проект рабочей программы по курсу "Речь и культура общения"
рабочая программа на тему

Черепанова Наталья Васильевна

             Проект рабочей программы по курсу "Речь и культура общения" для учащихся начальных классов школы-интерната. Данная программа реализует коммуникативно-деятельностный подход к речевому развитию детей и является основой для проведения уроков по данному курсу как компонента образовательного учреждения, для проведения уроков развития речи в рамках курса "Русский язык", для организации внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

               РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                         по курсу

          «РЕЧЬ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Речь во всем ее видовом многообразии является необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Повышение уровня речевого развития является одной из важнейших социально-педагогических проблем в современном начальном образовании. Ее актуальность обусловлена исключительной ролью речи в жизни человека.

     Новое время выдвигает новые задачи: воспитание коммуникативно развитого человека с активной жизненной позицией.

     Привить интерес к слову, правильно научить ученика слушать, говорить, читать и писать – ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ХХ1века.

     Развитие речи учащихся с ЗПР – одна из важнейших задач, которая решается специальной (коррекционной) школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Столь пристальное внимание к речевому развитию детей не случайно. Работая над исправлением, корригированием различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у детей с ЗПР познавательные способности, совершенствуем психические функции.

     От того, насколько будет сформирована речь учащихся с ЗПР, зависит успешность усвоения ими учебного материала по всем предметам, степень общего развития.

     Ни для кого неново то, что язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. А для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, т.е. обладать речевой культурой. Владение словом – это основа интеллекта ребенка. Мышление не будет развиваться без языкового материала. Поэтому начальная школа – наиболее важная ступень в овладении речи.

     Данный курс может являться ядром, но не единственным элементом системы речевого развития младших школьников с ЗПР. Поставленные задачи реализуются также и на уроках русского языка, литературного чтения, в процессе внеурочной деятельности и др.

     Обучение по данному курсу носит практический характер и основывается на организации активной речевой деятельности детей, их слушания  и чтения, говорения и письма.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И

                                                КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»

Главная цель занятий – РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ И АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, ФОРМИРУЕМАЯ НА БАЗЕ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ РЕЧЕВЕДЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.

     Задачи учебного курса состоят в следующем:

- учиться общаться;

- уметь слушать и говорить;

- оценивать свою и чужую речь;

- уметь импровизировать;

- учиться передавать информацию;

- умение поддерживать беседу;

- устанавливать контакт с окружающими людьми;

- уметь найти способ ухода от ссоры во время спора;

- уметь сочинить письмо, поздравление, скороговорку;

- формировать вежливую речь;

- воспитывать познавательный интерес к родному языку;

- развивать навыки учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных речевых задач;

- формировать навыки самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер;

- воспитывать у детей с ЗПР эмоционально-эстетическую отзывчивость, духовно-нравственные ценности в связи с развитием у них коммуникативно-речевых умений.

Основными КОРРЕКЦИОННЫМИ ЗАДАЧАМИ уроков развития речи и культуры общения для детей с ЗПР, являющимися основными ориентирами при подготовке к урокам являются следующие:

  • коррекция недостатков общего и речевого развития учащихся с ЗПР;
  • уточнение, расширение и систематизация круга представлений об отдельных предметах и явлениях окружающей действительности;
  • развитие наблюдательности на основе систематических заданий;
  • активизация интеллектуальной деятельности и речи учащихся с ЗПР;
  • развитие логического мышления, внимания, памяти;
  • развитие речевой активности детей во всех видах деятельности;
  • обогащение пассивного и активного словаря;
  • формирование и совершенствование уже сформировавшиеся функции и формы речи (в частности, диалогической речи);
  • развитие мелкой моторики;
  • формирование интонационной выразительности;
  • учить детей действию планирования в рассказывании (работать над фразой с использованием сюжетных картинок).

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ, ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ

                                 В КУРСЕ

     1. Основные идеи курса заключаются в осуществлении коммуникативно-деятельностного подхода к речевому развитию младших школьников с ЗПР, что предполагает реализацию основной функции языка – быть средством общения. Важнейшим условием работы по развитию речи, определяющим во многом ее эффективность, является внутренняя и внешняя речевая активность самого ребенка в процессе не только создания, но и восприятия речевых высказываний.

     В соответствии с коммуникативно-деятельностным подходом работа по развитию речи учащихся с ЗПР строятся в форме деятельности по решению речевых задач.

     Реализация данного подхода предполагает организацию работы по развитию речи как систематического курса, дающего детям с ЗПР возможность последовательно усваивать необходимые речеведческие понятия и формировать у них коммуникативно-речевые умения.

     2. В основе построения программы лежат идеи развивающего обучения. В условиях развивающего обучения важнейшие изменения в речи связаны со становлением учебной деятельности. Ее коллективно-распределенный характер порождает содержательные мотивы общения и с помощью учебного диалога ставит каждого учащегося в ситуацию конкретной коммуникативной задачи. Основой для активизации процесса развития речи учащихся с ЗПР становится единство учебной и речевой деятельности.

