. Не забыли ли вы о них? Проверим всё ли на месте: Рот, нос, голова, руки, уши и глаза.

                                   Плечико, плечико, шея, грудь,

                                   И про животик не забудь

Дети показывают их указательными, поглаживающими движениями.

  1. Дидактическое упражнение «Угадай, что звучит?»

За ширмой звенят ложечки, кружки, ложечка в стакане с чаем.

Появляется кукла – повар с продуктами и посудой.

(Рассматривание продуктов).  (чай).

Обследуем травяной сбор на ощупь (сухой, шероховатый, хрупкий).

Рассматриваем посуду: заварочный чайник (прозрачный), кружка с маленькой ложечкой, уточняем название этой посуды и для чего она нужна.

Воспитатель заваривает чай, проговаривая каждое действие: насыпаем траву; наблюдаем и слушаем, как наливается вода; следим, как опускаются на дно травники. Накрываем чайник полотенцем, обследуем его на ощупь (мягкое, стало тёплым).

Раскладываем варенье в розетки. Определяем, какое варенье, сравниваем запахи, пробуем на вкус, с помощью ложечки показываем, что варенье тянется, льётся.

  1. Угощаем гостей. Дети рассматривают игрушки. На заранее приготовленные места, каждый по очереди называет свою игрушку и как с ней играет.

Перед чаепитием все вместе желают гостям приятного аппетита. В процессе угощения дети наливают чай в чашки для своих игрушек, накладывают варенье в розетки.

  1. Дидактическая игра «Играем в прятки». Игрушки захотели поиграть в прятки и забрались под одеяло. Каждый ребёнок ищет под одеялом свою игрушку среди других на ощупь.

Заключительная часть. Поём песенки, а игрушки танцуют под музыку.

Слуховое восприятие.

Тема: «Путешествие в страну звуков».

Цель: Пробудить интерес к восприятию различных звуков; повысить навыки осознания детьми звуков, которые их окружают.

Активизировать в речи: звенят, шуршат, стучит.

Корригировать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.

Упражнять в умении подбирать слова действия к существительным.

Воспитывать умение полнее при помощи звуков воспринимать окружающий мир.

Оборудование: деревянные кубики, газета, ложки деревянные, железные, запись      

 шумов кухни; картинки с изображением кухни, ванной комнаты, игровой комнаты, спальной комнаты.

                              Ход занятия

Вводная часть.

- Сегодня мы отправляемся в путешествие в страну звуков, а полетим мы в эту страну на самолёте. (Дети изображают самолёты, шум мотора у-у-у. Синхронно с движениями рук перед грудью (заводим моторы;  ритмичные движения с изменением звука в разном темпе и с разной силой голоса.) Полёт: дети двигаются врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.

  1. Игра «Что – как звучит?»

Находим на столе предметы (кубики, газета, ложки деревянные, железные)

- Давайте послушаем, как они звучат. Что делают кубики? Ложки? Газета?

- А сейчас мы поиграем. Вы должны послушать звуки с закрытыми глазами и угадать, какие предметы их издают. (Дети отгадывают, находят эти предметы).

  1. Игра «Угадай - ка»

Дети сидят в кругу, за кругом стол с картинками. Детям дают для прослушивания один фрагмент звукозаписи (звуки кухни: грохот кастрюль, шум воды, позвякивание посуды). Дети слушают с закрытыми глазами. Водящий отгадывает, где можно услышать эти звуки, и находит на столе картинку с соответствующим изображением (кухня). Дети говорят правильно ли он угадал. Педагог хвалит детей за правильные ответы.

  1. Заключительная часть

Изображаем полёт на самолёте: дети встают друг за другом, двигаются парами за воспитателем, вращают руками, как вращается пропеллер, имитируют шум мотора.  

Слуховое восприятие.

Тема: «Тишина и шум».

Цели: Учить детей различать звуки, дифференцировать их по громкости, характеру звучания.

