Дети с ЗПР
статья на тему

Картушина Татьяна Валерьевна

общие аспекты развития детей с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_deti_s_zpr.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ  РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С  ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы.

У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно – двигательного аппарата, речи, они не являются умственно отсталыми. Задержка психического развития является одной из наиболее частых форм нарушений психического онтогенеза.

Характерными признаками задержки психического развития являются следующие: ограниченный, не соответствующий возрасту ребёнка запас знаний и представлений об окружающем, низкий уровень познавательной активности, недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения, более низкая способность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приёму и переработке перцептивной информации. Кроме того, у большинства детей с задержкой психического развития отмечается  недостаточная сформированность функций произвольного внимания, памяти и других высших психических функций. У одной группы детей с задержкой психического развития преобладает интеллектуальная недостаточность, у других – эмоционально – волевые нарушения по типу психического инфантилизма .

Речевые нарушения при задержке психического развития обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного воздействия, а не локальным поражением речевого анализатора. Для детей с задержкой психического развития характерны различные нарушения речевой деятельности.  Отмечается более позднее развитие фразовой речи, даже в старшем дошкольном возрасте дети затрудняются в воспроизведении логико – грамматических конструкций, отражающих пространственные взаимоотношения. В собственной речи они употребляют в основном самые простые конструкции, что связано с бедностью их смысловых связей. С помощью языковых средств дети не могут выразить причинно – следственные, временные и другие отношения. Характерны выраженные затруднения в грамматическом и семантическом оформлении предложений. Характерное для задержки психического развития отставание в развитии аналитико – синтетической деятельности мозга проявляется в дошкольном возрасте в недостаточной сформированности звукового анализа. Устная речь старших дошкольников может быть лишена выраженных нарушений звукопроизношения и грамматического строя речи, но недостаточность звукового анализа во многом определяет специфические черты их отставания в речевом развитии.

К группе с задержкой психического развития относятся дети с церебрастеническими  состояниями, с психофизическим и психическим инфантилизмом, а так же дети, перенесшие в раннем возрасте тяжёлые и длительные соматические заболевания, приводящие к функциональной недостаточности центральной нервной системы.

Согласно данным исследователей , у значительной части детей этой группы органическая недостаточность центральной нервной системы связана с перенесённой в раннем детстве травмой мозга, которая часто протекает даже не замеченной – бывает не диагностирована.

Сюда же относятся дети с патологическим развитием личности по нервностеническому типу с явлениями психической тормозимости, психической инфантилизации. У детей с задержкой психического развития наблюдается некоторое недоразвитие сложных форм поведения, чаще всего при наличии признаков незрелости эмоционально – личностных компонентов, повышенная утомляемость и быстрая истощаемость , несформированность целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций, основных понятий и представлений.

По данным дефектологов более 50 % неуспевающих учащихся составляют дети с задержкой психического развития, начинающейся в раннем и дошкольном детстве.

В ряде исследований приводятся факты неподготовленности к школе по важнейшим психофизическим показателям 16-17 % детей от числа поступающих в школу.

Существуют данные, что было проведено обследование детей (около 3000 человек) – воспитанников подготовительных групп городских детских садов. Обследование показало, что не менее 20 % из них испытывает в той или иной мере затруднения в усвоении программы дошкольного учреждения. Тщательное медицинское обследование в дальнейшем позволило квалифицировать задержку психического развития у 50 % из их числа. Отставание у остальных детей явилось следствием либо общей педагогической запущенности начиная с ясельного или младшего дошкольного возраста, либо слабого здоровья с раннего детства.

Дети с задержкой психического развития, несмотря на значительную вариабельность, характеризуются рядом признаков, позволяющих ограничить это состояние как от педагогической запущенности, так и от олигофрении: они не имеют нарушений отдельных анализаторов, не являются умственно отсталыми, но в тоже время стойко не успевают вследствие полиморфной клинической симптоматики – незрелости сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушений работоспособности. Патогенетической основой этих симптомов, как показывают исследования учёных, клиницистов и психологов, является перенесённое органическое заболевание центральной нервной системы.