     3. Личностно-ориентированный подход к речевому развитию учеников с ЗПР предполагает создание благоприятных условий для самоопределения и самореализации ребенка, признания ценности его личности, развитие его способностей, в том числе и творческой интерпретации текстов и в создании собственных речевых высказываниях. Особая роль здесь принадлежит устным выступлениям детей перед аудиторией, создание книжек-малышек, защите своих проектов и т.д.

     4. Личностно-ориентированное образование тесно связано с осуществлением индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся с ЗПР. Каждый ребенок уникален. Соответствующая организация уроков речевого развития будет способствовать естественному темпу становления ребенка как автора.

     5. Реализация художественно-эстетического принципа предполагает отбор образцовых произведений для работы на уроках развития речи, способных раскрыть перед юным читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, пробудить чувства гармонии и красоты, воспитывать в ребенке собственное отношение к действительности.

     Этот принцип предполагает также активное установление межпредметных связей, особенно с изобразительным творчеством и музыкой, предполагающее интерпретацию ребенком образов, созданных средствами других видов искусства.

СИСТЕМА И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ КУРСА

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»

     Среди огромного разнообразия речевого материала только скороговорки могут быть использованы и направлены непосредственно на воспитание звуковой стороны речи. Скороговорки являются прекрасным материалом для улучшения дикции и тренировки произношения звуков. Роль скороговорки как речевого материала велика. Они не только обогащают нашу речь и пополняют активный словарь, но и учат вслушиваться в слова, замечать каждый звук, использовать слова-синонимы, упражняться в четком произнесении нужного звука.

     Скороговорки – это, как правило, небольшой по объему речевой материал, специально построенный на сочетании звуков.

     Заучивать скороговорки надо сначала в замедленном темпе, а затем постепенно его увеличивать. Скороговорки используются не только для преодоления и закрепления правильного произношения звуков во фразе и их дифференциации, но и в качестве упражнений для тренировки и совершенствования работы голосового аппарата, для выработки умения пользоваться различным темпом (быстро, умеренно, медленно), для системной работы над интонационной выразительностью речи детей с ЗПР: логическим ударением, вопросительными и утвердительными интонациями.

                         СТРУКТУРА УРОКА

     Структура уроков развития речи определяется необходимостью сформировать коммуникативно-речевые умения, обеспечить возможности полноценной речевой коммуникации.

     Распределение материала внутри урока может быть различным: оно зависит от этапа обучения, от сложности материала, от индивидуальных особенностей учащихся, систематичности и др. В этой связи, предлагаемые структурные элементы не следует воспринимать как единственно возможный вариант. Уроки развития речи предполагают творческий подход учителя к их подготовке и проведению. В то же время на каждом уроке должны быть представлены все виды речевой деятельности.

     В содержании каждого урока должны входить такие структурные элементы, которые связаны со структурой речевой деятельности: выстраивание мотивационной ситуации; ориентировка в речевой ситуации и предмете речи; постановка коммуникативно-речевых проблем; работа над планированием речевых высказываний; открытие способов решения коммуникативно-речевых задач; овладение способами восприятия и продуцирования речевых высказываний; творческие работы детей в роли автора или читателя и т.д.

  1. Речевая разминка

2.Восприятие и анализ образов речи

(создание речевой ситуации)

3.Обобщение наблюдений, выводы, научное оформление речеведческих понятий (термин, определение).

Краткая запись теоретических сведений

4. Организация речевой практики детей

5. Домашнее задание

(включает в себя знакомство со сказкой или разучивание любой скороговорки) 

      Так же развитию речевых навыков способствуют игры. Общение с детьми строится так, чтобы учащийся с ЗПР не только овладел определенной суммой знаний, но и мог бы в разумных пределах фантазировать, мыслить, изобретать.

     Пройдя программу данного курса, дети должны воспитать в себе привычку к изучению новых слов, к пониманию их смысла и осознанному правильному употреблению. Ребенок должен уметь определять свое речевое поведение в разных речевых ситуациях.

     Творческое содружество взрослого и ребенка развивает у учащихся с ЗПР интеллект, языковую интуицию и эмоционально-нравственную сферу.  

     Учителю необходимо способствовать преодолению у учащихся страха перед трудностями. А для этого к каждому ребенку необходим индивидуальный подход. Только педагог может способствовать «Чувству успеха» у учащегося с ЗПР.

СЕКРЕТЫ

ВОЛШЕБНИЦЫ

Р   Е   Ч   И

НИЧЕГО ВАЖНОГО НЕ ПРОПУСКАТЬ

НИЧЕГО НЕ ПУТАТЬ

ИЗМЕНЯТЬ МОЖНО ТОЛЬКО ОТДЕЛЬНЫЕ СЛОВА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Культура общения"

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Культура общения"...

Рабочая программа по дисциплине Основы культуры профессионального общения (профессия: Парикмахер)

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Основы культуры профессионального общения разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образован...

Проект рабочей программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культур») для 4 класса на 2019-2020 г

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культур») для 4 класса  соответствует требованиям Федерального госуда...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса ФГОС к Программе Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 9 год обучения.

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Культура общения»

Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования.Культура речи - особый раздел на...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Формирование культуры общения как условие нравственного становления школьника"

Цель: Формирование у школьников культуры общения, т..е. , образ жизни, ориентирующий растущего человека на нравственные ценности, выработанные опытом предудущих поколений.Задачи: формировать культуру ...