Обогащение словаря: шуршать, рычать, храпеть.

Корригировать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают сами дети.

Помочь детям осознать себя источником звуков получая новые способы выражения собственных представлений о мире. Побуждать детей прислушиваться к звукам, которые нас окружают.

Оборудование: медведь, бельчата, ежата (иллюстрации).

Ход занятия.

Вводная часть.

Наши ладошки умеют разговаривать. Приветствуем друг друга. Говорим «привет» и отвечаем ладошками.

  1. Игра «Тишина и шум»

- Сейчас мы с вами немного пошумим и послушаем тишину.

(Чередуем постукивание пальцами и ладошками по столу, слушаем звуки и тишину (не двигаемся).

  1. Игра «Что я могу»

- А сейчас ведущий будет издавать звуки (хлопать в ладоши, топать ногами, хлопать по бёдрам), а мы должны отгадать, что он делает (с закрытыми глазами).

3. – К нам в гости пришли медведь, бельчата, ежата. Я сейчас расскажу про них историю. (рассказывание истории).

Дети слушают и помогают педагогу постукиваниями, используя те движения, которые разучили в играх. Изображаем, как белочки прыгали по деревьям, ежата шуршали в листве, как они будили медведя

Заключительная часть.

Прощаемся аналогично приветствию.

Тактильно – двигательное восприятие.

Тема: «Водичка – водичка…».

Цель: Улучшить осознание ребёнком самого себя через игры с водой, учить с помощью взрослого высказывать свои чувства, соприкасаясь с различными поверхностями (мокрыми, сухими).

  1. Учить детей дифференцировать внешние, чувственно воспринимаемые свойства, качества предметов
  2. Развивать осязание; знакомить со свойствами воды.
  3. Активизировать словарь: тонет, лёгкий, тяжёлый, мокрый.
  4. Корригировать сенсорное восприятие, умение дифференцировать осязательные ощущения.
  5. Воспитывать у детей уверенность в себе, открытого выражать свои чувства.

Оборудование: камушки разных размеров, ракушки, кора, скорлупа грецких орехов, фен, кукла Гном.

                                     Ход занятия.

  1. Вводная часть. Готовим сюрприз. Ждём Гнома в гости и готовим ему сюрприз – озеро. Вода в нём должна быть приятной на ощупь, тёплой. Дети по очереди наливают понемногу в ванночку тёплой воды. Опускаем на дно камешки и раковины, обследуем их на ощупь.

- Какие камни по весу? Тяжёлые, лёгкие.

  Как они опускаются на дно, как они выглядят в воде? (Так, как в руках, или по-другому).

  1. Игра «Ищем сокровище». Приходит Гном. Здоровается с детьми. Выражает восторг при виде озера, любуется камнями и просит достать их для него. Хочет построить у себя дома горку из камней. Дети погружают руки в воду, находят на ощупь предметы, угадывают, что нашли, какие они – сухие или мокрые.
  2. Игра «Буря». Кору, ореховые скорлупки дети опускают в озеро, дуют на них так, что бы получилась буря, но чтобы они не утонули. (Дети слушают, как плещется вода, когда дует один и когда дуют все: Сравниваем лёгкие кораблики и тяжёлые камешки. Ловим ладонями обеих рук кораблики и размещаем их на берегу для просушки).
  3. Игровое упражнение «Лодочка». Дети все вместе выполняют вслед за воспитателем различные движения руками: пропускают воду сквозь пальцы; «ныряют» под воду, двигаются на воде и др.

Заключительная часть. Игровое упражнение «Ветер». Сушим руки феном (воздух разной температуры – тёплый, прохладный).

- Что вы чувствуете, вам приятно?

Прослушиваем феном кораблики, наблюдаем, как изменяется цвет корабликов.

Слуховое восприятие. Блок «Мир звуков»

Тема: «Кто в теремке живёт?».

Цель:Учить детей воспринимать и дифференцировать на слух различного темпа звучания музыкальных инструментов, реагировать на изменение звучания определённым действием.

