Сказка как средство познавательного развития учащихся младших классов с нарушениями интеллекта.
статья на тему

        В жизни поступившего в школу умственно отсталого ребенка  игровая деятельность продолжает занимать первостепенное место,  и сказка находит свое применение в ходе коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы учащихся  с умственной отсталостью младшего школьного возраста. Сказка  является  наиболее действенным   инструментом, влияющим на познание ребёнка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказка как средство познавательного развития учащихся младших классов с нарушениями интеллекта.

На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного воздействия (Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Е.А. Стребелева, Г.В. Чиркина и др.).

Затруднения в психическом  развитии детей с умственной отсталостью обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности.  В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью.

У детей с общим психическим недоразвитием наблюдается выраженное запаздывание в становлении всех ведущих видов деятельности. Кроме того, они качественно и структурно обеднены по сравнению с уровнем развития тех же видов деятельности у нормально развивающихся сверстников.

К концу дошкольного возраста у умственно отсталых детей не формируется психологической готовности к школьному обучению, которая представляет собой систему мотивационно-волевых, познавательных и социальных предпосылок, необходимых для перехода ребенка к следующей ведущей деятельности — учебной.

Поскольку психическое недоразвитие при умственной отсталости носит системный характер, к концу дошкольного возраста дети данной категории оказываются совершенно неготовыми к получению образования, т.к. они были лишены специальной системы помощи (в населенных пунктах нашего района нет специальных дошкольных образовательных учреждений).

В жизни поступившего в школу умственно отсталого ребенка  игровая деятельность продолжает занимать первостепенное место,  и сказка находит свое применение в ходе коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы учащихся  с умственной отсталостью младшего школьного возраста. Сказка  является  наиболее действенным   инструментом, влияющим на познание ребёнка. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э, Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева. Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии.

Российская дефектология  руководствуется теоретическим постулатом Л. С. Выготского о том, что своевременная педагогическая коррекция с учетом специфических особенностей каждого ребенка с умственной отсталостью «запускает» компенсаторные процессы, обеспечивающие реализацию их потенциальных возможностей. Организация  коррекционно-развивающей работы с использование сказочного игрового сюжета, основанного на использовании практической деятельности,  не только повышают качество ощущений и восприятий, но и оказывают положительное влияние на развитие интеллектуальной сферы, в частности овладение отдельными мыслительными операциями.

С любимыми героями сказки ребенок, незаметно для себя, решает многие задачи, охотно преодолевает трудности при овладении новыми знаниями.

Изучая     методическую   литературу  по  данному  направлению,            сделала вывод о недостатке  литературы по развитию познавательной          сферы детей с умственной отсталостью средствами народных и авторских сказок. Поэтому изучив методические рекомендации Фесюковой Л.Б.,  Алексеенко В.В.,  Лощининой Я. И., Гуськовой А.А.  и других имеющихся исследований в области                        сказки разработала систему коррекционно развивающих занятий  «Развитие познавательной сферы учащихся младших классов с нарушениями интеллекта».

Цель – повышение уровня развития познавательных способностей  и познавательных интересов у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста  средствами сказки.

Для основной массы умственно отсталых учащихся младших классов не характерно осознанно-положительное отношение к учебной деятельности, хотя у отдельных школьников можно наблюдать элементы такого отношения.

Развитие положительного отношения к учению у умственно отсталых школьников протекает чрезвычайно замедленно и характеризуется неустойчивостью. Оно может изменяться под влиянием ситуации, успеха или неуспеха, смены обстановки, степени контроля со стороны педагога. Сказка помогает создать положительный эмоциональный настрой, положительное отношение к требованиям педагога, вследствие чего дети стремятся к выполнению игровых заданий и упражнений, что способствуют положительной динамике в развитии познавательных процессов и соответственно к усвоению школьных знаний.

Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью  проводится в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых коррекционно - развивающих занятий.

Основными направлениями коррекционной работы являются:

  1. Проведение диагностической работы – обследование  развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей.
  2. Коррекционно-развивающая работа – организация  мероприятий, способствующих коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования (занятия индивидуальные и групповые). С любимыми героями сказки ребенок незаметно для себя решает многие задачи, охотно преодолевает трудности при овладении новыми знаниями, умениями, качествами.
  3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития учащихся.
  4. Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др.