Перенесённое ребёнком органическое заболевание центральной нервной системы и оставшиеся его знаки ( резидуальная органическая недостаточность центральной нервной системы) служат патогенетической основой нарушения созревания тех или иных систем мозга, и в первую очередь лобных отделов. Недостаточность отдельных корковых функций приводит к парциальному нарушению психического развития, формирования познавательной деятельности ребёнка. При парциальной дефективности мозга, однако, потенциальные возможности психического развития, в частности развитие абстрагирующей и обобщающей функций интеллекта, могут быть более значительными, нежели у детей – олигофренов.

Наряду с затруднённым развитием познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития могут проявляться энцефалопатические синдромы – гиперактивность, импульсивность, а также тревоги, агрессии и т.п., что также свидетельствует об ограниченной недостаточности центральной нервной системы.

Вопрос о том, как связаны между собой расстройства интеллекта при задержке с расстройством эмоционально – волевой регуляции, является дискуссионным.

Так исследователи считают, что одним из определяющих симптомов у детей с задержкой развития является недостаточное развитие эмоционально – волевой сферы, по типу инфатилизма.  И выделяет несколько клинических вариантов инфатилизма: с недоразвитием эмоционально – волевой сферы при первично сохранённом интеллекте( наиболее лёгкая форма аномалии ); с недоразвитием познавательной деятельности , осложнённым нейродинамическими нарушениями; с недоразвитием познавательной деятельности, осложнённым недоразвитием речевой функции.

Так же исследователи считают, что церебральные астении, аффективная расположенность, психопатоподобные расстройства могут не только снижать работоспособность, усугубляя дефект познавательной деятельности при задержке психического развития, но и играть роль первопричины в возникновении задержки. И подчёркивают, что среди детей, страдающих астеническими состояниями в связи с функционально – динамическими нарушениями в центральной нервной системе, особое место занимают дети с вторичным инфантилизмом, входящих в сборную группу детей с временными задержками психического развития. У большинства этих детей имеет место повышенная утомляемость, истощаемость, что проявляется в понижении работоспособности, быстром выключении из деятельности, колебанием внимания, вялости, пассивности. У некоторых детей, напротив, повышенная утомляемость и истощаемость проявляется в возбудимости, неуравновешенности, в двигательном беспокойстве, суетливости. Но как бы не проявлялись астенические состояния, чаще всего они снижают обучаемость ребёнка, задерживают темп его психического развития. При отсутствии нужной медицинской и педагогической помощи эти дети могут значительно отставать в развитии от своих сверстников. Однако, этот вариант задержки наиболее лёгок в плане коррекции.

Более стойкими являются такие церебрально – органические формы задержки, которые уже изначально, первично несут в себе недостаточность познавательной сферы, дефектность её развития. «Для возникновения стойких форм задержки психического развития, требующих специальных методов обучения и коррекции, недостаточность интеллектуальных функций в том или ином её варианте является основным признаком» -

считают исследователи.

Другие проявления психоорганического синдрома – цереброастенические, неврозоподобные, психопатоподобные, психомоторная  возбудимость и т.д. – являются дополнительными, хотя несомненно усугубляющими нарушения интеллектуальной продуктивности.

Задержка психического развития представляет собой довольно распространённую форму аномального развития и во всех формах её проявления может поддаваться педагогической коррекции в таких педагогических условиях, которые соответствуют состоянию ребёнка.  Собранные исследователями научные данные в основном имеют отношение к детям младшего школьного возраста. Другие возрастные категории изучены в меньшей степени или не изучены вовсе, в особенности дети раннего и дошкольного периодов развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный урок английского языка"Дети России, дети Китая - дети общей планеты Земля!" (из опыта работы)

     В рамках установления и дальнейшего поддержания дружественных отношений между детьми и педагогами г.Белогорска(Амурской области) и г.Хэйхэ (КНР) был мной организован и...

Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте

Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...