  1. Упражнять в умении передавать характер животного, используя музыкальный инструмент.
  2. Активизировать словарь: неуклюжий, косолапый, быстрый, прыгает.
  3. Продолжать учить подбирать слова определения к существительным заяц, медведь, лиса.
  4. Воспитывать желание выражать свои чувства и представления о мире используя музыкальные инструменты.

Оборудование: игрушки Медведь, Заяц, Лиса; музыкальные инструменты – барабан, металлофон, дудочка.

Ход занятия.

Вводная часть.

Игра с пальчиками. Поочерёдное соединение всех пальцев с большим начиная с указательного и кончая мизинцем. В обратном направлении – от мизинца к указательному. Сначала ребёнок соединяет пальчики одной рукой, потом другой, потом – другой (на ударные слоги):

 1–2       1-3         1-4      1-5

 Ёж, медведь, барсук, енот

 1-5     1-4        1-3     1-2

 Спят зимою каждый год (смена рук)

 1-2       1-3      1-4     1-5

 Волка, зайца, рысь, лису

 1-5  1-4         1-3       1-2

 И зимой найдёшь в лесу.

  1. Игровое упражнение «Кто в домике живёт?»

Загадки о животных:

  • Летом ходит без дороги возле сосен и берёз,

А зимою спит в берлоге, от мороза прячет нос.

  • Комочек пуха, длинное ухо.

Прыгает ловко, любит морковку.

  • Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, а в деревне кур крадёт.

По мере отгадывания загадок появляется игрушка.

- Животные принесли музыкальные инструменты. Каждое животное принёс свой инструмент, но они перепутали, у кого какой был инструмент. Давайте скажем медведь – какой он?

- Неуклюжий, косолапый. Как ходит медведь?

- Заяц, какой он? Маленький, быстрый.

- Лисичка, какая она? Она хитрая, ходит медленно.

Физминутка.

- Давайте походим как мишки, зайки, лисички.

  1. Рассматривание инструментов, как они звучат. (Послушать каждый инструмент). Сравниваем звучание музыкальных инструментов с характером и передвижениями животных.
  2. Инсценируем и озвучиваем животных.

Музыканты, у кого инструменты играют  на своём инструменте. Дети актёры у кого какая игрушка (заяц, медведь, лиса). Показывают движениями этого животного.

Заключительная часть.

Игровое упражнение «Кто прячется в домике?». Педагог играет на музыкальном инструменте, животные прощаются и уходят в домик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями

Презентация:Исследовательская работа по проблемам дете-инвалидов, социальное сопровождение таких детей в школе...

Обобщение опыта по теме:"Взаимодействие педагогов в развитии познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья."

Обобщение опыта работы в проведении интегрированных уроков в специальной коррекционной школе-интернате 8 вида...

Методическая разработка к разделу программы: «Ознакомление с окружающим» «Развитие социальной уверенности у детей с отклонениями в развитии на занятиях с использованием дидактических игр»

Методическая разработка к разделу программы:«Ознакомление с окружающим»«Развитие социальной уверенности у детей с отклонениями в развитии на занятиях с использованием дидактических игр»в этом сборнике...

Из опыта социального педагога. Статья "Дети с ограниченными возможностями"

В настоящее время в России насчитывается около 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья, причем 600 тысяч из них – инвалиды. Это актуализирует необходимость осмысления их положения в общест...

Памятка для родителей "Развитие познавательных способностей у детей с ограниченными возможностями через дидактические игры"

Игра является источником умственного, речевого развития. С её помощью можно развивать те качества и процессы, которые имеют значение для формирования представлений и усвоения ребёнком знаний, необходи...

«Духовно-нравственное воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями через реализацию комплекса мероприятий с Центром Духовное просвещение»

Государство и Русская Православная Церковь едины в оценке негативных последствий кризиса духовности и человечности в обществе...