Основной содержательный материал, используемый при работе с учащимися на коррекционно-развивающих занятиях — развивающие игры. Исходя из цели коррекционной работы,  подбираются наиболее адекватные для каждого занятия,  игры и упражнения, которые способствуют развитию у детей познавательной мотивации, произвольности, познавательной и речевой сферы.

Для того, чтобы достигнуть поставленной цели, необходимо было создать развивающую среду, в которой школьник мог бы развиваться, познавать окружающий мир: предметы, атрибуты, пособия, побуждающие детей к активной деятельности как самостоятельной, так и совместной с педагогом и детьми (карты, схемы, картинки, необычные предметы, сюрпризные коробки и т.п.), а так же средства ИКТ.

В основе своей работы придерживаюсь  следующих принципов:

  • развиваю отдельные психические процессы через перестройку и развитие мотивационной сферы ребенка;
  • субъектное отношение к ребенку;
  • развивающую работу строю на основе индивидуального подхода, учитывающего "зону ближайшего развития" ребенка;
  • занятия провожу в игровой форме, чтобы  вызывать у детей живой интерес;
  • отношения с детьми доброжелательны и дружелюбны;
  • ребенок должен иметь право на ошибку;
  • успех должен переживаться детьми как радость; даю положительную эмоциональную оценку любому достижению ребенка;
  • большое внимание на занятиях уделяю развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы.

Велика образовательная роль сказок. Эмоциональная сфера и познавательная деятельность неотделимы, без эмоции, как известно, познание невозможно, а эмоционально положительный настрой в работе с умственно отсталыми детьми имеет большое значение.  Сказка  в системе коррекционно-развивающих занятий несет в себе:

  • коммуникативную направленность каждого слова и высказывания ребёнка на занятии;
  • эффективность игровой мотивации в развитии познавательной активности и познавательных интересах;
  • совершенствование познавательных процессов ребенка;
  • развитие диалогической и монологической речи;
  • сотрудничество педагога-психолога с учащимися и друг с другом;
  • создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка.

С учетом этого составила перспективный план работы для  развития познавательной сферы, в котором коррекционно-развивающие занятия строятся по следующему алгоритму:

1. Организационный момент - отгадывание загадок об изучаемой сказке.

2.Пальчиковая гимнастика.

3. Графический диктант (штриховка, рисование).

4. Игры:

  • расширяющие кругозор и словарный запас ребенка;
  • логические игры;
  • игры, развивающие фонематическое восприятие;
  • игры, развивающие внимание и память;
  • игры, развивающие мелкую и крупную моторику ребенка.

5. Психогимнастика.

6.Итог занятия — совместно с детьми делаю вывод
по сказке.

На занятиях предпочитаю использовать интегрированный подход, обеспечивая смену детской деятельности, что в свою очередь способствует активности участие каждого ребёнка в образовательном процессе, а так же  предупреждает переутомление и дефицит внимания.

В силу отмеченных выше особенностей сказки, несомненно, являются эффективным средством развития познавательных интересов учащихся с нарушениями интеллекта в системе  коррекционно-развивающих занятий, способствует положительной динамике в развитии  познавательной сферы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию.

В материале рассматривается вопрос влияния изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию....

«Особенности развития памяти младших школьников с нарушением интеллекта»

Данная работа предназначена для людей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Развитие познавательной активности учащихся младших классов во время игр на улице.

Выступление на методическом объединении воспитателей...

Статья "Некоторые приёмы формирования орфографической зоркости учащихся младших классов с нарушением интеллекта"

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка. Орфографическая зоркость развивается ...

Адаптированные тексты по истории Орловского края для учащихся 10 класса с нарушением интеллекта

В ходе преподавания краеведения в школе VIII  вида я столкнулась с рядом проблем: во первых, малое количество литературы по истории Орловского края для составления программы, во вторых - отсутств...

Сценарий праздника в начальной школе "Приключения птички-невелички" для обучающихся младших классов с нарушениями интеллекта.

Праздник - это один из самых главных моментов в жизни любого ребенка. Он просто необходим для всестороннего развития. Праздник всегда несёт в себе заряд положительных эмоций (чего и не хватает детям с...